Как стало известно из сообщений средств массовой информации, в ходе телефонного разговора 11 марта с.г. руководители исполнительной власти Молдовы и Украины договорились о встрече в начале следующей недели в Киеве. Планируется обсудить широкий спектр вопросов «двусторонней и европейской повестки дня».
Предстоящая встреча заслуживает внимания по ряду причин.
Во-первых, оба чиновника планируют встречаться уже в новой политико-правовой реальности, т.е. после общекрымского референдума, который будет иметь серьезные последствия для региональной и глобальной ситуации.
Во-вторых, встреча состоится после возвращения господ Лянкэ и Яценюка из Соединенных Штатов Америки, в связи с чем потенциальные договоренности двух руководителей можно будет с высокой степенью вероятности считать согласованными со «старшими товарищами».
В-третьих, встреча будет проходить в ситуации, когда украинская сторона уже серьезно ограничивает пересечение границы гражданами России, постоянно проживающими в Приднестровье. Наивно ожидать, что г-н Лянкэ будет продолжать риторику молдавских властей, якобы считающих «всех приднестровцев своими гражданами», и просить украинских коллег прекратить массовые нарушения прав человека.
Есть достаточно оснований полагать, что вопросы «двусторонней и европейской повестки» будут включать и вопросы давления на Приднестровье с украинской стороны. Для молдавских властей открывается «окно возможностей» для наращивания давления на позицию Украины, в том числе через Запад, вплоть до попытки форсированного разрешения молдо-приднестровского конфликта.
Арсенал тех средств, на которые при поддержке западных «идейно-политических спонсоров» может рассчитывать Кишинев и которые есть в распоряжении у Киева, не составляет особой тайны. В их числе:
- дальнейшее ужесточение режима пересечения границы для жителей Приднестровья, введение тотальных запретов на пересечение границы теми или иными социальными группами и гражданами (примечательно в связи с этим то, что допуск иностранных граждан на свою территорию Молдова предельно либерализовала; украинским чиновникам следовало бы изучить статистику по финансовой прибыли молдавской стороны и убытки украинских компаний, к примеру, авиаперевозчиков);
- блокирование экспортно-импортных операций приднестровской стороны, транзита приднестровских грузов, что вполне укладывается в общую «европейскую» тематику в качестве способа совместной европейской интеграции, с требованием о полноценном функционировании приднестровского бизнеса по молдавским правилам;
- запрет на пересечение границы автотранспортом с приднестровскими номерами;
- отказ от выдачи разрешительных документов для приднестровского пассажирского транспорта;
- размещение молдавских силовиков на украинских пунктах пропуска с предоставлением им полноценного доступа ко всем базам данных и права осуществлять административные функции и т.д.
Скорее всего, молдавские власти предпримут попытку в очередной раз возложить на украинскую власть функцию добычи каштанов из огня, которую сами выполнять не хотят, поскольку в таком случае пришлось бы демонстрировать собственное нежелание идти на компромиссы ради урегулирования молдо-приднестровского конфликта. На ситуацию также повлияет и то, что запад в настоящее время имеет определяющее значение в качестве ключевого источника легитимности нынешней украинской власти, и ситуация вряд ли принципиально изменится до 25 мая с.г. Закономерно, что Кишинев пытается получить максимум в этих условиях, небезосновательно рассчитывая на поддержку Брюсселя и Вашингтона.
В связи с этим приходится рассчитывать лишь на способность фактической украинской власти понимать и отстаивать свои национальные интересы, а также анализировать складывающуюся ситуацию.
В Киеве должны понять, что практически любые санкции в отношении Приднестровья не повлияют принципиально на настроения в Приднестровской Молдавской Республике. Украина один раз уже пошла навстречу Молдове и Евросоюзу в 2006 году, после чего восприятие Украины как нейтрального посредника значительно пострадало, не говоря уже о роли гаранта.
Более того, украинские санкции вряд ли станут критическими и для приднестровской экономики – особенно в ситуации, когда с российской стороны оказывается всесторонняя социально-экономическая помощь, и ее объемы, судя по последним сообщениям СМИ, будут лишь увеличиваться, а перекрытие транзитного газопровода в целях давления на Приднестровье вряд ли будет позитивно воспринято конечными получателями. Возрастет лишь количество «серых схем», «откатов» и прочих форм «стимулирования» молдавских и украинских чиновников за выдачу разрешительных документов. Впрочем, если киевская власть ставит своей целью так поддержать защитников своей экономической безопасности, то с этой перспективой вряд ли поспоришь.
Единственным субъектом, кто реально может пострадать от вводимых санкций, будет население Приднестровья – к примеру, десятки тысяч автовладельцев или обладателей российского гражданства. Но это станет лишь мобилизующим фактором, примеров чему также немало в истории приднестровской государственности. Ждать, что население потребует капитуляции от приднестровского руководства из-за санкций украинской власти, – как минимум политически недальновидно.
В то же время ущерб от разного рода санкций может быть достаточно серьезным – особенно на фоне сомнительных выгод.
Киев окажется полностью втянутым в региональный конфликт, причем, естественно, отнюдь не в качестве посредника или гаранта.
Украинская сторона своими собственными действиями добьется резкого изменения регионального баланса интересов и сил, причем эти изменения будут явно не в пользу Украины. «Румынский фактор», который многим в Украине кажется чуть ли не дружественным, еще проявит себя, а давление на Приднестровье лишь усилит румынское влияние на региональную ситуацию.
Имиджевые потери украинской стороны, которые хотя и мало кого волнуют в Киеве, также будут достаточно весомыми – хотя бы со стороны десятков тысяч граждан Украины, проживающих в Приднестровье, которых вряд ли устроит «принуждение к капитуляции» со стороны Украины.
Не следует забывать и о возможных ответных шагах с приднестровской стороны, арсенал которых достаточно широк и которые могут также оказаться весьма чувствительными для Украины.
К примеру, далеко не все граждане Украины, въезжающие в Приднестровье, постоянно проживают на приднестровской территории. Втягивание в полноценную конфронтацию в вопросах пересечения гражданами границы, безусловно, является нежелательным сценарием, но и у Приднестровья есть основания опасаться попадания на свою территорию «лиц призывного возраста».
Кроме того, весна обычно совпадает с началом разных полевых сезонов, включая работу по демаркации границы. Насколько известно, это один из приоритетов для любой украинской власти, и вряд ли санкции в отношении Приднестровья приблизят возобновление тех или иных работ.
Наконец, не следует забывать и о переговорных последствиях. Приднестровская сторона пока особо не акцентировала внимание на том, какие распорядительные правовые акты являются основанием для участия в переговорном процессе со стороны представителей отдельных участников. Очевидно, что статуса посла / главы делегации в Молдове недостаточно для участия в международных форматах урегулирования, в связи с чем аргументация об источниках полномочий тех или иных лиц может быть весьма интересной.
Важнейшим фактором будет и отношение России к кризисному варианту развития ситуации – если Киев и Кишинев все-таки пойдут по этому пути. В данном случае вряд ли стоит уповать на то, что все ресурсы Москвы брошены на крымское направление. Усиление давления на российские интересы в Приднестровье, на российских граждан чревато ответными шагами уже не только Тирасполя, но и Москвы. Призрак визового режима, рождающийся на приднестровском сегменте границы, может обрести реальные очертания, если к его существованию относиться без должного внимания. Кроме того, арсенал политических средств и возможностей у России гораздо шире, чем у Приднестровья.
К сожалению, украинские власти не оценили нейтрального отношения приднестровского руководства к украинским событиям. Даже сейчас приднестровская сторона избегает предупреждений о возможных ответных шагах или оценок крымских событий. Киев должен понимать, что так продолжаться бесконечно не будет. Запретительные меры, особенно если они будут трансформированы в полноценный и всеобъемлющий режим санкций, чреваты лишь обострением ситуации и нарастанием кризисных событий в регионе в целом, а также запуском качественно новых политических и правовых процессов.
Хотя нельзя исключить того, что украинская власть чувствует свою вину перед нынешним приднестровским Президентом за то, что в 2006 году он не стал главой государства, и в качестве «искупления вины» собирается помочь ему стать Президентом признанной Приднестровской Молдавской Республики.