Экономические и дипломатические круги Приднестровья сегодня активно обсуждают возможное развитие респу­блики на левом берегу Днестра после ноябрьской встречи в Вильнюсе, где Молдова планирует парафировать, а Украи­на подписать Соглашение с Евросоюзом об Углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли – УВЗСТ (с англ. DCFTA – Deep and Comprehensive Free Trade Area).

Эта тема поднималась и в ходе последней встречи в вер­хах президента ПМР Евгения Шевчука и премьер-министра Республики Молдова Юрия Лянкэ. «Реализация этого со­глашения в том виде, в котором оно есть, без прояснения деталей, может привести к обострению противоречий между Приднестровьем и Молдовой», – отметил глава При­днестровья.

В свою очередь, молдавский премьер считает, что зона свободной торговли с ЕС, напротив, позволит Молдове и Приднестровью построить более сильную экономику и покорить рынок Европы, где «находятся 500 миллионов по­требителей с высокой покупательной способностью».

Каковы возможные сценарии развития событий? И чем парафирование Соглашения о УВЗСТ может обернуться для Приднестровья? - С такими вопроса­ми журнал «Партнер» обратился к Юрию Ганину, вице-президенту Торгово-промышленной палаты ПМР:

- География торговых отношений Приднестровья доста­точно широкая. Товарооборот нашей республики, начиная с 2005 года, осуществлялся более чем со 100 странами мира. Высокие значения экспортных (в 2012 г. – 66%) и им­портных (в 2012 г. – 171%} квот Приднестровья свидетель­ствуют о его сверх-открытой экономике, и о его острой зависимости от востребованности производимых товаров на мировых рынках. В этой связи изменения конъюнктуры мировых рынков или торговых режимов между странами существенно сказываются на состоянии всей экономики Приднестровья.

Таможенный союз (Россия-Белоруссия-Казахстан) пере­ходит на новые технические регламенты, Молдова и Украи­на планируют стать участниками УВЗСТ с Евросоюзом.

В 2012 году суммарный объем экспорта Приднестро­вья в Украину, Молдову и ЕС составил 512,5 млн. долл., что составило 73,6% от общего экспорта (см. диаграмму). Именно эти страны в ближайшем будущем могут создать тарифные, нетарифные и технические барьеры для тор­говли с Приднестровьем. В этой ситуации актуальной яв­ляется задача поиска путей минимизации отрицательных последствий для экономики Приднестровья, вызванных внешними изменениями. Рассматривается три варианта развития событий.

exportPMR

ВАРИАНТ 1. Приднестровье присоединяется к DCFTA.

По оценкам экспертов, DCFTA окажет положительное влияние на экономику Молдовы и приведет к росту ее ВВП в объеме от 5% до 6,4%, Такие исследования проводились аналитическими компаниями: Ecorys (Нидерланды), Berlin Economics (Германия), Expert-grup (Молдова). Исследова­ния влияния DCFTA на Приднестровье этими компания­ми были проведены на базе ограниченной статистической информации, без учета особенностей налоговой системы и политических последствий такого шага, вследствие чего они представляются малоубедительными. Убедитель­ных аргументов в пользу первого варианта Приднестровью не представлено. Но при этом, оно должно будет выпол­нить обширный перечень требований ЕС, содержащий не только классические нормы свободной торговли, но и це­лый ряд институциональных и правовых условий.

Типовой набор требований ЕС включает следующее: провести либерализацию торговли со странами ЕС; вне­дрить европейские стандарты качества продукции и требований к ее безопасности (около 20 тыс. стандартов и регламентов); перейти на применение фитосанитарных и ветеринарных норм ЕС; улучшить или создать инфраструк­туру качества и внедрения европейских норм и стандартов; внедрить европейские нормы защиты интеллектуальных прав, особенно торговых марок, связанных с географиче­скими названиями; полностью либерализовать рынок фи­нансовых услуг; применить европейское законодательство ЕС. Чтобы их выполнить, Молдова прошла три подготовительных этапа в виде специальных преференциальных режимов в торговле (GSP 1998-2005, GSP+ 2006-2008, АТР 2008-2014) и финансовой поддержки на повышение конкурентоспособности экономики и всей страны в целом. Нужно отметить, что приднестровские предприятия также использовали преференциальные торговые режимы в об­мен на временную, или постоянную регистрацию в Мол­дове и двойное таможенное оформление грузов: в Приднестровье, а затем в Молдове. Однако. Приднестровье никакой западной финансовой помощи не получало и, соответственно, подготовку к открытию своего таможенного пространства не вело.

Отдельная тема внешней торговли Приднестровья – это торговля с Молдовой, которая считает эту торговлю внутренней, но применяет целый ряд запретительных мер, типичных для внешней торговли. В частности, двой­ное налогообложение по НДС, применение индикативных цен, нетарифные и технические барьеры, монополизация экспорта цветных металлов, экологические сборы на им­портируемые товары и пр. Большинство из этих проблем могут быть решены, если между Молдовой и Приднестро­вьем будет заключено Соглашение о торговом режиме.

Интересным может показаться замечание, что ино­странные аналитические центры не исследовали реальный торговый режим, который существует между ЕС и Придне­стровьем. В действительности, Приднестровье еще в 2001 году открыло свое таможенное пространство для ЕС и других стран. Это связано с тем, что с 2001 года Придне­стровье перешло на новую налоговую систему, в которой отсутствует НДС на импортируемые товары (при экспорте товаров НДС входит в состав единого налога на доходы предприятия). Размер усредненной ставки пошлин на импортируемые товары составляет около 7% от их стои­мости, но и она не применяется для товаров, предна­значенных для технологических нужд. В существующей ситуации, приднестровские товары при их экспорте в ЕС не облагаются импортными пошлинами, но европейские потребители оплачивают на них НДС в размере от 15% в Великобритании. Люксембурге и на Кипре до 25 % – в Дании и Швеции, что значительно выше усредненной став­ки пошлин на импортируемые товары в Приднестровье. Другими словами, рынок Приднестровья сегодня более открыт для европейских товаров, чем европейский рынок для товаров из Приднестровья.

Для справки: в 2012 году таможенные платежи в бюджет Республики (Молдова – ПМРФ) составили 12,6122 млрд. леев  (70,8% от доходов бюджета), в том     числе: 8,91 млрд. (50,0%)-от уплаты НДС; 2,44 млрд. (13,7%)-от акцизов; 0.9381 млрд. (5,3%) – от таможен­ных сборов на импортируе­мые товары и 0,309млрд. (1,74%) – от таможенных процедур. В Приднестро­вье от таможенных органов в 2012 году в доход госбюд­жета поступило 692,5 млн. руб. ПМР, что составило 24,6% от всех доходов, в том числе: от таможенных сбо­ров -531,1 млн. руб. (18,8%) йот оплаты акцизов- 161,4 млн. руб. (5,7%). Выполнение требований ЕС по отмене таможенных сборов на импортируемые из ЕС товары будет означать почти полное обнуление тарифных мер регулиро­вания торговли (исключение составят только подакцизные товары), а с учетом доли ЕС в импорте (15,7% в 2012 году), потеря поступлений в бюджет Республики составит около 3%. Альтернативой этому может стать переход При­днестровья на налоговую систему с применением НДС, что компенсирует возможную потерю налоговых платежей. Несмотря на то, что Приднестровье со своей стороны уже давно предоставило для товаров из ЕС режим свободной торговли, выполнить в полном объеме требования DCFTA оно не может из-за отсутствия политической, экономиче­ской и технической готовности. Приднестровье теоретиче­ски может присоединиться к DCFTA только путем слияния с Молдовой, осуществив переход на молдавское законода­тельство, ликвидировав собственные таможенные органы, упразднив свою финансовую и банковскую систему и т.д. Это будет означать потерю своей государственности. Вероятность такого варианта равна нулю.

Вариант 2.  Приднестровье отказывается от участие в DCFTA

Теоретически, при этом варианте Приднестровье могло бы осуществлять торговлю с ЕС в режиме наибольшего благоприятствования (РНБ), который предоставляется ЕС членам ВТО. В 2001 году Молдова вступила в ВТО вме­сте с Приднестровьем, основываясь на Московском Ме­морандуме 1997 года. В этом случае важное значение будет иметь размер таможенных пошлин в режиме РНБ на экспортируемые в ЕС из Приднестровья металлопро­кат, текстильные изделия, обувь, услуги по пошиву одеж­ды, электроэнергию, зерновые культуры и другое. Вероят­ность такого торгового режима, к сожалению, не зависит от Приднестровья, а определяется решениями ЕС и РМ.

При экспорте в Молдову и в Украину очевидные при­чины для появления тарифных барьеров   отсутствуют. Нетарифные и технические барьеры   при экспорте в эти страны  возникнут по мере их  перехода на европейские стандарты. Такие же барьеры уже   начали возникать в странах Таможенного Союза. Что нужно делать Приднестровью для сохранения молдавского и   украинского рынков? В первую очередь, необходимо повысить уровень качества производимой продукции до требований европейских стан­дартов. Для этого в Приднестровье необходимо восстановить систему стандартизации, сертификации и метрологии, а также фитосанитарный и ветеринарный контроль. Кроме того, Приднестровью нужно быть гото­вым к тому, что молдавские и украинские органы будут проводить экспертизу и контроль производственных процессов непосредственно на территории предприятий и оценивать соответствие этих производств европейским нормам. С другой стороны, приднестровский рынок также требует защиты в виде технических барьеров для низко­качественной продукции, которая может хлынуть на наш рынок при повышении требований к качеству продукции импортируемой в Молдову и в Украину.

Перед Приднестровьем появится задача переориентировать часть своего экспорта на восточные рынки. Сегодня только одна страна в мире – Российская Федерация – принимает приднестровские товары с приднестровскими преференциальными сертификатами страны происхождения формы СТ-1. Это означает, что на российском рынке наши товары идентифицированы как приднестровские, а не как молдавские. Возможное изменение торговых отношений РФ с РМ и Украиной, благодаря этой отличительной особенности, не должно затронуть торговлю с Приднестровьем.

Существенным барьером для вхождения приднестров­ских товаров на российский рынок является НДС, который уплачивается российскими импортерами. Для российских покупателей это проблемный вопрос. Для его преодоления целесообразно создать в РФ торговый дом Приднестровья в виде акционерного общества с участием тех приднестровских предприятий, у которых нет пока торговых домов и с россий­ским партнером. Оптимально было бы создать такой центр в области-партнере Приднестровья, например, в Московской области, с которой заключить обновленное Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве, и разместить этот торговый дом в свободной экономической зоне. В этом цен­тре должен быть достаточно большой оборотный капитал для оплаты НДС. При экспорте в РФ товаров на 500 млн. дол. объем НДС составит 100 млн. дол. Приднестровским предприятиям такую сумму не собрать, но это мог бы быть долевой вклад российского партнера, или средства россий­ской технической помощи на развитие экономики. С нашей стороны наибольший интерес к такому проекту должны иметь средние предприятия, у которых нет торговых домов в РФ, и все предприятия, имеющие экспорт в ЕС и в Молдову, учиты­вая потенциальную возможность сворачивания этих рынков.

Традиционно продвижением товаров на внешних рын­ках занимаются Посольства, Торгово-экономические миссии, Межправительственные комиссии и совместные миссии, Межправительственные комиссии и совместные деловые советы. Что может быть альтернативой этим структурам для Приднестровья? Это – Деловой Совет и Торговый дом.

Деловые советы в РФ формирует ТПП совместно с Пра­вительством. ТПП ПМР имеет отношения с 12 ТПП России. На базе этих Палат и при участии органов государствен­ной власти можно создать Совет, который частично ис­полняла бы и роль двусторонней межправительственной комиссии.

Для развития сельскохозяйственного экспорта ПМР не­обходимо провести модернизацию ветеринарных и фито-санитарных испытательных центров, а также решить вопрос с Минсельхозом РФ и Госпотребнадзором РФ о специальном режиме поставки сельхозпродукции в РФ (согласованный перечень предприятий и продукции, при­знание приднестровских фитосанитарных и ветеринарных сертификатов, выработать порядок инспекции Госпотребнадзором РФ с/х товаропроизводителей в ПМР и пр.)

Для расширения евразийских рынков приднестровскими предприятиями необходимо разработать соответствующую государственную программу «Поддержка приднестровско­го экспорта на евразийских рынках». А именно: составить реестр предприятий-экспортеров в страны ЕС с описанием номенклатуры и объемов экспортируемой продукции; сгруппировать предприятия по отраслевому принципу; разработать подробный план действий для каждой группы предприятий для продвижения экспорта на восток; Прави­тельству заключить с предприятиями соглашения о мерах господдержки по переориентации рынков сбыта с запада на восток, в которых отразить обязательства сторон.

Продвижение товаров по отдельным отраслям производ­ства должно быть отражено в комплексном Плане действий по развитию восточных рынков. Стратегия евразийской интеграции Приднестровья также должна быть дополнена Планом действий по достижению поставленных целей.

Торговые преференции, которые РФ предоставила Приднестровью, не действуют в других странах Таможенного союза, что противоречит принципу единого таможенного пространства. В этой связи необходимо запросить помощь РФ по признанию приднестровских сертификатов формы СТ-1 в Казахстане и Белоруссии,

ВАРИАНТ 3. Приднестровье частично присоединяется к DCFTA (специальный торговый режим для Приднестровья).

Внешнеполитический вектор Приднестровья хорошо известен – это Россия, Таможенный союз, Единое экономическое пространство, создаваемый Евразийский союз. DCFTA с этим не совместим, так как этот торговый ре­жим является важнейшим компонентом политического Соглашения об ассоциированном членстве Молдовы с ЕС. Для Приднестровья, в его стремлении сохранить европей­ские рынки, наиболее приемлемым вариантом было бы разделение двух взаимосвязанных вопросов; свободная торговля с ЕС и политическая интеграция в Евразэс. Любой преференциальный торговый режим между странами или с объединением стран предполагает заключение соответствующего международного Соглашения, которое приобретает в каждой из сторон соглашения силу закона путем его ратификации в законодательных органах. Су­ществует ли для Приднестровья аналогичная возмож­ность? Она отсутствует в силу его непризнанного поли­тического статуса. Евросоюз не ведет с Приднестровьем никаких официальных переговоров о торговых режимах. В то же время, отсутствует информация о том, что ЕС де­легировал право РМ по разработке статуса Приднестро­вья в торговле с ЕС. Кроме этого, если такое делегиро­вание состоялось бы, и между Правительством Молдовы и Приднестровья было бы подписано соответствующие Соглашение, то Парламент Молдовы не смог бы его ратифицировать, так как для этого необходимо будет предварительно отменить действие Закона «Об основных принципах особого правового статуса левобережных райо­нов Днестра Республики Молдова (Транснистрии)». Без ратификации такое Соглашение повторит судьбу много­численных договоренностей, ранее заключенных между Молдовой и Приднестровьем (а их более 80), когда сто­роны в одностороннем порядке принимали решения ис­полнять их или нет. Все эти предположения сводятся к одному – у Приднестровья даже теоретически отсутствует возможность зафиксировать то или иное решение в рам­ках международного Соглашения.

Как на практике может выглядеть специаль­ный торговый режим Приднестровья с ЕС?

Суть этого режима должна состоять в том, что Придне­стровье на уровне предприятий выполнит технические требования ЕС, в части соответствия качества продукции и производственных процессов европейским нормам, но воздержится от институциональной перестройки, направ­ленной на европейскую интеграцию.

Но пока оптимальный выход – не объявлять официальную позицию по отношению к DCFTA и действовать по обстоятельствам.

Источник: журнал "Партнер" (ПМР) №10, 2013 г.

Поделиться ссылкой
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники