В ПМР нарастает социально-экономический и политический кризис. С 2012 года, когда Евгений Шевчук пришёл к власти, в жизнь приднестровцев вошли прекращение работы бюджетообразующих предприятий, рост цен и тарифов, шоковая терапия в социальной сфере, односторонние уступки Кишинёву. Это ставит под угрозу не только государственность ПМР, но и интересы друзей Приднестровья на Днестре.

Москва и Тирасполь получают первый удар

В 1990-2011 годах курс приднестровского руководства базировался на следующих "китах": сохранение производительных сил и производственно-технологической базы, независимость ПМР и социальная защита населения (пусть даже в условиях тощего бюджета).

Не всё шло гладко, бывали откровенные провалы, но главное соблюдалось: ситуация внутри ПМР выглядела более предпочтительно, нежели в Молдове, где буйствовали подлинная шоковая терапия и уничтожение собственного производства. Заработные платы, размеры пенсий и пособий с сохранением прежнего пенсионного возраста и российскими доплатами, не говоря уже об отсутствии национализма – всё это делало Приднестровье более привлекательным для простого человека.

Союзная ПМР Россия не взимала плату за газ, а Тирасполь устами Президента ПМР Игоря Смирнова отвергал наличие внешнего (прежде всего, газового) долга. Этот долг, ввиду непризнанности Приднестровья, "вешался" на Молдову, чьё руководство вело и ведёт осознанную антироссийскую политику. Тем самым Москва получала определённый рычаг давления на Кишинёв: хотите в ЕС через сближение с Бухарестом, считаете ПМР "восточными районами Молдовы" – платите приднестровские миллиарды "зелёных"!

С приходом во власть Евгения Шевчука это положение сразу же стало ликвидироваться.

Государственная помощь или государственное рейдерство?

В ПМР в 1990-2011 годах с трудом, но развивалось частное предпринимательство, формировался отечественный бизнес. Это было результатом совместной работы Президента ПМР Игоря Смирнова и Верховного Совета ПМР. Между ветвями власти время от времени возникали проблемы, но было главное: понимание того, что дестабилизация обстановки и подрыв экономики чреваты гибелью Приднестровского государства. Ведь отечественное предпринимательство – дополнительный фактор устойчивости любого государства.

У Е.Шевчука в 2011 году на момент выборов президента не было вообще программы. Он был единственным из 6-ти кандидатов с такой особенностью. Как указывалось в СМИ, его соратники просто посмеялись над приднестровцами: назвали несуществующую и неопубликованную по сей день программу "555", тогда как это был просто телефонный код родного города Е.Шевчука – Рыбницы. Не было у него и команды не только профессионалов, но и просто команды. Была горстка людей, во многом случайных.

К настоящему времени, опасаясь политической конкуренции, власть пытается сконцентрировать в своих руках всю экономику и все финансовые потоки ПМР. Для этого от предприятий требуют акции, которыми владели трудовые коллективы. Примеры – тираспольский "Электромаш", Рыбницкий насосный завод и т.д. В результате люди, голосовавшие за Е.Шевчука в ожидании позитивных перемен, вообще остаются бесправными.

Показателен пример всё того же "Электоромаша". Сторонники Е.Шевчука спровоцировали с помощью местных крикунов на заводе выступление против многолетнего генерального директора – опытного Феликса Крейчмана. Его заставили уйти в отставку, а затем перед ошарашенным коллективом поставили требования: отдайте задаром ваши акции (это было коллективное предприятие) государству. Иначе как оно вам поможет? О том, что у государства бюджет с 70% дефицита, при этом умалчивалось.

В настоящее время и об успехах завода вообще не слышно, и у коллектива – никаких акций.

За пределами конституционного поля

В декабре 2012 года исполнительная власть откровенно вышла в очередной раз за пределы конституционного поля. Ещё ранее не имеющий никакого опыта работы в реальном секторе экономики Президент Евгений Шевчук и Премьер-министр Петр Степанов, тоже на производстве никогда не работавший, потребовали от Верховного Совета повысить цены на газ для юридических лиц на 68%. Многие производственники доказывали, что такая цифра – просто безумие, ибо встанут все предприятия, экономика будет подорвана, а сама республика беспомощно рухнет в руки Молдове и Западу. Им возражали с властного Олимпа: надо отдавать долги за газ России, зарабатывать деньги самим, а не надеяться на Москву; покрывать дефицит бюджета, а также модернизировать производство, которое якобы в "льготных" условиях не модернизировалось. Последнее вообще доказывало неосведомлённость Е.Шевчука, П.Степанова и иже с ними в делах отечественного производства: за прошедшие годы был кардинально модернизирован текстильный гигант "Тиротекс", всё время совершенствовал свою техническую базу Молдавский металлургический завод (ММЗ) в Рыбнице, не было претензий у Москвы к работающему на российскую оборонку Бендерскому "Молдавкабелю". А Молдавская ГРЭС, поставлявшая электроэнергию в ряд стран Европы, перешла на газ с мазута, что снизило себестоимость производимой электроэнергии.

Более того, при Игоре Смирнове вся ПМР была газифицирована.

Депутаты Верховного Совета ПМР отвергли явную авантюру с 68% и согласились повысить тариф на 17%. И это уже было уступкой; на взгляд некоторых аналитиков, также ненужной. Но, как бы то ни было, бюджет-2013 был принят в третьем, окончательном чтении.

И тогда, задним числом, премьер-министр без предварительного необходимого по закону заседания правительства, без соответствующего документа, вышел на трибуну и заявил: мы отзываем проект бюджета. Он не имел права это делать, ибо бюджет уже был принят. А президент Шевчук сделал вид, что принятого бюджета не замечает. Он тут же издал указ №827 "О временном порядке финансирования бюджетных расходов в 2013 году до утверждения Закона Приднестровской Молдавской Республики "О республиканском бюджете на 2013 год". Тем самым исполнительная власть просто начала распоряжаться финансами страны, не обращая внимания на парламент.

Экономика на пороге краха

Итоги случившегося не замедлили сказаться: встали ММЗ, Рыбницкий цементный комбинат (РЦК); Молдавская ГРЭС отказалась от газа и перешла на уголь; многие другие предприятия также прекращали производство и отказывались от отопления своих офисов. В результате вместо наполняемости дыра в бюджете только увеличилась. А представителям предприятий говорили: давайте договариваться по-отдельности, отдайте часть акций, получите возможность работать, мы вам поможем. Это тоже выглядело авантюрой: как и чем может, повторимся, помочь государство с 70-процентным дефицитом бюджета?

Сегодня многие предприятия под предлогом "неэффективного использования" отбираются у прежних собственников. Во властных коридорах гуляет ещё одна идея: отбирать объекты у тех собственников, кто свыше 2-х месяцев не платят своим работникам зарплату. Это мало чем отличается от обычного беспредела: ведь любая "подсадная утка", умышленно не бывавшая на работе, может написать заявление, что ей не платили деньги. И вот он, повод для отъёма! Мы уже не говорим, что под "неэффективное использование" можно подвести всё, что угодно. А ведь в числе собственников не только приднестровцы, но и россияне с украинцами. Где гарантии, что отобранные объекты не окажутся в руках владельцев из Молдовы и с Запада?

Неудивительно, что бизнесмены бегут из ПМР, капиталы вывозятся, инвестиции в 2012 году по сравнению с 2011-м (последним "смирновским") сократились вдвое. Бегство населения в 2012-2013 годах исчислялось, по данным некоторых СМИ, в 40-50 тысяч человек. И на этом фоне в команде Е.Шевчука родилась новая идея: сократить до 25% бюджетников, работающих и так за более, чем скромное жалование. Последствия реализации данной идеи очевидны: из ПМР уедут последние квалифицированные работники, что ещё более ослабит Приднестровское государство. Кому это выгодно, кроме Кишинёва, Бухареста, Брюсселя и Вашингтона?

Многие приднестровцы, учитывая абсурдность ситуации, заговорили о том, что в высшее руководство ПМР, возможно, проникли агенты влияния Молдовы и Запада, которые умышленно разваливают экономику, чтобы потом легче было "слить" ПМР Кишинёву.

При этом напоминали, что ранее портал WikiLeaks опубликовал депешу бывшего посла США в Молдове Азифа Чодри, который беседовал с президентом Молдовы Владимиром Ворониным после его встречи в 2009 году в Москве в формате: Медведев – Воронин – Смирнов. В разговоре с американским послом Владимир Воронин тогда отметил, что просил президента России Дмитрия Медведева способствовать замене Игоря Смирнова на более удобного Кишиневу приднестровского политика. При этом В.Воронин просил США также поднять вопрос о нахождении российских войск на левом берегу Днестра. Тогда российский президент спрашивал молдавского коллегу о том, кто бы мог заменить Игоря Смирнова. В ответ Воронин порекомендовал тогдашнего спикера Верховного Совета ПМР Евгения Шевчука, хотя у того, по словам Воронина, "нет сильного лидерского характера".

Вопрос: для чего был нужен Е.Шевчук В.Воронину, старавшемуся с помощью американцев избавиться от российских войск на Днестре?

Мы же не обсуждаем версии, а приводим голые факты: от самоубийственного для республики взлёта газовых тарифов пострадала не только она сама, но также российские и украинские собственники приднестровских экономических объектов. Выиграли всё те же – Молдова, Румыния, Запад.

Шоковая терапия по-приднестровски

С января 2012 года на приднестровцев обрушился рост цен и тарифов. Квартплаты выросли в среднем, как указывалось в СМИ, на 35-40, местами – до 50%. Стало ясно: Е.Шевчук взял на вооружение модель социальной политики своего главного партнёра в диалоге с Молдовой – недавно отставленного премьер-министра Влада Филата, с которым Е.Шевчук даже летал на Афон вместе помолиться Богу.

Началось резкое сближение нового руководства ПМР с Кишинёвом и Западом. Прежде всего, Кишинёв выиграл от признания Е.Шевчуком долга ПМР перед Россией за газ, потому что это ломало всю игру Кремля в давлении на Молдову. Быть может, этот факт тоже повлиял на то, что Россия по сей день не оказывает администрации Е.Шевчука финансовой помощи, подозревая её в двойной игре.

12 марта 2013 года руководитель Пенсионного фонда ПМР Оксана Буланова озвучила возможные шаги властей: повышение пенсионного возраста и ликвидация пенсионных льгот. Вскоре министр здравоохранения и социальной защиты ПМР Василий Гуменный заговорил о необходимости внедрения в ПМР страховой медицины. Круг замкнулся: это и есть модель Молдовы в чистом виде, приведшая к обнищанию тамошнего населения на фоне запредельных цен и тарифов по рецептам Международного Валютного Фонда, Всемирного Банка и прочих "контор". Кстати, делегация ВБ в прошлом году посетила ПМР и позитивно оценила шаги команды Е.Шевчука.

И вновь приднестровцы заговорили: новая власть уничтожает позитивные отличия ПМР от РМ по указке Кишинёва и Запада. Возможная цель: если в Приднестровье будет такая же "труба", как в Молдове, это ослабит протесты людей против включения ПМР в состав унитарной, идущей в сторону Румынии и Евросоюза Молдовы. Зачем протестовать, если в ПМР будет так же плохо, как и в Молдове?

Между тем, сразу же после прихода Евгения Шевчука к власти была шумно продекларирована политика "малых шагов", направленная на форсированное сближение с Кишинёвом.

"Малые шаги" к пропасти

Чтобы эту политику беспрепятственно проводить, новая власть уволила с поста министра иностранных дел ПМР молодого кадрового дипломата Владимира Ястребчака. Его место заняла одна из наиболее приближенных к Е.Шевчуку чиновниц – Нина Штански.

Не имея необходимой подготовки, проявляя некомпетентность, она всего за год нанесла крайне серьёзный урон внешнеполитическим позициям ПМР. И опять приднестровцы гадают: это просто несоответствие занимаемой должности или умышленная сдача позиций Кишинёву и его союзникам? Приходится уже слышать сравнение деятельности Н.Штански в ПМР с работой Эдуарда Шеварднадзе в СССР и Андрея Козырева в России.

Так, в 2012 году Тирасполь согласился на новый порядок подведения итогов переговоров в формате "5+2"(Молдавия, Приднестровье – стороны конфликта, Россия, Украина – гаранты и посредники, ОБСЕ – посредник, Евросоюз и США – наблюдатели – прим. ИА REGNUM) – теперь итоги подводил представитель ОБСЕ. а послы стран-гарантов России и Украины от этого фактически отстранялись. В июле-2012 в Вене Нина Штански сдала ключевую позицию: согласилась включить в повестку дня этих переговоров т.н. "Третий Пакет" – вопросы политики, безопасности, статуса ПМР. Кишинёв этим мгновенно воспользовался и потребовал начать диалог по выводу остатков 14-й армии и российских миротворцев с берегов Днестра, а также обсудить статус Приднестровья в составе унитарной Молдовы (согласно утвержденной повестке дня переговоров в формате "5+2", которую неоднократно призывали и пытались нарушить Молдавия, Украина, ОБСЕ, ЕС и США, третья переговорная "корзина" не наполнена содержанием и не подлежит обсуждению до тех пор, пока не будут решены вопросы из первой и второй "корзин" – "социально-экономические вопросы" и "общие правовые и гуманитарные вопросы и права человека" – прим. ИА REGNUM).

На фоне натиска на ПМР почуявшего слабину в Тирасполе руководства Молдовы, Е.Шевчук вдобавок отозвал из Верховного Совета ПМР законопроект о принципах переговоров с Республикой Молдова. В законопроекте, внесённом ещё при Игоре Смирнове, чётко прописывались пределы уступок, за которые приднестровской дипломатии было уже нельзя отступать во избежание угрозы национальной безопасности ПМР. После этой капитуляции нового руководства Приднестровья Кишинёв подтвердил оставление в силе принятого ещё 22 июля 2005 года закона РМ о статусе Приднестровья, в котором без всякого учёта мнения самих приднестровцев их "обязали" жить в унитарной Молдове.

Против отступления перед Кишинёвом выступили члены созданного в феврале-2012 самим Евгением Шевчуком Консультативного Совета при Президенте ПМР по международным делам. 11 июля, за день до сдачи Ниной Штански позиций ПМР в Вене, Евгений Шевчук своим указом распускает Совет.

А "Приднестровская железная дорога" в результате соглашений Е.Шевчука и В.Филата оказалась фактически включённой в "Железную дорогу Молдовы". Это мотивировалось для публики необходимостью дать возможность крупнейшим приднестровским экспортёрам – ММЗ и РЦК – вывозить продукцию за пределы ПМР. Объяснение бессмысленное: сам Е.Шевчук повышением тарифов на газ для предприятий (на 68%) де-факто заставил эти заводы остановиться. В итоге никакого вывоза нет, предприятия не работают, но приднестровские железнодорожники контролируются Кишинёвом. Да ещё и таможенники Молдовы получили право разместиться в приднестровских городах Бендерах и Рыбнице, чтобы контролировать товаропоток.

Такое положение сохраняется и сегодня. Подобная внешняя политика выгодна только официальному Кишинёву и его союзникам в лице Румынии, ЕС и США.

Перемены не должны превратиться в хаос

В последнее время из уст высших руководителей ПМР зазвучали речи типа: "Мы всегда были с Россией!" Приумолкли фразы о Приднестровье, как "неотъемлемой части европейского континента", постоянно звучавшие в 2012 году. Критически настроенные к Евгению Шевчуку и его окружению аналитики предполагают, что объяснить это достаточно просто: Запад не поддержал новую власть в Тирасполе прямой финансовой помощью, а Кишинёв в ответ на одностороннюю сдачу командой Е.Шевчука важнейших позиций Приднестровья, не сделал в ответ ни одного шага навстречу. Сам Е.Шевчук признал неуступчивость руководства Молдовы в одной из своих недавних речей. Да ещё и прорумынски настроенный нынешний президент Молдовы Николай Тимофти сказал обидные слова, проигнорировав вышеуказанные "малые шаги" (с большими последствиями): оказывается, Е.Шевчук для Кишинёва не равноправный собеседник, преодолевающий последствия "смирновской изоляции", а "кто-то вроде лидера крупного района в Молдове". Безобразие! Никакого политеса.

Выяснилась и без того очевидная истина: мимо России не пройдёшь, через границу с Украиной не перепрыгнешь. К сожалению, чтобы это лишний раз осознать, потребовалось ввергнуть ПМР в жесточайший кризис, поставить экономику перед катастрофой, обрушить существовавшую систему социальной защиты. То, что новая приднестровская власть элементарно некомпетентна, а её политика во всех областях провальна, сегодня ясно даже детям.

Но в ПМР ходит и другая версия. Она гласит, что правящая группировка в Тирасполе только для вида клянётся в верности идеям евразийской интеграции, желая получить от Кремля финансовую помощь и выиграть время. А в душе "молодые реформаторы" (и "реформаторши") остаются заточенными на "европейские ценности" и на новые "малые шаги", новые односторонние уступки Кишинёву. Судите сами: закон о переговорах с Молдовой не принят, подпись делегации ПМР под "Третьим пакетом" не отозвана, приднестровская "железка" по-прежнему контролируется Кишинёвом, таможенники РМ пребывают в Рыбнице и Бендерах, послы России и Украины в подведении итогов очередного раунда переговоров в формате "5+2" не участвуют…

Не получается ли так, что России и Украине предназначены лишь слова, а Кишинёву и Западу – реальные дела? Пусть каждый сам делает свои выводы. Я лишь ограничусь напоминанием, что даже в огромном СССР под маской перемен противникам страны удалось привнести хаос, разрушение и гибель самого государства.

Не получилось бы так и в маленьком Приднестровье…

Андрей Сафонов – политолог, депутат парламента Молдавии (1990-1992), член правительства ПМР (1991-1992), член Президиума депутатского движения всех уровней "Союз" (1990-1992).

Источник.
 

 

Поделиться ссылкой
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники