KOMMENT-PMRF3Сегодня интернет-журнал "ПМРФ – Приднестровье и Россия" начинает публиковать большую  работу стратегического характера, под которую специально 12 сентября 2021 г. был открыт новый телеграм-канал "Наше Приднестровье". Это одна из трех уже заявленных в ходе подготовки к выборам Президента ПМР 2021 г. больших аналитических работ о сегодняшнем положении ПМР. Одна работа (так назывемый "План перемен для Приднестровья", автором которого является Павел Карташов, в прошлом, до эмиграции из Приднестровья, помощник Председателя Конституционного суда ПМР), уже известна по публикациям, в частности,  на ПМРФ. Второй, так называемый "План демонополизации Приднестровья", автором которого является претендент на пост Президента ПМР, в прошлом – депутат Верховного Совета ПМР Анатолий Дирун,  пока не обнародован, автор обещает обнародовать его после официальной регистрации в качестве кандидата на пост Президента ПМР.

Новый план, который назван пока неизвестным автором "Приднестровье 2.0", сегодня предлагается вниманию читателей. Одна из наиболее привлекательных черт этого плана – обоснованный, убежденный  оптимизм по поводу дальнейшей судьбы Приднестровской Молдавской Республики. Качество, которое сегодня в ПМР в огромном дефиците. Отличие плана "Приднестровье 2.0" от Плана перемен для Приднестровья заключается в том, что если План П. Карташова предполагает федерализацию Молдовы с возвращением в нее ПМР, то есть реализацию известного "Плана Д. Козака", то "Приднестровье 2.0" ищет пути развития ПМР на основе северенитета и независимости республики. 

Неизвестный автор выказывает знакомство с Планом А. Дируна  и даже анализирует его.  Пока мы можем лишь догадываться, кто автор этой разработки, или какие силы стоят за этим огромным и интересным исследованием (пока не навязываем никаких оценок по существу). Есть разные предположения. В том числе, и такое, что следы каким-то непрямым образом тянутся от экс-Президента  ПМР Е. Шевчука. Вот несколько ключевых цитат в подтверждение этого предположения.

"В политике как в рыночной экономике – спрос рождает предложение. Когда в Приднестровье появился широкий общественный спрос на перемены, возникли люди (в лице Шевчука и других) которые на этот спрос ответили".

"Злая усмешка судьбы, что имея во главе страны этнического украинца Евгения Шевчука и главой Украины бендерчанина Петра Порошенко отношения ПМР с Украиной испортились что хуже некуда". 

"Как мы все знаем, ничего подобного не произошло. И не потому, что Владимир Воронин был более мягким к ПМР, чем Майя Санду. А потому что при власти в ПМР находился человек (как бы мы к нему не относились) у которого еще оставалось хоть какое-то понятие национальных интересов Приднестровья и его народа. А в 2017-м и по сей день у руля Республики остается команда людей, два десятилетия подряд не имевшая иных интересов, кроме безостановочного обогащения своего бизнеса".

"Пусть не везде и не до конца, но монополии как всепоглощающего явления (которое мы наблюдаем сейчас) при Шевчуке не было".

Подобных цитат и оценок периода Е. Шевчука очень много. В самом начале автор прямо говорит, что в 2016 г. на президентских выборах была совершена ошибка,  и что осознание народом совершенной ошибки является первым шагом к исправлению ситуации в ПМР. ПМРФ считает, что никакой ошибки в 2016 г. народом не было сделано. Перефразируя Глеба Жеглова из известного сериала, фигурально можно сказать, что Шевчуку надо было просто своевременно разбираться со своими женщинами. И события после его отстранения от власти стали развиваться негативно не потому, что он был ошибочно отстранен, а потому что в ПМР не существовало и не существует до сих пор условий для своевременного влияния на  первые, пусть даже самые малые отклонения властей от курса  их работы на благо народа и государства, а  не на потакание собственным хотелкам, набивание карманов и откармливание собственных рях, когда щеки уже на плечи ложатся и ушей не видно.  

Итак, встречайте "Приднестровье 2,0". По некоторой информации, этот план содержит более 50 глав. Пока обнародовано около 10.

 

1. О нашем проекте

 

В связи с этим хочется сказать одну очень важную вещь. Мы — не оппозиция. Мы — ПОЗИЦИЯ. Позиция, которой нет ни у действующей власти (философия которых проста — хапай всё пока есть возможность), ни у оппозиции, которая мало что может предложить кроме освобождения страны от Шерифа, когда необходимость такого освобождения понятна всем думающим людям страны. У нас есть своя позиция и по экономике, и по политике — как внутренней, так и внешней, и по медицине, и по налогам и по всем остальным сферам жизни ПМР.

Наш проект (только сейчас оформившийся в телеграм-канал) начался более 5 лет назад, летом 2016, еще при Шевчуке. Начался с мысли о том, что Приднестровское государство не достигло тех вершин, о которых мечтали приднестровцы в момент его создания не потому, что эти вершины невозможны, а потому что власть (что Смирнов, что Шевчук) и не ставили себе такой задачи, предпочитая получать личную выгоду из своего положения. А народ и общество просто не знали как сделать так, чтобы ПМР была современной и успешной. Просто опыта не было.

Такая задача и была поставлена нами. Выяснить — как этого можно достичь. За эти 5 лет была проделана колоссальная работа по сбору данных, перелопачены гигантские объемы информации — приходилось изучать как устроены транспорт, медицина, нефтегазовая сфера, металлургия, банки и финансы, — буквально все сферы жизни государства. Вплоть до полевой «экспедиции» в Днестровск в поисках следов железной дороги, которая когда-то шла от Молдавской ГРЭС до консервного завода «Октябрь» в селе Красное. Причем тут эта железная дорога — расскажем в одном из выпусков.

При всем уважении и кандидатам в президенты 2021 г. — им самим, а также их сторонникам и членам их предвыборных команд и не снилась та работа которая была проделана нами. Именно поэтому наши тексты всегда такие длинные — потому что результаты нашей работы и наших исследований невозможно описать двумя-тремя фразами вроде «улучшить, повысить, развивать то-то».

А что касается предвыборной поддержки. Главное не в том, чтобы люди поверили тому или иному кандидату. Главное, чтобы приднестровцы поверили в свою собственную страну. У нас ушло 5 долгих лет, чтобы снова в неё поверить. И этим капля за каплей мы теперь делимся с вами.  А всё остальное приложится.

 

За 30 лет существования Приднестровской Молдавской Республики ей десятки, если не сотни раз предрекали экономический, политический крах и скорую гибель её по-прежнему непризнанной государственности.

Но все эти 30 лет то ли чудом, то ли по закономерности Республике удавалось выживать и выстаивать под ударами судьбы. И тем не менее – именно сейчас страна оказалась перед лицом новых вызовов которые могут уже реально, а не в чьих-то фантазиях и страшилках привести к её исчезновению.

Сегодня Приднестровье стоит перед судьбоносной развилкой – или решительные, серьезные перемены и реформы, или бесславный конец, обесценивающий все труды и лишения, которые нес все эти годы народ Республики ради её процветания и благополучия.

О каких новых вызовах идет речь?

В первую очередь – это тяжелейший внутренний социально-экономический и политический кризис.

Уровень жизни в ПМР всегда был довольно невысоким, даже на фоне других постсоветских стран. Но все предыдущие годы уровень жизни в ПМР был примерно сопоставим с уровнем жизни в соседних Молдове и Украине. И лишь в последние 5 лет он стал стремительно отставать, в результате чего сегодня средний приднестровец живет уже ощутимо беднее среднего молдаванина и украинца, жителей беднейших по статистике стран Европы. Такое происходит впервые в истории ПМР. Республика по показателям доходов населения стремится уже к таким странам как Таджикистан и Киргизия, живущим почти исключительно за счет переводов мигрантов работающих заграницей.

Также налицо полноценный общественно-политический кризис.

Да, ПМР никогда не могла похвастаться развитой общественно-политической системой, высоким уровнем демократии, прав и свобод человека, свободы слова и независимости правосудия.

Но в последние 5 лет опять же впервые за всю историю Республики вся власть в стране и все её институты оказались тотально узурпированы одной политико-экономической группой в лице холдинга Шериф.

В стране полностью подавлена какая-либо организованная оппозиция, правосудие полностью деградировало в исполнителя воли Холдинга, выборы стремительно превращаются в фарс с безальтернативными кандидатами и "отсевом" на стадии регистрации всех, представляющих сколь-нибудь значимую угрозу для власти.

Средства массовой информации также всецело подконтрольны Холдингу и на фоне крайне сложной экономической ситуации в стране деградируют в сторону создания "параллельной реальности" где каждый день открываются новые фонтаны, памятники и скверы, в то время как реальные проблемы приднестровцев и их повседневная весьма нелегкая жизнь вообще исключены из повестки.

В Республике снова появились политзаключенные, но новой реальностью стали преследования не политиков и бизнесменов, а рядовых граждан за "оскорбление" действующей власти в Интернете, под которым подконтрольное правосудие подразумевает любую критику этой власти. 

Приднестровье за 30 лет существования сталкивалось со многими внутренними кризисами, но каждый раз преодолевало их для дальнейшего движения вперед.

И лишь в последние 5 лет масштаб негативных явлений в экономике и политике достиг такой величины, что большинство людей склонны считать что "такого безобразия не было никогда", а самое главное "так жить дальше нельзя".

Последние события с запретом приднестровских автомобильных номеров на Украине еще раз наглядно продемонстрировали что страна подходит к точке невозврата, а власть утратила всякую возможность хоть как-то помогать и защищать рядового гражданина.

Новые вызовы угрожают Приднестровью и извне.

Не далее как осенью 2020 года в результате короткой, но очень кровопролитной войны Азербайджан фактически уничтожил непризнанную Нагорно-Карабахскую республику, входившую наряду с Приднестровьем, Абхазией и Южной Осетией в "квартет" непризнанных (а потом и частично признанных) республик бывшего СССР, признававших друг друга из солидарности как "товарищей по несчастью".

Не будем вдаваться в подробности и предпосылки этой войны – это тема отдельного исследования и повествования, но в Карабахской истории приднестровцам очень важно помнить и учитывать следующие факторы

1) Армянская сторона фактически победила в первой войне начала 90-х, как и ПМР, добившись пусть непризнанной, но независимости Арцаха (Нагорного Карабаха). Однако в последующие три десятилетия Армения и Арцах "почивали на лаврах" той победы, а армянские власти отнюдь не спешили с построением сильной, эффективной экономики и современной армии. Все это сделал Азербайджан который дождавшись удобного момента, вызванного мировой пандемией нанес свой смертоносный удар.

2) Армянская сторона была уверена в том, что Россия поддержит её в случае вооруженного конфликта. И правда – ведь Армения это страна-член пророссийского ОДКБ, на территории Армении находится российская военная база, а незадолго до войны в Карабахе Армения даже отправляла небольшую группу своих войск в Сирию. И никто не обращал, или не хотел обращать внимание что Россия всегда официально заявляла – Нагорный Карабах является суверенной территорией Азербайджана.

Так и случилось в ходе этой войны. Позиция России была такова, что да, Армения союзник, но Карабах – это не Армения, а Азербайджан и единственной поддержкой России стал ввод миротворцев для спасения небольшого "огрызка" территории, бывшей когда-то непризнанным Арцахом.

Казалось бы – какие параллели могут быть с ПМР? Ведь на территории самой ПМР находятся российские миротворцы и российские войска ОГРВ, являющиеся гарантом мира на Днестре?

Особенность ПМР в том, что географическое положение делает её смертельно уязвимой от блокад соседних Молдовы и Украины. В этом случае не нужна никакая война. В свое время в 2006 году Молдова своим решением едва не уничтожила всю экспортную промышленность ПМР без единого выстрела.

И вот тут и возникают параллели с Карабахской историей, ведь Россия всегда официально заявляла и заявляет что ПМР – это Молдова. И какова будет официальная позиция России в случае очередного, не-военного наступления Молдовы на ПМР?

Сможет ли Россия сделать какие-то реальные шаги для защиты прав приднестровцев, кроме дежурных заявлений российского МИДа, которые разумеется никак не повлияли на позицию Украины, запретившей автомобильные номера ПМР?

Что мы имеем в итоге?

Внутренний кризис, которого не было все предыдущие годы.

Внешние угрозы, которых не было все предыдущие годы.

Сочетание этих угроз и создает на этот раз уже реальную опасность краха государственности Приднестровья. Только народ Республики, создавший её когда-то под грохот обрушающейся советской империи способен сегодня, во времена новых мировых катаклизмов, на пороге новой исторической эпохи, снова объединиться для спасения своей страны, которой нужно подарить новую жизнь.

Любые перемены начинаются с переоценки своих действий и осознания собственных ошибок.

Поэтому на витающий сейчас в воздухе вопрос "когда жизнь а Приднестровье наконец-то изменится к лучшему?" ответ один – тогда, когда народ в своей массе начнет критически оценивать свои решения.

Таким фатальным решением было проголосовать 5 лет назад за кандидата от Холдинга.

По-человечески можно понять, почему наши люди так сделали. Действительно Шевчука жутко не любили, а порой ненавидели. За -30% в первую очередь.

Других разумных объяснений тут нет.

Иначе как можно было поверить тем (я имею ввиду Холдинг, ведь все до последней бабули из деревни знали, что Красносельский это Шериф), кто все предыдущие 20 лет заботился  только о собственном богатстве вычищая всеми средствами любых конкурентов?

С какой стати они вдруг начали бы заботиться о людях?

Желание избавиться от "проклятого Шевчука" обернулось такой катастрофой, по сравнению с которой правление 2-го Президента со всеми его выходками порой вызывает ностальгию.

Люди дали себя обмануть. В результате мы получили все те кризисы, о которых описано выше.

Ключевой вопрос сегодня – насколько глубоко в приднестровском обществе понимание того, что люди сами виноваты в том, что привели к власти монополистического спрута?

От этого зависит судьба предстоящих выборов и судьба всей страны.

Люди ошибаются. Это естественное свойство любого человека. Но без осознания, что это мы ошиблись, а не "проклятый Красносельский не сдержал обещаний" – не будет никаких перемен.

Холдинг всегда был самим собой. И все приднестровцы знали его повадки. Поэтому как не странно – к нему особых вопросов нет.

Вопрос теперь к нам – как отцепить этого спрута от власти, который очевидно засел там всерьёз и надолго.

Первый шаг, как уже было сказано – осознание народом своей ошибки.

https://t.me/NashePMR/53

 

2. Главный парадокс 30-летнего развития ПМР

 

Одна из самых частых характеристик жизни в ПМР, которую можно услышать от простых жителей Республики – у нас ничего не меняется. Приднестровцы уже десятилетиями живут в ощущении, что жизнь проходит где-то там, в больших далеких городах и столицах – а у нас перманентный застой и безнадега.

Казалось бы – это судьба любой захолустной провинции, хоть российской, хоть американской, хоть китайской.

Но в том-то вся и загвоздка, что ПМР – это государство. Да, непризнанное, да – пока еще слаборазвитое, но государство.

И в этом заключается главный парадокс всей 30-летней истории страны. Приднестровье по какому-то будто злому року несет лишь те проблемы, которые свойственны небольшим странам, но при этом абсолютно не пользуется преимуществами, которые у таких стран есть по сравнению с большими государствами.

И главное из таких преимуществ – возможность быстрых и решительных перемен и реформ.

Я думаю не стоит объяснять, что любые изменения, реформы, меняющие образ жизни, привычки и повседневный быт людей гораздо легче проводить в малых государствах, чем больших.

Кроме того, проведение реформ всегда осложняется этнической, религиозной, и географической неоднородностью страны. Ничего подобного в ПМР нет – несмотря на национальное многообразие подавляющее большинство приднестровцев принадлежит к одному этно-культурному русскоязычному типу. 

Также любые реформы и перемены крайне сложно насаждать в обществах с сильной исламской религиозной культурой, но и это опять не про ПМР.

Получается, что Приднестровье практически идеально приспособлено для реформ и перемен, но именно их категорически отказывается проводить все 30 лет своего существования, вместо этого все глубже копая яму для своей и без того хрупкой непризнанной государственности.

10 лет назад на постсоветском пространстве произошла смена общественного запроса – людям нужна была уже не просто стабильность после лихих 90-х, но и уверенное развитие.

Это прошлось по всем странам – в России это вылилось в весьма драматичные думские выборы 2011 и последовавшие протесты, в Молдове это привело к завершению эпохи Воронина, а в Приднестровье – к завершению эпохи Игоря Смирнова.

Теперь в наших странах формируется уже следующий общественный запрос – запрос на нормальную власть.

Люди уже не готовы как раньше жить по принципу – "пускай они там на верху свои делишки вертят, да, воруют,  но главное пусть делятся, и нас – простых людей не трогают, не вторгаются в нашу жизнь. А что там у них – не наше дело."

Общество изменилось. Везде. Даже в Белоруссии.

Теперь разговор народа с властью звучит так:

"Хватит. Мы не собираемся терпеть ваши беззакония. Мы не ваши подчинённые – мы ваши работодатели. Это вы должны нас слушать и выполнять нашу волю, а не мы вашу"

Все больше людей понимают простую истину – нет никаких государственных денег. Все что есть в бюджете – это деньги самих граждан, налогоплательщиков.

В политике как в рыночной экономике – спрос рождает предложение. Когда в Приднестровье появился широкий общественный спрос на перемены, возникли люди (в лице Шевчука и других) которые на этот спрос ответили.

Но из-за волюнтаризма и самодурства, а также совершенно провальной кадровой политики Евгения Шевчука полномасштабных перемен в ПМР которых хотело общество так и не произошло. Возник естественный в таких случаях запрос на возврат к прежней жизни, что и выразилось в победе Вадима Красносельского на выборах 2016 года.

Но дважды войти в одну реку нельзя, и поэтому вместо реки приднестровцы вошли в застоявшееся дурно пахнущее болото олигархическо-монопольной автократии. 

Поэтому приднестровцам сейчас не до каких-то высоких целей. Единственная реальная задача теперь – выбраться из этого болота.

https://t.me/NashePMR/8

 

3. Держи вора!

 

Это самый популярный и беспроигрышный политический прием.

Он работал всегда и во всем мире. Самый простой способ заработать дешевую популярность – рассказать людям что их обокрали и обобрали. Независимо от того, насколько это соответствует истине.

Вы́ученная беспо́мощность, также приобретённая или зау́ченная беспомощность — состояние человека или животного, при котором индивид не предпринимает попыток к улучшению своего состояния (не пытается избежать отрицательных стимулов или получить положительные), хотя имеет такую возможность.

Именно в таком состоянии находится приднестровское общество уже долгие годы.

Постоянная зацикленность на том что "мы ничего не сможем", "от нас ничего не зависит", "мы маленькие, непризнанные, зависимые от всех" разрушает общество, убивает здоровые творческие силы людей которые могли бы изменить страну, но на любую здоровую инициативу слышат вокруг лишь усмешки – "ну ты дурак, у тебя ничего не получится".

Мы привыкли уже так думать, и не от этого ли мы так хреново живём?

Иные скажут – сколько людей уже пытались что-то сделать но их усилия пошли прахом.

Но это вопрос к нам всем. Не мы ли в этом виноваты? Поддержали ли мы тех, кто был готов изменить жизнь, или оставили их один на один с системой? Может, для успеха перемен нам нужно объединяться, а не бороться по-одиночке?

Так устроен коллективный характер человеческих масс. Людям всегда проще поверить что они живут бедно потому, что власть залезла им в карман, а не потому, что их страна, экономика и повседневная жизнь устроены неправильно. И поскольку первое и второе явления нередко идут параллельно, а в странах с низким уровнем жизни (включая ПМР) – повсеместно, то борьба с коррупцией – реальная или декоративная часто вытесняет и подменяет собой проведение настоящих реформ, которые могут изменить страну.

Простой пример из медицины. Ожирение человека ведет к проблемам многих внутренних органов, в первую очередь сердца. Боль в сердце, одышка, потливость – вот на что в первую очередь обращает внимание человек и с чем пытается бороться. Но это лишь следствие основной проблемы, а не её причина. Побороть симптомы с помощью таблеток кое-как можно, но вы никогда не справитесь с первопричиной, пока не начнете правильно питаться, заниматься спортом, вести здоровый образ жизни. Но все это трудно – хочется как раньше валяться в кресле, жевать гамбургеры и запивать колой.

Также и проблема воровства и коррупции в государстве. Вы не справитесь с коррупцией тюрьмами, решетками, расстрелами и отставками пока не поборете первопричины – отсталое, неэффективное государство, неправильная модель экономики, неправильная политическая система. Но изменение всего перечисленного это трудный процесс, требующий упорного труда и консолидации  всего общества. Тяжелой работы над собой и над своими недостатками.

Никто не спорит с тем, что борьба с коррупцией крайне необходима. Но как было сказано выше, она должна идти как минимум ВМЕСТЕ со всесторонним реформированием страны, а не ВМЕСТО этого.

Настоящую, а не дешевую популярность политический лидер может завоевать только тогда, когда предложит своему народу настоящий, конкретный и осязаемый образ будущего, нарисует портрет такой страны, в которую всем захочется попасть (и даже приложить для этого свои личные усилия), а не просто рассказы о том, что "кругом одни жулики, но выберете меня, и я не буду воровать". Стоит ли удивляться, что выбирая такого рассказчика граждане потом диву даются коррупционным аппетитам нового хозяина президентского кабинета, которые зачастую превышают аппетиты его предшественника?

Почему мы (канал Наше Приднестровье) верим в светлое будущее ПМР?

Да и не просто верим – мы в этом совершенно не сомневаемся!

Потому, что мы глубоко проанализировали все процессы, которые происходили в нашей стране последние 30 лет и несмотря на всеобщую апатию граничащую с депрессией мы можем уверенно сказать – Приднестровье на правильном пути. Да, да  – вы не ослышались. Мы сейчас говорим не про внутриполитический курс  нынешней власти. Мы говорим о глобальных процессах. Сам поток истории несет ПМР в единственную возможную и оттого правильную сторону – в сторону осознания и принятия собственной независимости и исключительности (имеется ввиду отличия от других).

И хотя, как мы уже писали на этом канале – многим (особенно со стороны) кажется, что в ПМР ничего не меняется – это не так. Меняется, и очень даже сильно.

Сегодня Приднестровье находится на историческом переломе между второй и третьей фазой своего исторического развития и формирования национального самосознания приднестровцев как народа. Об этом мы сейчас и расскажем.

Сегодня про первую историческую фазу.

Первый этап развития ПМР был с конца 80-х до середины 2000-х годов. Суть в том, что ПМР на этом этапе строилась как "альтернативная Молдова", как продолжательница советской Молдавии. Именно поэтому ПМР взяла герб и флаг МССР, да и само слово "молдавская" в названии. Идея была в том, что Республика Молдова "продалась" проклятым румынам, а мы, приднестровцы сохранили "настоящую" советскую Молдавию с молдавским языком на кириллице, дружбой народов, серпом и молотом и т.п.

Именно по этой причине ПМР в 90-е и начале 2000-х годов активно подписывала разные документы как декларация 1997 о "едином государстве" или меморандум Козака в 2003 году.

Этот проект начал выдыхаться в начале 2000-х годов по нескольким причинам.

Во-первых стало ясно, что СССР развалился окончательно и бесповоротно. Возврата назад не будет.

Во-вторых стало ясно, что Молдова не присоединится к Румынии в обозримой перспективе,  а именно присоединение к Румынии и было главным страхом Приднестровья. В Молдове к власти пришли коммунисты и Воронин которые активно ругали Румынию и пытались дружить с Россией. То есть ровно то, чем занималась ПМР всё это время.

В третьих отчасти стало ясно, что сами молдаване как на правом так и на левом берегу Днестра уже привыкли к латинской графике и румынскому языку. Педалировать тему "настоящей, не прорумынской" Молдавии стало нечем.

В результате идея о том, что Молдова – это рабы Румынии, а ПМР – настоящая Молдавия – полностью сошла на нет. Нужна была новая идея.

Так начался второй этап развития ПМР.

С середины 2000-х годов, на фоне обострения между ПМР и РМ в 2001-2006 гг. на авансцену выходит новая идея – ПМР – это Россия. Мы вовсе не "правильная Молдавия", мы вообще не Молдавия – мы – Россия. Эта идея была живо подхвачена народными массами и референдум 2006 годы тому яркий показатель.

Начиная с этого времени ПМР на переговорах с Молдовой отказывается обсуждать политический статус и на все претензии отвечает одинаково – мы идём в Россию. Ну, с независимостью в качестве "технического этапа" для присоединения к РФ. Так было с Крымом который 1 день побыл "независимой республикой" которую потом и приняли в РФ.

Потом был 2008 год когда Россия признала Абхазию и Южную Осетию. В ПМР был огромный подъем – думали сейчас признают и нас. Новый пик пришёлся на 2014 год когда РФ присоединила к себе Крым. Казалось что вот-вот и на нашей улице будет праздник. Но только думающие люди тогда говорили приднестровцам – не стоит радоваться. Для вас это будет во вред, причем существенный.

Так и получилось. Никто разумеется не признал ПМР. А Украина в свою очередь отомстила Приднестровью за пророссийскую, а скорее даже прокремлевскую позицию. Злая усмешка судьбы, что имея во главе страны этнического украинца Евгения Шевчука и главой Украины бендерчанина Петра Порошенко отношения ПМР с Украиной испортились что хуже некуда.  ПМР оказалась фактически на осадном положении. Тысячи людей оказались вообще заперты в ПМР – в Украину их уже не пускали с паспортами РФ, а в Молдову тоже не все могут свободно въехать. Точнее выехать из РМ не проблема, а вот вернуться обратно с паспортом РФ и без молдавского вида на жительство – уже бывает довольно сложно.

В общем, результат оказался совсем не тот, который ожидали. Из-за событий в Украине положение ПМР резко ухудшилось. И тут выяснилось, что Россия помочь ПМР практически ничем не может. Прошло уже почти восемь лет с момента крымских событий, а на приднестровско-украинском направлении всё только ухудшается. И недавний запрет автомобильных номеров – еще одно тому подтверждение. Конечно, Украина всегда подыгрывала Кишиневу в борьбе против ПМР – так было и в далеком уже 1991 когда в Киеве был арестован Смирнов и выдан молдавским силовикам, и в 2006 и в другие годы.

Но до полноценной игры за Молдову на приднестровском направлении Украина не доходила. Теперь, из-за конфликта с Россией это случилось.

Весьма характерно, что именно российско-украинский кризис стал точкой, после которой ПМР стало относить все дальше от России. Открытие европейских рынков для приднестровской продукции, которое произошло в это же время лишь ускорило переориентацию приднестровской экономики в сторону Запада.

Но главное даже не это.

В событиях 2014 года пожалуй впервые за все годы существования ПМР произошел видимый раскол между интересами России и интересами ПМР. Можно даже сказать шире – стало впервые явственно видно, что у ПМР в принципе могут быть свои национальные интересы, и они могут отличаться от российских интересов в этом регионе. Ведь с 2014 года Украина для России – одна из главнейших геополитических проблем и постоянный источник раздражения и любых враждебных действий. А для Приднестровья – Украина в первую очередь сосед, а также важнейший транзитный путь через Одесский порт на внешние рынки. Сосед, от политики которого зависит и будет зависеть очень многое в приднестровском вопросе.

Говоря простым языком Россия могла себе позволить пойти на открытый конфликт с Украиной. А для Приднестровья такой конфликт стал бы национальной катастрофой. Не говоря уже о простом факте что каждый третий приднестровец – этнический украинец.

В результате, раскол по линии Россия – Украина неизбежно вызвал удар и по связям между Россией и ПМР. Причем в прямом смысле слова – в виде прекращения транзита российских военных и миротворцев через территорию Украины.

Определенное влияние на ослабление этих связей оказали и внутрироссийские события. Двукратный обвал рубля, падение реальных доходов населения России (признаваемое властями РФ) и неоднозначные внутриполитические решения, вроде пенсионной реформы а также усилившиеся до предела гонения на любых несогласных – все это пусть и очень слабым эхом но отзывалось и в Приднестровье, размывая образ России как примера для подражания и внутриполитического ориентира.

Никто не сомневается в готовности России защитить Приднестровье в случае военного конфликта. Но военного конфликта нет уже 30 лет, а экономическая ситуация в ПМР все также оставляет желать лучшего с тем лишь различием, что последние 5 лет она стала заметно хуже чем даже у отнюдь небогатых соседей республики. И общее безразличие официальных лиц РФ (за исключением дежурных фраз дежурных политиков) к ситуации в Приднестровье, а то и безграмотный "одобрямс" действующей власти ПМР, давно утратившей поддержку народа, вызвал переоценку приднестровско-российских отношений даже у тех, кто до этого безоговорочно поддерживал любые действия Москвы без оглядки на то, как они скажутся на Приднестровье и самих россиянах.

В результате в общее апатично-депрессивное состояние приднестровского общества добавились новые ноты – "России мы не нужны. Россия про нас забыла. В России полно своих проблем – наши проблемы она точно решать не будет".

На этой волне происходит закат второго исторического этапа развития Приднестровья, в ходе которого республика стремилась в Россию, но бурный поток исторических событий, вызванных во многом действиями самой России преградил Приднестровью этот маршрут. И сегодня на наших глазах происходит переход Приднестровья к третьему этапу своего бытия. Финалом которого станет завершение Приднестровского конфликта и признание приднестровской независимости. Не сомневайтесь – исторические законы неумолимы. Все что должно произойти – когда-нибудь произойдет.

https://t.me/NashePMR/16

 

4. Что нужно, чтобы Приднестровье стало Сингапуром

 

Третий этап становления приднестровской государственности еще не начался.

И чтобы понять этот этап – самое место рассказать вам про Сингапур. В современном мире Сингапур стал именем нарицательным. Как Мерседес в мире автомобилей. Хотим сказать – современное, высокоразвитое, безопасное и высокотехнологичное государство – говорим Сингапур. Это слово стало символом успеха и процветания. Даже люди далекие от географии, экономики и политики знают что в Сингапуре все очень хорошо. А многие слышали имя Ли Куан Ю – отца-основателя сингапурского экономического чуда.

Что характерно – в бывшем СССР о Сингапуре и Ли Куан Ю обычно вспоминают в контексте борьбы с коррупцией, в том числе знаменитую фразу последнего "хочешь победить коррупцию – посади трех друзей".

Но как мы уже писали ранее на нашем канале – коррупция, которую побороли в Сингапуре была лишь одним из сотен достижений этой страны. Да и получилось её побороть именно потому, что Сингапур стал современной высокоразвитой страной.

А начиналось это развитие – с рыдания. Да, именно с рыдающего в прямом телевизионном эфире Ли Куан Ю. И причиной рыдания будущего отца нации была – вы не поверите – независимость Сингапура. И это не были слезы радости – это были слезы разочарования и отчаяния.  Казалось бы – независимость – это же праздник. Радоваться надо и веселиться, а не реветь.

Да вот только Сингапур не хотел никакой независимости. Точно как и ПМР.

Сингапур был окраиной и задворками гигантской Британской Империи, как и Тирасполь -  Российской, а потом Советской империи. Жители будущего государства-успеха не собирались строить какую-то свою государственность. Они просто хотели жить как обычно и заниматься привычными делами.

Когда им на головы, как и приднестровцам, обрушился распад великой Империи.

В результате развала Сингапур оказался в составе нового молодого государства – Малайзии. И как часто бывает в новых молодых государствах, раз даже Молдова не избежала этой участи, в новоиспеченной стране начался разгул национализма.

Ведь большинство населения Сингапура составляли (и составляют) не малайцы, а китайцы. В результате простые сингапурцы быстро ощутили на своей шкуре что значит оказаться гражданами второго сорта в своей собственной стране.

Ставший лидером тогда еще малазийского Сингапура Ли Куан Ю отчаянно пытался договориться с центральными властями об автономии и уважении китайского и английского (как межнационального) языков, но центральное правительство недвусмысленно указывало ему, не-титульному гражданину на его место "возле параши".

Все закончилось трагедией, как тогда казалось самим сингапурцам. Их просто выгнали вон, отделив в 1965 году от Малайзии. Выгнали "голыми на мороз" – в Сингапуре не было ничего – ни ресурсов, ни промышленности, ни инфраструктуры. Только горстка холмистых островов.

Именно поэтому Ли Куан Ю плакал в телеэфире когда его спрашивали о том, что теперь будет с новорожденной страной.

Но слезы будущего гения государственного строительства продлились недолго.

Недаром в китайском языке один и тот же иероглиф обозначает понятия "кризис"  и "возможность".

Ли Куан Ю выбрал второе. И настроил народ Сингапура на то, что распад великой Империи и их вынужденная независимость – это не только трагедия, но еще и возможность. Возможность построить страну мечты, на которую будет равняться и которой будет завидовать весь мир.

Я думаю, вы понимаете к чему мы клоним.

Да. Третий этап развития Приднестровья – это этап принятия и переосмысления приднестровской независимости, пусть и непризнанной.

Третий этап – это переход от бесконечной и бессмысленной ностальгии по прошлому, которое, каким бы оно ни было – уже не вернешь, к началу подлинного государственного строительства. Строительства не на идее "осколка", "форпоста" или еще чего-то подобного.

А на идее создания успешного, высокоразвитого, признанного и независимого Приднестровья.

Как небольшой спойлер к нашему завтрашнему большому материалу можно сказать что Приднестровье не стало Сингапуром не потому, что кто-то украл вложенные Россией 7 миллиардов долларов.

А потому, что Приднестровье несмотря на 30 лет самостоятельного опыта государственности так и не пришло еще к пониманию, что вынужденная (а она была вынужденной – мы все это знаем!) независимость – это не только тяжелое испытание, и не проклятие непризнанности, а в первую очередь возможность построить своими руками успешную счастливую страну.

И этой возможностью надо лишь правильно распорядиться.

https://t.me/NashePMR/20

 

(Продолжение следует)

Поделиться ссылкой
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники