Читать опусы бывшего министра иностранных дел ПМР Нины Штанской-Шевчук (или как ее у нас называют, и с какой кликухой она навсегда останется в истории ПМР – "министра нинастранных дел") – занятие не самое продуктивное и малопривлекательное.
Кстати, бывший она министр или действующий – вопрос еще открыт. А он имеет существенное значение в смысле того, как относиться к очередному произведению мамаши Штанской, находящейся формально в декретном отпуске по уходу за ребенком. Некоторые признаки (я на них в дальнейшем комментарии укажу) говорят о том, что она вещает здесь с позиций действующего министра иностранных дел. Значит, надо относиться серьезно, а то у нее молоко пропадет.
На протяжении последних месяцев не очень умелые действия наших депутатов из Верховного Совета так и не позволили осветить должностное положение Штанской во время ухода за ребенком. С одной стороны, из ответа ее мужа и работодателя Шевчука за депутатский запрос, вытекало, что она остается министром (поэтому для ее ИО на посту, Виталия Игнатьева, было изобретено новое название его должности - Глава внешнеполитического ведомства. Только так он теперь и называется в приближенных кругах). Министерский статус Штанской подтверждается и тем, что до сих пор никто в глаза не видел указа об освобождении ее от должности.
Но с другой стороны, на прямой вопрос депутатов, получает ли Штанская зарплату министра, находясь в декретном отпуске, представитель МИДа уверенно заявил – не получает. Это ничего не прояснило. По трудовому законодательству ПМР, исключено, чтобы человек не получал зарплату, находясь на должности – вроде как не министр. Но с другой стороны, никто не исключает, что Штанская, оставаясь министром, отказалась от зарплаты министра, как говорится, в пользу бедных, т.к. она сегодня уже не бедная, а мировая история учит, что за властные должности всегда даже приплачивали, не только что от зарплаты отказывались, власть всегда покупалась (на днях у нас еще один такой "отказник" появился – гендиректор ММЗ Т. Байтазиев, но тот хотя бы по-честному отвалил от руководства предприятием). Например, чтобы стать консулом в Древнем Риме, полагалось внести хороший взнос в казну. Тогда еще все было по-простому, по-патриархальному. Заплатил бабки – стал консулом (депутатом, президентом – чтоб понятнее было). Это в наше время зачем-то все до чрезвычайности усложнили. Ты не можешь купить себе место даже какого-нибудь паршивого градоначальника, просто заплатив государству. Нет, ты должен распылить в десять раз больше средств на рекламу, на СМИ, на политтехнологов, на какие-то подарки (причем государству не перепадает ни копейки!). А тут ничего и платить не надо – просто откажись от зарплаты министра и, как писал поэт, "царствуй, лежа на боку".
Вот я и начал комментировать новый опус Штанской. Немного прошелся по личности "плясуньи". А как же? Кто станет терять время на чтение записок декретной мамаши о международном положении? Я бы тоже не стал, если бы министерский статус Штанской был, наконец, прояснен депутатами или там инспекцией по труду нашего государства. А то 9 месяцев прошло, как ее в департаменте не видят, а кто у нас министр иностранных дел – тайна за семью печатями (совсем наших врагов запутали!). Одно дело – ИО министра Игнатьев при сохраняющем свою должность министре Штанской (что вообще-то законом запрещено, учитывая родственные связи с работодателем). Другое дело – ИО министра Игнатьев, потому что ему не доверяют пост целого министра, который остается никем не занятый.
И пару слов об авторе интервью. Кто такой А. Любишин я пока не знаю. В интернете есть сообщения о молодом парне с Алтая. На одном из лучших российских интернет-ресурсов "Свободная пресса" он опубликовал несколько статей, совершенно разноплановых, такое впечатление, что работает по заказу (фрилансер). Стоит указать, что автор осведомлен о мельчайших деталях современного внутриприднестровского положения, как будто сидит на последних сессиях ВС ПМР или на заседаниях правительства. Для варяга такие свежайшие факты, обнародованные в его вопросах Штанской, невозможны. Это или местный или хорошо ознакомленный с места политтехнолог. Оба варианта не исключаются, но в последнем случае можно уверенно говорить (в подтверждение имеются многочисленные и другие факты), что семейка Шевчуков начала тратиться на свой предвыборный пиар. Надо отдать должное, они нашли очень толкового помощника.
Остальные комментарии – по ходу интервью (они набраны курсивом).
Илья Богданов, политический обозреватель ПМРФ
НИНА ШЕВЧУК: «ЛЮБЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПЛЯСКИ НА ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ АРЕНЕ — ЗАТЕЯ ОЧЕНЬ ОПАСНАЯ»
Первая леди ПМР Нина Шевчук рассказала в интервью «Свободной прессе» о внешней политике Приднестровья и о тех внешнеполитических решениях, которые сегодня стали объектом депутатской и информационной атаки
(И.Б. Далее в "Свободной прессе" шел текст, удаленный в "Новостях Приднестровья", позволяющий многое прояснить об авторе фактуры этой "заказухи":
"Фактически начавшаяся уже в Приднестровье предвыборная президентская гонка набирает обороты и обрастает скандалами. Ставленники крупного финансового холдинга «Шериф» в приднестровском парламенте сразу же после избрания «оседлали» депутатскую трибуну для выдвижения громких обвинений действующему президенту Евгению Шевчуку, который пять лет назад с огромным перевесом обошел на президентских выборах бессменного до этого Игоря Смирнова и кандидата от олигархов — Анатолия Каминского.
Сегодня в подконтрольном олигархам приднестровском парламенте Шевчука винят во «всех смертных грехах» и даже в измене Родине. Сам Шевчук сразу после выдвижения ему обвинений инициировал проверки, после чего депутаты резко сменили тактику. Объектом нападок стала внешняя политика Шевчука. Потенциальный кандидат в президенты от «Шерифа», нынешний спикер Вадим Красносельский, учредив специальное собрание, объединил вокруг себя ранее непримиримых первого президента республики и бывших министров иностранных дел Валерия Лицкая и Владимира Ястребчака, использующих парламентскую трибуну для дискредитации работы приднестровского МИДа, который до середины 2015 года возглавляла Нина Штански (ныне Шевчук). С сентября прошлого года она стала первой леди страны и сейчас находится в декретном отпуске.
Нам удалось поговорить с Ниной Шевчук о внешней политике непризнанной республики и о тех внешнеполитических решениях, которые сегодня стали объектом депутатской и информационной атаки"
Ну, какой же приднестровец не узнает эту руку!).
«СП»: — Нина Викторовна, наблюдатели говорят, что в прежние годы внутриполитическая борьба в республике не обнажала «болевые точки» внешней политики. Сегодня же внешняя политика подвергается жесткой обструкции с парламентской трибуны. Специальные собрания и слушания транслируются в режиме онлайн через интернет для неограниченной аудитории. Чем это можно объяснить?
— Это нельзя объяснить с точки зрения трезвой логики и государственных интересов. Любые политические пляски на дипломатической арене — затея очень опасная. Могу лишь предполагать, что за вдруг открывшимся интересом парламентариев к внешней политике стоит банальный переход на личности. Поскольку сегодня я — жена президента, организаторам атаки на МИД, видимо, кажется, что такие «укусы» нанесут президенту максимальный ущерб. Не уверена, что те, кто сейчас ставят под удар внешнеполитические интересы Приднестровья, отдают себе отчет в том, какие последствия могут быть.
«СП»: — А какими могут быть последствия?
— Обнажение внешнеполитических интересов обезоруживает страну.
(И.Б. Насчет обнажения чего-то там и влияния обнажения, тут героине интервью, конечно, виднее. Однако хотелось бы уточнить. Леди утверждает, что ВС ПМР что-то там внезапно открыл во внешней политике, какие-то тайны – и обнажил. Если так, то что не является тайной, т.е. все эти концепции внешней политики ПМР с провозглашенным евразийским курсом и на сближение с Россией, автором которой является упомянутая леди, это что, просто маска такая? Она хочет сказать, что внешняя политика была с двойным дном? В общем-то, никто из оппонентов леди никогда в этом и не сомневался. Сами итоги деятельности Шевчуков кричат о том, что по квалификации УК ПМР называется государственная измена, что и обнажил в своем расследовании ВС ПМР. Интересно, а что еще нам вдруг обнажится? Что еще пытается утаить от обнажения такими вот интервью нинастранный министр?)
Вне зависимости от того, кто будет руководить республикой через год, пять лет, десять лет, будет сложно предупреждать риски и противостоять угрозам после того, как подсвечены болевые места внешней политики и подвергнуты сомнению ее сильные стороны. Могу представить, с каким интересом слушают трансляции из зала заседаний Верховного Совета «доброжелатели» Приднестровья да и «доброжелатели» России тоже.
(И.Б. Приднестровцы тоже это могут представить. "Доброжелатели" Приднестровья из Молдовы скрипят зубами, что вскрывается их тайная дипломатия с ледями. А "доброжелатели" России только укрепляются в своей мысли (она уже в России и не скрывается), что в последние годы правящая политическая группировка ПМР является предателями интересов России и пророссийских интересов народа Приднестровья.)
«СП»: — Может, все дело в том, что между приднестровским парламентом и МИДом не налажен диалог?
— Диалог не может быть принудительным. В нем должны быть заинтересованы обе стороны. Когда я руководила МИДом, мы с коллегами призывали парламентариев направлять нам свои соображения об актуальных проблемах внешней политики, предлагать решения, которые им представляются более востребованными и выверенными. Я лично озвучивала такую просьбу на заседании парламентской Комиссии по внешней политике, и, кроме того, мы написали руководству Верховного Совета несколько аналогичных писем. Ответа не последовало. МИД, к сожалению, не получал ни предложений, ни оформленных критических замечаний.
(И.Б. Этот пассаж прекрасно характеризует всю стоящую на голове нынешнюю правящую группировку Шевчука. МИД "обижается", что Верховный Совет не предлагает решения по внешней политике. Экономический блок в претензии, что депутаты никаких антикризисных мер правительству не предлагают. И студенты ПГУ ничего путного не родили даже за премию в 50 тыс. рублей! А еще вот депутаты бюджет на 2016 г. представленный правительством с миллиардной дырой, не смогли сбалансировать за правительство. Набили "воздушными деньгами". Все это перекрывает постоянный просто стон Шевчука: критиковать легко, вы же предложите. Ну как правительству среди такой бестолочи править? Никто ничего не предлагает!
О каком принудительном "диалоге" говорит эта леди? О каком равенстве с единственным законодательным органом страны печется назначаемый и хоть каждую неделю сменяемый, если бестолковый, чиновник? Откуда эта спесь чиновника? Твое дело исполнять законы, и носить в зубах на утверждение законодателю то, что ты предлагаешь, грубо говоря, если некоторые тут не понимают по-мягкому. В противном случае, на ваше место, леди, найдется еще линейка более толковых и более законопослушных претендентов. Конституционное положение о властях в ПМР вовсе не говорит о равенстве властей – оно говорит всего лишь о их разделении и самостоятельности в пределах их полномочий. Сегодня именно этот принцип и хотят восстановить наши депутаты. Вольница чиновников-уголовников заканчивается.)
«СП»: — То есть интереса к внешней политике не наблюдалось?
— Мне кажется, его там и сейчас нет. Знаю, что и сегодняшний глава внешнеполитического ведомства Виталий Игнатьев открыт для конструктивного общения с народными избранниками. Недавно он в стенах парламента несколько часов отвечал на все интересующие их вопросы. Обратной связи все равно нет. Есть популистские, скандальные декларации без вникания в суть проблем, без изучения деталей. Мне, как уверена, и многим другим дипломатам и интересующимся внешней политикой людям весьма интересно, какова позиция наших народных избранников по проблеме совместных молдавско-украинских постов, которые наши соседи собираются выставить на границе с Приднестровьем.
Не знаю я, и что думают парламентарии, и будут ли они реагировать в связи с наглыми попытками Румынии дестабилизировать обстановку в Зоне безопасности. Эта страна уже несколько раз вторгалась в наше воздушное пространство, осуществляя аэрофотосъемку в Зоне безопасности. Нет соответствующих заявлений, нет реакции, нет предложений. Ощущение, что во время возникновения «острых» ситуаций депутаты, как будто «в засаде».
(И.Б. Нет, вы понимаете, это просто ужас какой-то: депутаты не бросаются на амбразуру "за того парня". Нет соответствующих заявлений, нет предложений, нет реакции. А эти МИДаки сидят, и наблюдают за позицией нардепов (им так интересно!) , вместо того, чтобы как по службе положено дипломатам - заявлять, предлагать, реагировать. И за это они из тощего народного бюджета получают по двойной оплате (им опять эту льготу депутаты почему-то оставили!). ПМРФ не раз предлагал упразднить этот по определению никем не востребованный МИД никем пока не признанного государства, то есть априори без иностранных дел, и оставить одного Госсекретаря с парой помощников, как было раньше, – меньше будет наблюдателей, больше исполнителей).
«СП»: — Вице-спикер Антюфеева недавно выразила мнение, что приднестровскому МИДу вообще не нужно заключать с Молдовой никаких договоренностей, а достаточно исполнять ранее подписанные. Вы как оцениваете такой призыв?
— Мне сложно дать такому заявлению адекватную оценку, потому что я сомневаюсь, что г-жа Антюфеева знакома с ранее подписанными документами переговорного процесса. Трудно в этой связи определить, имеет ли она в виду, например, протокольное решение по разрешению проблем в области народного образования 1995 года, обязывающего местные органы власти приднестровских городов Бендеры, Тирасполь и Рыбница выделить здания для румынских школ. А такое соглашение прежними властями Приднестровья было подписано. Или знает ли она о соглашении между Главной государственной инспекцией по фитосанитарному карантину Республики Молдова и Приднестровья 1996 года, которое предписывает создать совместные пограничные пункты по карантину растений на границе с Украиной в наших населенных пунктах Первомайск и Н. Гоян. И такое соглашение было подписано. Документов-то почти две сотни. Какие она имеет в виду, я не знаю.
(И.Б. Сложно, затрудняешься, не знаешь, лучше помолчи. Следующий вопрос на эту же тему как раз и уточняет, о чем шла речь на крамольном мероприятии)
«СП»: — Кстати, на том же мероприятии, где Галина Антюфеева призывала просто исполнять прежние договоренности, один из Ваших предшественников на посту главы МИД — Валерий Лицкай назвал имеющиеся документы переговорного процесса «мертвыми» и обвинил нынешних дипломатов в отсутствии ревизий.
— Могу только предположить, что мероприятие, наверное, готовилось впопыхах, «на скорую руку», и главные действующие лица не успели согласовать свои обвинения. Отсюда и такой разброд претензий. Если по существу, то из ста восьмидесяти документов переговорного процесса более ста пятидесяти подписано в бытность именно Валерия Лицкая политическим представителем Приднестровья, главой внешнеполитического ведомства. Наверное, «мёртвыми» он имеет в виду именно их. Документы, подписанные с 2012 года, нужно это признать, в целом исполняются, и их ревизия в этой связи вряд ли сейчас целесообразна. Вопрос же о мониторинге исполнения ранее подписанных соглашений мы регулярно выносили на обсуждение в формате «5+2», начиная с 2012 года, и были поддержаны международными посредниками, и ОБСЕ, и Россией. Я знаю, что и прежний министр иностранных дел Владимир Ястребчак пытался вовлекаться в такую работу в 2010-м и 2011-м годах, однако молдавская сторона от нее всякий раз отказывалась.
(И.Б. Именно так и надо понимать. До 2012 г. надо проревизировать, а МИД этим не занимается, за что и получил втык от Лицкая. Но надо проревизировать и документы после 2012 г. Например, изменение концепции формата "5+2", согласованное Штанской, его денонсирование в части включения в переговорный формат "третьей корзины" – вопросов политического статуса ПМР, понимаемых как реинтеграция ПМР в Молдову. Например, соглашение по железной дороге, в части государственной измены, выразившейся в торговле суверенитетом ПМР и др. И все это работа дипломатов. Вот что после всех ревизий останется, и надо исполнять, не торопиться наносить новый ущерб Приднестровью, как и предлагала Г. Антюфеева. А вот что обязан ВС ПМР сделать в срочном порядке (и что, кстати, предлагают депутаты – первостроители республики) – это принять закон о переговорном процессе с Молдовой, чтобы поставить разным вот таким ледям рамки дозволенного. И без всяких диалогов с ними.)
«СП»: — Почему не отказаться от этих документов самим?
— Односторонний выход из имеющихся соглашений, на мой взгляд, чреват серьезными издержками, поскольку может подорвать сами основы переговорного процесса, нарушить последовательность и преемственность. И без того наши молдавские партнеры то и дело со сменой главного переговорщика, что там происходит довольно часто, всегда стараются начинать диалог «с чистого листа». Нужно понимать, что за каждым соглашением стоит огромная работа специалистов из профильных ведомств и только потом — дипломатов. Делать эту работу заново значит отбросить переговорный процесс на десятилетия назад.
(И.Б. Как говорится, ваши бы заботы – да на благое дело. А ведь по факту не получается. Из 4 лет официального руководства приднестровским МИДом, Штанская первые два года боялась нарушить основы и сдала какие только можно было позиции ПМР, а два оставшихся года переговорный процесс просто тупо стоит.)
«СП»: — Но сейчас Вам и в Вашем лице МИДу (И.Б. т.е. по мнению журналиста, Штанская продолжает оставаться первым лицом МИДа) , как и президенту, предъявляются весьма конкретные обвинения. Например, президента обвинили в госизмене за соглашение, заключенное с Молдовой по возобновлению железнодорожного движения через Приднестровье. «Камнем преткновения» стали два совместных молдавско-приднестровских таможенных поста, которые в рамках этого соглашения были установлены.
— Абсурдность ситуации заключается в том, что согласие Приднестровья на подобный шаг было дано задолго до 2012 года. Дважды. Приднестровье в 1996 и 2001 годах соглашалось с созданием совместных таможенных постов на приднестровско-украинской границе. Были заключены Протокольное решение по разрешению возникших проблем в области деятельности таможенных служб Молдовы и Приднестровья и Протокольное решение о гармонизации налогового и таможенного законодательств.
К слову, эти документы есть в открытом доступе в сети интернет. Мне, например, странно, что прежний президент Игорь Николаевич Смирнов публично критически теоретизирует на эту тему, поскольку авторство такого подхода принадлежит как раз ему, и на соглашении 2001 года, в котором закреплено обязательство Приднестровья упразднить наши собственные таможенные посты, стоит его подпись. Слава Богу, до исполнения этих соглашений в том виде, в каком они подписаны, дело не дошло. Но возникает вопрос: тогда это не было изменой Родине?
(И.Б. Вот еще одна широко распространенная в нынешней группировке защитная аргументация. Мол, почему это можно было в 1996 г и в 2001 г. и нельзя в 2012 г.? Этот прием чиновниками шевчуковского правительства используется постоянно в спорах с депутатами. Став снова мамашей, Штанская вообще-то должна понимать: что может себе позволить ребенок, сидя на коленях у дяденьки, то не простительно взрослому. Или, может быть, она слышала о конкретно-историческом подходе, который требует давать оценки конкретно и с учетом обстоятельств конкретного периода. И вот то, что можно было в 1996 г.(год взаимных уступок, завершившийся Московским меморандумом 1997 г. с провозглашением экономической самостоятельности ПМР) и даже в 2001 г. (а в 2001-м наблюдалась кратковременная оттепель в отношениях между ПМР и Молдовой после прихода к власти В. Воронина) стало невозможно после 2006 г., когда была введена блокада ПМР со стороны Молдовы. То, что произошло по железнодорожному соглашению в 2012 г. – это недопустимая сдача позиций ПМР и не оправдывается никакими экономическими выгодами для ПМР. На ПМРФ уже указывалось, что еще больший экономический эффект ПМР (или что от нее осталось бы) получила бы, откажись мы полностью от независимости и суверенитета. Сталин в 1939 г. пошел на заключение выгодного СССР договора с Германией. Штанская до сих пор не понимает: почему же того же самого нельзя было повторить в 1942 или 1943 году?)
«СП»: — Может, эти соглашения уже не имеют значения?
— Это документы переговорного процесса. Приднестровье не отзывало свою подпись. А значит, они являются источником для вполне конкретных дипломатических позиций и юридических действий. Меня, например, удивило то, что парламентарии задались вопросом о согласовании таких действий с законодателями, не потрудившись изучить собственные материалы. Ведь в 2001 году, на следующий же день после подписания Протокольного решения о гармонизации налогового и таможенного законодательств, скрепленного подписью президента Смирнова, Верховный Совет принял постановление, которым одобрил достигнутые тогда договоренности.
Таким образом, по сути, Верховный Совет уже одобрил не только установку совместных таможенных постов на приднестровско-украинской государственной границе, но и упразднение постов на границе между Приднестровьем и Республикой Молдова, что, разумеется, недопустимо.
«СП»: — Депутаты говорят, что теперешнее решение, которое в 2012 году было принято, надо было ратифицировать, а это не было сделано.
— И вновь абсурд. Потому что ратификации подлежат международные договоры, требующие внесения изменения в законодательство. А наш таможенный кодекс, его шестая статья, устанавливает, что образование совместных таможенных пунктов пропуска и проведение совместного таможенного контроля на таможенной границе республики с сопредельными государствами может осуществляться. То есть изменения, как видно, не нужны. И редакция эта не новая. Принималась при Смирнове.
(И.Б. Вот я сейчас процитирую эту 6-ю статью из Таможенного кодекса (принятую, кстати, опять же ДО блокады 2006 г.) "Сотрудничество в области таможенного дела.
На основе международных договоров Приднестровской Молдавской Республики и межправительственных соглашений может осуществляться:- образование совместных таможенных пунктов пропуска на таможенной границе Приднестровской Молдавской Республики;
- проведение совместного таможенного контроля в установленных пунктах пропуска, расположенных на таможенной границе Приднестровской Молдавской Республики с сопредельными государствами;
- взаимное предоставление документов сторонами договора или соглашения, которые используются для осуществления таможенного контроля и оформления;
- проведение совместных мероприятий, направленных на предотвращение, выявление и пресечение контрабанды и нарушений таможенных правил;
- проведение других совместных единовременных или постоянных мероприятий по вопросам, которые в соответствии с нормами настоящего Кодекса, другими законодательными и иными правовыми актами Приднестровской Молдавской Республики, входят в компетенцию таможенных органов Приднестровской Молдавской Республики".
Там есть еще статьи 7, 8, уточняющие пределы сотрудничества. И нигде ни в одной статье не предоставлено право госорганам соседнего враждебного государства (а после блокады 2006 г. Молдова подтвердила свою враждебность ПМР) на установку своих постов на территории ПМР, на которых Молдова имеет право проводить таможенный контроль граждан, хозяйствующих субъектов ПМР и их грузы по таможенному законодательству Молдовы, в том числе и предъявлять санкции за нарушение таможенного законодательства Молдовы. Эти права, полученные Молдовой по железнодорожному соглашению, были НОВЫМИ, а, следовательно, подлежали ратификации Верховным Советом ПМР, что не было осуществлено. Более того, ряд позиций железнодорожного соглашения был засекречен и не открыт законодателям до сих пор.
«СП»: — Значит, забыли, и Смирнов забыл…
— Не думаю, что Игорь Николаевич забыл, потому что в ноябре 2011 года, аккурат перед прошлыми президентскими выборами, в ходе его встречи с тогдашним премьер-министром Молдовы Владимиром Филатом было согласовано заявление на эту же тему. Там была обозначена готовность открыть железнодорожное сообщение на основе идей EUBAM (это действующая на молдавско-украинской границе европейская миссия по приграничной помощи). А их идеи как раз и сводились к совместным постам (кстати, там, где они в итоги и были установлены — в Рыбнице и Варнице), но еще и с европейским участием, что мы затем исключили. Я слушала его недавнее выступление в Верховном Совете. Он сказал, что в свое время готов был на любые молдавские инициативы о таможенных постах, но настаивал на том, чтобы приднестровские посты были в молдавских городах — Кишиневе и Унгенах. Для меня это было весьма любопытно, потому что нигде: ни в подписанных им документах, ни в публичных заявлениях, ни в ходе брифингов тогдашнего министра иностранных дел — и намека на такие требования нет. Остается гадать, с какой целью сейчас вот так все выкручивается, но факт таких воспоминаний говорит о том, что всё в памяти свежо.
«СП»: — Но Игорь Смирнов заявляет, что Вы с 2012 года пошли на ряд уступок Молдове. Среди таких он назвал утрату равенства в переговорах, подчинение работы экспертов строго формату «5+2», и наделение ОБСЕ дополнительными полномочиями, и наделение участников «5+2» правом подписывать документы…
— Я могу ошибаться, но у меня сложилось впечатление, что авторство этого заявления принадлежит не Игорю Николаевичу. И дело даже не в том, что именно эту часть своего выступления в парламенте он, до этого говоривший от себя, зачитывал, причем, как мне показалось, не очень уверенно, с листа бумаги. А дело в том, что слово в слово некоторые парламентарии такие обвинения уже раньше тиражировали, в том числе, через свои страницы в соцсетях. Надеюсь, что первый президент просто не успел вдумчиво прочесть то, что ему дали. Иначе ситуация выходит неловкая. Ведь именно он в немецком городе Бад-Райхенхале подписывал с молдавским коллегой Владимиром Филатом документ, который называется регламент работы экспертных групп, где полномочия по координации этой работы полностью переданы политическим представителям сторон. Тем самым политическим представителям, которые взаимодействуют через формат «5+2».
Изменений после этого в документ не вносилось. В части равенства тоже неловкая ситуация. Потому что, насколько мне известно, при обсуждении документа о принципах и процедурах переговорного процесса (а такое обсуждение было начато в 2011 году) во время президентства Смирнова и по его поручению приднестровский представитель в переговорах Владимир Ястребчак настаивал на включении в документ положения о равенстве сторон. Но молдавская сторона была непреклонна. В итоге уже нам в апреле 2012 года удалось согласовать это положение в документе. И, хотя принцип равенства в любом случае вытекал из сущности и природы переговорного процесса, на бумагу он четко и однозначно был положен только в 2012 году. Согласован и скреплен подписями не только сторон — Приднестровья и Молдовы, но и посредников — России, Украины и ОБСЕ.
(И.Б. Бесспорно только одно: что бы там ни говорил, ни вспоминал Смирнов, или Ястребчак, и когда бы это все ни начиналось, подпись под документом, ухудшающим положение ПМР в переговорном процессе, стоит ни Смирнова и ни Ястребчака, а подпись стоит Штанской. И отвечать за это предстоит Штанской.)
«СП»: — А ОБСЕ действительно получило новые полномочия в формате «5+2»?
— Мне не известно, о каких дополнительных полномочиях ОБСЕ Игорь Николаевич говорил. Эта международная организация занималась посредническими функциями с самого начала переговорного процесса. Эти функции и были перечислены и зафиксированы в документе. Ничего нового. (И.Б. Новое, не надо прикидываться, было то, что повестку дня переговоров определяла и согласовывала ОБСЕ). Также сложно комментировать обвинение в наделении участников «5+2» полномочием подписывать документы… Не все участники таким правом обладают. Странно, что первому президенту это никто не разъяснил. Этого права, в соответствии с документом о принципах и процедурах переговорного процесса 2012 года, как и с ранее подписанными документами, не обладают наблюдатели — ЕС и США. (И.Б. Не надо прикидываться, статус наблюдателей – ЕС и США в значительной степени был уравнен с остальными участниками переговорного формата, который по существу стал не "5+2", а "6-1", то есть все страны, включая ПМР (!), против одной страны – России. По некоторым сведениям за эту новацию некая леди получила от России надлежащий "горячий привет"). Остальные участники подписывают документы как и раньше. В общем и целом, то, что озвучил Игорь Николаевич — это не имеющие связи с реальностью обвинения, но, повторюсь, что, по моему мнению, эти нелепости кто-то просто вложил в его уста.
«СП»: — Считаете ли вы, что законопроект о переговорном процессе противоречил интересам России?
— Считаю, что он противоречил приднестровским интересам. На мой взгляд, это было попыткой скопировать не самый успешный трюк молдавской стороны, которая, приняв в одностороннем порядке подобный закон в 2005 году, выставила себя в переговорах не в лучшем свете. Для молдавских переговорщиков такой закон стал как бы «фиговым листком» для «голого короля». Если продвижение в переговорах приближало бы логичные развязки, можно было бы «прикрыться» таким законом, сказав, что переговорщик законодательно ограничен в маневре. В 2012 году нам удалось создать в переговорах такую диалоговую конфигурацию, которая позволяет отсекать неуместные политические дискуссии через Принципы и процедуры ведения переговоров и согласованное переговорное пространство. Так что такие законодательные ухищрения просто не нужны. В любом случае, выработанные политическими представителями сторон в переговорах решения представляются на утверждение высшему руководству. А вот пытаться своим внутренним законом регулировать интернационализированный процесс, в котором участвуют и другие страны, в практике современных международных отношений пока, насколько мне известно, никому не удавалось.
(И.Б. Снова передергивание. Закон ПМР о переговорном процессе, о котором тут идет речь и который был инициирован в конце своего правления президентом ПМР И. Смирновым, а снят со второго чтения по требованию Шевчука как только он пришел к власти, был направлен не на урегулирование "интернационализированного процесса", как утверждает Штанская, а на недопущение нарушения чиновниками МИДа в пылу служебного головотяпства фундаментальных интересов ПМР, прежде всего, подрыва ее независимости или ослабления ее суверенитета.)
«СП»: — Все же вернемся к железной дороге. Вопрос очень специфичный, и оттого в нем трудно разобраться обывателю. Вот на упомянутом уже собрании в стенах Верховного Совета спикер Вадим Красносельский сказал, что после подписания железнодорожного соглашения и размещения на совместных постах молдавских таможенников молдавская и украинская железные дороги изменили режим импорта, и теперь не приднестровский локомотив забирает грузы, а молдавский, который везет их на молдавский таможенный пункт.
— Думаю, тот, кто готовил спикеру эту информацию (наверное, кто-то из советников) руководствовался геббельсовскими приемами (И.Б. И она еще требует равноправного диалога с ней со стороны депутатов!), когда в ложь следует добавить немного правды для полной правдоподобности. Правда в том, что проблема на украинской границе появилась. Это факт. Однако к железнодорожному протоколу и совместным постам она не имеет ни малейшего отношения. (И.Б. Да, ребенок у Штанской родился. Это факт. Но Шевчук к этому не имеет никакого отношения – такая логика). Да и появилась проблема год назад, а жд-протокол и совместные посты — четыре года назад. (И.Б. Ну, да, ребенок же родился не сразу, а только через много месяцев). И локомотив, о котором говорит спикер, был ранее не приднестровским, а украинским. Приднестровские локомотивы там грузы, следующие из Украины, не забирали. (И.Б. И вообще, это был не мальчик, а девочка). Полагаю, всего этого спикер просто не знал.
В целом пока проблема касается только грузов, импортируемых в Приднестровье именно из Украины. Все остальные грузы, идущие к нам транзитом через Украину, до сих пор прибывают в Приднестровье в оптимальном режиме. Наверное, и этого спикер просто не знает. Уверена, если он захочет разобраться, коллеги из МИДа его проконсультируют (И.Б. Они ведь не обязаны информировать спикеров ВС ПМР своевременно). Потому что он многое напутал. Говорил и о некоем ущербе экспортерам. Но новые дискриминационные шаги Молдовы и Украины пока, к счастью, никак не повлияли на экспорт. Грузы, направляемые нашими предприятиями в порты Одесской области, по-прежнему идут через украинско-приднестровскую границу, а не через север Молдовы, как раньше, до заключения в 2012-м столь огульно критикуемого сегодня железнодорожного протокола.(И.Б. И снова передергивает. Ты же назови "некий ущерб", о котором конкретно говорил В. Красносельский. Он ведь не говорил об ущербе от изменения схемы движения экспортных грузов, как хочет выкрутиться Штанская. На Верховном Совете звучало о том, что закрытая информация об экспортерах ПМР стала известна недруженственной стране, что экспортеры стали платить пошлины в Молдове, и т.д.)
«СП»: — Учитывая, что тема с железнодорожным и таможенным соглашениями в парламенте набирает обороты, может ли это привести к срыву действия договоренностей?
— Могу предположить, что, к сожалению, может. В настоящее время молдавские коллеги пытаются сломить наработанный механизм и уже начали нарушать отдельные положения так называемого железнодорожного протокола. Поднятая нашими депутатами шумиха вокруг этой темы льет воду на мельницу тех молдавских представителей, которые заинтересованы в срыве сотрудничества. Для Приднестровья это чревато существенными потерями и возвращением к ситуации, когда грузовое железнодорожное движение через Приднестровье было полностью заблокировано. Тогда нашим предприятиям для осуществления внешнеэкономической деятельности приходилось доставлять грузы только через Молдову, делая крюк до 500 лишних км, оплачивая эти километры молдавской железной дороге и неся еще и издержки в виде оплаты за таможенное оформление грузов в Молдове.
Цена вопроса для приднестровских предприятий — не миллионы, а десятки миллионов долларов. Надеюсь, это понимают те, кто сейчас пытается разрушить то, что еще пять лет назад построить им же не удалось, хотя попытки были.
(И.Б. Ну эти страшилки мы все уже слышали от Байтазиева, когда его поперли с ММЗ. Пугал сказочными инвестициями, которые будут потеряны с его уходом. А кончилось тем, что тощий приднестровский бюджет вынужден был изыскивать многомиллионные долларовые вливания в ММЗ, чтобы запустить предприятие, которое сказочник Байтазиев до ручки, оказывается, довел.)
Источник: «Свободная пресса». Автор: Алексей Любишин.
отзывов (3)
ИИ пишет:
12 Май 2016
Суетится, оправдывается. Чем ближе к зиме, тем истеричнее будет тон статей с ее участием. Страх, он такой… Опять же исторические параллели…
Если взять ближайшую по времени и территории, лично мне на память приходит семья Чаушеску. Хотя, объективности ради стоит заметить, что не так уж и сильно накосячили они в Румынии, по сравнению с нининой семейкой…
Aлександр пишет:
14 Май 2016
Не придирайтесь к Штански. Наверняка в этой жизни она умеет что-то делать лучше других, окружающих президента, женщин, за что и была одарена не только министеской должностью, но и своего рода Железным крестом-званием Чрезвычайного и Полномочного посла, до которого далеко не все настоящие дипломаты дослуживаются. Так что барышни типа Шульги Скрыпник видимо не показали в свое время и месте такого уровня знаний и умения, за что и довольствуются не столь значимыми должностями. Оно и к лучшему. Представьте, что обе вышеуказанных дамочки оказались бы мастеровитее Нины Викторовны, и одна из них …Страшно даже представить, а ведь возможно было….
Аноним пишет:
15 Май 2016
Разумеется, как вы пишите, "она умеет что-то делать лучше других, окружающих президента, женщин", но за это не "одаривают", как вы правильно описываете действия Шевчука, министерскими должностями и званием Чрезвычайных и Полномочных послов. Просто платят за ночь на три рубля больше.