Директор института истории и государственного управления Приднестровского госуниверситета, руководитель Центра социальных и политических исследований "Перспектива" (Тирасполь, Приднестровье) Илья Галинский прокомментировал подписание 7 меморандумов о межведомственном сотрудничестве между Россией и Приднестровьем в контексте ратификации Молдавией соглашения об ассоциации с ЕС, а также последствия этих событий для молдавско-приднестровских и российско-приднестровских отношений.
Подписанное Республикой Молдова соглашение об ассоциации с Европейским союзом, безусловно, можно квалифицировать как консолидированную победу местных политических элит, которые шаг за шагом продвигали идею европейского стратегического пути для Республики Молдова, одновременно, перевербовывая и заманивая в свои ряды зачастую на возмездной основе, нестойких "симпатизантов" альтернативных геополитических стратегий.
В данном контексте перспективный прогноз политического и геополитического продвижения Республики Молдова на краткосрочную и среднесрочную перспективу вполне очевиден, поэтому, как мы предполагаем, очередные выборы в парламент страны, лишь зафиксируют свершившийся факт.
Очевидно и то, что власти Республики Молдова заручились несомненной и серьезной поддержкой на пути евроинтеграции, как, собственно, Евросоюза, так и США. Нельзя исключить и того, что им были даны определенные гарантии поддержки в случае обострения молдавско-приднестровского противостояния, в том числе и в отношении возможной силовой реакции со стороны России. Об этом можно судить хотя бы по последним заявлениям ведущих акторов молдавского государства, включая президента, содержащих резкую критику действий российских властей в Республике Молдова, а также по активизации действий, направленных на снижение, а то и на вытеснение российского политического и культурного влияния в Республике Молдова. Запрет трансляции в РМ канала российского "Россия 24" – это только начало, так сказать – цветочки.
Несомненно, все это создает для Приднестровья совершенно новую реальность, самым серьезным образом касается его жизнеспособности, сохранения военной и экономической безопасности государства, реализации воли народа, высказанной в 2006 году на всенародном референдуме (17 сентября 2006 года в Приднестровье прошел референдум, по итогам которого более 97% проголосовавших высказались за независимость от Молдавии и "последующее свободное присоединение Приднестровья к России" – прим. ИА REGNUM). Нельзя не сказать и о том, что политико-географическая зажатость Приднестровья между воинственно-националистической Украиной, устремившейся, как и Республика Молдова, в Евросоюз, и конфронтирующей с Россией и, собственно, Республикой Молдова, стремящейся "реинтегрировать" Приднестровье в свое территориальное государственное пространство, ставит перед приднестровским политическим классом целый ряд острых и стратегически важных вопросов, от нахождения ответов на которые во многом будет зависеть благополучие приднестровского социума.
И, пожалуй, сегодня самый главный для Приднестровья вопрос – это вопрос экономического выживания в новых условиях, формирующихся положениями, подписанного Республикой Молдова соглашения об ассоциации с Европейским союзом. Приднестровская экономика, приднестровская промышленность, которые создают базовую основу существования приднестровского государства, служат его фундаментом, в случае игнорирования Республикой Молдова и Евросоюзом их потребностей, попадают в ситуацию окруженного со всех сторон острова, без возможности получения сырья, комплектующих, реализации готовой продукции за пределами Приднестровья. Кстати нельзя исключить и того, что именно данный сценарий пишется ныне во властных кабинетах Кишинева и Брюсселя, с тем, чтобы попытаться использовать экономическую удавку как инструмент принуждения Приднестровья к "реинтеграции".
Как ни горько это осознавать, но своими силами с этой видимой проблемой Приднестровью, безусловно, не справиться. Понимая это, представители Республики Молдова и Евросоюза раз за разом делают Приднестровью самые "соблазнительные" предложения в контексте возможного его присоединения к ассоциации как составной части Республики Молдова и получения после этого сказочных преференций и финансовой помощи.
Однако приднестровский народ уже не раз и не два подтверждал свой цивилизационный, политический и геополитический выбор в качестве суверенного государства, ориентированного на воссоединение с Россией. И жертвовать своими максимами, отступать от них ради обещанной примитивной "сытости", отнюдь не собирается. Именно поэтому все свои чаяния и надежды он, конечно же, связывает с Россией, надеется, более того, уверен в ее стратегической помощи и поддержке, в первую очередь, политической и экономической.
Ждать пришлось не долго. Российская поддержка последовала незамедлительно. Мы имеем в виду подписание 2 июля сего года семи Меморандумов о межведомственном сотрудничестве между органами власти Российской Федерации и Приднестровской Молдавской Республики. Мы не сомневаемся, что подписание данных меморандумов – это своеобразный ответ России на подписание Республикой Молдова соглашения об ассоциации с Евросоюзом, демонстрация готовности и решимости российского государства не дать экономически удушить Приднестровье, не допустить здесь гуманитарной катастрофы, защитить 250 тысяч проживающих тут граждан России. Если будет необходимо в этих целях, мы на это надеемся, будет использована в том числе и военная сила.
Разумеется, впереди Приднестровье ждут еще много сложных испытаний, барьеров, преград, которые приднестровский народ постарается преодолеть, будут очередные "обещалки" и " заманки", не сомневаемся также, что вскоре станем свидетелями целого ряда угроз и вызовов, как со стороны своих ближайших пограничных государств, так и западных акторов. Все это вполне можно спрогнозировать. На наш взгляд, у Приднестровья, в случае политического развития внешних обстоятельств в прогнозируемом направлении, останется только один выход – максимально оперативно модернизировать свою экономику при российской финансовой поддержке, на основе новых технологий и переориентировать выпуск промышленной и сельскохозяйственной продукции на потребности российского рынка, иначе говоря, сделать эту продукцию де-факто приднестровской, но де-юре – российской.