См. начало

 

5. Нейтральные номера.

История дипломатического "успеха", на деле оказавшегося самой грандиозной сдачей интересов страны и её граждан.

 

Что не так с этими нейтральными номерами? Какой механизм уничтожения автомобильной независимости ПМР был заложен в соглашение, подписанное приднестровской дипломатией? Почему стало возможным подписание такого документа со стороны ПМР и вообще что это было – глупость или измена? (спойлер – и не то, и не другое)

На протяжении многих лет "автомобильная независимость" – наличие собственных автомобильных номеров, водительских прав, системы учета и регистрации автомобилей и самостоятельная таможенная политика по импорту авто была одним из немногих атрибутов ПМР как настоящего государства, признаваемых за границей. Простой приднестровец, чей даже гражданский паспорт не признается нигде, мог тем не менее на своем приднестровском автомобиле и с приднестровскими водительскими правами спокойно колесить по дорогам Киева, Москвы, Одессы и Минска.

1 сентября 2021 приднестровские автолюбители обнаружили, что теперь дальше Кишинева и Первомайска уехать на своем автомобиле на приднестровских номерах (а это 95% автолюбителей ПМР) действительно невозможно. Украина все-таки ввела много раз откладывавшийся запрет на автономера ПМР, разрешив лишь нейтральные номера и водительские права признанных стран.

Так началась первая за 30 лет блокада Республики, осуществленная по документу, подписанному и одобренному властями ПМР. Как такое могло произойти?

С конца 2017 года то там, то тут стали появляться сообщения о грядущем запрете Украиной автономеров ПМР. Вскоре стало известно, что приднестровская дипломатия ведет переговоры с Молдовой и Украиной об учреждении т.н. "нейтральных номеров" с которыми приднестровские автовладельцы смогут пересекать границу не только Украины, но и всех остальных стран мира, включая страны ЕС. Подавалось это так, что нейтральный номер – это будет просто номер без приднестровской символики, так раздражающей Молдову и Украину, а в остальном все останется как прежде.

В итоге 24 апреля 2018 года было подписано то самое "Протокольное решение Приднестровья и Молдовы об участии транспортных средств из Приднестровья, не осуществляющих коммерческую деятельность, в международном дорожном движении". Тогда это преподносилось как дипломатическая победа в том ключе, что Украина и Молдова хотели вообще запретить наши  номера, но приднестровским дипломатам удалось героически выбить компромиссное решение и всё будет хорошо. Не говорили правда, что все хорошо стало пожалуй только у молдавских переговорщиков – они наверняка получили хорошее поощрение и продвижение по службе, потому что подписанный документ целиком и полностью был составлен в интересах Молдовы по лишению Приднестровья последних элементов реальной независимости и всестороннему подчинению официальному Кишиневу во всех сферах. Давайте разберемся, почему это именно так.

Первое что нужно понимать о "нейтральном номере" – то, что это молдавский номер, только без символики Молдовы и выдаваемый в ПМР. Молдавский – это принадлежащий Молдове, который выдает (или не выдает – если захочет) Молдова и с которым не совместимы какие-либо приднестровские документы, в первую очередь водительские права.

Это сразу ощутили на себе приднестровские автовладельцы на территории Украины, которых тут же стали регулярно штрафовать за езду с автомобильными правами ПМР. Ведь с подписанием Соглашения автоправа ПМР в Украине мгновенно утратили легитимность.

Но главная уловка, которая была заложена в Соглашении – это разделительная дата 24 апреля 2018 года. Так, все автомобили ввезенные в ПМР после 24.04.2018 для получения нейтрального номера должны быть зарегистрированы в таможенных органах Республики Молдова. То есть по сути ничем не отличаются от обычных автомобилей на которых ездят жители РМ.

Единственное – авто из ПМР пока что (как таможню в Кучургане) временно освободили от уплаты таможенных пошлин в бюджет РМ. Но это пока, до поры до времени. Просто не наступил еще нужный момент.

Этот момент наступит, когда со временем в ПМР почти не останется автомобилей, ввезенных до 24 апреля 2018 года. И тогда на автомобильной независимости ПМР будет поставлен окончательный крест. Вряд ли на номерах ПМР будут пускать даже в саму РМ на правый берег. Так получилось, что приднестровская дипломатия сама подписала документ, закладывающий мину замедленного действия под всех приднестровских автовладельцев. Ведь на протяжении двух десятилетий таможенные пошлины на подержанные автомобили в Приднестровье были значительно ниже молдавских, что наряду с заметно более низкими ценами на жилищно-коммунальные и некоторые другие услуги было одним из преимуществ ПМР над РМ. Не удивительно, что Молдова давно мечтала покончить с этим, и вот настал её час.

И тогда, в 2018 году и сейчас приднестровские власти и дипломаты заявляли и заявляют, что "нас вынудили подписать это соглашение, иначе бы вообще запретили номера ПМР, а так хоть какой-то выход". Но мы-то помним, что это далеко не первое наступление на автомобильную независимость ПМР.

Со страниц Истории:

"8 ноября 2007 года Молдова официально заявила, что с 1 января 2008 года приднестровскому автотранспорту будет запрещено пересечение границ Украины и Румынии, а с 1 января 2009 года автотранспорт на номерных знаках ПМР будет запрещен и на территории Республики Молдова. Всем приднестровским автовладельцам было предписано растаможить и поставить на учет в РМ свои автомобили в течение 6 месяцев, уплатив за них полную молдавскую таможенную пошлину, которая в том время была в 4 раза выше, чем в ПМР"

Как мы все знаем, ничего подобного не произошло. И не потому, что Владимир Воронин был более мягким к ПМР чем Майя Санду. А потому что при власти в ПМР находился человек (как бы мы к нему не относились) у которого еще оставалось хоть какое-то понятие национальных интересов Приднестровья и его народа.

А в 2017-м и по сей день у руля Республики остается команда людей, два десятилетия подряд не имевшая иных интересов, кроме безостановочного обогащения своего бизнеса. Недаром говорят, что из хороших бизнесменов – никудышние политики, а из хороших политиков – никудышние бизнесмены.

Будучи нацеленными исключительно на бизнес-интересы своего Холдинга, правящая команда ПМР оказалась абсолютно уязвимой перед любым давлением извне, что и проявилось в подписании абсолютно провального и откровенно предательского соглашения об автомобильных номерах, которое очевидно предстоит денонсировать будущей власти. Блокада со стороны Украины уже есть, так что терять все равно уже нечего, кроме позора бездарной власти, проявившей недопустимую слабость и сдачу интересов страны и её граждан, заблокированных теперь без возможности даже доехать до моря.

Отвечая на изначальный вопрос – что это было? Глупость или измена? Можно с уверенностью ответить – это была слабость. Слабость и трусость людей не имеющих никакой компетенции управлять этой страной.

Многие читатели наверняка хотели бы спросить – а на самом деле – что могла предпринять ПМР, чтобы избежать запрета Украиной своих автомобильных номеров. Ну не подписали бы соглашение, так украинцы еще бы в 2018 году их запретили. И что тогда делать? Наши 18 танков на Киев? Или бомбить Одессу с нашего Ан-2?

Надо очень четко понять. У данного запрета один заказчик и выгодоприобретатель – официальный Кишинев. Именно власти Молдовы являются главными "архитекторами" новой автомобильной блокады, и как показал текст этого соглашения – они подошли к вопросу очень мастерски, искусно. Украина – всего лишь инструмент. Это просто азы политики – все грязные дела надо делать чужими руками. Вот Молдова и делает эту блокаду руками Украины.

Все официальные просьбы РМ к Украине отложить до 2022 запрет автомобильных номеров ПМР – политический спектакль, на 99% для Кремля. Потому что на носу подписание газового контракта с Газпромом, а цены на газ в Европе просто безумные. Властям РМ нужно по крайней мере продемонстрировать хотя бы минимальную лояльность России, чтобы выторговать сколь-нибудь приемлемую цену на газ. Вот и всё.

Иначе почему в самый разгар украинского кризиса – весно-летом 2014 года, когда был Крым, Одесса (2 мая), пик войны на Донбассе, когда запрещали приднестровцам с паспортами РФ въезд в Украину – почему тогда не запрещали автомобильные номера? А запретили именно сейчас?

Ответ мы уже знаем.

А уж как общаться с Молдовой чтобы она передумывала вводить свои безумные запреты против ПМР приднестровские власти и дипломаты прошлых эпох знали. Почему сейчас стало по-другому – вы уже знаете.

По слухам, долетающим с молдавской стороны, приднестровские дипломаты  пытаются «продавить» выдачу нейтральных номеров для грузопассажирского транспорта ПМР. То есть на самом деле только ускоряют процесс «добивания» приднестровской автомобильной независимости, для чего и нужны были эти нейтральные номера. 

А на самом деле – нужно было поднимать шум еще в самом начале, когда только в очередной раз «воскресла» тема запрета приднестровских номеров и водительских прав. Поднимать шум – потому что никак иначе кроме беспредела нельзя назвать действия официальных Кишинева и Киева по этом вопросу. Мы напомним, что первым в январе 2020 года приднестровские номера и права запрещал именно Кишинев, не разрешая с ними пересекать молдо-украинскую границу на подконтрольных Молдове пунктах пропуска.

Вся аргументация «запрещальщиков» о том, что ПМР – несуществующее государство и поэтому не может иметь своих автомобильных номеров и водительских прав не выдерживает никакой критики. Вопросы допуска автомобилей с номерами ПМР к международному движению решались еще во второй половине 90-х годов. Сами по себе автомобили с номерами ПМР при выезде в Украину и другие страны были обязаны иметь наклейку «MD» (что и делали приднестровские водители), а внешний вид номеров полностью соответствует всем международным стандартам. То же самое касается и водительских прав. Приднестровские водительские права составлены по всем стандартам и также имеют графический логотип «MD» который привязывает их к вполне себе реальной Молдове и делает легальными везде от Украины до Папуа – Новой Гвинеи. 

То есть никакой технической проблемы в номерных знаках и водительских удостоверениях ПМР не было и нет – именно поэтому этот механизм работал более 20 лет. А перестал работать только по одной исключительной причине – желанию официального Кишинева руками грубо и некрасиво подыгравшего ему Киева лишить ПМР автомобильной независимости. Как часть более широкой и долговременной стратегии по «обрубанию рук» Приднестровью, делая Республику неспособной что-либо решать без воли Молдовы.

Нет никакой аргументации почему приднестровские номера и права 20 лет были легальны, и вдруг превратились в нелегальные из-за чего их понадобилось менять на какие-то «нейтральные».

А что касается «несуществующего» государства ПМР, то тут к соседям Республики сразу возникает много вопросов.

Почему, например, государственное предприятие Украины «Укрзализница» колесит своими грузовыми поездами по «так называемым рельсам» на территории «так называемой ПМР», а еще  платит вполне настоящие (а не «так называемые») деньги «так называемой» Приднестровской железной дороге за пользование её инфраструктурой? Почему электроэнергия с Южно-Украинской АЭС поступает в Буджак (юг Одесской области) через подстанции «так называемой» Молдавской ГРЭС? А 150 млн долларов ежегодной выручки от поставок украинских продуктов питания, съедаемых «так называемыми» приднестровцами?

К Молдове таких вопросов будет гораздо больше ввиду её гораздо большей зависимости от сосуществования с ПМР.

Тогда до каких пор руководство ПМР будет сидеть и наблюдать как Приднестровье используют для своих интересов её соседи, при этом раз за разом унижая страну и лишая её и её граждан последних внешних прав и свобод, как в случае с запретом автомобильных номеров? Ответы мы уже давали в нашем большом материале. Вопрос лишь в том сколько еще приднестровцы будут терпеть эту власть и как успеть её поменять, пока не стало слишком поздно.

https://t.me/NashePMR/10

 

6. Безумное голосование.

 

История самых невероятных выборов в истории ПМР – в Верховный Совет 7 созыва прошедших в 2020 году. Как приднестровцы получили исторический шанс на перемены и как его упустили.

Когда-то это должно закончиться. «Это» – в данном случае – удивительная способность наших людей самим вставлять себе палки в колеса, раз за разом совершая общественные действия, а в данном случае – бездействия, которые ведут к ухудшению их положения. Не будем в тысячный раз возвращаться в 2016 год – про те выборы на нашем канале и так уже сказано всё что можно. Да и ситуация тогда была совсем другая. Десятки тысяч людей были ограблены этими -30% удержаниями. Против Шевчука тогда выступали даже многие его бывшие сторонники и союзники.

Но к осени 2020 года обстановка в стране была уже разительно другой. Уже всё Приднестровье смогло на своей шкуре ощутить безраздельное правление олигархической монополии. Зарплаты практически замерзли на временах позднего ЕВШа, а курс суворика рухнул на те самые 30% еще в 2017-м, цены же на всё выросли на десятки процентов. Плюс ко всему добавились новые явления общественной жизни в виде преследования любых несогласных, тюрем за комментарии и посты в пабликах и соцсетях и полное "выжигание" всего неподконтрольного Холдингу политического поля. Такое "выжигание" создало к очередным выборам в Верховный Совет уже 7-го созыва уникальную для ПМР ситуацию.

Даже в годы смирновского авторитаризма, выборы в ВС ПМР проходили на весьма конкурентной основе. Можно сказать, что выборы в ВС (за исключением местных) и были все первые 20 лет жизни Республики настоящими состязательными выборами. Одолеть Смирнова в борьбе за президентское кресло было нереально, а вот стать депутатом Верховного Совета – вполне.

Теперь же, в 2020-м всё кардинально изменилось. Созданная в стране атмосфера страха, запугивания и репрессий привела к тому, что на большинстве округов все, кто мог составить какую-либо конкуренцию кандидатам от Холдинга просто не стали даже выдвигать свои кандидатуры. В результате в офисе Фирмы решили особо не заморачиваться и провести эти выборы практически на безальтернативной основе. Благо заранее было уменьшено количество депутатов до 33-х. Ничего личного – просто бизнес. Сокращение расходов на зарплаты в конвертах. Мы уверены, что власти не планировали специально устраивать безальтернативные выборы. Ведь и в 2010-м и в 2015-м кандидаты от Шерифа и так побеждали на вполне состязательных выборах и оказывались в большинстве. Выборы с единственными кандидатами получились сами собой ввиду организованной все предыдущие 4 года зачистки любой оппозиции.

Вся уникальность создавшейся ситуации в том, что власть, как мы уверены, сама того не желая создала идеальные условия для её смены. Ведь безальтернативные выборы – это отличная возможность собрать весь протестный электорат. Недаром с древнейших времен одной из главных уловок, на которые идет правитель или правящая группа чтобы сохранить власть – максимальное дробление оппозиции. Именно за счет этого так долго держался у власти ненавидимый большинством молдаван Влад Плахотнюк. Против него было большинство населения, но это большинство делилось на пророссийских и прозападных, сталкивая лбами которых Плахотнюк держался так долго.

Поэтому теперь, в 2020-м у приднестровцев появилась уникальная возможность очистить Верховный Совет от ставленников Холдинга. Вряд ли к осени 2020-го у большинства населения остались иллюзии насчет того будет Фирма заботиться о народе ПМР или нет. Нужно было прийти на выборы и проголосовать «против» шерифовского кандидата. Но увы!

Среди людей возобладала идея того, что нет смысла ходить на эти выборы, раз нет других кандидатов, кроме шерифовских. Всё это активно подогревалось тем самым «болотом» пабликов, групп и каналов, о которых мы говорили вчера в своем обращении к подписчикам, и которые призывали бойкотировать «выборы без выбора».

Что конечно являлось чудовищной ложью. Выбор был! Да еще какой выбор – впервые за 20 лет вычистить из Верховного совета тех, кто все эти годы работал обслугой Холдинга. И не было более удобного момента для этого. Не нужно было, как в годы предыдущих выборов, как-то агитировать людей разъясняя им какие из кандидатов – ставленники фирмы. Всё было открыто и все маски сорваны. И один единственный вопрос – да или нет. За или против такого ставленника.

23 493 человека проявили свою мудрость, честь и гражданскую позицию. Они пришли на выборы и проголосовали «против» ставленников Шерифа. Для Приднестровья это цифра немалая. Низкий поклон им за это. К сожалению, большинство людей не поддержало их и осталось дома. И это решение оказалось роковым. В условиях отмены порога явки, о чём знали большинство избирателей, бойкот выборов не имел никакого смысла. Они состоялись бы при любой явке. А что касается фальсификаций – то уже давно и хорошо известно, что чем меньше явка – тем легче что-то сфальсифицировать. И наоборот. Таким образом, приднестровцы сами упустили уникальную возможность начать еще за год до выборов Президента ПМР очистку власти от монополии и возвращение её народу.

Призывы к бойкоту выборов оказались лишь информационной отравой, призывавшей приднестровцев к бессмысленному бездействию в исторический, судьбоносный момент. Все разговоры о «моральной нелегитимности» выборов с низкой явкой можно оставить для юмористических передач. Это Холдинг должны заботить вопросы морали? А про легитимность этих выборов для внешнеполитической повестки лучше вообще не вспоминать, ибо сама ПМР по-прежнему считается нелегитимной.

Вот и получилось, что приднестровцам выпал уникальный исторический шанс поменять власть, в данном случае Верховный Совет. Но они это шанс просто упустили. Так обидно и так глупо, что порой опускаются руки. Но не у всех. Спустя месяцы после этого печального и безумного голосования у нас и родилась окончательная идея создать этот телеграм-канал. Мы не опустили руки, а наоборот засучив рукава принялись за работу.

Ведь когда-то это должно закончиться.

А что касается предвыборной поддержки. Главное не в том, чтобы люди поверили тому или иному кандидату. Главное, чтобы приднестровцы поверили в свою собственную страну. У нас ушло 5 долгих лет чтобы снова в неё поверить. И этим капля за каплей мы теперь делимся с вами.  А всё остальное приложится.

https://t.me/NashePMR/50

 

7. Левый политик для правого берега.   

 

Наш материал  о человеке, шансы которого стать в декабре Президентом ПМР примерно равны шансам на высадку инопланетян в заповеднике Ягорлык в наступающую новогоднюю ночь.

Это Олег Хоржан.

Почему мы начнем именно с него разговор о грядущих выборах?

Потому что Олег Хоржан – живой символ того тяжелейшего кризиса, в котором находится общественно-политическая жизнь ПМР последние 5 лет. И дело здесь отнюдь не только в его тюремном заключении, безусловно политическом и неправосудном. Проблема гораздо шире и она касается не только Приднестровья но и всего пост-советского пространства.

Эта проблема в том, что в битве власти и оппозиции простому и честному человеку нет места. Как быть, если гражданин оказывается перед выбором между царем-детоубийцей Борисом Годуновым во главе твоей страны и самозванцем Гришкой Отрепьевым, ведущим за собой толпу интервентов?

Чью сторону принять в схватке жабы и гадюки?

История Олега Олеговича Хоржана -  это история самого недопущенного, а заодно и самого недопустимого кандидата на должность Президента ПМР.

Одному человеку, как и целому народу всегда лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих. Но если на чужих не получается, то лучше усваивать уроки и от собственных провалов, чем бесконечно наступать на одни и те же грабли.

У приднестровцев в этом плане есть два уникальных электоральных опыта – опыт выборов 2011 и выборов 2016 годов.

Выборы 2011 года проходили в атмосфере колоссальной жажды перемен у всего приднестровского общества. И хотя усталость от первого президента Игоря Смирнова была очень высокой, тем не менее главным настроением народных масс была нацеленность на альтернативу, на будущее, а не «протестное голосование» по принципу «лишь бы не Смирнов». И тот факт, что Смирнов набрал в первом туре 24,66 % (а это очень приличный процент!) еще раз подтверждает наши тезисы.

В результате выборов 2011 года бессменное правление Игоря Николаевича закончилось и новым президентом стал Евгений Шевчук. Мы не будем сейчас оценивать его 5-летнее правление, но рискнем предположить, что сегодня, в 2021 году мало кто из приднестровцев положа руку на сердце может сказать, что это был неправильный выбор. А еще меньше могли бы честно сказать, что стоило голосовать во втором туре за Каминского, или оставить у власти Смирнова. Практически все понимают – избрание Шевчука всё-таки было шагом вперед для страны, в которой впервые за её историю мирно и демократически на выборах сменилась власть.

В 2016-м ситуация была уже радикально другой. Это уже не был выбор будущего. Это было избавление (как тогда казалось) от ужасного настоящего. И непреодолимое желание избавиться от «проклятого Шевчука» и возвело уже в первом туре на президентское кресло Вадима Красносельского. Со всеми теми последствиями, которые мы сейчас имеем.

Это исторический закон. Классическое протестное голосование (и не обязательно оно, вооруженное восстание – из той же оперы) по принципу «лишь бы не…» , когда энергия масс направлена на разрушение, на отрицание, а не на созидание почти никогда не доводит до добра.

Распад СССР – самый свежий и наглядный пример.

Почему наш материал об Олеге Хоржане начинается с такого длинного предисловия?

Потому что события последних лет, связанные с его арестом, тюремным заключением, и прочими интригами вокруг его личности,  как и создание самозванного ореола «лидера приднестровской оппозиции» нужно оценивать именно через призму того горького опыта, который приднестровский народ получил за последние как минимум 10 лет.

До недавнего времени Олег Олегович Хоржан не был такой яркой звездой на приднестровском политическом небосводе, хотя в приднестровской политике он уже очень давно, почти с момента основания Республики.

Вызвано это было тем, что Олег Хоржан практически всю свою политическую биографию «работал политиком» на интересы других, более сильных и влиятельных структур и кланов. В 90-е это была Партия Коммунистов Республики Молдова, а созданная уже в 2000-е Приднестровская коммунистическая партия стала фактически филиалом ПКРМ на левом берегу Днестра. С приходом к власти в ПМР Евгения Шевчука Хоржан стал одним из приближенных нового президента. А после поражения того на выборах 2016-го года избранный еще в 2015-м депутатом Верховного Совета Хоржан стал по сути единственным неподконтрольным Холдингу общереспубликанским политиком.

Эта новая роль очевидно вскружила Олегу Олеговичу голову и натолкнула на мысль об увеличении собственного политического веса и собственной «цены». Поскольку внутри ПМР ресурсов для увеличения этого веса уже не было из-за тотальной зачистки Холдингом всего неподконтрольного ему общественно-политического поля – Хоржан обратил свой взор туда, где у него уже были многолетние и хорошо налаженные связи – на официальный Кишинев.

В Кишиневе в те годы (2016) уже прочно воцарился кондукэтор всея Молдовы Владимир Плахотнюк, но президентское кресло занимал давний соратник Воронина и приднестровских коммунистов – Игорь Додон. Именно Додона и выбрал Олег Хоржан чтобы «продать» свою уникальную теперь политическую роль единственного приднестровского оппозиционера подороже новому покровителю.

По мере того, как ситуация в ПМР что в экономике, что в общественно-политической жизни становилась всё хуже, всё радикальнее и радикальнее про-кишиневски становился и Олег Хоржан. Он нащупал тот общественный нерв по которому теперь было все легче посылать сигнал «уж лучше Молдова чем этот проклятый Шериф». Пользуясь своим действительно уникальным положением единственного «оппозиционера в законе» Хоржан, видимо обманутый несбыточными обещаниями безопасности со стороны Додона в какой-то момент потерял чувство самосохранения, что и выразилось в той потасовке в отделе милиции, ставшей формальным поводом для лишения его неприкосновенности, придания суду и затем тюремного заключения.

Уже находясь за решеткой, Хоржан не сбавил оборотов своей деятельности  – ведь по мере всё большего скатывания ПМР на дно под управлением Фирмы, его аудитория только ширилась и увеличивалась. Разочарование людей во власти в отсутствии явной и приемлемой альтернативы этой власти всегда ведет к разочарованию в самом государстве. Не удивительно что в самой Молдове наибольший процент желающих войти в состав Румынии насчитывали как раз в моменты наихудших социальных кризисов, как например после отмены Плахотнюком неудобных ему выборов мэра Кишинева в 2018-м.

Так что нет ничего удивительного в гуляющих у определенной (и весьма немалой) части приднестровского общества настроениях что «лучше Молдова чем Шериф».  Гораздо хуже другое. Что действия нынешней приднестровской власти могут привести к развитию ситуации, когда крушение независимости ПМР может стать реальностью. И хотя вряд ли именно Хоржан станет зачинщиком этого процесса, отрицать его негативную роль в подрыве государственности ПМР нельзя.

Его последние заявления, о том что «международно-признанный суд» признал его полностью невиновным и поэтому он идет на выборы президента ПМР должны оценивать скорее психиатры, чем политики и журналисты. Не хочет ли поведать юрист Хоржан, что «международно-признанный суд», как он назвал Высшую Судебную Палату Республики  Молдова вообще не имеет компетенции рассматривать решения приднестровских судов, поскольку не признаёт ни само Приднестровье, ни его суды. Более того. Законодательством Республики Молдова не предусмотрен ни Верховный Совет ПМР, депутатом которого был Олег Олегович, ни должность Президента ПМР, зато уголовным кодексом РМ предусмотрено тюремное заключение за присвоение властных полномочий, которым, если следовать законам соседней страны является и депутатство, и президентство в Приднестровье. Так что «международно-признанный суд» имеет все шансы отправить новоиспеченного президента ПМР Олега Хоржана после его освобождения из Глиного прямиком в кишиневский Пенитенциар номер 13.

Когда мы готовили этот текст возник вопрос – с моральной точки зрения – можно ли так яростно критиковать человека, ставшего жертвой политических репрессий, пережившего незаконное наказание и тюремное заключение? Ведь у нас нет никакого иного взгляда на дело Хоржана, кроме как на политическую расправу в стране, где грубое нарушение ПДД повлекшее гибель ребенка наказывается условным сроком, а небольшая потасовка с милицией – годами тюрьмы?

Ведь никто из нас не защищен от репрессий и незаконного лишения свободы? Можно ли писать такое о Хоржане?

Наш ответ – можно. Потому что Олег Хоржан – политик. Вы спросите – ну и что? А то, что для политика тюремное заключение, даже абсолютно неправосудное, не может быть индульгенцией для его опасных и разрушительных идей и политических взглядов. И если они являются таковыми – об этом можно и нужно говорить открыто. В свое время тюремное заключение (разной степени правосудности) пережили такие политические деятели как Адольф Гитлер, Степан Бандера, Бенито Муссолини и другие.

Так что порой сидящий в тюрьме «борец за правду» вовсе не страдалец за простой народ, а источник будущих неслыханных бед этого народа. Мы не будем сейчас углубляться в тему «что будет если ПМР присоединят к Молдове» – это тема отдельного материала. Но можно сказать одно – ничего хорошего. 90% из всего того негативного что есть сейчас – останется. Потому что источник этих проблем внутри нас самих. А пропадет главное – возможность самим решать свою судьбу. И сейчас, несмотря на кажущуюся утрату такой возможности из-за тотального самовластия олигархического Холдинга такая возможность еще есть, пока есть сама ПМР.

И вот тут-то приднестровцы и должны учиться на своих ошибках. А точнее на ошибке, допущенной в 2016 году. Когда желание избавиться от сильно нелюбимого Шевчука привело к тому, что жизнь не улучшилась, зато народ практически лишился какого-либо права выбора. Только в случае потери суверенитета и пусть даже такой кривой-косой, но независимости, это приведет к утрате права выбора уже навсегда.

Что же делать? Куда деваться простому человеку?

Самый худший вариант  – это вместо плохой власти выбирать еще более плохую оппозицию по принципу «лишь бы не…». Приднестровье прошло это в 2016-м и хочется верить что усвоило урок.

Выход только один – создавать запрос на новых политиков и новые идеи. Только так можно изменить жизнь в стране. До тех пор, пока мы будем выбирать «меньшее из зол» – зло будет лишь увеличиваться. Главное, что мы можем и должны делать – создавать общественный запрос на нормальную власть. И тогда она обязательно появится. А вы как думали? Почему существуют наркобароны и наркокартели? Потому что существует спрос на наркотики. А почему существуют швейцарские часы? Потому что есть спрос на качественные часы.

Спрос рождает предложение – так устроен этот мир. И задача общества – явно и отрыто оформлять такой спрос. Не доверять свое будущее новым Гришкам Отрепьевым, которые вместо проклятого царя Годунова приведут в столицу интервентов и захватчиков чтобы упразднить твою государственность, а создавать Народное Ополчение, которое своими руками вернет власть народу. Так уже было в русской истории – и это единственный правильный путь. Только вместо оружия новое ополчение должно взять в руки идеи, которые изменят Приднестровье, страну, где уже по-настоящему менялась власть, но еще по-настоящему не менялась к лучшему жизнь.

Есть немало примеров, когда именно выбор страны в пользу позитивного будущего, а не в пользу мести темному прошлому спасал нацию. Так было в Испании в конце 1970-х после окончания франкистской диктатуры, когда в стране была восстановлена конституционная монархия, вместо лево-популистской республики  середины 1930-х, или в Южно-Африканской Республике после отмены расистского режима апартеида, где по крайней мере на официальном уровне новая чернокожая власть в лице Нельсона Манделы провозгласила строительство нового государства для людей всех цветов кожи, вместо мести белому меньшинству, которой жаждали многие в т.ч. сторонники Манделы.

Строительство Приднестровья 2.0 – вот что должно объединить людей ПМР и сплотить их. А не просто ненависть к «проклятому Холдингу» и действующему президенту Красносельскому.

В новом Приднестровье герой нашего сегодняшнего большого материала – Олег Олегович Хоржан, конечно, снова будет на свободе и снова сможет занять свою прежнюю нишу, которую он занимал все годы до воцарения Холдинга.

А народ Республики будет строить новое будущее с новыми лидерами, без страха политических репрессий и без культа сидящих в тюрьме «народных страдальцев», на деле не дающих народу ничего кроме очередных граблей, наступив на которые страна может уже потом и не встать.

https://t.me/NashePMR/31

 

8. План демонополизации Приднестровья.

История о том, кому в новое время понадобились старые решения.

 

В августе этого года, когда наш телеграм-канал еще не существовал, но мы уже давно внимательно следили за происходящими в Приднестровье и вокруг него событиями, мы одними из первых заметили на просторах Фейсбука появление явно предвыборного документа, который изначально назывался План Перемен для Приднестровья.

Это был более чем интересный документ, и по духу и букве почти на 100% повторял риторику уже упоминавшегося нами Олега Олеговича Хоржана. Суть такова – Приднестровье захватил проклятый Шериф, поэтому давайте что сделаем? Правильно – ликвидируем Приднестровье. Там прямым текстом содержались такие пассажи, что «Приднестровье боролось за независимость, но это борьба ни к чему не привела» и т.п. В итоге приднестровцам предлагалось «получить международное признание» через возвращение в Молдову по Плану Козака – документу почти 20-летней давности, который не состоялся тогда, в совершенно иных (гораздо более благоприятных) исторических реалиях, и который сегодня не предлагает даже сам Дмитрий Козак. В общем полный абсурд.

Вы не найдете уже оригинальный План Перемен – он удалён. Что для нас совсем не удивительно. Но примечательно что бОльшая часть Плана Перемен вошла в предвыборную программу Анатолия Дируна «План Демонополизации Приднестровья». Фактически План Демонополизации основан на бывшем Плане Перемен.  И хотя из окончательной программы удалены наиболее эксцентричные моменты вроде отрицания приднестровской государственности, тем не менее, сам План Демонополизации мы считаем малопригодным и главное устаревшим ориентиром, который не сможет ни консолидировать людей (что теоретически еще может сделать сам Анатолий Дирун), ни уж точно стать «дорожной картой» по построению Приднестровья 2.0 которое так нужно всем нам.

Почему так? Сейчас расскажем.

Борьба с политической монополией власти и монополией экономической т.е. холдингом Шериф была ключевой повесткой предвыборной программы Евгения Шевчука на выборах 2011 года. Только политической монополией тогда был бессменный президент Игорь Смирнов.  Звезды сложились удачно для Шевчука, и он стал вторым Президентом ПМР.

Опять-таки, мы не будем сейчас подробно разбирать историю его правления в ПМР. Но есть факт – при нем холдинг Шериф был лишен многочисленных привилегий и спецстатусов. Можно много говорить о том, что Холдинг остался монополистом во многих сферах, таких как мобильная связь  и т.д. Но можно сказать определенно – при Шевчуке власть была независимой от Шерифа, а в информационной среде появился вполне оформленный плюрализм, выраженный в конкуренции между про-шевчуковским ПГТРК и про-шерифовским ТСВ. Пусть не везде и не до конца, но монополии как всепоглощающего явления (которое мы наблюдаем сейчас) при Шевчуке не было. Привело ли это к процветанию Приднестровья? Ответ очевиден – нет.

Дело в том, что причины приднестровских проблем гораздо глубже чем плавающая на поверхности идея «во всем виноват Шериф». Здесь приднестровские оппозиционеры очень напоминают российскую либеральную оппозицию, искренне верящую, что уход из власти Владимира Путина решит проблемы, с которыми Россия пытается справиться на протяжении сотен лет.

Всевластие олигархической монополии, которое мы наблюдаем сегодня – это следствие приднестровских внутренних проблем, а не их причина. Да – без освобождения Приднестровья от шерифовского спрута невозможно никакое будущее страны. Но как показала история – однажды выпавший шанс построить настоящую нормальную страну был бездарно провален. И виноват в этом в первую очередь не Шевчук, а приднестровское общество, которое не смогло в период шевчуковской «оттепели» оформить реальный план реформ и построения Приднестровья Будущего. Того самого Приднестровья 2.0. Будь такой план тогда, народ в 2016 проголосовал бы за движение вперед, а не за откат в резко ухудшенную версию поздней смирновщины.

Что предлагает сегодня План Демонополизации Приднестровья, кроме, собственно, самой демонополизации? Практически ничего.

Набор общих фраз о «защите малого и среднего бизнеса», «уменьшении бюрократической волокиты» и тому подобное. В сфере политики предлагается избирать половину депутатов по одномандатным округам (как сейчас), а другую половину – по партийным спискам. Совершенно непонятно как это может ограничить политический монополизм. Во времена Шевчука, когда у Шерифа не было монополии на информацию и он не контролировал избиркомы, Холдинг без проблем побеждал на выборах в Верховный совет в 2015 году. Изменилось ли бы что-то если половина голосов избиралась по партийным спискам? Вряд ли. Точно так же эти анти-шевчуковские голоса достались бы Обновлению. То же самое с идеей команды Дируна об избрании Премьер-министра ПМР депутатами Парламента. Тогда бы еще в 2015 году Правительство бы возглавил господин Мартынов и на год раньше бы начал свою усердную работу по увеличению благосостояния Виктора Анатольевича Гушана.

Пожалуй единственное более-менее конкретное и здравое предложение в этом плане  – вернуть Съезд депутатов всех уровней в качестве органа власти (проводимый раз в несколько лет). Это могло бы помочь повысить статус местных депутатов и вовлечь в приднестровскую политику и сферу общественного управления большее количество активных и неравнодушных граждан.

В общем и целом, План Демонополизации Приднестровья видится нам весьма «сырым» и недоработанным документом. Настолько сырым, что нам видится сам этот План был создан скорее для привлечения внимания к избирательной кампании Анатолия Дируна, чем как полноценная предвыборная программа.

В ней ничего не сказано ни о проблемах приднестровской медицины, образования, пенсионеров и бюджетников. Ничего не говорится о том, как нужно развивать приднестровскую промышленность, аграрный сектор. Какие реформы и перемены нужны приднестровской армии и милиции. Как противодействовать внешним угрозам и вызовам – той же самой проблеме запрета автомобильных номеров.

Все эти ответы есть у нас, и мы обязательно расскажем вам обо всех этих реформах и планах в наших следующих выпусках. А старые решения, описанные в Плане Демонополизации, вряд ли могут помочь Приднестровью на сегодняшнем, едва ли не самом тяжелом историческом этапе. Приднестровцам пора уже объединятся не против, а за. За новую страну. За Приднестровье 2.0. 

Какую главную мысль мы хотели донести до вас.

Сегодня, в 2021 году уже нельзя просто говорить «избавимся от Шерифа и заживем счастливо». «Не важно, что будет потом, главное покончить с монополией, а всё остальное второстепенно, потом как-нибудь разберемся со всеми остальными вопросами развития государства».

Нет. Так уже не пойдет. Потому что именно так уже поступали в 2011 году. Тогда удалось и от монополии во власти избавиться, и от кормушки оттащить Холдинг в известной степени.

Демонополизация уже однажды была.  И она, безусловно, пошла на благо стране. Мы уже раньше писали на нашем канале – кто из приднестровцев сегодня вернувшись в 2011 год стал бы голосовать за Каминского или снова за Смирнова?

Беда-то в том, что демонополизация без дальнейших реформ не имеет никакого смысла. И чревата очередным откатом к еще худшему состоянию, чем мы пережили после 2016 года.

Надо учиться хотя бы на своих ошибках. И сегодня первый вопрос, который нужно задавать политикам, предлагающим будущее Приднестровья без монополии – а что и как вы будете потом менять? То, что монополию надо убрать – сегодня понимают все, даже те, кто массово в 2016 году голосовали за Красносельского. Сегодня это аксиома как то, что Волга впадает в Каспийское море. Поэтому вопрос стоит не о том, нужна ли Приднестровью демонополизация – конечно же нужна!

Вопросы стоят другие:

1) Как мирным путем избавиться от власти Холдинга. Как с помощью грядущих выборов сменить власть?

2) Каким будет Приднестровье после Шерифа? Какие нужны шаги для развития страны? Какие реформы?

Первый вопрос не менее важен чем второй. Того же Анатолия Дируна по явно политическому и надуманному предлогу не допустили даже до выборов в Верховный Совет ПМР. А он сейчас выдвинулся в Президенты. Допустят ли?

Ответы на оба выше поставленных вопроса есть у нас (и мы конечно же вам расскажем). Но эти ответы должны давать сами кандидаты. Сегодня приднестровское общество разобщено и разочаровано. Никто никому (из политиков) не доверяет. Поэтому единственный путь завоевать доверие народа – сформировать чёткий и конкретный образ Приднестровья Будущего – того самого Приднестровья 2.0. И в таком случае люди будут готовы объединиться и проголосовать именно за это, а не просто за «демонополизацию», за которую уже голосовали 10 лет назад. Это лозунг из прошлого, а в одну реку дважды войти нельзя. В чем Анатолий Дирун точно прав, так это в том, что пришло время новых решений.

И именно такие решения мы и предлагаем.

https://t.me/NashePMR/41

 

(Продолжение следует)

Поделиться ссылкой
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники