Приднестровские власти, не пользующиеся доверием народа, опозорившиеся в период нынешнего Украинского кризиса, хотят ввести цензуру и с целью уйти от критики окончательно подавить в Приднестровье свободу слова.
Комитет по общественным объединениям, спорту, информационной и молодежной политике Верховного Совета ПМР предлагает для принятия следующий законопроект.
ПРОЕКТ
ЗАКОН ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
«О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ В ЗАКОН ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ «ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ И О ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ»
Статья 1. Внести в Закон Приднестровской Молдавской Республики
от 19 апреля 2010 года № 57-З-IV «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (САЗ 10-16) с изменениями и дополнениями, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 20 июня 2012 года № 98-ЗД-V (САЗ 12-26); от 24 декабря 2012 года № 271-ЗИД-V (САЗ 12-53), следующее дополнение.
Дополнить Закон статьей 14-1 следующего содержания:
«Статья 14-1. Порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением закона
1. В случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в глобальной сети Интернет, информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного законом порядка, включая случай поступления уведомления в Прокуратуру Приднестровской Молдавской Республики о распространении такой информации от органов государственной власти и управления, органов местной власти, организаций или граждан, Прокурор Приднестровской Молдавской Республики или его заместители направляют постановление в уполномоченный Правительством Приднестровской Молдавской Республики исполнительный орган государственной власти в области информационных технологий, о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию.
2. Уполномоченный Правительством Приднестровской Молдавской Республики исполнительный орган государственной власти в области информационных технологий, на основании обращения, указанного в пункте 1 настоящей статьи, незамедлительно:
а) направляет по системе взаимодействия операторам электросвязи требование о принятии мер по ограничению доступа к информационному ресурсу, в том числе к сайту в глобальной сети Интернет, или к информации, размещенной на нем и содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного законом порядка. Данное требование должно содержать доменное имя, раздел сайта, указатели страниц сайта в глобальной сети Интернет и сетевой адрес, позволяющий идентифицировать такую информацию;
б) определяет провайдера хостинга или иное лицо, обеспечивающее размещение в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в глобальной сети Интернет, указанного информационного ресурса, обслуживающего владельца сайта в глобальной сети Интернет, на котором размещена информация, содержащая призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного законом порядка;
в) направляет провайдеру хостинга или иному указанному в подпункте б) настоящего пункта лицу уведомление в электронном виде на русском и английском языках о нарушении порядка распространения информации с указанием доменного имени, сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в глобальной сети Интернет, на котором размещена информация, содержащая призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного законом порядка, а также раздела сайта, указателей страниц сайта в глобальной сети Интернет, позволяющих идентифицировать такую информацию, с требованием принять меры по удалению такой информации;
г) фиксирует дату и время направления уведомления провайдеру хостинга или иному указанному в подпункте б) настоящего пункта лицу в соответствующей информационной системе.
3. После получения по системе взаимодействия требования уполномоченный Правительством Приднестровской Молдавской Республики исполнительного органа государственной власти в области информационных технологий, о принятии мер по ограничению доступа оператор электросвязи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети, в том числе к глобальной сети Интернет, обязан незамедлительно ограничить доступ к информационному ресурсу, в том числе к сайту в глобальной сети Интернет, или к информации, размещенной на нем и содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного законом порядка.
4. В течение суток с момента получения уведомления, указанного в подпункте в) пункта 2 настоящей статьи, провайдер хостинга или иное указанное в подпункте б) пункта 2 настоящей статьи лицо обязаны проинформировать об этом обслуживаемого ими владельца информационного ресурса и уведомить его о необходимости незамедлительно удалить информацию, содержащую призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного законом порядка.
5. В случае, если владелец информационного ресурса удалил информацию, содержащую призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного законом порядка, он направляет уведомление об этом в уполномоченный Правительством Приднестровской Молдавской Республики исполнительный орган государственной власти в области информационных технологий. Такое уведомление может быть направлено также в электронном виде.
6. После получения уведомления, указанного в пункте 5 настоящей статьи, и проверки его достоверности уполномоченный Правительством Приднестровской Молдавской Республики исполнительный орган государственной власти в области информационных технологий, обязан незамедлительно уведомить по системе взаимодействия оператора электросвязи, оказывающего услуги по предоставлению доступа к глобальной сети Интернет, о возобновлении доступа к информационному ресурсу, в том числе к сайту в глобальной сети Интернет.
7. После получения уведомления, указанного в пункте 6 настоящей статьи, оператор электросвязи незамедлительно возобновляет доступ к информационному ресурсу, в том числе к сайту в глобальной сети Интернет».
Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу по истечении 1 (одного) месяца со дня, следующего за днем официального опубликования.
Президент
Приднестровской Молдавской Республики Е.В. ШЕВЧУК
ОБОСНОВАНИЕ
к проекту закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении дополнения в Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
Работа над законодательной инициативой была проведена с целью гармонизации законодательства Приднестровской Молдавской Республики с Российской Федерацией.
Проект закона представлен с целью обеспечения информационной безопасности, путем введения законодательных гарантий и организационно-правовых механизмов защиты людей от информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного законом порядка, распространение которой происходит посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе в глобальной сети Интернет).
Интернет с каждым днем играет все большую роль в нашей жизни. Однако столь широкая популярность этого средства коммуникации приводит и к негативным последствиям, одним из которых можно назвать использование экстремистскими организациями Интернета в качестве своеобразной трибуны для пропаганды своих идей и вербовки новых сторонников.
Развернутое определение экстремизма (экстремистской деятельности) в действующем законодательстве дано в статье 1 Закона ПМР от 27 июля 2007 года № 262-З-IV «О противодействии экстремистской деятельности». Однако, учитываю темпы развития информационных технологий, экстремистская деятельность обретает все новые и новые формы существования. Экстремистские организации для реализации своих целей и задач все чаще начинают обращаться к такому мощному рычагу воздействия на молодое поколение как глобальная сеть Интернет. Именно по средствам всемирной паутины можно неконтролируемо распространять экстремистские материалы, путем размещение программных документов различных групп, содержащих информацию, побуждающую к насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Приднестровья, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности и т.п. Интернет позволяет легко, безопасно, дешево и без цензуры распространять любую идеологию по всему миру. Так же экстремистские группы используют кибернетическое пространство для финансирования своей деятельности (финансирование сайтов через рекламу, трафики захождения на сайт и т.п.), либо иного содействия в планировании, организации, подготовке и совершении указанных действий (координация действий).
Именно поэтому особую актуальность приобретает вопрос наличия в приднестровском законодательстве необходимых средств для борьбы с проявлениями экстремизма в Интернете.
Принятие данной инициативы позволит имплентировать в наше правовое поле механизм досудебной блокировки подозреваемых в распространении экстремистских материалов интернет-сайтов.
Экстремистской информацией согласно законопроекту, считаются призывы к массовым беспорядкам, участию в террористической деятельности или любых мероприятиях, проводимых с нарушениями установленного законом порядка, а также разжигание межнациональной и межконфесиональной розни.
В случае обнаружения на информационном ресурсе информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного законом порядка, Прокурор Приднестровской Молдавской Республики или его заместители направляют требование в уполномоченный Правительством Приднестровской Молдавской Республики исполнительный орган государственной власти в области информационных технологий, о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию. Согласно внесенным поправкам, уведомлять о наличии в содержании контента запрещенной информации смогут также граждане, организации, органы государственной власти и управления, органов местной власти.
После получения заявления уполномоченный Правительством Приднестровской Молдавской Республики исполнительный орган государственной власти в области информационных технологий незамедлительно направляет операторам электросвязи требование о принятии мер по немедленному ограничению доступа к информационному ресурсу или к размещенной на нем противоправной информации. Вышеуказанный орган государственной власти должен направить провайдеру хостинга уведомление о принятии мер по удалению такой информации.
Согласно инициативе оператор после получения требования уполномоченного Правительством Приднестровской Молдавской Республики исполнительного органа государственной власти в области информационных технологий обязан незамедлительно ограничить доступ к сайту или к размещенной на нем незаконной информации. После этого провайдер хостинга должен уведомить владельца сайта об обязанности незамедлительно удалить незаконную информацию или принять меры по ограничению доступа к ней.
В случае исполнения владельцем сайта данной обязанности он сообщает об этом в уполномоченный орган, который после этого принимает меры для возобновления доступа к сайту.
В рассматриваемой сфере правового регулирования действуют следующие акты законодательства Приднестровской Молдавской Республики:
1. Конституция Приднестровской Молдавской Республики.
2. Закон ПМР «О противодействии экстремистской деятельности»
3. Закон ПМР «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Для принятия данного законопроекта потребуется принятия нормативных правовых актов подзаконного характера, устанавливающих порядок взаимодействия уполномоченного Правительством Приднестровской Молдавской Республики исполнительного органа государственной власти в области информационных технологий с Прокуратурой ПМР и операторами электросвязи.
Принятие данного проекта закона не потребует дополнительных финансовых затрат из республиканского бюджета Приднестровской Молдавской Республики.
Ввести в действие представленный законопроект предлагается по истечении 1 (одного) месяца со дня, следующего за днем официального опубликования.
Председатель Комитета Тобух В.В.
Предполагается окончательно подавить – потому что частично и цензура введена, и свобода слова уже подавлена в Приднестровье. 8 мая 2014 г. исполнится год как в Приднестровье по бандитски, без какого-либо судебного решения, при отсутствии даже законодательных актов для возможного судебного разбирательства и решения заблокирован доступ к десятку оппозиционных сайтов. А выборочно эти действия начались еще 8 ноября 2012 г. И только сейчас власти пытаются подвести некую нормативную базу под проявленный бандитизм.
ПМРФ еще не раз будет обращаться к данному законопроекту, противоречащему Конституции ПМР. . Слишком серьезное наступление на права человека пытаются протащить в этом законе. Сегодня скажем кратко – только о главном порочном, антиконституционном принципе, заложенном в проект.
Законопроект взялся регулировать правоотношения, которые изначально предполагают спор. Вы считаете, что эта статья (видеозапись, информация, рисунок и т.д. ) содержит призывы к экстремистской деятельности. А я (автор, провайдер, владелец сайта и т.д.) так не считаю. Вы считаете, что данный материал призывает к массовым беспорядкам. А я так не считаю. Вы считаете, что в материале интернета содержится призыв к участию в массовых мероприятиях, проводимых с нарушением установленного законом порядка. А я так не считаю.
И кто же будет решать этот спор? Из законопроекта вытекает, что этот спор будет решать чиновник (или какая-нибудь комиссия чиновников). Но по нашей Конституции (да и любой другой демократической конституции) все споры должны решаться в суде.
Законопроект не предусматривает даже попытки рассмотрения спора на старте или опротестования действий чиновников. Согласно законопроекту можно по простому доносу запустить весь спектр репрессий против свободы слова и свободного распространения информации. Процесс тут простой: чиновник получает донос (или предписание из прокуратуры, если донос шел через прокуратуру) и тут же: «незамедлительно: а) направляет по системе взаимодействия операторам электросвязи требование о принятии мер по ограничению доступа к информационному ресурсу»… б) , в), г) закручивает гайки источнику информации. А источник информации немедленно, «в течение суток» закрывает, отключает, блокирует, закрывает и т.д.
И нигде нет даже намека на установления фактов экстремисткости, беспорядскости, мероприятскости и т.п. Нигде не говорится, как можно предварительно опротестовать реализацию всего этого бреда.
Ну просто голубая (или розовая) мечта любого диктатора. Особенно такого неудачливого, как Шевчук.
И ведь даже опыт Украины ничему не научил. Где-то на ПМРФ уже было сказано: Шевчук – это тупиковая ветвь приднестровской государственности.