Указ Президента ПМР № 232 «Об утверждении Стратегии развития информационного общества в Приднестровской Молдавской Республике на период 2013-2015 годов»

25/05/2013

 

 

В соответствии со статьей 65 Конституции Приднестровской Молдавской Республики, Законом Приднестровской Молдавской Республики от 19 апреля 2010 года № 57-З-IV «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (САЗ 10-16) с изменениями и дополнениями, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 20 июня 2012 года № 98-ЗД-V (САЗ 12-26), от 24 декабря 2012 года № 271-ЗИД-V (САЗ 12-53), Указом Президента Приднестровской Молдавской Республики

от 10 мая  2012 года № 304 «Об утверждении Положения, структуры и штатной численности Государственной службы связи, информации и СМИ Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 12-20) с изменениями и дополнением, внесенными указами Президента Приднестровской Молдавской Республики от 12 сентября 2012 года № 609 (САЗ 12-38), от 16 октября 2012 года № 707 (САЗ 12-43), от 28 января 2013 года № 18 (САЗ 13-4), Указом Президента Приднестровской Молдавской Республики от 9 ноября 2012 года № 745 «О развитии и модернизации информационных технологий электронного взаимодействия между органами государственной власти в Приднестровской Молдавской Республике» (САЗ 12-46), Распоряжением Президента Приднестровской Молдавской Республики от 13 июня 2012 года № 393рп «О создании Межведомственной комиссии по вопросам информатизации в Приднестровской Молдавской Республике» (САЗ 12-25) с изменениями и дополнениями, внесенными распоряжениями Президента Приднестровской Молдавской Республики от 30 ноября 2012 года № 875рп (САЗ 12-49), от 13 марта 2013 года № 127рп (САЗ 13-10),

п о c т а н о в л я ю:

1. Утвердить Стратегию развития информационного общества в Приднестровской Молдавской Республике на период 2013-2015 годов (прилагается).

2. Признать утратившим силу Указ Президента Приднестровской Молдавской Республики от 27 июля 2009 года № 509 «Об утверждении Концепции государственной информационной политики в области развития информатизации, телекоммуникаций, радио, телевидения, организаций теле-, радиовещания, а также периодических печатных изданий и других средств массовой информации» (САЗ 09-31).

3. Настоящий Указ вступает в силу со дня, следующего за днем официального опубликования.

 

ПРЕЗИДЕНТ                                                                                                                    Е.ШЕВЧУК

г. Тирасполь

25 мая 2013 г.

№ 232

ПРИЛОЖЕНИЕ

к Указу Президента Приднестровской Молдавской Республики от 25 мая 2013 года №232

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

информационного общества

в Приднестровской Молдавской Республике

на период 2013-2015 годов

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Одним из условий решения задач по ускоренной модернизации социально-экономической сферы Приднестровской Молдавской Республики является формирование информационного общества на основе внедрения современных информационно-коммуникационных технологий.

Информационное общество – современный этап развития цивилизации с доминирующей ролью знаний и информации, воздействием информационно-коммуникационных технологий на все сферы человеческой деятельности и общество в целом.

Информационно-коммуникационные технологии (далее – ИКТ) рассматриваются как самостоятельный сектор экономики, который состоит из отрасли телекоммуникаций, почтовых услуг, отрасли информационных технологий и распространения радиосигнала для передачи мультимедийного контента. Данный подход обусловлен взаимным проникновением технологий связи, распространения телерадиовещания и информационных технологий, который наблюдается в последние десятилетия по всему миру.

В настоящей Стратегии определяются цель, задачи, условия и приоритетные направления развития информационного общества в Приднестровской Молдавской Республике, механизм и ожидаемые результаты от ее реализации.

Для целей настоящей Стратегии используются следующие основные понятия и их определения:

а) информатизация – организационный, социально-экономический и научно-технический процесс, обеспечивающий условия для формирования и использования информационных ресурсов и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций на основе формирования и использования информационных ресурсов;

б) информационно-коммуникационная инфраструктура (далее – ИКИ) – совокупность технических и программных средств, коммуникаций, персонала, технологий, стандартов и протоколов, обеспечивающих создание, передачу, обработку, использование, хранение, защиту и уничтожение информации;

в) информационно-коммуникационные технологии (далее – ИКТ) – информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств телекоммуникаций и вычислительной техники;

г) контент – любое информационно значимое наполнение информационного ресурса, которое может быть предоставлено пользователю;

д) средство электронной подписи – программное, программно-аппаратное или техническое средство, реализующее одну или несколько следующих функций: выработку электронной подписи, проверку электронной подписи, создание личного ключа подписи или открытого ключа;

е) хостинг – услуга по размещению информационного ресурса на сервере и обеспечению постоянного доступа к этому ресурсу в сети, включая Интернет;

ж) цифровой контент – контент, представленный в виде, который обеспечивает работу с ним с применением средств телекоммуникаций
и вычислительной техники;

з) широкополосный доступ – доступ во внешние сети и Интернет со скоростью, обеспечивающей предоставление большинства востребованных электронных услуг;

и) электронная услуга – деятельность по осуществлению поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и (или) предоставления информации, а также защиты информации, осуществляемая с применением средств телекоммуникаций
и вычислительной техники.

 

Раздел 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Стратегической целью развития информационного общества в Приднестровской Молдавской Республике является обеспечение динамичного экономического, социально-политического, культурного и духовного развития республики, улучшение качества жизни граждан, совершенствование системы государственного управления на основе широкого использования информационных и телекоммуникационных технологий, создание позитивного имиджа Приднестровья за рубежом.

Поставленная цель достигается путем решения следующих основных задач:

а) формирование государственной информационной политики, содействующей развитию информационного общества на инновационной основе;

б) формирование и развитие современной информационной
и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;

в) привлечение инвестиций в развитие ИКТ, информационных ресурсов
и электронных услуг;

г) повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

д) улучшение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий;

е) развитие экономики на основе использования информационных
и телекоммуникационных технологий;

ж) совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере;

з) развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

и) сохранение культуры многонационального народа Приднестровской Молдавской Республики, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного
и гуманитарного просвещения;

к) противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы интересам Приднестровской Молдавской Республики;

л) усиление информационного присутствия Приднестровья за рубежом с целью ознакомления жителей других стран с приднестровским обществом и государством, создания узнаваемого национального приднестровского бренда.

Становление информационного общества в Приднестровской Молдавской Республике базируется на следующих принципах:

а) партнерство государства, бизнеса и гражданского общества с определяющей ролью государства в координации процесса информатизации;

б) свобода и равенство доступа к информации и знаниям;

в) государственная поддержка отечественных производителей продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

г) содействие развитию международного сотрудничества в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

д) создание условий для обеспечения национальной безопасности в информационной сфере.

Для решения поставленных задач государство:

а) создает и совершенствует законодательство и правоприменительную практику в области использования информационных и телекоммуникационных технологий;

б) создает благоприятные условия для развития науки, образования и культуры, разработки и внедрения в производство информационных и телекоммуникационных технологий, разрабатывает меры государственного стимулирования, механизмов и реализации инвестиционных проектов в отрасли информационно-коммуникационных технологий на принципах государственно-частного партнерства;

в) принимает меры по повышению качества и оперативности предоставления государственных услуг организациям и гражданам на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;

г) реализует информационную политику, направленную на доведение до международной общественности актуальной информации о текущих процессах и тенденциях в Приднестровье;

д) обеспечивает информационную безопасность;

е) создает условия для равного доступа граждан к информации;

ж) принимает меры по повышению уровня компьютерной грамотности государственных служащих и населения. 

 

Раздел 3. ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
В ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

 

В настоящее время в республике сформированы основы информационного общества. Заложена правовая база информатизации. Приняты и реализуются Закон Приднестровской Молдавской Республики от 19 апреля 2010 года № 57-З-IV «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (САЗ 10-16), Закон Приднестровской Молдавской Республики от 29 августа 2008 года № 536-З-IV «Об электросвязи» (САЗ 08-34), Закон Приднестровской Молдавской Республики от 17 мая 2004 года № 413-З-III «Об электронном документе и электронно-цифровой подписи» (САЗ 04-21), Закон Приднестровской Молдавской Республики от 16 апреля 2010 года № 53-З-IV «О персональных данных» (САЗ 10-15). Законодательно закреплены отношения государства, бизнеса и граждан в информационной сфере, включая право на получение и распространение информации, право на защиту персональных данных, право на защиту интеллектуальной собственности.

Развивается информационно-коммуникационная инфраструктура, позволяющая оказывать новые телекоммуникационные и информационные услуги на основе технологий широкополосного доступа. Осуществлена полная цифровая телефонизация населенных пунктов, достаточно высокий уровень проникновения мобильной связи – 73,8%. Быстрыми темпами развиваются технологии цифрового телевещания.

Во многих ведомствах разработано и внедрено значительное количество информационных систем, потенциально пригодных для преобразования в функциональные системы электронного правительства, созданы автоматизированные рабочие места, обеспечивающие доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Созданы электронные единые государственные реестры Приднестровской Молдавской Республики:

1. Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

2. Единый государственный реестр юридических лиц;

3. Единый государственный реестр лицензий;

4. Электронный реестр нотариальных действий;

5. Реестр запрещений (арестов) отчуждения имущества;

6. Реестр «Наследственные дела»;

7. Реестр зарегистрированных изобретений, полезных моделей и промышленных образцов;

8. Реестр зарегистрированных товарных знаков (знаков обслуживания), наименования мест происхождения товаров;

9. Реестр объектов авторского права;

10. Реестр программ ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем;

11. Реестр договоров в области интеллектуальной собственности;

12. Реестр научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

13. Реестр аттестованных и зарегистрированных патентных поверенных;

14. Реестр зарегистрированных удостоверений автора к патенту;

15. Реестр сертификатов соответствия продукции, услуг, работ;

16. Реестр утвержденных типовых средств измерений;

17. Реестр аккредитованных органов по сертификации;

18. Реестр аккредитованных испытательных лабораторий (центров);

19. Реестр сертифицированных экспертов по сертификации;

20. Реестр аккредитованных метрологических служб;

21. Реестр актов о рождении;

22. Реестр актов о смерти;

23. Реестр актов о заключении брака;

24. Реестр актов о расторжении брака;

25. Реестр актов об установлении отцовства;

26. Реестр актов об усыновлении (удочерении);

27. Реестр актов о перемене фамилии, имени, отчества.

28. Реестр индивидуальных предпринимателей и коллективных фермерских хозяйств;

29. Единый реестр нотариусов;

30. Реестр выморочного имущества.

Имеется опыт успешного обмена данными в электронном виде между ведомствами, а также между государственными органами, населением и организациями. Создана государственная компьютерная сеть для обеспечения системы межведомственного электронного документооборота органов государственной власти с подключением к ней 29 органов власти и управления, однако организация данной сети не обеспечивает надежность, безопасность и необходимую пропускную способность.   

Практически все органы власти поддерживают ведомственные Интернет-сайты, на которых размещается нормативная правовая, справочная и новостная информация, связанная с деятельностью этих органов.

Органы государственного управления приобрели навыки работы с информационными ресурсами и системами, осознали их необходимость и значимость.

В то же время в работе системы государственного управления преобладает чисто внутриведомственный, технократический подход к решению проблем информатизации, созданию и развитию информационных систем, что не позволяет значительно улучшить межведомственное взаимодействие и повысить качество государственных и муниципальных услуг, предоставляемых гражданам. 

Разработка и внедрение информационных технологий, проводящихся по заказу органов государственной власти, носят преимущественно локальный, ведомственный характер.

Отсутствуют стандарты и регламенты предоставления органами государственной власти требуемой информации населению, организациям и другим органам государственной власти с описанием функций и процессов государственного управления.

Превалирует закупка средств вычислительной техники и построение локальных информационных сетей, при этом в большинстве ведомств сохранен консервативный метод обработки управленческой информации, подготовки и исполнения управленческих решений, а также административного контроля, комплексные системы электронного документооборота использует незначительное количество органов государственной власти. Оценочная стоимость потерь только от несовершенного документооборота составляет примерно 5 млн. рублей ежегодно. Большая часть информационных массивов, применяемых в процессе административно-распорядительной работы находится в дезинтегрированном состоянии, что препятствует эффективному информационному обмену и качественному предоставлению государственных услуг.

Практически отсутствуют государственные и муниципальные услуги, которые могут быть получены гражданином или организацией без непосредственного посещения государственного органа.

До настоящего времени не сформирована полностью единая инфраструктура межведомственного обмена данными в электронном виде, обеспечивающая информационную безопасность электронных форм взаимодействия органов государственной власти между собой, а также с населением и организациями.

Недостаточен еще уровень технической обеспеченности органов государственной власти и управления современной телекоммуникационной инфраструктурой, в том числе отсутствуют центры обработки данных, удостоверяющие центры в области электронной подписи, низкий уровень обеспечения системами обеспечения информационной безопасности, системами электронного документооборота, отсутствует система межведомственного электронного взаимодействия между органами государственной власти.

Практически отсутствует развитие производства телекоммуникационного, компьютерного оборудования и базового программного обеспечения, отвечающих современным мировым стандартам.

Ощущается нехватка высококвалифицированных специалистов в сфере информационных и телекоммуникационных технологий.

Среди факторов, сдерживающих дальнейшее развитие сектора связи:

а) нехватка радиочастотного ресурса, необходимого для внедрения новых технологий;

б) отсталость инфраструктуры почтовой связи, препятствующая внедрению современных услуг.

Объективно назрела потребность проведения системной государственной политики информатизации, направленной на согласование интересов общества, государства и граждан.

 

Раздел 4. ПРИОРЕТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

 

В соответствии с целью развития информационного общества в Приднестровской Молдавской Республике, определенной данной Стратегией как обеспечение устойчивого экономического, социально-политического и культурного и духовного развития республики, улучшение качества жизни граждан, совершенствование системы государственного управления, формируются приоритетные направления государственной политики в сфере развития информационного общества, на основе применения информационно-коммуникационных технологий определяются следующие приоритетные направления развития информационного общества в Приднестровской Молдавской Республике на период до 2015 года:

 

4.1. Формирование и развитие современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры информационного общества, в том числе инфраструктуры взаимодействия органов, участвующих в предоставлении государственных услуг в электронной форме

Научно-технической платформой информационного общества является информационная и телекоммуникационная инфраструктура. Основная цель ее развития на современном этапе – создание благоприятной среды

для формирования государственных и негосударственных информационных ресурсов, обеспечение информационного взаимодействия государственных органов, юридических и физических лиц. Необходимо обеспечить:

а) дальнейшее развитие рынка связи, в том числе развивать конкуренцию на рынке телекоммуникаций;

б) развитие инфраструктуры широкополосного доступа
к информационным ресурсам на всей территории республики, в том числе
с использованием механизмов частно-государственного партнерства;

в) внедрение систем мобильной электросвязи четвертого поколения;

г) модернизацию системы телерадиовещания с целью обеспечения условий для создания и доведения до населения теле- и радиопрограмм различной тематической направленности, достижение максимального охвата населения республики социально значимым пакетом теле- и радиопрограмм, обеспечение перехода на новый технический и технологический уровень вещания, включая переход от аналогового телевещания к цифровому, что позволит обеспечить увеличение количества и качества принимаемых программ, организовать получение интерактивных услуг, а также развитие радиовещания на зарубежные страны;

д) обеспечение радиочастотным ресурсом перспективных технологий,
в том числе за счет проведения конверсии радиочастотного спектра;

е) введение требования по наличию точки доступа к сети Интернет
по широкополосному каналу связи при осуществлении приемки жилых зданий в эксплуатацию;

ж) модернизацию инфраструктуры государственной почтовой связи, предполагающую реконструкцию объектов почтовой связи, создание инфраструктуры для предоставления современных почтовых и иных дополнительных услуг.

Для обеспечения информационно-технологического взаимодействия информационных систем, используемых для предоставления государственных услуг в электронной форме, необходимо обеспечить создание инфраструктуры взаимодействия, представляющей собой единый комплекс информационно-технологических и телекоммуникационных элементов.

С помощью инфраструктуры взаимодействия должно обеспечиваться:

а) совместимость технологий, используемых в информационных системах органов и организаций;

б) оптимизация взаимодействия органов и организаций
при предоставлении государственных услуг;

в) эффективность и прозрачность деятельности органов и организаций при предоставлении государственных услуг;

г) минимизация издержек (в том числе финансовых и временных) заявителей при получении государственных и муниципальных услуг;

д) однократный ввод и многократное использование информации
в процессе оказания государственных услуг.

Для создания инфраструктуры взаимодействия необходимо обеспечить:

а) строительство государственной защищенной волоконно-оптической сети передачи данных, которая объединит ведомственные государственные и муниципальные информационные сети и обеспечит возможность передачи данных в электронном виде на межведомственном уровне;

б) создание системы общественных центров (информационных терминалов) доступа населения к государственным информационным ресурсам и услугам электронного правительства с обеспечением подлинности и целостности передаваемой информации на базе отделений государственной почтовой связи, библиотек и в других публичных местах. Кроме того, центры общественного доступа или информационные терминалы могут устанавливаться в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления, оказывающих государственные услуги гражданам и организациям;

в) совершенствование доступной для населения и малого бизнеса системы хостинга информационных ресурсов, создание республиканского центра обработки данных, выполняющего функции удостоверяющего центра для обеспечения единого пространства электронной подписи и централизованного размещения государственных информационных систем и ресурсов с целью оптимизации эксплуатации информационных систем, ресурсов и аппаратных средств исполнительных органов государственной власти и государственных фондов. 

Для обеспечения оказания государственных услуг в электронном виде необходимо создать государственную информационную систему электронной идентификации граждан и юридических лиц, как основу юридически значимого взаимодействия государства и общества, на базе единой эталонной базы метаданных граждан и юридических лиц, для чего необходимо:

а) разработать и принять правовой акт, устанавливающий использование электронного паспорта гражданина Приднестровской Молдавской Республики в виде пластикового удостоверения с электронным носителем информации и функцией средства электронной подписи в качестве единого идентификатора для оказания государственных услуг в электронном виде;

б) создать систему, обеспечивающую централизованный выпуск указанного документа.

Электронный паспорт гражданина Приднестровской Молдавской Республики можно будет использовать как для удостоверения личности гражданина, так и в качестве единого идентификационного документа для получения государственных услуг в электронном виде, единого идентификационного ключа гражданина для обеспечения юридически значимого электронного взаимодействия, средства для осуществления безналичных платежей в национальной платежной системе.

В инфраструктуре взаимодействия необходимо обеспечить информационные элементы, в том числе:

а) государственная автоматизированная информационная система (далее – ГАИС) «Единый портал государственных услуг», интегрирующая государственные информационные ресурсы в целях предоставления электронных услуг;

б) государственная информационная система «Реестр государственных услуг».

Необходимо установить специальные требования к компьютерным программам, используемым органами власти, для чего зафиксировать нормативным правовым актом основные требования к использованию программно-аппаратных средств для ведения государственного учета и осуществления иных государственных функций, обязательную регистрацию программно-аппаратных средств поддержки функций государственного управления, обязательное раскрытие исходных текстов, пользовательской и эксплуатационной документации государственных ИКТ-систем.

Необходимо проводить работу по повышению уровня компьютерной грамотности граждан, обучению пользованию новыми технологиями, популяризации электронных услуг и сервисов, формированию активной позиции граждан в части использования информационно-коммуникационных технологий в повседневной жизни. Для этого необходимо принять следующие первоочередные меры:

а) в системе среднего образования обеспечить подготовку выпускников школ как пользователей в сфере ИКТ, обеспечить изучение информатики как науки, оснастить все школы республики компьютерными классами с широкополосным доступом к сети Интернет;

б) в системе профессионально-технического и среднего специального и высшего образования постоянно актуализировать номенклатуру специальностей, учебные планы и программы подготовки специалистов, обеспечивая их соответствие запросам отрасли ИКТ, для всех специальностей обеспечить получение знаний и практических навыков, необходимых для использования новейших ИКТ в профессиональной деятельности.

4.2. Повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, повышения качества и оперативности предоставления государственных услуг

Во всех развитых странах государственное управление является приоритетной областью применения информационных и телекоммуникационных технологий.

4.2.1. Электронное правительство. Общие положения

Под электронным правительством понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.

Создание электронного правительства должно обеспечить не только более эффективное и менее затратное администрирование, но и изменение взаимоотношений между гражданином, бизнесом и обществом, с одной стороны, и государством, с другой.

Построение электронного правительства в Приднестровской Молдавской Республике является приоритетным направлением построения и развития информационного общества в республике.

С целью построения электронного правительства необходимо провести работу по созданию государственной автоматизированной информационной системы предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде государственная автоматизированная система (далее – ГАС) «Электронное правительство».

ГАС «Электронное правительство» представляет собой организационно-техническую систему, обеспечивающую подготовку решений в сфере управления органами государственной власти на основе автоматизации информационных процессов. С точки зрения вида деятельности и объекта управления, ГАС «Электронное правительство» относится к классу автоматизированных систем управления (АСУ), обеспечивающей за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.

Целями построения ГАС «Электронное правительство» в республике являются:

а) повышение качества и доступности предоставляемых гражданам и организациям государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек со стороны граждан и организаций, связанных с их получением, внедрение единых стандартов обслуживания граждан;

б) повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти;

в) обеспечение эффективного межведомственного взаимодействия и коллективной работы работников органов государственной власти, повышение качества административно-управленческих процессов;

г) интеграция государственных информационных систем и ресурсов;

д) обеспечение контроля целевого использования бюджетных средств, выделяемых на реализацию целевых программ и проектов государственной значимости;

е) повышение эффективности и прозрачности бюджетного процесса на основе создания комплексной системы формирования проектов бюджета, учета доходов и расходов в рамках исполнения бюджета, контроля исполнения основных показателей бюджета;

ж) повышение эффективности управления государственной собственностью, увеличение доходов от использования государственного имущества;

з) повышение эффективности координации развития и модернизации государственной инфраструктуры, обеспечение мониторинга импортных, экспортных и транзитных грузопотоков и координация развития международных транспортных коридоров;

и) совершенствование механизмов документационного обеспечения деятельности органов государственной власти на базе межведомственного электронного документооборота и электронных административных регламентов;

к) приоритетное использование отечественного научно-технического и производственного потенциала при решении задач информатизации, в том числе защиты государственной информации.

Внедрение ГАС «Электронное правительство» должно способствовать повышению эффективности деятельности органов государственной власти и подведомственных учреждений в условиях проведения административной реформы, направленной, в частности, на исключение дублирования функций и полномочий органов исполнительной власти, а также предоставлению качественных своевременных государственных услуг населению Приднестровской Молдавской Республики.

Внедрение ГАС «Электронное правительство» позволит:

а) увеличить производительность труда работников органов государственной власти, благодаря автоматизации трудоемких функций по получению и обработке информации;

б) сократить объем трудоемких рутинных операций, связанных с обменом информацией, выполняемых на всех этапах управленческих процессов и производственно-хозяйственной деятельности ГАС «Электронное правительство»;

в) повысить достоверность получаемой, обрабатываемой и хранимой информации, используемой в процессе деятельности ГАС «Электронное правительство»;

г) повысить оперативность контроля над деятельностью органов государственной власти;

д) сократить сроки и повысить качество проведения управленческих процессов, а также подготовки и оформления документов;

е) улучшить координацию деятельности работников органов государственной власти в рамках совместной деятельности;

ж) формировать для руководства органов государственной власти консолидированную отчетность, включающую в себя все основные финансово-экономические показатели деятельности органов государственной власти;

з) осуществлять сбор информации о финансово-хозяйственной и производственной деятельности органов государственной власти;

и) оптимизировать процесс принятия решений и повышения их обоснованности с помощью формализованных методов анализа ситуаций, выработки оптимальных управленческих решений и контроля их реализации;

к) оказывать качественные и своевременные государственные услуги населению;

л) сократить время «отклика» и предоставления ответов на запросы граждан;

м) повысить прозрачность работы органов государственной власти перед населением.

Для создания электронного правительства необходимо решение следующих задач:

а) создание единой защищенной информационно-коммуникационной инфраструктуры электронного правительства, как совокупность программно-технических комплексов и других технических средств, выполняющих функциональные задачи по организации доступа граждан и организаций к сводному реестру государственных и муниципальных услуг (функций), включающей следующие основные компоненты:

1) государственную защищенную волоконно-оптическую интранет-сеть, объединяющую локальные ведомственные информационные сети республиканских и муниципальных органов государственной власти и государственных фондов;

2) систему взаимосвязанных государственных информационных ресурсов;

3) механизм использования цифровой подписи;

4) систему информационных сервисов, предоставляемых авторизованным пользователям в соответствии с их правами и полномочиями (электронная почта, опросы, форумы, иные сервисы);

5) эффективную инфраструктуру доступа к государственным информационным ресурсам и к государственным услугам для населения и юридических лиц, в том числе с использованием электронного паспорта;

б) создание и развитие специальных информационных и информационно-технологических систем обеспечения деятельности органов государственной власти, в том числе создание и внедрение ведомственной системы электронного документооборота и хранения данных и защищенной системы межведомственного электронного документооборота;

в) создание государственной системы оказания государственных и муниципальных услуг организациям и гражданам в электронном виде, для чего необходимо:

1) разработать и принять административные регламенты исполнения государственных функций и административные регламенты оказания государственных услуг органами государственной власти и управления;

2) определить и утвердить перечень базовых электронных услуг, предоставление которых должно быть обеспечено всем заинтересованным лицам через государственный портал электронных услуг до конца 2015 года;

3) сформировать нормативную правовую базу, регламентирующую порядок и процедуры сбора, хранения и предоставления сведений, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, обмена информацией в электронном виде между органами государственной власти, органами местного самоуправления и государственными фондами, гражданами и организациями, а также контроля за использованием государственных и муниципальных информационных систем;

4) создать единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).

Переход на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде исполнительные органы государственной власти должны организовывать в пределах своей компетенции в соответствии с планом перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде, включая осуществление мер, направленных на совершенствование законодательства.

В рамках указанного направления может быть осуществлен перевод в электронный вид следующих процессов предоставления государственных услуг:

а) гражданам:

1) регистрация актов гражданского состояния (рождение, брак, смерть);

2) оформление документов (паспортов, удостоверений личности, водительских удостоверений, и т.д.);

3) регистрация физических лиц по месту жительства и/или временного проживания, извещение о перемене адреса;

4) регистрация собственности (движимого и недвижимого имущества)
и операции с ней;

5) услуги по трудоустройству;

6) регистрация субъектов и объектов налогообложения, выдача справок;

7) прием деклараций о доходах, налоговой отчетности;

8) таможенное электронное декларирование товаров физическим лицам;

9) обеспечение социальной безопасности (социального страхования
и социального обеспечения);

10) услуги общедоступных электронных библиотек;

11) получение различных разрешений;

12) медицинские услуги (предоставление необходимой медицинской информации гражданам, консультации с врачами-специалистами, база данных лекарственных препаратов, запись на первичный прием к врачу в поликлинику или больницу, медицинское страхование);

13) образовательные услуги (подача заявлений на поступление в учебное заведение, получение стипендии, организация дистанционного обучения, электронное тестирование);

14) проведение различных платежей, в том числе за оказание платных государственных услуг;

б) бизнесу:

1) регистрация (перерегистрация) компаний;

2) получение разрешений и согласований проектной документации от уполномоченных организаций (экология, строительство, использование природных ресурсов);

3) получение и продление различных лицензий, разрешений, справок, выдаваемых госорганами;

4) услуги по осуществлению электронной торговли;

5) предоставление налоговой отчетности, регистрация, выдача справок;

6) таможенное электронное декларирование товаров юридическим лицам;

7) подготовка и подача отчетов для статистического агентства;

8) выдача справок;

в) государственным органам:

1) услуги управления финансами и учета активов государственных учреждений;

2) услуги по планированию и бюджетированию;

3) организация электронных государственных закупок на конкурсной основе.

 

4.2.2. Внедрение информационных технологий  в области развития экономики и финансов

Целью внедрения информационно-технологических инноваций в экономическую сферу является обеспечение поступательного развития отечественной экономики.

Необходимо стимулировать применение организациями и гражданами информационных и телекоммуникационных технологий, развитие современных средств коммуникаций, особенно в населенных пунктах, где данные услуги не предоставляются.

Одной из задач формирования электронной экономики в республике является развитие электронной торговли по следующим приоритетным направлениям: электронные государственные закупки, оптовая и розничная электронная торговля, электронная реализация торговых услуг, упрощение торговых и транспортных процедур. Эта задача решается путем:

а) совершенствования нормативного правового обеспечения электронной торговли;

б) развития и применения предприятиями технологий и инструментов электронной торговли (электронный документооборот и маркетинг, электронные торговые площадки, электронные закупки, электронное страхование, логистика, электронные платежные системы и системы доставки);

в) принятия необходимых мер по установлению цифрового доверия
и обеспечению информационной безопасности;

г) развития единого расчетного и информационного пространства
для оплаты услуг через банки, небанковские кредитно-финансовые организации, организации почтовой и электрической связи;

д) развития и широкомасштабного внедрения системы дистанционного обслуживания, использования качественно новых систем электронных платежей и платежных инструментов, таких как мобильный и интернет-банкинг;

е) развития и широкомасштабного внедрения системы сдачи налоговой, финансовой, статистической отчетности в электронном виде;

ж) обеспечения интеграции национальной платежной системы
с международными платежными системами.

 

4.2.3. Внедрение информационных технологий в области социальной защиты и занятости населения

Основными направлениями деятельности в области развития электронной занятости населения являются:

а) создание удаленных рабочих мест (телеработа);

б) создание рабочих мест для людей с ограниченными возможностями;

в) создание электронных служб занятости и систем обучения
и переподготовки лиц, временно не работающих;

г) дистанционный мониторинг состояния пожилых людей и людей
с ограниченными возможностями;

д) увеличение числа электронных услуг, предоставляемых гражданам системой социальной защиты населения.

В системе социальной защиты населения республики:

а) обеспечение интеграции подсистем социальной защиты, таких как социальное страхование, страхование от несчастных случаев на производстве, медицинское страхование и тому подобное, в единую систему, осуществляющую унифицированные процедуры взаимодействия с населением, страхователями, финансовой системой, органами государственного управления, с использованием стандартов открытых информационных систем;

б) создание автоматизированной системы начисления и предоставления потребителям различных социальных выплат, пособий и льгот;

в) предоставление информационных услуг населению по правовым
и организационным вопросам деятельности служб социальной защиты
в круглосуточном режиме;

г) предоставление гражданам доступа к информации по индивидуальному учету их прав в области социальной защиты с соблюдением необходимой конфиденциальности и безопасности.

 

4.2.4. Внедрение информационных технологий в области образования

 

В области развития электронного обучения приоритетными направлениями определяются развитие электронных образовательных веб-ресурсов, включая культурно-познавательные сервисы, и инфраструктуры доступа к ним, формирование новейших форм и методов обучения, в том числе систем дистанционного общего и профессионального обучения.

Система электронных образовательных ресурсов и сетевая инфраструктура системы образования должны образовать единую информационную среду системы образования республики. Стратегическая цель ее создания – обеспечение для учащихся и специалистов различных учебных заведений независимо от места их расположения равных возможностей получения знаний на уровне современных требований государственных стандартов.

Широкомасштабное внедрение ИКТ на всех уровнях образования должно быть обеспечено как технологически, путем укрепления материальной базы учебных заведений и развития сетевой инфраструктуры, так и методически – путем разработки методологических принципов использования ИКТ, электронных образовательных ресурсов в учебном процессе. Дальнейшее развитие должна получить система повышения квалификации преподавателей, преподавателей профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений в области применения ИКТ.

 

4.2.5. Внедрение информационных технологий в области медицинского обслуживания

 

Целью развития электронного здравоохранения является повышение качества медицинского обслуживания населения, доступности услуг, предоставляемых системой здравоохранения республики. Основные направления деятельности в области развития электронного здравоохранения:

а) создание и внедрение комплексных информационных систем в области здравоохранения, в том числе:

1) единой информационной системы в здравоохранении, обеспечивающей персонифицированный учет оказания медицинской помощи гражданам в рамках реализации предоставления государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи;

2) отраслевой системы электронного документооборота, которые позволят перейти к ведению медицинской документации в электронном виде;

б) формирование систем мониторинга состояния здоровья населения;

в) создание и внедрение компьютерных технологий профилактики заболеваний, диагностики, обеспечения лечебных процессов, дистанционного консультирования и обслуживания пациентов;

г) создание общедоступных электронных медицинских ресурсов.

 

4.2.6. Внедрение информационных технологий в области системы массовых коммуникаций и электронного контента

 

Основными технологическими составляющими системы массовых коммуникаций (далее – СМК) являются эфирное, кабельное и спутниковое телевидение и радиовещание, сети передачи данных, периодические издания, в том числе электронные.

Направления деятельности в области развития СМК:

а) масштабный переход к цифровым технологиям телевизионного вещания, обеспечение доступности для населения не менее 10 телевизионных каналов;

б) формирование и развитие системы национального электронного контента, включающей:

1) образовательные интернет-ресурсы, объединяемые национальным образовательным порталом;

2) интернет-ресурсы средств массовой информации (СМИ) и портал-дайджест СМИ, являющийся единой точкой доступа к этим сайтам;

3) библиотечные интернет-ресурсы, обеспечивающие доступ к электронным версиям произведений, права на которые принадлежат государству, либо с истекшим сроком давности охраны авторских прав, либо права на которые авторы предоставили сайту сами, включая архивные аудио- и видеоматериалы, документальные и художественные фильмы;

4) музейные интернет-ресурсы, аккумулирующие историческое и культурное наследие Приднестровья;

5) электронные справочно-информационные системы различного назначения;

в) развитие научно-методической базы библиотек, архивов, музеев и других учреждений культуры, которая позволит им в полной мере выполнять функцию поставщиков национального электронного контента;

г) совершенствование нормативного правового обеспечения развития системы массовых коммуникаций и национального электронного контента.

 
4.2.7. Внедрение информационных технологий в области противодействия использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам Приднестровья
 

а) обеспечение безопасности функционирования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;

б) создание единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения нужд государственного управления, обороны страны, национальной безопасности и правопорядка;

в) обеспечение неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, соблюдение требований по обеспечению безопасности информации ограниченного доступа;

г) противодействие распространению идеологии терроризма и экстремизма, пропаганде насилия.

 
 
Раздел 5. ПОКАЗАТЕЛИ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА

 

Для успешной реализации настоящей Стратегии необходимо выработать Единую систему показателей развития информационного общества (далее – ЕСПРИО) и в соответствии с ней систему мониторинга, анализа и оценки хода реализации настоящей Стратегии.

ЕСПРИО позволит определить степень готовности государства и общества к широкомасштабному использованию ИКТ, а также станет инструментом информационно-аналитической поддержки государственного управления развитием информационного общества.

При создании ЕСПРИО может быть использован зарубежный опыт.

Структура ЕСПРИО включает следующие группы показателей.

Факторы развития информационного общества:

а) состояние ИКИ;

б) развитие кадрового потенциала;

в) состояние экономической среды;

г) развитие национальной индустрии ИКТ;

д) безопасность использования ИКТ.

Использование ИКТ:

а) в государственном управлении;

б) в экономике;

в) в сфере образования;

г) в здравоохранении и социальной сфере;

д) населением;

е) в иных областях.

ЕСПРИО должна содержать ключевые показатели, определяющие качественный уровень состояния государственных информационных ресурсов и эффективность приложений электронного правительства:

а) востребованность предоставляемой информации и сервисов;

б) уровень доступности информации;

в) уровень готовности государственных информационных систем и информационных ресурсов к предоставлению электронных услуг (состояние ИКИ, доступ к ИКТ государственных органов, доступ к ИКТ граждан и организаций, подготовка и мотивация пользователей в сфере ИКТ, нормативная правовая база).

 
Раздел 6. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ НАСТОЯЩЕЙ СТРАТЕГИИ

 

При реализации настоящей Стратегии должно обеспечиваться партнерство государства и бизнеса, участие профессиональных ассоциаций и объединений. Необходимо организовать взаимодействие и распределение обязанностей, ресурсов и ответственности между различными уровнями системы государственного управления. Требуется проведение специальной информационной кампании по популяризации идей и целей информационного общества.

Источниками финансирования реализации настоящей Стратегии являются республиканский и местные бюджеты, в том числе государственные целевые бюджетные инновационные фонды и иные источники.  

Структура расходов на информатизацию должна включать следующие статьи затрат:

а) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

б) капитальные вложения, в том числе приобретение средств вычислительной техники, технических средств телекоммуникаций, программного обеспечения;

в) обучение и переподготовка работников государственных организаций информационным технологиям;

г) эксплуатация и защита информационных систем, локальных и корпоративных сетей, корпоративных и публичных интернет/интранет-ресурсов государственных организаций, включая услуги электросвязи и услуги сторонних эксплуатирующих организаций;

д) иные расходы.

Общая координация деятельности различных ветвей государственной власти по реализации настоящей Стратегии осуществляется Межведомственной комиссией по вопросам информатизации в Приднестровской Молдавской Республике.

Реализация настоящей Стратегии на начальном этапе будет осуществляться в соответствии с Планом первоочередных мер по реализации Стратегии развития информационного общества в Приднестровской Молдавской Республике на период до 2015 года, принимаемым Правительством Приднестровской Молдавской Республики.

 

Раздел 7. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ НАСТОЯЩЕЙ СТРАТЕГИИ

 

Реализация настоящей Стратегии позволит к 2015 году достичь следующих основных результатов:

а) количество абонентов и пользователей стационарного широкополосного доступа на 100 жителей составит 28 (в настоящее время 14,3);

б) радиопокрытие территории Приднестровской Молдавской Республики мобильной связью – 99 %;

в) завершится развертывание сети наземного эфирного цифрового телевизионного вещания социально значимых телевизионных программ, что позволит обеспечить доступность для населения не менее 10 телевизионных каналов;

г) в комплексе будут завершены работы по созданию базовых компонентов ИКИ информационного общества, в том числе необходимых для обеспечения функционирования государственной автоматизированной системы оказания электронных услуг;

д) доля интегрированных через государственную автоматизированную информационную систему (далее – ГАИС) государственных информационных ресурсов в общем объеме государственных информационных ресурсов, используемых для оказания электронных услуг, составит не менее 20 процентов;

е) будут созданы условия для оптимизации административных процедур государственных органов на основе интеграции через ГАИС государственных информационных ресурсов;

ж) завершится создание единой защищенной системы электронного документооборота государственных органов;

з) число учебных заведений, имеющих доступ в Интернет, достигнет 90 процентов;

и) относительная доля медицинской документации, представленной в электронном виде, составит не менее 20 процентов.

Источник

KOMMENT-PMRF3

Реализованная фантастика Дж. Оруэлла "1984"

Поделиться ссылкой
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники