См. Л. Леонов. "Будет честно? А у нас выбора нет".

 

Исполнился ровно год со дня публикации на сайте "ПМРФ – Приднестровье и Россия" первой части большого очерка под общим названием "Великая победа" братанов". Очерк  на примере истории с землей известного в Приднестровье землепользователя Владимира Пасютина рассказывал о  преступной деятельности бывшего президента ПМР Е. Шевчука "со товарищи" по переделу бесценной приднестровской земли: у одних землепользователей ее под разными крючкотворскими предлогами отнимали и отдавали другим – приближенным барина Шевчука. Сегодня, после сенсационного привлечения Шевчука к уголовной ответственности особенно прозорливо смотрится заголовок той, первой части очерка – "ОПГ. Опозорившие Приднестровское Государство". 

Той публикацией "ПМРФ" ввел в общественное сознание приднестровцев, а также наших зарубежных доброжелателей и недругов и всех, кто интересуется Приднестровьем, совершенно новую, тревожную и важную тему черного передела земли, фактического ее рейдерского захвата организованной преступной группой (ОПГ) Шевчука.  Но почему-то среди пяти уголовных дел, заведенных новыми властями ПМР против Шевчука, мы не видим дела о  земельном разбое и сопутствующих ему коррупции, огромного ущерба, нанесенного землепользователям неправомерными действиями высшего должностного лица государства – президента Шевчука, ущерба, который рано или поздно, если "Будет честно!", придется компенсировать государству. И это стыдливое умолчание о земельном разбое, как мы увидим дальше, не случайно.  В ходе восстановления справедливости и законности в земельном вопросе возобладали особые соблазны и эмоции тех, кому было поручено наводить порядок. Слишком лакомый это кусок – земля. Захотелось кое-кому под видом восстановления справедливости устроить банальный новый передел земли – уже в пользу тех, кто опоздал в свое время к раздаче, но сегодня имеет возможность  все переиграть.

Очерк на "ПМРФ" вызвал большое сотрясение в обществе. Он был затем частично перепечатан в газете "Человек и его права", другие СМИ Приднестровья подключились к раскрутке  вдруг осознанной серьезной проблемы. Открывались все новые и новые адреса, имена потерпевших и выгодоприобретателей, новые тысячи гектаров растащиловки. Так, телеканал "ТСВ"  в одном только Григориопольском районе нашел и назвал десятки потерпевших землепользователей и агрофирм. Оживился вялотекущий судебный  марафон землепользователей, пытавшихся ранее вернуть  свои земли, у них появилась надежда – они получили союзников в лице общества.  Раскрутка земельных проблем  разрасталась, как снежный ком. Наконец, к ней подключились власти ПМР самого высокого уровня: Верховный Совет ПМР, Верховный суд ПМР, прокуратура ПМР. Фактически еще в конце своего правления, т.е. в конце 2016 г. Шевчук был обречен по земельному вопросу.  Потерпевшие землепользователи с оптимизмом смотрели в будущее – новые власти обещали честный демонтаж того, что нагородил Шевчук везде, и в земельных отношениях, в частности.

 

1. КАТАСТРОФА

К чему же привела полугодовая работа новых властей по наведению порядка в земельных вопросах? Наиболее емкий и полный ответ содержится в одном из проектов постановления Координационного совета Общеприднестровского народного форума, подготовленный к принятию на последнем заседании КС ОНФ 22 июня 2017 г.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Координационного Совета Общеприднестровского народного форума

 

          Координационный Совет Общеприднестровского народного форума (далее – КС ОНФ) на своем расширенном заседании с участием потерпевших землепользователей, юристов, представителей СМИ принял следующее Постановление.

          За последние полгода КС ОНФ неоднократно доводил до сведения Президента ПМР и других представителей верховной власти республики свою точку зрения о наилучшем способе восстановления справедливости в отношении землепользователей и их земли,  противоправно отнятой у землепользователей  незаконными указами и распоряжениями бывшего Президента ПМР Е.В. Шевчука в период с января 2012 г. по декабрь 2016 г., что    нарушало права и интересы десятков землепользователей и касалось десятков тысяч гектаров земли. Таким способом стала бы  отмена  Президентом ПМР В.Н. Красносельским незаконных указов и распоряжений Е.В. Шевчука на основании Постановления Верховного Совета ПМР №640 от 14 сентября 2016 г. "О толковании подпункта к) статьи 11 Земельного кодекса Приднестровской Молдавской  Республики в части определения государственного органа, полномочного осуществлять управление земельными участками" и вступившего в законную силу по этому же вопросу  Решения Верховного суда ПМР от 23 сентября 2016 г., а также отмена Президентом ПМР Распоряжения Правительства ПМР от 4 августа 2016 г. № 588р  на основании ст. 35 конституционного закона ПМР " О Правительстве ПМР" и  представления И.О. прокурора ПМР А.Радченко Правительству ПМР и Верховному Совету ПМР №5-12 2016 о приведении распоряжения Правительства №588р в соответствие с нормами законодательства ПМР.

Президент ПМР не только мог (имел все законные  основания на такой способ разрешения сложного земельного вопроса), но и обязан был сделать этот шаг, как Гарант Конституции и законов ПМР.  Последствиями такого шага являлись бы:  а) восстановление статус-кво, т.е. возвращение земель тем,  у кого они были незаконно изъяты; б) компенсация государством ущерба землепользователям (старым и добросовестным приобретателям из новых), возникшего вследствие незаконных решений высшего должностного лица государства, а также  Правительства ПМР; в) расследование компетентными органами роли лиц, участвующих в незаконном переделе земли, в том числе, и новых землепользователей, на предмет нарушения УК ПМР при совершении передела земли.

          Такой же позиции придерживалось и Совещательное собрание первых депутатов ПМР, которое также неоднократно обращалось к Президенту ПМР с изложением своего мнения. По нашим сведениям, предлагаемые шаги  также широко одобряются  в народе, они являются конкретной реализацией заявленного кандидатом в Президенты ПМР В. Н. Красносельским правила "Будет честно!".

          Однако возобладал другой подход. КС ОНФ приходит к выводу, что этот подход был санкционирован верховным руководством республики и скоординирован всеми ветвями власти. В конечном счете, он сводится к отказу от отмены Президентом ПМР незаконных указов и распоряжений Е.В. Шевчука, отказу от восстановления статус-кво, т.е. от возвращения земель  старым землепользователям,  и переходу к так называемому "нулевому варианту", когда земли возвращаются в фонд перераспределения  земель, куда должны обращаться (с нуля) на общих условиях все желающие получить землю, вариант, имеющий огромную коррупционную составляющую. При этом новые землепользователи, которым прошлые власти подсуетились и оформили регистрационные документы на незаконно полученную  землю, имели бы по закону преимущество в получении земли при распределении по "нулевому варианту", и таким образом, та земля, которую они незаконно получили при Е.В. Шевчуке, вернулась бы к ним по праву преимущества.

          Все последующие действия подтвердили этот вывод. Заявленные и проводимые мероприятия являлись лишь созданием видимости законного и справедливого решения земельного вопроса.          Так, созданная Правительством межведомственная комиссия (Коваль Е.М.) никаких мер административного или рекомендательного характера не приняла. Комиссия трижды принимала решения о выборе шагов, меняла состав  участников, вводя заинтересованных лиц из числа новых землепользователей и лиц, несущих прямую ответственность за прошедший при Шевчуке земельный беспредел, пока не добилась устраивавшего ее решения, близкого к "нулевому варианту". Старые землепользователи были посланы по судебным кругам, где они на своей конкретике должны были доказывать ничтожность принятых по их землям решений, при вступившем в законную силу общем подходе Верховного суда ПМР о ничтожности всех чохом земельных указов  и распоряжений Е.В. Шевчука. Землю они так и не получили, пропустили  еще один сельскохозяйственный сезон, усугубив свои долги перед государством и  работниками, возникшие вследствие незаконного  отъема земли. Тысячи людей остались без работы, их семьи – без доходов, взятые кредиты обросли долговыми обязательствами и штрафами, возбуждены исполнительные производства, арестована дорогостоящая сельхозтехника. Засеянные многолетние сельхозкультуры   не дают убирать, более того, перепахиваются новыми "хозяевами", а часто не принадлежащий новым "хозяевам" урожай просто ими воруется. По решениям судов земля возвращается в фонд перераспределения и уже начала раздаваться новым землепользователям, еще более запутывая ситуацию по земле.  Избранные неправильные и опасные для республики шаги покрываются прокуратурой ПМР (Гурецкий А.А.), которая вместо отстаивания закона, изобретает все новые способы для обоснования "нулевого варианта".

          КС ОНФ оценивает сегодняшнее состояние земельного вопроса как катастрофическое. Он не только не решен справедливо и законно, не только поставил под удар продовольственную безопасность государства, но и подвел  старых и новых землепользователей к разборкам по поводу земли с применением кое-где уже и физического насилия.

          Земельный вопрос – это один из вопросов, который может взорвать  любое государство. Крайне встревоженный подобной перспективой, КС ОНФ ПОСТАНОВИЛ призвать верховное руководство ПМР проявить волю, настойчивость и исчерпывающие меры к возвращению ситуации на законное и справедливое решение земельного вопроса, то есть путем отмены ничтожных решений и сделок и восстановления статус-кво  по состоянию на 1 января 2012 г. со всеми вытекающими последствиями. Это сделать еще не поздно и никогда не поздно, поскольку основано на законе, что подтверждено  вступившим  в силу решением  Верховного суда ПМР. Проектом Постановления также подтверждалось  решение КС ОНФ от 3 апреля 2017 г. о выражении недоверия министру сельского хозяйства и природных ресурсов  ПМР Е.М. Ковалю, а также выражалось недоверие прокурору ПМР А.А. Гурецкому.

С этим проектом Постановления КС ОНФ было ознакомлено высшее руководство республики. О результатах мы поговорим позже. А пока – несколько штрихов, подтверждающих оценку земельных отношений на сегодняшний день как катастрофическую.

 

Не хотят прикасаться не только к Шевчуку, но и к делишкам  Шевчука по земле.

Из выступления на заседании КС ОНФ 22 июня 2017 г. члена КС ОНФ Льва Леонова при обсуждении одного из проектов Постановления КС ОНФ.

(https://youtu.be/ZH3j3r1U3Gg)

В этом выступлении Л.Леонова я бы хотел обратить внимание на высказывание о том, что новые власти на только не хотят посадить Шевчука (хотя есть за что), но и не хотят даже прикасаться к делам его, точнее, к делишкам, например, к земельному беспределу. Тут есть политический и экономический аспект. Политического я касаться не буду, предполагая, что "ПМРФ"  уделит ему внимание в отдельной публикации. Замечу только, что Л. Леонов высказался о нежелании властей трогать Шевчука 22 июня, а представление прокурора А. Гурецкого о снятии неприкосновенности с Шевчука было подписано  через четыре дня – 26 июня (хорошая результативность – пусть выступает хоть каждый день, если так быстро потом принимаются нужные решения!). На момент заседания КС ОНФ мнение властей президент  В. Красносельский выражал неоднократно так: "Мы не мстим". На все контрдоводы: не надо мстить, но пусть Шевчук возместит ущерб государству и гражданам, ответ был тот же: мы не мстим. Согласен с мнением политического обозревателя "ПМРФ", высказанном в социальных сетях, мало что изменилось и после сенсационного заседания ВС ПМР 28 июня 2017 г., снявшего с Шевчука неприкосновенность.  Момент истины тут один – арест Шевчука. А Шевчук прямо пишет в соцсетях, что ему дали уйти. А перед этим подарили бесценные полгода на то, чтобы он конвертировал свою собственность в капусту (доллары) и вывез за пределы ПМР (нет у него больше никакой усадьбы в Строенцах, она уже заложена в банк, кто бы там какие слюни не распускал на эту усадьбу; иномарки, стоимостью многие сотни тысяч долларов переоформлены и тоже вывезены за пределы ПМР и т.д.). При этом он продолжал гадить Приднестровью как только мог.  Мало кто сомневается, что в первоначальном срыве контракта МГРЭС-Молдова не просматривается рука Шевчука. Но Они – не мстят.

Однако вернемся к экономическому аспекту высказывания Л. Леонова. Кое-кто не согласится: как же не хотели прикасаться к делишкам Шевчука? А ликвидированные серые схемы? А похеренные  фирмы-прокладки, все эти "Энергокапиталы", "НЭКи", "Тирасметы"? Да, это так, и могу добавить к этому списку еще кое-что. Но обращаю внимание: прикасались к тем структурам, тем фирмам, тем решениям, которые и так не могли функционировать без Шевчука-президента ПМР.  Он, будучи президентом, их крышевал, секретил их делишки, если надо проводил  какие-то показные расследования силами "своих следователей" со вполне предсказуемым результатом, обеспечивал режимом наибольшего благоприятствования, пиарил в своих СМИ и т.д. Все это рухнуло с падением Шевчука (в новое время этих ребят посадили бы после первой же налоговой проверки), а новые власти настолько сожгли все мосты по поводу "Энергокапиталов" и т.п., что невозможно было перехватить это богатство, делать как Шевчук,  без серьезных негативных политических последствий. Лучше ликвидировать, что и было сделано. 

Однако черные дела старого режима, которые не нуждались в постоянной опеке Шевчука как президента и не нуждаются в подобной  опеке новых властей, не были затронуты. Самый яркий и убедительный  тому пример – черный передел земли. Ну не хочет новая власть вернуться к ситуации на 1 января 2012 г., не хочет вернуть землю тому, кто ее обрабатывал до 1 января 2012 г., изобретает все новые и новые крючкотворские уловки, чтобы этого не произошло. 

Такая же ситуация с незаконным шевчуковским ОСАГО.  Выкачивание денег с нищего населения ПМР не только не остановлено, людям не  возвращены 9 млн. руб.,  незаконно изъятые у них в качестве страховых взносов (вот и уголовного дела по ОСАГО почему-то нет среди пяти возбужденных по Шевчуку дел). Более того, новые власти продолжают это вредное сегодня для нашего нищего государства (народа) ОСАГО в строгом соответствии с концепцией шевчуковского ОСАГО (хотя, как обещал президент В. Красносельский, принудиловки тут не должно было быть).  То есть, приняв закон об обязательности ОСАГО,  почему-то не поручили это дело государственной страховой кампании, с которой можно хотя бы какой-то спрос учинить, и она не переплывет через Днестр  в критическую для нее минуту. Страховое дело опять поручено узкому кругу разных Гиржулов (только уже НАШИХ, напомню, В. Гиржул – муж  министра финансов при Шевчуке, руководитель и выгодоприобретатель единственной по ОСАГО страховой компании "Стандарт страхования"), при этом о конкуренции страховых тарифов и речи не идет – все диктуется из одного центра, как валютный курс.

Кстати, в валютных делах новые власти также идут путем Шевчука. Об опасности этих шагов Л.Леонов сказал так: это не  просто шаги – это прыжки новых властей к своей политической смерти. 

И речь идет не о девальвации "суворика". "ПМРФ", и я в том числе,  не раз писали на протяжении вот уже почти трех лет (с ноября 2014 г.),  о необходимости и неизбежности девальвации. Речь о том, что народ, как и при Шевчуке, вывели тут за скобки. Вместо огромной предшествующей девальвации пропагандистской работы, объясняющей населению необходимость и неизбежность девальвации,  меры, принимаемые президентом и правительством по сглаживанию последствий этого решения (загодя уже нужно было принять несколько Указов Президента и постановлений правительства по замораживанию цен и тарифов, по компенсационным мерам бизнес-сообществу, чтобы продукция с замороженными ценами не исчезла с рынков), все это стали  раскручивать после девальвации в режиме самооправдания, когда началась паника и люди пошли вычищать шерифовские полки). Как и при ОСАГО, добавленный в схему Шевчука элемент только усугубил положение. Вместо того чтобы в сложные времена увеличивать контроль за курсообразованием, инфляцией, в т.ч. может быть, и народный контроль (ОНФ), отдали курсообразование в руки одного человека при каком-то номинальном банковском совете, где никому не известные товарищи будут одобрять или не одобрять то, что им предложит Президент или Правительство. Такая вот странная дележка с "товарищами" полномочиями Президента и Правительства получается. 

Если прошлый руководитель ПРБ Э. Косовский просил развязать  руки ПРБ при курсообразовании, но при этом даже не обещал, а гарантировал, что инфляция будет удержана на уровне 5%, (другими словами: выйду за 5% – гоните меня в шею!), то сегодня Верховный Совет в одну минуту снял с себя ответственность за назначение параметров валютного коридора и передал курсообразование фактически в одни руки, новому руководителю ПРБ, который вообще никаких обещаний не дает – ни по  параметрам валютного коридора, ни по удержанию инфляции в пределах 5%, а прямо сказал – не удержим,  и не берет на себя при этом никакой ответственности, а Верховный Совет никак эту ответственность за ним не закрепил. 

Таким образом, нужно четко видеть: пробуксовка по земельным проблемам не случайность, не ошибка, а часть общего подхода новых властей, бесперспективность которого для любого государственника очевидна.

Именно в таком ключе и были руководителями ОНФ подняты вопросы перед президентом и верховной властью республики  на встрече 27 июня 2017 г. в их увязке: по земле, по ОСАГО, по курсообразованию. 

 

 

Разборки на полях

Фирма "Агро-Люкка", потерявшая при Шевчуке все свои земли. Рыбницкий район. Начало лета 2017 г.

У "Агро-Люкки" за много  лет был создан замкнутый цикл: корма – ферма крупного рогатого скота – молоко – переработка молока на молочном комбинате. Шевчук сначала ударил по молочному комбинату. "ПМРФ" не раз об этом писал, например,  здесь и здесь. Завод остановили. Отобрали землю. В прошлом году не дали  засеять кукурузу для кормов. В этом году на одном из полей, отобранном в конце 2016 г., вырос отличный урожай люцерны. Люцерна – многолетняя трава, ее садили, когда поле еще было "Агро-Люкки".

urozaj

На снимке: вот такая люцерна поднялась.

Однако новый  хозяин поля  сначала не давал  косить  люцерну. Он послал людей сказать, что если надо, они под косилку лягут, но не дадут косить. Тракториста "Агро-Люкки" подкарауливали дома, но он был на трассе. Так они его догнали и избили. Чтобы не косил.

bachu

На снимке: избитый тракторист Николай Бачу.

Потом новый хозяин  послал "Кировец" и начал пахать живое поле люцерны.

pashut1

pashut2На снимке: возьми свою люцерну с  землей, и пусть твои коровы сдохнут!

Иногда стычка землепользователей, которых сшибли лбами мудрецы, разруливающие земельные отношения,  заканчивается и банальным воровством. Новый собственник из фирмы "Дары природы" подогнал свою косилку и начал косить люцерну "Агро-Люкки" для себя. Вот как обо всем этом рассказывает работник "Агро-Люкки":

(https://youtu.be/msy9ZZUYZyk)

Несколько штрихов к характеристике тех землепользователей, которым ОПГ Шевчука передавала отобранные земли и которые, благодаря вышеназванным мудрецам из новых властей ПМР, продолжают ее удерживать и вот-вот оставят навсегда за собой. 15 июня 2017 г. "Новости Приднестровья" опубликовали информацию "Выявлены юрлица, уклонявшиеся от уплаты налогов в первом полугодии". Среди них и упомянутое выше ООО "Пимес". "ООО «Пимес» сокрыло выручку в размере 5 млн. 720 тысяч рублей ПМР, что повлекло уклонение от уплаты налогов на сумму 821 тысячу рублей ПМР", – пишет информагентство ПМР. Для сравнения: старый землепользователь из "Агро-Люкки", пока его не разорила ОПГ Шевчука, стоял на третьей строчке списка налогоплательщиков Рыбницкого района, уплачивая более  2 млн. долларов налогов в год. 

В Библии есть сюжет о суде царя Соломона. К нему пришли две женщины с младенцем. Каждая говорила, что она мать этого младенца. Разрубите младенца и отдайте им по половине, сказал Соломон. Ладно, согласилась одна женщина. Нет, лучше отдайте ей младенца, сказала другая. Вот ты и есть мать, сказал Соломон. 

Я думаю, если бы Соломон увидел разрубленное пополам живое поле люцерны, он бы приказал всыпать хорошенько тому, кто это сделал, – и на галеры. Это не крестьянин. И только поэтому вернул бы поле  "Агро-Люкке".

Другой пример ошибочности избранного курса при решении земельной проблемы через суды демонстрирует хождение по мукам В. Пасютина.  Верховный совет ПМР уже "при Красносельском" сдал его на растерзание, сняв  депутатскую неприкосновенность по крестьянским делам в бытность его депутатом ВС ПМР, и этого инвалида первой группы затаскали по судам за то, что он не исполнил свои обязательства перед государством (налоги) и перед своими работниками (зарплата) после того, как его сельхозбизнес был  разрушен ОПГ Шевчука.  Доходит до абсурда, до идиотизма. Так, в обеспечение возмещения ущерба государству и людям арестовали сельхозпродукцию предприятия "Картофель от хозяина" и вот уже  почти год пытаются доказать, что это предприятие фактически принадлежит В. Пасютину. За это время уже сгнило 2500 тонн арестованного зерна и 500 тонн арестованного подсолнуха, а ведь продукцию можно было продать и арестовать деньги, которые не гниют. Но нет у нас Соломонов. Нет их!

Децентрализовав решение земельной проблемы, т.е. отдав на откуп судам с многомесячными марафонами  судебных улиток, с десятками дел, сотнями документов, с участием некоторых прокуроров и администраторов, замаранных  черным переделом земли при Шевчуке, новые власти ПМР спровоцировали фактически крестьянскую гражданскую войну на полях. И она будет только нарастать по мере затягивания честного и законного решения земельного вопроса. А это означает провал заявленного курса на объединение нашего расколотого при Шевчуке общества.

 

Экономический обозреватель ПМРФ.

(Продолжение следует)

Поделиться ссылкой
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники