В то время, когда Армения и Азербайджан разбираются в своем конфликте, стреляя из пушек, в Молдавии с ее 30-летним аналогичным конфликтом на днях прошли переговоры двух лидеров: И. Додона (Молдова) и В. Красносельского (Приднестровье).
После долгого перерыва в контактах первая в этом году встреча продолжалась 4 часа. Это была уже седьмая встреча лидеров соседних стран со дня их избрания на высший пост в своих странах четыре года назад. Она затронула целый круг накопившихся и долгое время не разрешающихся проблем Приднестровского урегулирования. В повестку дня вошли вопросы восстановления услуг банковской системы Молдовы по обслуживанию разных категорий приднестровцев, в том числе, пенсионных выплат; восстановления разрубленной давным-давно общей системы телекоммуникаций и связи; закрытия в ПМР карантинных постов, развернутых в связи с коронавирусом; функционирование троллейбусной линии в Приднестровье через территорию, контролируемую Кишиневом «Бендеры-Варница-Северный», а также тема закрытия уголовных преследований по политическим мотивам.
Фон, на котором проходила встреча, нельзя назвать благоприятным. Официальный переговорный процесс в формате «5+2» практически остановился. Постоянно действующая Объединенная контрольная комиссия не может утвердить докладов наблюдателей и не двигается дальше.
Серьезные острые новые проблемы привнесла пандемия коронавируса. Соседи боролись с распространением вируса по-разному.
В Кишиневе взяли на вооружение опыт Германии, где шестеро из семи заболевших лечились на дому и тем самым снижали нагрузку на медицинские учреждения. А когда во весь рост, как в Италии, встала проблема разрушения экономики при продолжении карантина, в Кишиневе пошли путем Италии, заявив, что проблемы экономического ступора выходят на первое место, и страна больше не может поддерживать карантинные ограничения, какая бы ситуация на фронте коронавируса не складывалась. Сразу после снятия всех ограничений в Молдове началась и продолжается новая активная фаза эпидемии, вследствие чего чрезвычайное положение в стране было продлено до конца лета.
В ПМР карантинные ограничения продлятся до конца сентября, если только не будет новое их продление, как уже было не раз. В Приднестровье сразу был взят курс на жесткое административное регулирование контактов и перемещения граждан. Были открыты дополнительно 31 так называемых карантинных постов на границе в Молдовой, из которых на сегодня осталось 11. Это ограничение свободы передвижения вызвало негативную реакцию приднестровцев. Многие из них работали на правом берегу Днестра, в Молдове, т.к. в ПМР уже давно наблюдается серьезная безработица, и прокормиться людям просто нечем.
«ПМРФ» писал об одном таком стихийном протесте во втором по величине городе ПМР Рыбнице с перекрытием моста через Днестр и международной автотрассы людьми, которых внезапно не пустили на правый берег, к местам их работы. В Кишиневе считают, что все карантинные посты должны быть сняты и перемещение людей не должно ограничиваться.
Вообще, блокирование дорог – старый излюбленный прием борьбы в этих местах.
30 лет назад с блокирования женщинами Приднестровья железной дороги Москва – Кишинев началась Приднестровская революция, которая провозгласила независимость Тирасполя от Кишинева. А буквально накануне встречи президентов двух стран молдавские аграрии из Каушанского и Штефан-Водского районов Молдовы организовали манифестацию и перекрыли трассу республиканского значения. Они требовали от властей оказать им помощь из-за потери урожая вследствие засухи, потом наводнения и еще из-за коронавируса. Их потери уже составили миллион леев.
Некоторое время назад водители пригородных маршрутных такси блокировали Кишинев, требуя повышения стоимости проезда и упрощения правил перевозки пассажиров, в частности, допустимого количества перевозимых пассажиров без предоставления сидячего места.
В июле протестные действия в столице Молдовы стали приобретать политическую окраску. Дважды на улицы Кишинева выходили участники войны в Приднестровье, так называемые комбатанты, которым в свое время сильно досталось от приднестровцев. Они выступали против того, что власти не выполнили обещания, данные комбатантам. Например, их обманули с выдачей бесплатных медицинских полисов и с другими льготами. Однако значительную часть недовольства они предъявили властям в связи с тем, что те, мол, много либеральничают с приднестровцами. Молдавские ветераны конфликта на Днестре приняли резолюцию, в которой потребовали отставки правительства, спикера парламента З. Гречаной и президента И. Додона. Это было воспринято защитниками Приднестровья, как политическая провокация для нагнетания напряженности. Тоже с соответствующими демаршами со стороны Тирасполя.
Тем не менее, в такой сложной обстановке, по итоговым оценкам участников переговоров в резиденции молдавского лидера в селе Кондрица под Кишиневом, встреча принесла положительный результат.
- Я думаю, что сегодня был хороший диалог. Мы детально обсудили довольно обширный список вопросов. Был сформирован комплексный системный подход к возможным путям их решения, — сказал И. Додон по завершении встречи.
- Это седьмая встреча, и она выделяется среди других. Помимо президентов в ней участвовали политические представители и лица, которые компетентны решать существующие проблемы — по списку вопросов, который поднимался и ранее, — отметил В. Красносельский.
Пожалуй, одним из самых острых и не раскрытых по итогам встречи моментов остался вопрос о прекращении уголовных преследований по политическим мотивам. С одной стороны, его уже давно поднимает приднестровская сторона по фактам заведенных в Кишиневе уголовных дел против некоторых функционеров из Тирасполя. С другой стороны, общественность Молдовы все более напряженно следит за чередой политически обусловленных административных и уголовных преследований граждан Молдовы, проживающих в ПМР. В честности, за тюремным заключением лидера приднестровских коммунистов О. Хождана, который сидит там уже два года.
Так, один из известных молдавских оппозиционеров Г. Петренко, лидер тамошней партии «Европейские левые», высказывался перед встречей президентов, что вопрос об освобождении незаконно осужденного О. Хоржана должен был стать главным со стороны президента И. Додона. Некоторое время Г. Петренко сам был «в шкуре» О. Хоржана, как и тот, приговаривался Кишиневским судом к 4,5 годам тюрьмы, но условно, и только выезд из страны, получение политического убежища в Германии позволило Г. Петренко продолжить активную политическую деятельность.
Новый поворот темы политических репрессий в Приднестровье связан с недавним постановлением Высшей судебной палаты Молдовы, которая признала незаконность приговора Верховного суда ПМР приднестровскому коммунисту. Это очень серьезный прецедент. Такого не было никогда. Даже обязательные стандартные последствия исполнения вынесенного постановления могут поставить под вопрос дальнейшее существование Приднестровья как непризнанного независимого государства.
Однако эти моменты так и остались не проясненными по итогам встречи в Кондрице. Тем самым поднялись ставки скептиков, которые считают, что состоявшаяся встреча была всего лишь спектаклем, выгодным обоим участникам переговоров в свете надвигающегося нового электорального цикла в Молдове и в Приднестровье, в котором будет решаться их личная судьба как руководителей стран, для чего им было выгодно педалировать успешность состоявшейся встречи в верхах, которая, по большому счету, ни к чему их не обязывает.
Лев ЛЕОНОВ.