Если говорить об итогах года для Приднестровья и Молдовы, то необходимо выделить главное: в обеих республиках было, на мой взгляд, больше промахов, чем успехов; больше регресса, нежели прогресса.
Кризис углубляется
В экономике в 2012 году положение приднестровского производственного сектора, а также бизнеса, в том числе малого и среднего, значительно ухудшилось. Условия работы стали труднее, чем они были до прихода к власти Евгения Шевчука и его окружения. Об этом свидетельствуют такие факты, как сокращение в 2 раза инвестиций в приднестровскую экономику, а также резко усилившийся отъезд людей из ПМР.
Но если в ПМР производство хоть как-то дышит, то в Молдове, похоже, с ним практически покончено. Правящий в стране «Альянс за европейскую интеграцию» окончательно сделал ставку на переводы гастарбайтеров и таможенные сборы. Впрочем, последнее характерно и для Приднестровья.
В то же время по обе стороны Днестра национальные валюты оставались весь 2012 год стабильными. В ПМР надо отметить удачное возвращение Эдуарда Косовского на пост председателя Приднестровского Республиканского банка.
В целом же обе правящие команды – в ПМР и РМ – показали не только свой непрофессионализм, но и продемонстрировали порочную социально-экономическую концепцию.
ПМР: правительство банкротов
Анализировать курс молдовских властей, пожалуй, не имеет смысла: рабское следование либеральным рецептам Запада, преклонение перед Международным Валютным Фондом, свёртывание социальных программ, увольнение работников и т.д. Беда в том, что похожим курсом намерена следовать и новая приднестровская власть, олицетворяемая в сфере экономики Президентом Евгением Шевчуком, премьер-министром Петром Степановым, вице-премьером по экономическим вопросам Майей Парнас и министром финансов Еленой Гиржул.
Правительство ПМР исходит из следующего: тарифы на газ для приднестровских предприятий надо поднять на 65-70%, а бюджетников уволить до 25%. Увольнения людей, героически работающих в заметно обезлюдевшем Приднестровье за маленькие зарплаты (по сути, из любви к родной земле!). лицемерно именуются «оптимизацией». Внимательный наблюдатель легко увидит, что этот термин наши лидеры позаимствовали у своих кишинёвских партнёров, с которыми Е.Шевчук и его окружение принялись усиленно налаживать добрые отношения путём односторонних уступок с начала этого года. Названы эти сдачи позиций, с которых Приднестровье не удавалось выбить 21 год, тактикой «малых шагов».
К концу 2012 года Правительство ПМР внесло свой сознательный вклад в провоцирование политического и экономического кризиса: 25 декабря оно с нарушениями приднестровских законов попыталось отозвать уже принятый депутатами ВС ПМР в третьем чтении государственный бюджет на 2013 год. Но депутаты правильно сделали, что приняли всё же этот жизненно важный для ПМР документ в третьем чтении.
События 25-29 декабря 2012 года показали, что незаконный отзыв госбюджета был предпринят для того, чтобы дать Президенту ПМР Евгению Шевчуку возможность вздуть тарифы на газ для предприятий республики вопреки воле законодателей, а также производителей и огромного большинства народа Приднестровья. 28 декабря это «вздутие» и был Правительством предпринято в размере 65%.
Тем самым, по экономике ПМР нанесён мощный удар. Часть заводов и фабрик вообще «ляжет», часть – сократит работу до минимума. Сохраняется и опасность массовых увольнений бюджетников. На мой взгляд, ответственность за происходящее несут Президент Шевчук, Премьер Степанов и Вице-премьер Парнас, а также министр финансов Гиржул. В эти дни необходимо возвращение Президента ПМР в конституционное поле и подписание им принятого приднестровским парламентом бюджета-2013.
Стало ясно, что используется опыт Молдовы: вводятся элементы «шоковой терапии». Ранее Приднестровье выигрывало оттого, что не использовало его и выглядело более презентабельно по сравнению с РМ. В 2012 году положение стало меняться.
К концу 2012 года стала очевидной некомпетентность Правительства ПМР. В частности, незнание производственного сектора продемонстрировал премьер-министр ПМР Пётр Степанов. Об этом как раз и свидетельствует его предложение о повышении тарифов на газ до 70%. Сегодня необходимо сохранить в качестве противовеса происходящему волюнтаризму нынешний Верховный Совет, действующее правительство отправить в отставку и сформировать вместо него на широкой общественно-политической основе Правительство Народного Доверия и Согласия.
Внешняя политика: ПМР в проигрыше
На внешнеполитическом фронте выигрывала в этом году Молдова. Она добилась от Приднестровья крупных односторонних уступок в виде политики «малых шагов». В этом плане «малые шаги» Евгения Шевчука и его «наркома иностранных дел» Нины Штански удивительно напоминали поведение Михаила Горбачёва и его главы МИДа Эдуарда Шеварднадзе времён перестройки. Только в последние месяц-два лидеры ПМР вынужденно обратились к пророссийской риторике, ибо выяснилось: Кишинёв и Запад требуют от приднестровской стороны безоговорочной сдачи, а не долгих бесед на равных за чашечкой кофе. К тому же экономическую помощь Тирасполю может оказать только Кремль.
Зато РМ может в «малых шагах» похвастаться успехами. Таможенники Молдовы уже в Рыбнице и Бендерах; база данных о внешнеэкономической деятельности предприятий ПМР перекачена в Кишинёв, «Третий пакет» включён в повестку дня переговоров в формате «5+2». Если министр иностранных дел ПМР Нина Штански показала свою «шеварднадзевскую» некомпетентность, то вице-премьер Правительства РМ по реинтеграции Евгений Карпов отыграл свою приднестровскую партию где-то на 80%.
Упорство Е.Шевчука в сохранении Н.Штански на её посту лишь приведёт к новым внешнеполитическим промахам и ошибкам. Кроме того, надо официально отказаться от политики «малых шагов» и вернуться к твёрдому отстаиванию государственных интересов ПМР.
Впереди – Год Змеи. Это значит, что Приднестровью предстоит быть гибким с друзьями и ядовитым по отношению к противникам. Ведь лучше съесть неприятеля, нежели быть поданным на его обеденный стол.