К статье "Д.Соин. О лжи, подлости и планах на будущее"
ПМРФ внимательно следит за ситуацией вокруг депутата Верховного Совета ПМР Д.Соина. Этому посвящено не мало материалов на ПМРФ. Слово предоставляется и самому депутату, дается информция об обстоятельствах, которые вынудили Д. Соина выехать из Приднестровья на Украину.
Среди этих обстоятельств на первом месте, конечно, стоит мстительное преследование депутата его политическими противниками, которые готовы пойти на любую гнусность и неправовые действия, чтобы свести с ним счеты. Все эти действия хорошо известны. Это и инициирование президентом Шевчуком закона обратной силы в связи с предложением об отмене срока давности за убийство, что давало бы основание привлечь Д. Соина к уголовной ответственности за деяние, подпадающее под состав преступления с уже истекшим сроком давности. Это неоднократные попытки г-на Шевчука ликвидировать депутатскую неприкосновенность путем инициирования соответствующего законопроекта и раскручивания самого низменного "общественного" одобрямса. Это нарушение опричниками г-на Шевчука не просто прав депутата, особо защищенного лица в любом государстве, но и его прав, как человека, например, право на тайну переписки, телефонных переговоров и т.д. Это и неоднократно звучавшие в адрес публичного лица "санкции" от государственной службы КГБ. Все перечисленные угрозы жизни и свободе Д. Соина совершенно очевидны, и никто не станет его осуждать за предпринятые превентивные меры безопасности. Особенно с учетом того, что он не одинокий человек, играет ключевую роль в судьбе своих близких.
Но вместе с тем ПМРФ считало с самого начала, считает и теперь, что Д. Соин плохо использовал весь арсенал средств, предоставленный ему как депутату Верховного Совета, не только для защиты своей жизни и свободы, но и для порученного ему его избирателями дела защиты всех приднестровцев от неправовых действий, от кого бы они не исходили, для защиты суверенитета республики, ее развития, улучшения благосостояния народа.
Вот только небольшой перечень того, что мог сделать Соин как депутат высшего законодательного органа, что он должен был сделать, но не сделал.
1. Он единственный из всех владельцев-администраторов заблокированных в ПМР интернет-сайтов и форумов получил официальный ответ провайдера-монополиста "Интерднестрком" о понуждении со стороны службы безопасности президента закрыть интернет-ресурс Соина ИА "Лента ПМР". Это давало основания депутату обратиться в прокуратуру ПМР с требованием провести проверку законности и обоснованности произведенных действий и устранить нарушение закона. Он мог обратиться с заявлением в суд и получить необходимый судебный прецедент. Но Соин не сделал ни того, ни другого. Разговоры о том, что мы-де знаем, какие это будут решения и постановления шевчуковской прокуратуры и шевчуковских судов, не являются основанием, чтобы не делать этих совершенно необходимых шагов, за которыми открывалась другие правовые действия, которые остались закрытыми, поскольку первых шагов не было сделано. Эти действия можно было провести без угрозы жизни депутата? Да, разумеется, по переписке.
2. Являясь депутатом Верховного Совета ПМР, Соин имел право инициировать законы по пресечению волны беспредела, поднятой г-ном Шевчуком в правовом поле государства, волны хаоса и беззакония. Депутат даже не попытался начать эту работу, или делал совершенно незначительные шаги в этом направлении. Опять же подчеркнем, речь не идет о результативности этих шагов, речь – о попытке переломить ситуацию, перехватить инициативу, заставить г-на Шевчука обороняться, а не наступать. И тут перед Соиным, как перед любым депутатом высшего законодательного органа – огромное поле борьбы, с которого Соин просто ушел.
3. Соин мог одними только своими депутатскими запросами оказать неоценимую услугу и себе, и всей прднестровской оппозиции, раз за разом выясняя то, что команда Шевчука тщательно пытается скрыть и успешно скрывает от народа. Например, запрашивая о пополнении и расходовании средств на газовом счете, об условиях "секретных соглашений" по экономическим агентам и зарубежным контактам команды Шевчука. О расходовании и основаниях расходования средств в период продолжающейся безбюджетной халявы, которую устроил себе г-н Шевчук со своим "правительством". И т.д. и т.п. Ничего подобного депутат не делал. Нам известны некоторые, весьма редкие депутатские запросы, но фамилии Соина среди подписантов нет.
4. Соин обязан был поставить вопрос о попытках нарушения своей депутатской неприкосновенности и возможных последствиях ее нарушения на достойную высоту, а не дуться, как ребенок, на председателя парламента М. Бурлу, который, якобы не гарантировал ему безопасности. Да это не дело Бурлы! У Соина был большой выбор и законных, и эпатажных мер для обеспечения гарантии своей безопасности, необходимой ему для исполнения его депутатских обязанностей. Например, он мог ходатайствовать перед посольством Украины в Молдавии или перед миссией ОБСЕ о доставке его из Одессы в Тирасполь на заседания парламента транспортом дипломатов, просить охрану у российских миротворцев, кричать о нарушении гарантий депутатской деятельности где только можно, на каждом углу. А он ограничился распросом М. Бурлы.
5. Мировая практика показывает разные формы и методы гарантий исполнения депутатом своих обязанностей, гарантий депутатской неприкосновенности. В одних странах – так, в других – этак. Но везде действует, по крайней мере, одно незыблемое правило: любой депутат находится в безопасности и в не доступности в стенах своего парламента. Многие парламентарии прибегали к подобной защите. Соин мог для обеспечения своей депутатской деятельности, в конце концов, перебраться жить в здание Верховного Совета. Хотел бы я знать, как его оттуда могли бы достать лихие финагинские (тогда еще) ребята, и как бы отреагировало общественное мнение в разных странах, прежде всего , в странах-гарантах России и Украине, если бы они решились на такой шаг.
6. Во всяком случае, Соин не имел права уклоняться от исполнения своих депутатских обязанностей, что он сделал, когда уехал из Приднестровья. Разговор даже не о неотработанной зарплате, которой еще не лишили Соина его коллеги, а только заблокировали выдачу – ну ты же исполняй обязанности, ты нам нужен. Разговор – о каждом голосе, так необходимом сейчас, чтобы парламентариям выстоять и победить в борьбе с неправовыми действиями "гаранта конституции". Чем дальше, тем больше голос каждого штучного депутата имеет значение. А голоса депутата Соина в общей копилке не оказалось. В конце концов, можно было организовать работу в парламенте по "скайпу", сделав соответствующие разрешительные изменения в регламенте Верховного Совета. Ничего необычного в такой практике нет, сегодня уже проводят заседания судов по интернету, а преступников при этом и из тюрьмы не вывозят. Да и дело-то это копеечное, его можно организовать в один день. Сиди себе Соин в Одессе и участвуй на сессии в Тирасполе. Еще полшага сделать – и вот тебе прорыв информационной блокады вокруг Верховного Совета – прямые интернет-сессии парламента.
7.Оставаясь Главой комиссии по международным делам Верховного Совета ПМР, Соин обязан был наладить, по меньшей мере, постоянное, регулярное, всестороннее информирование международной общественности и дипломатии (хотя бы в Москве, Киеве и Кишиневе) по поводу безобразий, расцветших в Приднестровье с приходом к власти г-на Шевчука. Он имел право и обязан был требовать международного монитогринга и участия по сложным ситуациям как внутри республики, так и по пограничным фактам (например по кузьмичевским ночным вагончикам в Бендерах). Кто-нибудь что-нибудь слдышал о деятельности депутата Соина как главы комиссии по международным делам приднестровского парламента? На Украине, хотя бы, где он сейчас живет. Зато все помнят, как Соин провалил важнейшее дело по своевременному принятию закона о целях и условиях переговорного процесса с Республикой Молдова, в результате чего появилась третья корзина Нины Штански с предсказуемым закрытием суверенитета ПМР. Что же обижаться, когда заброшенное тобой дело передают другому человеку?
8. Огромное поле деятельности оставалось у Главы комиссии по международным делам в плане развития народной дипломатии, связям и взаимоотношениям с парламентами соседних стран. Или по установлению особых отношений с приднестровцами-гастарбайтерами, по изучению их проблем и помощи в их разрешении. То, что сейчас продекларировал Союз приднестровцев в Украине. А что, для этого надо было переехать в Одессу?
9. А что мешает депутату Соину сегодня резко увеличить работу в округе, со своими избирателями? Принимать их можно в здании Верховного Совета, в конце концов, у депутата были оплачиваемые помощники, которые могли бы, имея полную безопасность, организовать эту работу. Где-нибудь у нас прозвучал голос хотя бы одного избирателя Соина в защиту своего депутата? Типа "руки прочь от Дмитрия Соина!". Не было пока такого, не звучало. Соин потерял связь не только с коллегами-депутатами, но главное – со своими избирателями. А это конец по определению.
10. Не замечен депутат Соин и в каких-то объединительных акциях приднестровской оппозиции. Это, разумеется, дело очень сложное и пока никому, снизу, не удалось объединить нашу оппозицию. Такая вот у нас оппозиция оригинальная. На три человека – пять мнений и семь пар врагов, включая всех присутствующих – друг к другу. Но ведь без объединения сил никакая победа не возможна. И почему бы Соину с его именем, авторитетом, положением, связями, знакомствами, ресурсами не перестать заниматься политесами и не включиться в это трудное, нудное, нервотрепное, но совершенно необходимое дело – объединение оппозиционных государственнических сил? На войне как на войне. И один в поле не воин.
Илья Богданов.