starejshiniВесной 2013 года опытнейших и авторитетных граждан республики объединил созданный при президенте совещательный и консультативный орган – Совет старейшин. Его возглавил экс-председатель Верховного Совета Григорий Маракуца. Общаясь с журналистами в рамках прошедшей сегодня пресс-конференции, он подчеркнул открытость и публичность деятельности Совета. Всеми признанный глава общественной дипломатии республики напомнил, что общение с прессой (проводником в деле информирования населения) – один из обязательных атрибутов деятельности органа. Важнейшие задачи, стоящие перед коллективом старейшин, призванным «вдохнуть мудрость» в происходящие процессы, – обсуждение проблем, возникающих в общественно-политической жизни государства, информирование президента о реально существующей ситуации в той или иной сфере, а также внесение предложений по совершенствованию структуры органов госвласти, развитию и укреплению социально-экономического положения республики.

Григорий Маракуца напомнил о принятом и успешно реализуемом Советом решении провести цикл публичных слушаний по проблемам внутренней и внешней политики ПМР. Эта идея стала результатом договоренности между российским Благотворительным фондом «Евразийский диалог» и фондом содействия интеграции Приднестровья в евразийское пространство «Свободная Евразия». На сегодняшний день проведено шесть мероприятий, стенограммы которых собраны и продолжают аккумулироваться в специально выпускаемых тематических изданиях. Принцип, которому следуют организаторы слушаний, – единство различных мнений. В равноправный диалог вовлекаются все заинтересованные структуры: различные ветви власти, общественность, бизнес-сообщество. Залог успешного взаимодействия, по мнению старейшин, заключается в соблюдении баланса интересов государства и общества в каждом принятом решении.

Объектами публичных дискуссий уже стали взаимодействие России и Приднестровья, реалии и перспективы малого бизнеса, туризма, агропромышленного комплекса республики. Говорили о роли экспертного сообщества и происходящих миграционных процессах. Новые темы общественных слушаний рождают складывающиеся реалии.

Неоднократно в ходе пресс-конференции и проводимых ранее мероприятий говорили о внешних факторах, влияющих (пока в основном негативно) на экономическое положение Приднестровья, оказавшегося зажатым между двумя подписантами стратегических документов – соглашений о зоне свободной торговли с ЕС. От избранных Молдовой и Украиной направлений дальнейшего развития во многом зависит приднестровская ситуация. Члены СПАППа и Совета старейшин вновь акцентировали внимание на игнорировании интересов независимой, хоть и непризнанной республики.

В ближайшее время на публичной дискуссионной площадке, вероятно, будет снова поднят вопрос поддержки малого и среднего бизнеса. Григорий Маракуца напомнил, что осенью завершается первый этап работы по линии АНО «Евразийская интеграция». Если рассчитывать, что Россией будет сделан следующий шаг в этом направлении, то правильным было бы вкладывать средства в развитие экономики, а не только в благоустройство социального сектора, считают члены Совета старейшин. Но разговор должен быть предметным, поэтому уже к сентябрю необходимо разработать специальную программу. Параллельно должен разрабатываться программный документ, регулирующий вопросы продовольственной безопасности государства, уверены члены Совета. Представители Союза промышленников, аграриев и предпринимателей Приднестровья Владимир Беркович и Юрий Чебан напомнили, что оба эти документа созданы, но проект одного из них был отозван, а другой (программа поддержки малого бизнеса) завершил свое действие. Председатель Совета старейшин призвал коллег уже завтра собраться, чтобы проанализировать содержание этих программ, и в ближайшее время обсудить судьбу документов с правительством. Требует, по мнению старейшин, общественного обсуждения и вопрос предлагаемого правительством изменения налоговой системы.

Нуждаются в особой поддержке и большие предприятия. По словам Вилора Ордина, малый и средний бизнес предоставляют рабочие места и дают возможность гражданам обеспечивать свои семьи, но основой создания бюджетной сферы является именно крупные производственные предприятия. На сегодняшний день многие из них замерли в своем техническом развитии на уровне начала 1990-х. Вкладывать средства в модернизацию не позволяет бремя налоговых платежей (за пять лет нагрузка увеличилась втрое). Ожидание инвестиций не оправдывается из-за политической неопределенности и нестабильности внутренней налоговой политики. Чтобы расчет на вливания извне не оказался пустым, необходим государственный стратегический документ, уверены участники встречи. Они говорили о целесообразности возвращения к проекту Стратегии развития Приднестровья до 2025 года. Кроме того, ссылаясь на российский опыт, отметили значимость такого документа, как Концепция промышленной политики. В России правила ведения бизнеса в производственной сфере закреплены на ближайшее десятилетие.

Среди общегосударственных достижений, в которых велика заслуга Совета старейшин, нельзя обойти вниманием семерку меморандумов, подписанных Россией и Приднестровьем на уровне министерств и ведомств. По каждому направлению созданы экспертные группы, возглавляемые приднестровскими старейшинами. Важным результатом деятельности является инициирование введения в республике института Уполномоченном по правам предпринимателя. Соответствующий законопроект в ближайшее время будет рассмотрен депутатским корпусом.

Источник

Поделиться ссылкой
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники