KOMMENT-PMRF3На днях  интернет и социальные сети снова наполнились информационным шумом из Кишинева. Молдова отказалась вести переговоры с Украиной о газе для Приднестровья.

В Приднестровье и в Молдове введены  режимы чрезвычайного положения в связи с возможным исчезновением российского газа  в украинской транзитной трубе.

Одни говорят, что это инициирует Украина, не продляя договор о транзите российского газа по этой трубе. Как тот внучок, который заявил, что выбьет себе глаз – пусть у бабушки внук кривой будет.

Другие говорят, что это гадит Молдова, которая не хочет заплатить Газпрому 700 млн. долларов за уже потребленный  на правом берегу Днестра газ. Не хочет платить даже меньшую сумму, без  процентов за просрочку. Один там ответственный за газ начальник, уволенный, правда,  на днях после неудачных переговоров с Газпромом, некто В. Парликов, якобы пожал плечами и сказал: да пущай не будет газа – Молдова на дровах проживет, уже подготовилась, дровами запаслась. А вот Приднестровье, мол, загнется, они там дровишек-то еще не накололи.

Запуская ЧП, в Приднестровье  вспомнили аналогичную ситуацию 2009 г., когда тоже  ждали  наступления дня «Ч» отключения российского газа в украинской трубе. По словам  зампреда Правительства, министра экономического развития  ПМР С. Оболоника, власти сделали вывод и потихоньку начали «расшивать»  самое узкое место  в обеспечении электроэнергией  - слабые электросети. Мол, увеличили за прошедшее время мощность электросетей в 1,6 раза. Правда, как считают некоторые специалисты в команде ПМРФ, этого роста мало,  не спасет  при газовом кризисе. Как только население врубит электрообогреватели, которые сегодня, наряду с электроплитками и электрочайниками, сметают из магазинов приднестровцы, электросети сразу «полетят».

Есть мнение, что разворачивающаяся сегодня газовая войнушка Газпрома, Украины, Молдовы, Европы  - всего лишь  очередные пугачки и страшилки, многосторонний шантаж, чтобы добиться своих односторонних для каждой  стороны целей по газу. Никто не решится поломать статус-кво по газу без негативных последствий, прежде всего для себя. Ни Газпром, ни Европа, ни Украина, ни тем более Молдова, которая получает 80 процентов электроэнергии с МГРЭС и тут же ее потеряет, если в ПМР не будет газа и МГРЭС остановится.

Мерзко то, что все стороны пытаются втянуть народы в свою мерзопакостную войнушку. Народы ведь  как дети, всегда все всерьез воспринимают и переживают по настоящему – нешуточная паника покатилась везде.

В.И. Ленин о подобной политике властей говорил: ваша политика – говно.

Что сделали при Ленине в суровые первые  годы Советской власти в СССР? В годы войны и разнообразных санкций от  поганой неблагодарной Европы приняли  и блестяще затем реализовали ленинской план ГОЭЛРО, то есть ГОсударственный план ЭЛектрификации РОссии.

На ПМРФ неоднократно поднимался вопрос о необходимости принятия и реализации подобного плана в Приднестровье. Даже название ему дали – ГОЭЛПРИ, то есть ГОсударственный план ЭЛектрификации ПРИднестровья.

Для ПМР ГОЭЛПРИ - единственный способ  навсегда выйти из этого газового говна. При этом еще и  держать руку на рубильнике Кишиневской ЛЭП, иногда случайно выключая ЛЭП  со словами «извиняюсь».

Сегодня предлагаем вернуться к напечатанному и познакомить с освещением вопроса ГОЭЛПРИ на страницах ПМРФ и не только.

 

ГОЭЛПРИ

Российский журналист, политолог и эксперт по Приднестровью Лев Леонов считает необходимым принять государственный план  электрификации Приднестровья («ГОЭЛПРИ»).

Буквально в канун газового кризиса, в ноябре-декабре прошлого года, Лев Леонов выступил в Тираспольской оппозиционной газете «Человек и его права» с серией статей «Ошибка за ошибкой», в которой попытался  проанализировать причины, приведшие экономику республики к краху. Одной из крупнейших стратегических ошибок исполнительной власти он посчитал газификацию Приднестровья, в то время как республика располагала уникальным набором факторов для ее успешной электрификации. Последовавший газовый кризис  воочию подтвердил этот вывод эксперта. Корреспондент «Нового  региона» попросил Льва Леонова прокомментировать сегодняшнее положение дел.

            – Я уже много лет устно и письменно говорю об этой преступной глупости – газификации  Приднестровья,  как только был взят курс в этом направлении. Республика ничего не имеет для  газификации, все надо покупать за валюту, – ни газа, ни газовых труб, ни арматуры, ни производств по газовому оборудованию, имеет неблагоприятный рельеф местности, особенно в Каменском районе. А  для электрификации у нее есть все – мощная Молдавская ГРЭС, которая может работать и на газе, и на угле, и на мазуте – всеядная, набор заводов электротехнической направленности, где можно изготовить все необходимое для электрификации,  начиная от электросчетчиков и кончая изоляторами, трансформаторами, кабелями, электроплитами и прочим. Электрификация дала бы тысячи новых рабочих мест, защитила бы экономику и государство от разного рода блокад и газовых кризисов (угля под боком на Украине – на тысячу лет). Она бы превратила внешние валютные долги (за газ) во внутренние рублевые долги (за электричество). Ведь Приднестровье влезло во многомиллиардный газовый долг не только потому, что деньги за газ  разворовывалиались. Но и потому, что у республики сужены возможности для конвертации рублей ПМР, которыми население и предприятия расплачивались за газ, в валюту. Долларов столько нету. А внутренние рублевые долги гораздо легче погашать – взаимозачетом, бартером, даже внеэкономическими средствами.

            Газовый кризис  властно распорядился за приднестровских управленцев – двинуть электрификацию. Хлебопекарни, где возможно, начали переводить с газа на электричество. Население, особенно в селах, расконсервировало печи (но система снабжения углем за годы газификации была разрушена – начались вырубки лесов на дрова). В ход у населения пошли электрокамины (а ведь они могли быть местного производства). Тут же вскрылась неготовность электросетей к  новым нагрузкам – заговорили о необходимости реконструкции. То, что было  приспособлено для электрификации, не почувствовало никаких проблем. Молдавская ГРЭС, имевшая месячный запас угля, мгновенно перешла на работу по новой угольной схеме. Более того, уже десяток дней как восстановлена подача газа на электростанцию, а она продолжает работать на угле. Значит, при нынешний ценах на газ, работа на угле становится уже и прибыльней?

            Извлечь уроки из кризиса – это значит всерьез заняться электрификацией республики. И так же, как в знаменитом ленинском плане «ГОЭЛРО» (плане электрификации России) речь шла не только собственно об электрификации – это был первый комплексный системный план развития экономики и социальной сферы тогдашней России, план «ГОЭЛПРИ» (план электрификации Приднестровья) должен быть комплексным и системным. Это должен быть план развития внутреннего рынка, предприятия должны по определенному графику наращивать свое участие во внутреннем рынке, а не ориентироваться целиком на зарубеж и поднимать лапки кверху при первой же блокаде границы. Это должен быть план взаимоувязок, балансировок, выбора приоритетов деятельности и их всяческого стимулирования, учета интересов всех участников, поскольку тотальная приватизация (еще одна стратегическая ошибка руководства ПМР) разрушила возможность прямого директивного  управления экономическими агентами, оставив в основном только законодательные рычаги – их надо использовать в полной мере.

            Прорва интересной, перспективной, созидательной работы, которая обязательно даст положительный результат. И не через вечность, а в ближайшее время.  Уже через год-полтора. Но, по моему мнению, нынешняя властная элита Приднестровья эту работу провести не сможет, да и не захочет. Поэтому непременным предварительным условием «ГОЭЛПРИ» должна стать смена элит. Этакая маленькая революция. Хотелось бы, чтобы без крови, по типу того, как это произошло в Верховном Совете ПМР, где бессменный многолетний лидер нашел в себе силы добровольно уступить дорогу. 

"Новый регион", 29 января 2009 г. 

Источник


 

И снова об электрификации Приднестровья

Выбор газификации Приднестровья вместо его электрификации – серьезная стратегическая ошибка руководства

С сегодняшнего дня, с 16 июня 2014 г. Россия поставила Украину на то место, которое она должна была занять, потеряв статус страны наибольшего благоприятствования. Украина переведена на поставку газа по фактической оплате. Это никакое не наказание Украины, это перевод ее в то положение, которое она сама избрала. Удивительно в этой акции только то, что так  долго цацкались с нынешними украинскими властями, у которых крыша поехала от американских обещаний всеобщей помощи в обмен на пещерное русофобство новых украинских властей. Очень скоро на Украине поймут, что обещание помощи - только обещание, а не сама помощь! – американцами рассматривается как одна из разновидностей помощи, более того – как главное содержание их помощи.  Меры, предпринятые Россией не направлены против украинского народа, однако украинцы неизбежно почувствуют последствия решения выбранных ими украинских властей.

Дальнейшее развитие событий нетрудно предсказать. Рано или поздно  Украина начнет воровать газ из трубы. И Россия перекроет трубу, с которой живут вереница стран аж до Берлина. Повторится сценарий 2009 года, с той лишь разницей, что тогда события происходили ускоренно,т.к. была зима, а сегодня солнышко греет, на шелковой мураве можно понежился да поплясать. До поры до времени, пока с носа сосульки не повиснут. И вот тогда Европа спросит с Киева, и все закрутится по зимнему варианту.

Хрен с ней, с Европой. Но на этой трубе "висит" и Приднестровье. У нас есть несколько месяцев, чтобы успеть принять какие-то страховочные решения. Какие это могут быть решения? Зная, что на эту тему неоднократно выступал российский и приднестровский журналист и политолог Л. Леонов, ПМРФ обратился к нему с просьбой прокомментировать ситуацию.

gaz-konchilsja

 

 

 

 

 

На рисунке: газ кончился…

 

schas-dobudem

 

 

 

 

 

На рисунке: щас добудем!

 

- Я уже  неоднократно предупреждал о возможности такой катастрофы, – сказал Л. Леонов.- Последний раз в период газового кризиса 2009 г. Суть проблемы заключается в том, что решение приднестровских властей взять курс на газификацию Приднестровья было не просто ошибочным, оно было глупым. Это мог насоветовать только очень умный враг. Властями двигало соображение не о государственной энергетической безопасности, не забота о благополучии приднестровского народа, а жадность, корысть, желание присосаться к газовой трубе и  найти источники финансирования разных государственных, да и личных расходов. Приднестровье ведь за газ России фактически не платит, а деньги с населения за газ получает, пуская эти деньги  на создания некоего экономического благополучия за чужой счет. И вот мы за это головотяпство расплачиваемся по полной мере.

Стратегический курс Приднестровья должен был бы быть не на газификацию страны, а на  ее электрификацию. И в этом убеждает простая  и примитивная инвентаризация имеющихся ресурсов.

В  Приднестровье нет буквально ничего для газификации. Оно не имеет собственного газа. Оно не может произвести на существующих производственных мощностях ни труб, ни газовые счетчики, плиты или другую арматуру, ни оборудование для компрессорных станций, а рельеф местности, особенно в северных районах, требует подкачки газа.

Зато Приднестровье имеет все необходимое для электрификации. Избыточные генерирующие мощности: крупнейшая и всеядная  Молдавская ГРЭС, хоть ее кизяком топи, она уже сейчас перешла на уголь, и ее отключение газа не сильно беспокоит. Дубоссарская ГЭС при некоторой модернизации сможет обеспечить дешевой, буквально копеечной электроэнергией  потребности населения в электроэнергии при полной электрификации. Она уже сегодня  полностью покрывает нынешние потребности населения Приднестровья в электроэнергии по себестоимости, составляющей пару копеек за киловатт-час. А население платит по тарифу на порядок выше, в разы выше – власти просто грабят народ на тарифах за электроэнергию, пользуясь полной бесконтрольностью в  этих вопросах и выводя среднеарифметический тариф из дешевой электроэнергии Дубоссар и дорогой электроэнергии МГРЭС, типа средней температуры по больнице.

Действующие предприятия Приднестровья уже сегодня могут обеспечить выпуск продукции для  полного цикла электрификации: начиная от провода, кабеля, изолятора, двигателя и генератора и кончая электросчетчиком и кухонной плитой. Причем все это предприятия – крупнейшие в бывшем СССР. Ну, может только с трансформаторами была бы напряженка, но и их выпуск можно было бы наладить по кооперации у нас. Электрификация вдохнула бы в предприятия электрического направления вторую жизнь, обеспечила рабочими местами, появились бы возможности для открытия  новых производств на основе избыточной электроэнергии – например, качественная электрометаллургия, разные электролизные производства и т.д.

Немаловажно и то, что в отличие от долга за газ, который был для республики внешним долгом и требовал только долларов, долг за электроэнергию был бы внутренним долгом, и его погашение можно было бы в случае необходимости производить разными нефинансовыми инструментами: взаимозачетом, бартером и т.п.

У нас не просто пошли не тем путем, но проводили идиотскую политику убивания курицы, которая может нести золотые яйца – то есть гадили электрогенерирующей отрасли. В качестве примера могу привести разрешение строить маленькие электростанции при  каждом заводике. Или другое "чудо" – переход, да еще в приказном порядке на энергосберегающие технологии. Лампочки эти, безумно опасные и прочее. Лишь бы собезъянничать. Нам нужно  переходить не на энергосберегающие, а на энергозатратные технологии. На этом можно хорошие деньги делать, не везде этот уникальный шанс есть. Почему Европа  взяла курс на энергосберегающие технологии? Да потому что она задыхается без резервных электрических мощностей. Потому Европа и к газу  привязана, что нет у нее альтернативы газу. А у нас в Приднестровье есть. И навалом.

Почему эти газовые вопли и энергосберегающие призывы не звучат, например, из Франции? Я, например (энергетик по первой специальности), ничего подобного пока не слышал.  Да потому, что во  Франции решена проблема с электроэнергетическим обеспечением. Там 70% электричества вырабатываются на атомных станциях, то есть на практически вечных источниках, и Франции – до феньки все эти  стенания про газ, про уголь и прочее. Там проблему энергобезопасности страны и народа решили вот так.

И в Приднестровье ее можно было решить давным-давно. Потихонечьку, понемножечку. Прежде всего модернизируя самое узкое место – сетевое и кабельное хозяйство. Вот кинутся сейчас наши женщины электроплиты закупать (и придется ведь это делать, а в деревнях "под газ" уже и печи поломали!), а нынешние сети не выдержат новой  нагрузки, тут же полетят.

Но и сейчас еще не поздно догнать ситуацию, если не раскачиваться. Приднестровью нужен  план, не скажу ГОЭЛРО, но скажу ГОЭЛПРИ – план электрификации Приднестровья. Для Приднестровья это во всех смыслах прорыв. Электрификация может преобразить наш край до неузнаваемости. Это самый короткий для нас мост в будущее, в пул процветающих государств.  Если же  будем ждать пока нас в третий раз сунут в газовую удавку – вот тогда точно "туши свет", потому что и его не будет. Электричества будет полно, а света не будет и тепла не  будет.

Конечно, в Приднестровье найдутся умельцы-начальники, которые и на этом горе народа  начнут делать свои состояния. Как это было в 2009 году, когда из газовых конфорок вырывалось красное газовое пламя, потому что в газовую систему для создания нужного давления при тающем газе закачивался воздух. Но счетчики считали его как газ, и население платило за воздух как за газ. И никто ведь не понес наказания. Ах, эти наши умельцы-начальники! (Там "на газе", кстати сказать, и без всяких таких намеков, просто констатирую,  сидит наш незабвенный руководитель исполнительной власти, бывший премьер П. Степанов). Там все у них уже подсчитано, и под доход от воздуха уже заказываются, наверное, строительство каких-нибудь особняков и прочая нетленка. Приднестровье – страна маленькая, расходы газа сравнительно небольшие, а труба газовая огромная и длинная. Как ее перекроют, так там остаточного газа в трубе хватит для Приднестровья  месяца на полтора. Да потом с воздухом – еще на полтора. А дальше можно и в Австрию улететь, как украинский премьер Азаров сделал.

А вот нам-то куда деваться, газифицированным (или газованым, как на Украине говорят)?

Лев Леонов

ПМРФ. И снова об электрификации Приднестровья. ГОЭЛПРИ. 2014 г.

 

См. также:

ПМРФ. Газовая атака., 2013 г.

ПМРФ. Черный дым над Молдавской ГРЭС,  2013 г.

ПМРФ. Шевчук провалился в Верховном Совете ПМР со своими налоговыми инициативами  2014 г.

ПМРФ. У разбитого корыта 2017 г.

ПМРФ. Нет пророка в своем отечестве. ГОЭЛПРИ.  2022 г.

Поделиться ссылкой
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники