Началась осенне-зимняя сессия Верховного Совета ПМР. В кратком отчете об этом событии депутата ВС ПМР А. Дируна, который сегодня публикует ПМРФ, хотелось бы обратить внимание на сообщение о том, что присутствующий на заседании президент ПМР Е. Шевчук наконец-то признал существование незаконного Стабилизационного фонда. Два года оппозиция ПМР поднимала вопрос о вопиющем беззаконии, связанном с созданием и работой этого фонда. Особую роль в этом разоблачении сыграли заблокированные в ПМР шевчукидами Открытый форум ПМР (впервые опубликовавший документы по Стабилизационному фонду), наш ПМРФ (сделавший информацию о фонде достоянием широкой общественности и непрерывно поддерживающий давление на власти с требованием разъяснений) и депутат Анатолий Дирун (раз за разом поднимавший вопрос о незаконном фонде на заседаниях Верховного Совета и подавший депутатский запрос по этому поводу). Два года президент и его команда правонарушителей, как нашкодившие подростки, уклонялись от прямого ответа по поводу фонда, когда их приперли к стенке.
И вот наконец признали: был такой фонд создан. То есть аккумулировал незаконно этот фонд средства на своих счетах. Тратились эти средства исключительно как Шевчук пожелает и на что он пожелает. Как будто это карманные расходы г-на президента.
В связи с состоявшимся и подтвержденным разоблачением следует отметить два момента.
1. История с прояснением обстоятельств вокруг создания и функционирования незаконного Стабилизационного фонда убедительно доказывает возможности приднестровской оппозиции серьезным образом влиять на положение дел в республике, даже при ее малочисленности, разобщенности, неорганизованности и разгильдяйстве. Можно только представить, какой контроль могло бы общество получить в случае слаженной и скооперированной работы настоящей широкой оппозиции в ПМР, о чем неоднократно поднимал вопрос ПМРФ. Также стоит подчеркнуть, что государственные органы, структуры, начиная от счетной палаты, прокуратуры, разных контрольных и ревизионных органов проявили полную несостоятельность в деле с незаконным Стабилизационным фондом. Буквально пальцем никто не пошевелил.
2. А. Дирун правильно ставит в своей статье вопрос о том, что признание Шевчука является только началом работы по наведению порядка в этом направлении. Как минимум, предстоит истребовать полный отчет о привлечении и расходовании средств из этого незаконного фонда. Поставить вопрос о компенсировании потерь государства от деятельности этого фонда, возвращении незаконно использованных средств и наказании виновных. Также надлежит создать условия для исключения повторения подобных злоупотреблений.
Экономический обозреватель ПМРФ.
О ТАРИФАХ, ПОПУЛИЗМЕ И СТАБИЛИЗАЦИОННОМ ФОНДЕ
10 сентября 2014 года на сессии Верховного Совета ПМР рассматривалась законодательная инициатива – проект Закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении дополнения в Закон Приднестровской Молдавской Республики «О некоторых государственных мерах, направленных на повышение макроэкономической и социально-экономической устойчивости Приднестровской Молдавской Республики». Её цель – замораживание цен, тарифов на услуги предприятий, работающих в сфере естественных монополий, для того, чтобы облегчить положение приднестровцев.
Напомню, данная законодательная инициатива была представлена в Верховном Совете ПМР еще в феврале 2014 года. Достаточно долго она находилась на рассмотрении в аппарате парламента и была представлена депутатскому корпусу только 26 марта этого года. В конце мая – начале июня законопроект впервые рассматривался на пленарном заседании, и тогда же поступило отрицательное заключение Правительства ПМР на данную инициативу.
Отмечу, что на момент внесения инициативы мы прогнозировали ухудшение социально- экономической ситуации в республике. Основанием для такого прогноза является политика нашего Правительства. В результате реализуемых исполнительной властью шагов в 2011 – 2014 годы произошел рост тарифов на ряд энергоносителей. Так, цена на газ выросла на 45 %, на электроэнергию на 67%, на горячее водоснабжение на 42%.
Однако даже в самом негативном сценарии я не мог представить, что к сентябрю 2014 года, когда эта законодательная инициатива вновь рассматривается после нескольких переносов, положение наших граждан значительно ухудшится. Речь идёт о том, что Правительство лишило бюджетников 20% заработной платы. И на фоне таких решений, а именно: незаконного удержания части заработной платы, мы считаем, что необходимо искать методы, средства поддержки населения. Одним из таких методов, на наш взгляд, является – решение по замораживанию тарифов на услуги предприятий естественных монополий для населения. Мы планировали эту меру как временную. Она бы позволила приднестровцам перевести дух в то время, когда их кошельки от правительственных экспериментов становились и, к сожалению, в настоящее время становятся всё тоньше и тоньше.
Представленный законопроект был инициирован для того, чтобы поддержать бюджетников, которые особо остро почувствовали на себе все последствия так называемых правительственных реформ.
Отмечу, что обсуждение законопроекта на пленарном заседании 10 сентября было бурным. И я признателен Президенту Приднестровской Молдавской Республики Евгению Васильевичу Шевчуку за то, что он принял в нём участие. В ходе дискуссии по законопроекту глава государства внёс ясность, как в вопросы законотворчества, так и в проблематику социально экономической ситуации. Что касается вопросов законотворчества, то со слов Евгения Васильевича стало ясно, что, если Правительство не представляет заключение по тому или иному законопроекту, то такое действие является не чем иным, как одной из форм блокирования законодательной инициативы. Это очень оригинальная мысль. Поэтому логичен вопрос: что мешает Правительству дать отрицательное заключение и тем самым выразить свое отношение к тому или иному законопроекту и не тянуть месяцами с ответом?
Так же я очень признателен Президенту за то, что наконец-то, спустя почти два года, внесена ясность в вопрос о так называемом Стабилизационном фонде. Сегодня Президент на сессии сказал о том, что Стабилизационный фонд действительно был, он был создан, он существовал. И это очень важная информация, потому что она рождает новые вопросы, которые мы обязательно будем задавать. Странно только, что наш Первый Приднестровский телеканал ни словом не обмолвился по этому поводу. (Кстати, в официальном отчете на сайте президента ПМР об участии президента Е. Шевчука в заседании ВС ПМР нет ни слова о признании президентом Шевчуком аферы со Стабилизационным фондом. Нет ни слова об этом признании и на сайте Верховного Совета ПМР. Таким примитивным сокрытием информации наши власти пытаются держать приднестровцев за быдло, которым можно манипулировать. Прямо неандертальцы какие-то! Они, наверное, ничего не знают ни о интернете, ни о современных информационных технологиях, ни о том, что мы живем в XXI веке. – примечание ПМРФ).
Что касается представленной законодательной инициативы, то я всем признателен за состоявшуюся дискуссию. Но вынужден констатировать, что отрицательная позиция Президента, а также мнение многих моих коллег – депутатов свелись к тому, что законопроект в данное время ничем не может помочь нашим гражданам. Приводилось множество доводов. В том числе говорилось о том, что предложенная мера является временной. Я, конечно же, в этой части с ними не согласен потому, что уверен в том, что если бы мы более оперативно рассматривали такие инициативы, то могли бы своевременно оказывать реальную помощь нашим избирателям. А то у нас получается как в сказке Салтыкова – Щедрина: когда есть два генерала, то обязательно находится мужик, который должен обслуживать этих товарищей («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»).
Напомню о том, что ранее Правительство экспериментировало в области промышленности, сельского хозяйства, что негативно отразилось на положении дел в этих сегментах экономики государства. Сегодня уже страдают работники бюджетных организаций. Они на себе прочувствовали все прелести данных решений.
Анатолий Дирун,
Депутат Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, Председатель ОД «Народное Единство».