(По материалам социальных сетей)

 

В последние два дня, так сбежалось, стали известны некоторые предварительные ответы на некоторые вопросы,  давно будоражащие приднестровское общество. В хронологическом порядке:

 

1. КГБ ПМР опубликовал результат своего расследования событий, связанных с подписанием президентом Е. Шевчуком так называемого "железнодорожного соглашения" 2012 г. на предмет наличия в действиях Шевчука состава преступления "Государственная измена".

2. Прокурор ПМР А. Дели отчитался  на Верховном Совете за деятельность прокуратуры в 2015 г. (а там, как все мы помним, были "минус 30 процентов", битва прокуратуры с родительным падежом кандидатов в депутаты ВС ПМР, введение правительством ПМР  рабства для безработных граждан ПМР и др.) И ВС ПМР УТВЕРДИЛ отчет прокуратуры, вместо того, чтобы отправить прокурора в отставку

3. Были опубликованы  предварительные  итоги переписи в ПМР, вокруг которой с самого ее назначения на самый пик избирательной кампании прошлого года не кончались  споры и подозрения, а секретничанье вокруг итогов переписи затрагивал самый широкий круг вопросов: о легитимности  прошедших выборов в ВС ПМР, о  бегстве приднестровцев из страны при Шевчуке, то есть об итогах его "работы", о демографической ситуации. Эти вопросы  раз за разом поднимали разные политические силы, как внутри ПМР, так и за рубежом.

Что объединяет  эти три, казалось бы, разномастные события и факты? Не я один, оказывается, об этом думал, и не я один тут тенденцию заметил. Обсуждая итоги переписи,  Миша Гунько отметил в своем комментарии: "Эту информацию писало то же лицо, что и Дели с КГБ?" Да, все три государственные структуры, которые себя обозначили в минувшие 48 часов,  продемонстрировали одно общее  свойство:  полную недееспособность, густо замешенную на "маневрировании" (если не сказать –  вранье) и на холуяже перед властями  (пока) предержащими.

Никуда не применимые "Итоги"

Начнем с переписи населения.

Вот сообщение пресс-службы правительства ПМР. В нем, в частности, говорится:

В октябре 2015 года в Приднестровской Молдавской Республике была проведена перепись населения. Переписи подлежали все граждане республики, а также лица без гражданства, иностранцы, постоянно проживающие или временно пребывающие на территории Приднестровья. Опрос граждан проводился по месту их жительства специально подготовленным временным переписным персоналом.

Моментом счета населения, на который осуществлялся сбор сведений, стало 0 часов 00 минут 14 октября 2015 года.

На данном этапе Государственная служба статистики продолжает обработку собранных данных. Однако уже подведены предварительные краткие итоги.

По данным переписи населения ПМР 2015 года учтено 475 665 человек постоянно проживающих на территории республики. По сравнению с данными переписи 2004 года население Приднестровья сократилось на 79682 человек или на 14,3%

Из комментов в соцсетях.

Первая сразу в бой кинулась всем известная "стрелочница" Шевчука  Н. Никифорова. Душа горела. И сразу сделала все тайное явным, связав перепись, ее итоги с выборами в ВС ПМР.

Наталья Никифорова: 475 665 человек всего – это уже очень интересно! Так как же в списки избирателей ЦИК включил 400 с лишним тысяч человек? Почему были использованы списки 2006 года?

Петр Форпосов: Реально на 2,5 эту цифру поделить надо!

Ирина Багрова: если не на 3-и

Н.  Никифорова настойчиво возвращает  обсуждение в нужное ей  русло.

Наталья Никифорова: 424508 – избирательная база ноября 2015. 205229 – проголосовало по информации ЦИКа. Порядка 20 тысяч дошкольников, около 50 тысяч школьников, определенное количество по закону лишено избирательного права и находится в местах лишения свободы, часть признаны недееспособными… Вывод: как минимум на 20 000 увеличена база избирателей. Цель?

Михаил Нестеровский: базу избирателей готовят паспортные столы, которые в подчинении МВД, которое в прямом подчинении…….Цель?

Наталья Никифорова: (снова переводит стрелки) Списки выдает ЦИК и формирует их ЦИК. И да, хотелось бы проверить и убедиться, кто и почему дал указание взять списки 2006 года. Потому что обновленные базы сдавали все уполномоченные на то органы. Как и остался без ответа вопрос, почему в этот раз был жестко ограничен доступ наблюдателей именно к спискам. И еще, была бы цель не у победившего большинства, в ВС ПМР было бы иное большинство. Я мало в чем категорично уверена. В том, что прошедшие выборы были фальсифицированы, увы, уверена, в абсолютном большинстве округов((

Михаил Нестеровский: старые песни о главном, у вас там 10 человек, которые имеют доступ ко всем документам, что же вы их не спросили, как так получилось?  Вы поездите по районам пообщайтесь с реальным населением, и вы поймете сами, за кого голосовали люди, правильнее говорить против кого)))

Наталья Никифорова: Про поездите, переадресую вам – я в людях всегда и с людьми, разными, у многих, очень многих, есть вопросы. И да, если не знаете, чья работа списки – секретаря и работа, и ответственность. Поговорим о секретаре и ее признательных показаниях о получении взятки?

Михаил Нестеровский: Да и где дело, почему не в суде?))))  Дело о взятке возбуждено, или опять как про миллиард?))))

Наталья Никифорова: почему дело не в суде – вопрос к органам, я там не работаю, но много чего знаю, увы…

Михаил Нестеровский:  то есть вам докладывают тайну следствия?)))

Наталья Никифорова: Слово к делу не пришьешь, это тоже знаю. Сплю спокойно, ибо не вру и не беру. Уводить дискуссию в сторону не стоит. Ответственность за списки, в которые попали 20 000 лишних избирателей на ЦИКе и лично на председателе и секретаре, и мне лично все равно, с кем они аффилированы…  Ложь и махинации могут привести к власти, только очень не надолго. А потому мне очень жаль многих из ныне избранных депутатов ВС.

Михаил Нестеровский: вот вы считаете себя государственным деятелем, так? Как вам не стыдно озвучивать слухи, домыслы, не подтвержденные ни чем, и никакими фактами предположения, придавая им ранг истины?

Ирина Багрова: а не ложь ли и махинации используются в попытках удержаться у власти? Я думаю, что боретесь равным "оружием"

Илья Богданов:  Не готов пока сказать, что за этим скрывается, но "химию" вижу. На главный вопрос "сколько нас, приднестровцев?" ответа как не было, так и нет. "Учтено 475 665 человек постоянно проживающих на территории республики". А сколько среди них приднестровцев, граждан ПМР, нам так и не сказали. Ради этой одной цифры кого только  полгода ни долбали. Наконец цифру опубликовали – и все равно не ответили на главный вопрос. Ничего не могут. За что ни возьмутся – ничего не могут сделать нормально. Даже одну цифру выяснить. Куда эту цифру можно применить? Никуда. О чем она говорит? Ни о чем. Что значит "постоянно проживающие"?  В соответствии с информацией пресс-службы правительства, среди постоянно проживающих переписывались и иностранцы. И сколько их?  Постоянно проживающие, это: 1. Которые постоянно прописаны? (так эти данные можно было получить без переписи, в милиции). 2. Те, которые находятся постоянно на территории ПМР? Это путем однократного наблюдения невозможно установить. 3. С которыми лично повстречались переписчики? О них тоже ничего нельзя сказать о постоянном их проживании или временном. 4. А куда подевались временно зарегистрированные ГРАЖДАНЕ ПМР? их тут что, не учли? А таких, десятки тысяч. Сам такой. И был учтен в переписи. Ну, просто нет слов. И они еще хотят сохранить свою совершенно бестолковую власть!

Олег Круглов: Я прикидываю, когда полные результаты появятся))) Году так в 2025…

Илья Богданов: Надо заметить, что собранные переписные первичные листы по положению не хранятся – уничтожаются. Истину нельзя будет установить уже даже в 2016 г. , т.к. следов не останется, и надо будет верить тому, что нам скажут. Явно видно, что шевчуки  увеличили число "постоянно проживающих", намереваясь задрать избирательную базу к президентским выборам. Чтобы 50% принявших участие в выборах избирателей  никак не набиралось, а значит, выборы были бы признаны несостоявшимися, соответственно, Шевчук продолжал бы рулить. Стоит только восхищаться предвидением депутатов ВС ПМР, которые своевременно снизили порог явки до 25%. Я думаю, "итоги" переписи появились именно сегодня, а не неделю назад, потому что дальше оттягивать их было бесполезно: депутаты, снизив порог явки до 25%, поломали всю игру Шевчуку с итогами переписи. Так вот и сходятся концы с концами.

 

Отчет прокурора в Верховном Совете. "Я уже ваш сукин сын" – "Ну, ладно, прощаем".

"Напомню. Как только в 2015 г. правительство заявило о намерении не доплачивать с начала марта треть пенсий и зарплат бюджетников,  и кругом начался кипеж, прокурора А. Дели пригласили на трибуну  тогдашнего ВС ПМР, где он публично признал, что это намерение правительства не законно. Потом в течение продолжающейся практики прокурор А. Дели не раз заявлял, что подобная практика  является нарушением пенсионного и трудового законодательства.

Но мер никаких не принял.

Сначала он призвал не вовлекать его ведомство в «противоречия между ветвями власти».

Потом предложил рассматривать каждый конкретный факт невыплаты пенсий и зарплат отдельно, по специальному заявлению в прокуратуру. Это типичная "отмазка" А. Дели последних лет: вместо надзорных действий заниматься следствием по конкретному факту нарушения прав. Хотя для следствия по конкретным фактам у нас народ содержит Следственный комитет, а задача прокуратуры – прежде всего надзор за соблюдением законов, то есть действия и принятие корректирующих мер еще до того, как от нарушения законов  пострадали права и интересы хотя бы одного приднестровца.

А потом А. Дели вообще заявил, что не дело прокуратуры заниматься всеми этими пенсиями и зарплатам.

Что должен был сделать Верховный Совет присущими только ему средствами? Не создавать каких-то комиссий по расследованию, а отправить прокурора А. Дели в отставку. За уклонение от исполнения обязанностей.

Это и сегодня еще не поздно сделать."

Однако этого не было сделано ни в конце январе, когда на ПМРФ была опубликована статья,  цитату из которой мы выше привели. Не было сделано и на последней сессии ВС ПМР,  когда прошел отчет прокурора. Более того, этот отчет ВС ПМР УТВЕРДИЛ, хотя многие депутаты выражали недовольство деятельностью прокуратуры в 2015 г., не хотели утверждать отчет прокурора, а лишь "принять к сведению" (не знаю, наверное, это страшное было бы наказание).   Многие еще не забыли, как прокурор  Дели во время выборной кампании буквально "землю рыл", выискивая крючкотворские  заморочки,  типа пресловутого "родительного падежа", который ну просто не позволял регистрировать кандидатом И. Тюряеву.

 

https://youtu.be/hUbGho2gef8

deli04

Однако сразу после выборов и резкого изменения политической обстановки в ПМР не в пользу Шевчука стало заметно, как прокурор начал все чаще подмигивать депутатам, типа того, что "я свой". Он даже привлек к некоей ответственности организаторов санкционированного, но незаконного (ближе 30 метров от ЦИК) митинга  проигравших кандидатов в депутаты.

За прошедшие несколько месяцев любезности прокурора шли по нарастающей.  Это было интересно наблюдать.  Дошло до того, что, например, на описываемой сессии ВС ПМР, где прошел отчет прокурора,  он позволил себе (вобщем-то без обращения к нему за помощью или растолкованием) просто одернуть  выступавшего сотрудника МИДа типа того, что "говорите по существу, о чем вас тут депутаты спрашивают".

Позицию Верховного Совета, продиктованную явно излишним либерализмом, можно объяснить только с сугубо прагматической точки зрения: в условиях нарастающего противостояния депутатов и  президента затевать сейчас серьезное преобразование в прокуратуре означало бы расширить  фронт  противостояния с непредсказуемыми последствиями.  При том, что ведомство демонстрирует явные признаки лояльности.

Такой вот дебит с кредитом. Однако такие союзы всегда кончаются плохо.  Причем в самую  не подходящую, драматическую, судьбоносную минуту.  И нашим депутатам, вступившим на путь подобных компромиссов,  не лишне будет об этом напомнить.

 

Недоверие

Ну и наконец, обнародованная информация пресс-службы КГБ ПМР. В ней говорится:

"11 апреля 2016 года в ходе внеочередного пленарного заседания сессии Верховного Совета и затем по каналу ТСВ было озвучено заявление, в котором  Президент ПМР Евгений Шевчук фактически был обвинен в государственной измене при подписании Протокольного решения «О принципах возобновления полноценного грузового железнодорожного сообщения через территорию Приднестровья» от 2012 года.

Комитетом государственной безопасности, органом, уполномоченным проводить проверки и дознание по делам данной категории, завершена проверка, по результатам которой в возбуждении уголовного дела отказано в связи с отсутствием в действиях Е. В. Шевчука состава преступления.

Копия Постановления КГБ в установленном Уголовно-процессуальным кодексом порядке направлена Председателю Следственного комитета ПМР и Военному прокурору ПМР".

Никаких объяснений, как видим, не содержится. Полагают, что  приднестровцы сильно доверяют этой спецслужбе и поверят ей на слово. Но проблема в том, что не доверяют. И есть за что. И не поверят.  И хотелось бы о деталях расследования узнать. Как говорится в сообщении, копия его направлена в Следственный комитет ПМР и военному прокурору ПМР.  Которые тоже работают "на доверии". Однако узнать детали все-таки, наверное, удастся. Дело в том, что вышеуказанную проверку КГБ проводил по указанию Шевчука. Но 27 апреля после сообщения депутата А. Онуфриенко о деталях "железнодорожного соглашения" 2012 г. Верховный Совет постановил обратиться в КГБ ПМР и СК ПМР с просьбой провести расследование фактов, подпадающих под действие УК ПМР, в ходе заключения вышеупомянутых соглашений.  КГБ и Следственному комитету отведено на это 30 дней. И возможно, логика и основания  принятия решения этих ведомств станет-таки известна общественности.

Но скорее всего, и то и другое ведомство постараются уклониться от серьезного разбирательства, как это уже было, например, продемонстрировано, когда депутаты ВС ПМР тщетно пытались докопаться до истоков грязной провокации с якобы выведенными из ПМР противниками Шевчука 900 млн. долларов.

КГБ вот уже и схемку заготовило, как будет уклоняться. Просто сообщат, что они уже разбирались по этому факту и состава преступления не обнаружили. Детали, мол, содержатся в Постановлении, которое, мол, ну если не засекречено, то  не предусмотрено  для направления по адресатам, не обозначенным в Уголовно-процессуальном кодексе ПМР. Как-то так.

Но проблема гораздо серьезнее. Она – в стойком и обоснованном недоверии  разных ветвей власти и приближенных к ним структур друг к другу.  Можно констатировать полную (или почти полную) остановку всей государственной машины ПМР из-за недоверия властей друг другу. Чем занимается ВС ПМР  большую часть времени? Разрабатывает меры, которые бы позволили ему  при недоверии правительству и президенту как-то так исхитриться, чтобы прогарантировать исполнение тех или иных государственных задач. И как бы депутаты ни старались, никакой закон, и никакое изменение конституции такой гарантии им не даст.  Потому что доверие – или оно есть, или его нет.

ПМРФ уже поднимал этот вопрос неоднократно. И неоднократно напоминал об общемировом единственном способе  восстановить доверие  – это смена лиц, которым не доверяют, на лица, которым доверяют.

И чем дальше в Приднестровье этот процесс затягивается, тем  тяжелее будут последствия недееспособности власти.

 

Илья Богданов, политический обозреватель ПМРФ.

 

Поделиться ссылкой
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники