Начало цикла публикаций "Что делать?" смотри здесь.
* * *
Ровно две недели остается до мероприятия, гордо называемого "Президентскими выборами 2021" в Приднестровье.
Они еще не состоялись, но уже заслужили славу самых позорных и безобразных за всю историю страны. Когда абсолютно несамостоятельному и непопулярному действующему президенту "противостоит" никому не известное подставное лицо.
И больше никого, кроме них двоих, в бюллетене не будет. Как не будет ни порога явки, ни графы "против всех" (это уже очевидно, хотя и скрывается). Возникает вопрос: что делать гражданам ПМР в этой ситуации? Тем, кто не согласен с этими недо-выборами? Давайте рассмотрим все возможные сценарии:
1. Бойкот. Просто не пойти на выборы.
Самый худший выбор в данной ситуации. Почему? Да потому, что в этом нет никакого смысла.
Все разговоры о "моральной нелегитимности" выборов с низкой явкой – пустословие.
И прошедшие в 2020 выборы в ВС ПМР это наглядно показали. Всем наплевать на эту "моральную легитимность" – как внутри страны, так и вне её. Это касается и президентских выборов.
Никто и так не признаЕт ни саму ПМР, ни выборы, которые в ней проходят.
А международные посредники будут общаться с любой властью ПМР, которая здесь будет.
Если завтра пират Джек Воробей захватит власть в ПМР и сделает флагом Республики "веселый Роджер" с черепом и костями, то именно его будут выставлять на подставочке на очередной встрече 5+2 где-нибудь в Копенгагене.
Еще раз – бойкот не имеет никакого смысла. Он не дает никакого практического результата.
Как и было в случае с ВС – придут голосовать те, кто за власть, или кого пригонят специально, и проголосуют за Красносельского.
От бойкота не изменится ровным счетом ничего.
2. Прийти и испортить бюллетень.
С одной стороны, интересная идея. Могла бы быть реальной альтернативной графе "против всех".
Потому что бюллетени, где зачеркнуты все фамилии после открытия урн должны быть признаны недействительными, и в таком случае может возникнуть ситуация, предусмотренная Избирательным кодексом ПМР, о том, что выборы Президента признаются недействительными, если было два кандидата (как сейчас) и ни один не набрал более 50% процентов голосов. Ведь недействительные бюллетени учитываются как избиратели принявшие участие в голосовании. И может быть, например Красносельский 40%, Пынзарь 15%, Недействительные 45%. Тогда выборы будут признаны несостоявшимися.
В чем изъян этой схемы? В том, что из-за "выбрасывания за борт" всех оппозиционных кандидатов, теперь на этих выборах не будет никаких наблюдателей от оппозиции, которые только и могут гарантировать правильность подсчета. И поэтому не будет никакого контроля со стороны общества за подсчетом голосов. Не получится проконтролировать до конца подсчет голосов и получать копии итоговых протоколов местных УИКов.
А это создает большой простор для произвола и фальсификаций. Мы можем никогда не узнать, сколько на самом деле было испорчено бюллетеней – ведь они останутся в УИКах, а потом согласно закону будут уничтожены.
Можно, конечно, сделать фото своего бюллетеня, но в наш век "фотошопа" и прочих технических ухищрений это слабое доказательство, в том числе, для суда.
Остается третий путь, единственно возможный в данной ситуации.
3. Прийти на выборы. Получить бюллетень. И унести его с собой домой.
Вот это уже совсем другая история. Ведь на руках у тысяч людей останутся вещественные доказательства возможного будущего преступления – фальсификации выборов. Оригинальный бюллетень – лучший трофей с этой позорной процедуры, которую власти хотят устроить 12 декабря. В будущем, когда в ПМР будет новая нормальная власть, а это обязательно случится, ибо ничто не вечно под луной – эти бюллетени послужат вещдоками для будущего суда о признании этих выборов нелегитимными и сфальсифицированными и наказании виновных.
Еще хорошая экспозиция получится для будущего музея истории ПМР. Где можно будет выставить толстые паллеты с этими бюллетенями (чего в обычной ситуации никогда не бывает т.к. все бюллетени после выборов уничтожаются).
Ну, или останутся как семейные реликвии для будущих поколений в память о том, какие ошибки ни в коем случае нельзя допускать, как это было сделано в 2016 году. Так бывает всегда, когда попытка обменять свободу на хлеб заканчивается отсутствием и того, и другого.