В каком комитете Верховного Совета Вы бы хотели работать в случае Вашего избрания?
Комитет по экономической политике, Комиссия по внешней политике.
Какие будут Ваши первые законопроекты?
О капитальном ремонте многоквартирного жилого фонда – есть вариант решения в близкой перспективе проблем в сфере капитального ремонта жилого фонда. При этом превратить эту сферу в точку роста экономики (инициатива готова).
О государственном планировании и о бюджетной системе – тут большой разговор. Коротко – нужен механизм принятия государственных управленческих решений, причем согласованных. Иначе как посредством внедрения планирования никто такие вопросы не решал. Бюджетная система является лишь одним из элементов такого планирования, поэтому законодательство о бюджете должно формироваться на более обширном законе о госпланировании;
О местном самоуправлении – в местном управлении над исполнителями должны довлеть интересы жителей того или иного населенного пункта, а не желание главы администрации потрафить председателю правительства или президенту.
О дорожном движении – все устали уже от «качелей» с правилами дорожного движения (инициатива практически готова);
Об общественных слушаниях – все вопросы, подобные спилу деревьев, закрытию школ, каких-то больших реконструкций и т.п. должны предварительно рассматриваться на общественных слушаниях. Кроме того – в рамках данного закона можно будет сформировать механизм подачи и рассмотрения петиций граждан;
Об открытости информации о деятельности органов государственной власти – органы государственной власти должны в обязательном порядке отчитываться обо всем приобретенном, проданном имуществе. Каждый год должен публиковаться отчет о приобретенном имуществе, источниках финансирования этого приобретения;
Какой конкретно закон из действующих на текущий момент Вы хотели бы изменить и почему?
Закон о бюджетной системе – необходимо исключить все лазейки, позволяющие правительству не предоставлять, отзывать концепции налоговой и бюджетной политики, а также сами бюджеты;
Конституция ПМР – необходим механизм всенародного отзыва президента, нужно отменить второй тур голосования по президенту – если кандидаты в президенты не набрали 51 % голосов, они не должны проходить «не мытьем так катанием» через второй тур, а должны утратить право на участие в текущей предвыборной гонке.
Закон о местном самоуправлении – необходимо прямое подчинение исполнительной власти на местах местным советам, чтобы они работали на интересы жителей того или иного города, а не на «вертикаль».
По каким критериям Вы будете оценивать исполнение своей предвыборной программы?
Чтобы кто не говорил – но по тому, как изменяется жизнь в населенных пунктах на округе.
Когда и каким именно образом Вы планируете отчитываться перед избирателями об исполнении своей предвыборной программы и о деятельности в ВС ПМР?
Из 5-летнего опыта – ежегодные годовые (а порой – полугодовые) отчеты, публикация отчетов в печатных СМИ, а также на персональном сайте.
Но, пользуясь случаем, скажу, что особенно избирателей эта тема не интересует. В межвыборный период на такие отчеты только немногие активисты приходят.
Экономика
Как Вы будете голосовать по вопросу принятия нового налогового кодекса, включающего в себя НДС, налог на прибыль и налог на имущество предприятий:
- Принять полностью
- Принять концептуально, с последующей доработкой
- Против принятия
Вопрос задан неверно.
Объясняю почему – вся эпопея с новым налоговым кодексом ничего общего с изменением налоговой системы (смены одной формы налоговых изъятий на другую) не имела – эта была попытка ввести дополнительные налоги под соусом «налоговой реформы». Налог на имущество должен был заменить действующий налог на доходы, а НДС вводился в дополнение к действующим таможенным пошлинам.
Нужно отдавать себе отчет, что налоговую реформу ПМР, видимо, все равно заставят провести, шантажируя потерей Европейского рынка. Вопрос в том, как это сделать – увеличивая налоговое бремя, либо сохраняя его на действующем уровне. Решать этот вопрос можно путем установления ставки НДС (она легко рассчитывается исходя из соотношения суммы налога на доходы таможенных пошлин и розничного товарооборота в республике. Пока не считал, но не думаю, что это будет 18 %). Кроме того, от налога на имущества и подавляющего числа таможенных пошлин, думаю, нужно будет отказаться. Нужно будет ввести акциз на экспорт электроэнергии (жирно будет всяким «Энергокапиталам» с НДС на экспорт жить).
В целом налоговую реформу провести – это не поле перейти. Балабольством про концептуальность тут не обойдешься. Тут должна быть серьезно проработанная программа смены одной налоговой системы на другую.
Если будет продолжаться «шевчуковщина» в этом вопросе – буду голосовать «против», как и голосовал до этого. Если будет нормальный, продуманный, отработанный вариант, а не собранный впопыхах симулякр – возможно, что и буду «за».
Но это все уже надо будет рассматривать после ухода «команды профессионалов». Налоги – это скальпель, который должен быть в руках опытного хирурга, а не……
Считаете ли Вы, что часть прибыли государственных предприятий должна поступать в государственный бюджет? Если да, то какой совокупный % прибыли госпредприятий должен перечисляться в бюджеты всех уровней?
Конечно, да. Смысл тогда государству быть собственником некоммунальных коммерческих предприятий. Для меня понятие «государственная» и «народная» тождественны. Будучи собственником государство должно получать дивиденды от этой собственности и использовать их на общественные нужды.
Думаю, что эта тема будет снята, если у нас будет законодательство о государственном планировании, которые будет предусматривать задействование всех ресурсов – и казенных/бюджетных и доходов от собственности.
Ваше отношение к индивидуальным соглашениям с частными предприятиями по тарифам (газ, вода, электроэнергия и т.п.)? Должны они устанавливаться индивидуально (с учетом различных соображений, полезности предприятия для государства и т.п.) или быть едиными для всех предприятий?
Эта «фишка» из опыта 90-х. Она не действует во благо народа после того, когда экономика достигает определенного уровня развития. Мы этот уровень уже прошли по моим оценкам – в первой половине 2000-х годов. Теперь должны быть одни общие правила игры. Исключения могут быть только для новых видов деятельности, которые для Приднестровья сегодня жизненно необходимы. Тут есть специальные формы – инвестиционное законодательство, механизмы свободных экономических зон и т.п.
Должны ли государственные предприятия получать более низкие тарифы, чем частные?
Тарифы на что? Я так понимаю, что речь идет об энергоресурсах.
Если это вертикально-интегрированные предприятия (как, например, в ЖКХ или какой-нибудь другой специфический рынок) – такой рычаг управления имеет право на существование. Если же это обычное предприятие, работающее на общем рынке вместе с другими предприятиями, то нет. Но, к слову сказать, что я все-таки склоняюсь к тому, что государству нечего искать в данных областях.
Должны ли государственные предприятия иметь преимущество в поставках продукции по заказу государственного бюджета перед частными предприятиями? В частности, если предлагаемая государственным предприятием цена на хлеб, молоко и т.п. продукцию, поставляемую в школы и детские сады, выше, чем цена на аналогичную продукцию, предлагаемая частным предприятием – с кем должны заключить контракт на поставку ответственные органы государственной власти?
В экономике есть понятие «эффект замещения», когда государственное вмешательство замещает частные инвестиции. Эти случаи как раз иллюстрирует данный эффект (Слободзейский хлебзавод – яркий пример). Кроме того, существует понятие «Х-издержки», возникающие вследствие неэффективного управления в крупных структурах. Государственный механизм управления более подвержен этому эффекту.
Поэтому, считаю, что такой подход, когда государство свою роль регулятора использует для продвижения интересов «своих» предприятий – ущербен для общества в целом. И частный бизнес и государственный работает в целях удовлетворения общественных потребностей. Поэтому должен быть единый подход, при размещении государственных заказов.
Можно ли в случае нехватки денег в бюджете для выполнения обязательств перед гражданами вводить новые налоги и сборы в течение календарного года указами и распоряжениями?
Нет.
Как Вы относитесь к введению офшорного сбора в 2015 году?
Вопрос задан неверно – оффшорный сбор никто не вводил. Введены специальные пошлины и специальный порядок оплаты услуг, получаемых от агентов, зарегистрированных в государствах, которые, по мнению нашего правительства, являются оффшорными.
Это введение незаконно, как по спецпошлинам, так и по «специальному порядку».
Оно вредно и для экономики, и общественно опасно. Т.к. государство как регулятор не должно нарушать устанавливаемые им же правила.
По разным оценкам из Приднестровья на заработки выехало порядка 100-150 тыс. человек. Какие меры должна включать миграционная политика по отношению к этой категории приднестровских граждан и членам их семей?
Никаких. Миграционная политика – это обязательно какие-то ограничения. Эти люди уехали не от хорошей жизни, дополнительные ограничения только ухудшат ситуацию.
Здесь нужно думать о том, чтобы в Приднестровье было приятно, удобно и выгодно жить. Как это сделать – тема большого и длинного разговора, а, самое главное, долгой и упорной работы (на первых порах – очень неблагодарной ).
Что конкретно вы планируете (если планируете) сделать для того, чтобы соглашение Молдовы с Европейским Союзом не вызвало проблем в экономике ПМР с 1 января 2016 года?
На уровне Верховного Совета тут особых рычагов нет. Тут все решается в рамках диалога с ЕС и РМ. Верховный Совет в этих диалогах не участвует (по Конституции).
Причем, очень многие возможности тут упущены. Е.В. Шевчука предупреждали о пагубности позиции декларирующей «суверенное право» РМ самостоятельно решать подобные вопросы.
Теперь, нужно будет подстраиваться под европейские стандарты качества. Вопрос состоит в том, чтобы в рамках взаимоотношений с ЕС ограничиться защитой интересов наших товаропроизводителей (т.е. свободной торговлей) и не скатиться ни в коем случае в «ассоциацию».
Должна ли быть в Приднестровье введена частная собственность на землю?
Нет. Вообще не вижу проблем в этой сфере. У нас право на землю по закону находится в свободном обращении. Указы, регламентирующие эти правоотношения, нужно привести в соответствии с законами и вы сможете свободно «продавать землю», «закладывать её» и т.п. и т.д. (де-юре – право на землю).
Законодательная сфера / Работа ВС
Будете ли Вы выступать за снятие неприкосновенности с:
• депутатов всех уровней
• членов Правительства
• Президента (подразумевается ответ по каждому пункту отдельно)
Депутатов всех уровней – нет. Знаю на личном опыте, что такое преследование по политическим мотивам. Говорить о снятии подобной неприкосновенности, считаю, могут только те люди, которые не понимают сути работы в Верховном Совете, либо уже «подружились» с действующим в республике «режимом» и попросту не будут защищать интересы своих избирателей. Кроме того, вокруг разговоров о депутатской неприкосновенности очень много политической спекуляции и мало практического осмысления.
Членов правительства – у них нет формализованной в законе неприкосновенности. Она обеспечивается только их лояльностью к президенту.
Президента – нет, хотя она у него в отличие от депутатов ВС ПМР, практически, абсолютная. Глава государства должен быть свободен в принятии решений. Для того, чтобы он не забывал о своей клятве, более эффективным будет введение механизмов отзыва данного должностного лица.
В последнее время ряд депутатов ВС своей неявкой на заседания сорвали работу главного законодательного органа республики. Будете ли Вы выступать за введение ответственности депутатов за неявку на заседания ВС, включая отзыв мандата?
Сегодня за подобные действия есть следующая ответственность – избиратели отказывают такому депутату в переизбрании на новый срок, либо отзывают его досрочно.
Неявку на заседания рассматриваю как форму политической борьбы. Именно, поэтому не намерен ничего в этом направлении менять.
Бюджет на 2013 год, принятый Верховным Советом, не был подписан Президентом. Как Вы расцениваете эту ситуацию?
Абсолютно незаконные действия. Расцениваю как действия Президента, направленные на получение каких-то политических дивидендов, на «распил» бюджета и внедрение механизмов рейдерского захвата собственности и перераспределения денежных потоков (ММЗ, РЦК, «Энергокапитал»).
Если Вы станете депутатом ВС и Президент не подпишет бюджет на 2016 год, каковы будут Ваши действия?
Информирование общественности, обращение в Конституционный суд с заявлением о признании неконституционной практики неподписания законов (кстати, такое обращение ВС ПМР уже есть в конституционном суде)
Должен ли Верховный Совет инициировать рассмотрение в конституционном суде вопроса об отмене указов и распоряжений Президента и Правительства, выпущенных как альтернативы законам ПМР?
Да. И не только – по таким случаям должны инициироваться прокурорские проверки, к должностным лицам, допускающим исполнение таких документов должны применяться меры ответственности.
Кстати, допускаю, что такие на подобные случаи не должна распространяться неприкосновенность президента – это узурпация власти, тягчайшее преступление.
Если Вы станете депутатом ВС и Президент или Правительство примут новые акты, вмешивающиеся в область законотворчества, каковы будут Ваши действия?
Инициация обращений в конституционный суд, инициация прокурорских проверок, обращения в Конституционный суд и иные суды как гражданина (про ОСАГО меня ни один автоинспектор за полгода даже не спросил и акта не составил – грешу на спецуказание).
Поддерживаете ли Вы инициативу Президента о переводе депутатов Верховного Совета на работу на постоянной основе и сокращение количества депутатов? Если да, то готовы ли в случае принятия этой инициативы добровольно сложить с себя депутатские полномочия?
Нет, не поддерживаю. Число депутатов вполне оптимально, для обеспечения неподконтрольности Верховного Совета исполнительной власти.
Из личного опыта – работа на постоянной основе ничего существенного не дает для качества принимаемых решений. Качество зависит от уровня подготовки подобного решения (который, зачастую, хромает – налоговый кодекс ярчайший пример), опыта, знаний и порядочности избранного депутата. Более того, депутаты, работающие на непостоянной основе очень часто являются очень ценными источниками информации для принятии решений. Если все будут работать на постоянной основе возможности полной информационной блокады ВС ПМР у исполнительной власти только увеличатся.
Свобода слова, цензура, право на информацию. Нужны ли изменения в законах по этому поводу? Если да – то что именно должно быть изменено?
Особых изменений не нужно. Самое главное, неукоснительно исполнять действующие законы. В этом случае ситуация очень быстро оздоровится.
Нужно ли пресекать попытки исполнительных органов власти и силовых ведомств оказывать давление на людей, высказывающих позицию, отличную от официальной? Если да, то каким именно образом?
В обязательном порядке. Включение механизмов работы действующего законодательства – широкой огласки нарушений, обращением в правоохранительные органы и суды.
Кому должна быть доступна детальная информация обо всех доходах и расходах государственных предприятий и организаций:
- всем гражданам Приднестровья (публиковаться в официальных источниках)
- депутатам Верховного Совета
- Президенту и правительству
(подразумевается ответ по каждому пункту отдельно)
Всем гражданам, включая депутатов ВС, президента и остальных чиновников. Для этого все-таки нужен закон «Об открытости информации о деятельности органов государственной власти».
Кому должна быть доступна детальная информация о движениях по так называемому “газовому счету”:
- всем гражданам Приднестровья (публиковаться в официальных источниках)
- депутатам Верховного Совета
- Президенту и правительству
(подразумевается ответ по каждому пункту отдельно)
Вопрос некорректен. Проблема сегодня не в информации по газовому счету.
Проблема состоит в том, что деньги до газового счета не доходят, а оседают на счетах посредников. Причин этому целый веер, в т.ч. и индивидуальные соглашения.
Должна ли быть обнародована информация о деталях передачи предприятий в госсобственность (в том числе Молдавского Металлургического Завода)?
Да. Хотя, сегодня это уже секрет Полишинеля.
Медицина. Медицина должна быть государственной или частной? Если смешанной, то по какому принципу и в каких пропорциях?
Должны работать в медицинской сфере и государственные, и частные учреждения. Впрочем, это уже давнишняя практика.
Финансирование лечения должно производиться из госбюджета или из личных средств больных?
Вопрос не полный. Какое лечение? Амбулаторное или стационарное. На текущем этапе – государство обязано обеспечить сохранение лечебной инфраструктуры и штата медицинского персонала. Медикаменты – бесплатно для тех, кому они жизненно необходимы (инсулин и т.п.).
Далее – внедряем страховую медицину. Не потому, что это панацея. А чтобы люди начали понимать цену собственному здоровью и заботиться о нем, везти ЗОЖ. Тут страховая медицина, по-моему, наиболее эффективный вариант.
Нужна ли Приднестровью страховая медицина?
Да, нужна.
Автострахование. Нужно ли в Приднестровье обязательное автострахование?
ОСАГО или КАСКО? Пока мы до этого не доросли, у людей попросту нет денег на это.
Должны ли регулироваться вопросы автострахования законом или достаточно распоряжений Президента и/или органов исполнительной власти?
По этому поводу есть нормы ГК ПМР, которые черным по-русски предусматривают обязательное страхование исключительно только на основании закона.
Образование
Предмет "Основы православной культуры" и альтернативные ему предметы должны быть:
• Дисциплиной обязательной программы
• Факультативом
• Исключены из образовательной программы.
Факультативным.
Госэкзамен в форме ЕГЭ:
• Оставить
• Вернуться к старой системе
• Нужна новая система госэкзаменов для средней школы
Что касается образования – мой идеал советская школа. Т.е. вернуться к старой системе.
Религия
Какой должна быть политика государства по отношению к православной церкви:
• Государство должно содействовать церкви в деле духовного воспитания граждан, в том числе оказывая поддержку льготами в налогообложении ее коммерческой деятельности
• Государство не должно оказывать поддержки или запретительных мер по отношению к церкви
• Государство должно запретить функционирование церкви на территории ПМР
Политика уже определена – церковь отделена от государства. Пусть развивается самостоятельно, но в режиме «наибольшего благоприятствования» (его по любому обеспечат ей прихожане-избиратели). Коммерческая сфера не деятельность церкви, поэтому никаких льгот тут не должно быть.
Какой должна быть политика государства по отношению к прочим религиозным общинам?
• Государство должно содействовать им в деле духовного воспитания граждан, в том числе оказывая поддержку льготами в налогообложении их коммерческой деятельности
• Государство не должно оказывать поддержки или запретительных мер по отношению к этим общинам
• Государство должно запретить функционирование этих общин на территории ПМР
Такой же самой, как и в отношении православной церкви. Если, конечно, это не тоталитарные и т.п. секты.