Экономика Приднестровья: от плохого – к худшему

Аналитик польского Центра Восточных исследователей Камиль Калуш в интернет-издании "Новая Восточная Европа", потирая руки от удовольствия, дает Западу ряд  рекомендаций, как голыми руками можно сегодня взять Приднестровье, ослабленное безграмотными и изменническими экспериментами над экономикой ПМР "так называемого", пишет автор,  президента Е. Шевчука.

 

После нескольких месяцев кризиса, который продолжается с 2013 года, Приднестровье оказалось перед угрозой экономической катастрофыТакие плохие условия экономики Приднестровья были дополнительно усугублены из-за украинского кризиса. Русская помощь, которая была до сих пор одним из самых важных основ экономики региона, была значительно ограничена из-за плохой экономической ситуации внутри России.

 

Между тем, доходов бюджета не достаточно, чтобы обеспечить выплату пенсий и зарплат для работников государственного сектора Приднестровья. Очевидно, что драматическая экономическая ситуация представляет прямую угрозу для стабильности в регионе и создает напряженность среди общества в этой непризнанной республики. Тем не менее, нынешний кризис, также можно рассматривать как возможность. Это лучший момент, чтобы подтолкнуть Тирасполь к укреплению политического и экономического сотрудничества с Кишиневом.

 

Анатомия кризиса

 

Финансовое положение Приднестровья начало заметно ухудшаться в начале 2013 года. Тогда 70-процентное увеличение цен на газ, введенное  указанием так называемого президента Евгения Шевчука стало достаточным для крупнейшей металлургической компании в регионе, Молдавского металлургического завода ( ММЗ), чтобы потерять свою конкурентоспособность и почти закрыть производство. ММЗ, основанный в Рыбнице, это основа экономики Приднестровья. Доходы от других ключевых промышленных компаний также, очевидно, упали. Рыбницкий цементный завод и МолдГРЭС, большая электростанция в регионе пострадали больше всех. МолдГРЭС, которая экспортирует энергию в Молдову и Румыниу отказалась от использования газа и перешла на менее эффективный и менее доступный уголь. В результате промышленное производство и экспорт Приднестровья снизился в 2013 году, соответственно, на  14 и 30 процентов.

 

Ограничение или прекращение производства по основным предприятиям приднестровской промышленности быстро повлияло на финансовую ситуацию в регионе и подняло дефицит. С одной стороны, крупные компании не могли платить подоходный налог. С другой стороны, они почти прекратили потребление газа полностью. Это было значительным ударом, так как Приднестровье получает газ из России фактически бесплатно и продажа российского газ предприятиям была серьезным источником дохода для приднестровского бюджета – до 270 миллионов долларов США в год. Этот доход, как правило, используется правительством, чтобы заполнить бюджетный дефицит. Падение спроса на газ (на 20 процентов в первом квартале только 2013), таким образом, было серьезным испытанием для экономики Приднестровья.

 

К концу 2013 года экономическая ситуация, казалось, стабилизировалась. ММЗ вновь запустил производство наряду с другими компаниями и заводами. В результате приднестровский экспорт отметил 42-процентное увеличение  в 2014 году, однако  улучшение длилось не долго. Русско-Украинский конфликт привнес весьма негативные последствия для экономики Приднестровья. Ухудшение экономической ситуации в Украине, которая была важным партнером торговли Приднестровья, и девальвация гривны  сократили  спрос в Украине. Торговые потоки между Приднестровьем и Украиной сразу же  снизились на 25 процентов (по сравнению с годом ранее). В то же время две других важных валюты отметили падения стоимости: российский рубль и молдавский лей. Россия и Молдова получают 15 и 40 процентов экспорта Приднестровья, соответственно. В течение последних четырех месяцев прошлого года экспорт Приднестровья снизился на 21 процентов.

 

В неурожайные годы

 

Меньшее количество бюджетных доходов в июле 2014 года подтолкнуло приднестровские власти сократить государственные расходы. 2 июля 2014 года правительство сократило зарплаты в государственном секторе на 15 процентов. Административные расходы были также ограничены. Приднестровский парламент дал правительству право заполнить пробелы дефицита доходами от Приднестровского республиканского банка и его резервов специальных фондов (например, для инфраструктуры). Тем не менее, этого было недостаточно. По сравнению с апрелем и маем 2014 года, в бюджет поступило около 95 и 85 процентов от прогнозируемого дохода; в то время как в январе 2015 года, приднестровский бюджет поступило лишь 25 процентов. Такие низкие показатели заставили чиновников ввести еще один раунд сокращений и повышения налогов. Льготы для пенсионеров были отменены, и правительство планирует ввести обязательное страхование гражданской ответственности для владельцев автомобилей, зарегистрированных за пределами Приднестровья, а также платные визы для иностранцев. Более того, новые импортные таможенные пошлины на зерно и коммунальные расходы были подняты.

 

Действия, предпринимаемые правительством, были негативно встречены обществом, а ситуация продолжает ухудшаться. Кроме того, из-за сложной экономической ситуации в России и затрат на  конфликт с Украиной, Кремль существенно сократил свою помощь для Приднестровья. Например, ежемесячный бонус в 15 долларов для приднестровских пенсионеров был отменен. Несмотря на меры жесткой экономии, сотрудники государственного сектора, вероятно, не получат заработную плату за январь. Шевчук заявил, что Приднестровье хочет взять кредит в размере $ 100 млн для урегулирования своих финансовых обязательств, однако в связи с экономическим кризисом в России, он не уверен, кто может гарантировать такой кредит непризнанного государства.

 

В ближайшее время ситуация, вероятно, ухудшится еще больше. Если нынешняя ситуация каким-то образом фиксируется, то в начале 2016 Приднестровье снова  будет у всех на языках. Постановление ЕС об автономных торговых преференциях (АТП) истекает через 11 месяцев. Сейчас, благодаря АТФ, предприятия, работающие в Приднестровье, могут экспортировать товары в страны  Европейского Союза с применением преференций. В начале 2016 года однако промышленность Приднестровья будет гораздо менее привлекательной для европейских покупателей и, скорее всего, потеряет значительную долю рынка ЕС, который получает 35 процентов текущего производства Приднестровья.

 

Окно возможностей?

 

Истечение срока действия АТП является результатом соглашения об ассоциации, который Молдова подписала с ЕС в июне 2014 года, его неотъемлемой частью является торговая зона глубокой и всеобъемлющей свободной торговли (DCFTA), которая придет на смену АТП в 2016 году, однако,  в то время как некоторые положения DCFTA уже используется с сентября 2014 года Молдовой, они не применяются в Приднестровье.  Критическая позиция по DCFTA  Приднестровья является прямым результатом его пристрастия к России. Отказ Приднестровья от Соглашения об ассоциации не что иное, как выполнение политической воли Кремля, который тем самым намерен замедлить интеграцию Молдовы с ЕС.

 

Нынешняя ситуация может быть, однако, рассматривается как окно возможностей. Экономический кризис в Приднестровье и перспективы его ухудшение после ATП,  снижение возможностей  помощи России из-за  скованности Кремля на Украине дает возможность оказывать давление на приднестровских властей с тем, чтобы получить определенные уступки, такие, как согласие принять DCFTA. Это даст Приднестровью возможность сохранить конкурентоспособность своей экономики и развития торговли с ЕС. Это также принудит Приднестровье принять помощь Сообщества, которая  могла бы стать инструментом модернизации и поддержки интеграции с остальной частью Молдовы (или, по крайней мере, поможет избежать дальнейшего разделения). В то же время, ЕС может предложить Приднестровью финансовую помощь при условии, что оно будет осуществлять DCFTA в будущем.

 

По неофициальным сигналам, поступающим из Приднестровья, Тирасполь действительно заинтересован в выходе на такие переговоры. Реальным препятствием на пути является Москва, но в нынешних условиях есть надежда, что действия Тирасполя не будут встречать решительный протест. Маловероятно, что банкротство Приднестровья в интересах России. Так как Россия не может (или не хочет) финансово помочь Приднестровью в настоящее время, развитие  торговых отношений Приднестровья с ЕС может быть воспринято Кремлем как единственно приемлемый выход  из ситуации.

 

Не существует никаких сомнений, что нынешняя ситуация в Приднестровье должна быть тщательно наблюдаться как из  Кишинева, так и из Брюсселя. Не только потому, что она дает такую ​​уникальную возможность, но и из-за возможных негативных последствий в случае, если не будет решена.

 

Камиль Калуш - аналитик  варшавского Центра восточных исследований.

 

Источник

Поделиться ссылкой
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники