… И должна приготовиться к ответственности за него.
После обоснованной и долгожданной общенациональной внешнеполитической эйфории, сопровождавшей воссоединение Крыма с Россией, география и судьба уже приготовили народу России и соотечественникам холодный душ. Называется он «Юго-Восток Украины, подвергаемый западенской националистической зачистке». Становится ясно, что даже неизбежная федерализация Украины, которая отныне превратилась в единственный инструмент для защиты интересов русского Юго-Востока Украины, – наступит лишь тогда, когда эта «зачистка» будет победно закончена. Так, после успешного контрнаступления советских войск в конце 1941 – начале 1942 гг., в мае 1942-го наступила Харьковская катастрофа, стоившая Красной Армии сотен тысяч убитых и пленных.
Теперь под угрозой сотни тысяч жителей Приднестровья, в том числе – двести тысяч граждан России, которым грозит политический плен ничем не лучше прибалтийского апартеида или майданного неонацизма.
Единственная политико-экономическая и географическая надежда на эффективное спасение Приднестровья от молдавско-украинской блокады путём приобретения Одессой федеративного статуса с правом осуществления свободной внешнеэкономической деятельности и транзита из России в Приднестровье сейчас дальше от своей реализации, чем это казалось даже месяц назад.
Сейчас независимая государственность Приднестровской Молдавской Республики (ПМР), на референдуме в сентябре 2006 года предельным («крымским») большинством проголосовавшей за свободное воссоединение с Россией, находится в наиболее угрожаемом положении за все послереферендумные годы. Есть серьёзные основания опасаться, что 2015 год может стать для неё последним.
На обломках переговорного формата участия сторон, посредников, гарантов и наблюдателей урегулирования приднестровского конфликта, в котором ревизионистская, марионеточная, но дорогая евросоюзному сердцу, Молдавия при всеобщем содействии присных и сопротивлении лишь России шаг за шагом душит Приднестровье, Россия в отчаянной апелляции к Германии заявила о готовности наконец найти «справедливое и всеобъемлющее решение приднестровской проблемы». Это значит, что время уже пошло.
Этот темп диктуется не Россией. Хорошо, что отменился саммит «восьмёрки» в начале июня 2014 года, где Россия обязалась предложить к обсуждению формулу урегулирования «замороженных конфликтов». Но даже это уже не создаёт никаких «дипломатических каникул». В апреле Молдавия стремится подписать соглашение о своей ассоциации с ЕС, в августе ЕС планирует предъявить, в первую очередь, Молдавии, Грузии и Украине дополнительный к опциям «Восточного партнёрства» и соглашениям об ассоциации так называемый «европакет», в котором, в частности, помимо ужесточения участия ЕС в управлении политикой и экономикой этих стран, будут названы меры принуждения их «мятежных территорий». Ясно, что это ничего не изменит в отношениях Грузии с Абхазией и Южной Осетией, Азербайджана с Нагорным Карабахом, но в отношениях Молдавии как протектората ЕС с Приднестровьем это изменит всё. Цель политического уничтожения ПМР поставлена предельно бескомпромиссно (и российская контригра в федерализацию Молдавии с помощью Гагаузии может считаться успешной лишь в кругу тех, кто никогда на деле не хотел независимости Приднестровью).
Россия и Приднестровье подходят к этому ближайшему будущему в параличе.
Налицо политический и экономический паралич властей ПМР в области предметной, а не протокольно-риторической интеграции с Россией, так и не предпринявших ничего к тому, чтобы, например, участие российских (в первую очередь государственных) корпораций в экономике ПМР стало стопроцентным и необратимым. Напротив, российское участие в экономике ПМР сокращается.
Перспектива превращения действующей администрации ПМР в последнюю независимую власть сегодня острее, чем когда бы то ни было. Невнятные жалобы на гуманитарную катастрофу тем, кто как раз её и создаёт, отвратительная демагогия о «евразийской интеграции» ПМР вместо предметной реализации воли народа, выраженной на референдуме, информационно-политическая цензура вместо открытого и критического выявления пророссийского консенсуса в обществе, ярмарка тщеславия и лизоблюдства на фоне массовой нищеты, заведомо пустые обещания политически коррумпированных московских политиков, туристов и самозванцев, небезобидные игры в культурные контакты с Западом, сплошь напичканные «искусствоведами», – всё это отнюдь не та «защита» ПМР, которая сегодня отвечает трагичности момента.
Налицо паралич политической воли исполнительной власти в Москве, которая так и не имплементировала в конкретные (за исключением гуманитарных) системные, институциональные решения «протокол Рогозин – Шевчук», так и не создала ни дипломатическую, ни политическую, ни экономическую «подушку безопасности» вокруг Приднестровья.
Власти Приднестровья ничего конкретного не добились, не предложили Москве. Россия почти ничего, адекватного её возможностям, не сделала для Приднестровья.
Теперь Москва должна определённо и внятно решить, как именно она будет защищать 500.000 приднестровцев, поглощённых Молдавией, особенно – как именно будут защищены права 200.000 граждан России, которые окажутся во враждебном политическом плену. Просьба «гениальную» идею защищать свои права, голосуя за молдавских перевёртышей Воронина или Додона на молдавских же выборах, приднестровцам не предлагать.
Москва должна решить, как именно она объяснит своему народу и миллионам людей в Исторической России и за рубежом, на пределе искренности и беспрецедентного консенсуса в 85-90% поддержавшим смелую и профессионально эффективную борьбу властей России за свободу и самоопределение Крыма, добровольную, многолетнюю и отныне постыдную неэффективность своей борьбы за права Приднестровья.
Москва паркетная должна срочно выбрать в своей среде крайних ответственных за этот нарастающий провал. И громкий шорох этих усилий уже слышен из-под паркетов. Но, как это заведено, беда не приходит одна – и метастазы провала будут жить и множиться аж до 2018 года.