См. начало

 

10. ОТ КАЖДОГО – ПО ВОЗМОЖНОСТИ. КАЖДОМУ – ПО ВРАЧУ.

Реформа приднестровской медицины. О наболевшем (в прямом смысле слова).

 

Медицинская сфера – одна из самых сложных и проблемных отраслей экономики  и социальной сферы Приднестровья. В приднестровском здравоохранении как нигде лучше отразились все те проблемы и просчеты в управлении государством, которые преследуют республику 30 лет её самостоятельного существования. И главная проблема – безнадежно устаревшие организационные подходы.

В ПМР по большому счету осталась советская модель государственной медицинской системы (за небольшим исключением пары частных медцентров и зубных кабинетов), которая успела устареть еще в период существования самого СССР. Модель общественного здравоохранения, созданная еще в 1930-е годы Николаем Семашко была отлично заточена под решение проблем того времени – борьбу с эпидемиями тифа, холеры, кори, оказания базовой медицинской помощи всем слоям населения и обеспечением достаточного количества больничных коек для всех нуждающихся.

Но уже к середине 1970-х, на фоне индустриализации, урбанизации и общего роста благосостояния и бытовой культуры населения данная модель стала себя изживать. Мировая медицинская наука и практика того времени успешно двигалась в вопросах проведения сложных хирургических операций, пересадки органов, протезирования, методик лечения онкологических заболеваний и тому подобного. В СССР же уровень оказания сложной и высокотехнологичной медицинской помощи стал заметно отставать от передовых стран. И к концу советского периода этот разрыв был настолько разителен, что те жители бывшего Союза, кто имел возможность лечиться за рубежом как правило сразу стали пользоваться такой возможностью.

Но если советская экономика еще имела возможность поддержания даже той, не очень эффективной, но всё-таки работающей системы, то в Приднестровье на фоне перманентного экономического кризиса, непризнанности и иных сопутствующих проблем система здравоохранения оказалась в еще более сложном положении. Сегодня медицина в ПМР хронически недофинансирована, наблюдается огромный дефицит кадров, зарплаты врачей и младшего медперсонала одни из самых низких вообще по Приднестровью. Наблюдаются негативные явления, вытекающие из высказанного в виде непрофессионализма, халатности, коррупции и некомпетентности медиков. Нужно срочно всё реформировать и менять. Как?

В первую очередь нужно изменить модель финансирования здравоохранения с переходом на страховую медицину. Этот путь прошли и Россия и Молдова и другие страны бывшего СССР. Как устроена эта модель слишком подробно объяснять, наверное, не нужно – тысячи приднестровцев имеют страховые полисы Молдовы. Если кратко, то финансирование медицинской помощи человека осуществляется за счет страховой компании, а сам человек или покупает сразу за деньги (что редко) или ежемесячно из своей заработной платы (плюс часть денег за него вносит работодатель) отчисляет деньги на медицинское страхование. Пенсионерам, детям, студентам и иным неработающим категориям населения медицинскую страховку финансирует государство. Таким образом финансирование оказания медицинских услуг идет не напрямую от государства, а от страховых фондов. И с ростом количества застрахованных, а также увеличением (в абсолютных цифрах) заработных плат – растет и финансирование медицинской сферы.

Причем, как и в случае любого страхования – у застрахованного есть заинтересованность в том, чтобы страховые платежи были меньше, а у страховщиков – чтобы страховые случаи были реже.

Как например если водитель ездит много лет без ДТП, то его автомобильная страховка будет дешевле. Такой же подход вполне применим и для здоровья. Если человек следит за своим здоровьем и редко обращается за медпомощью, то его медицинская страховка будет дешевле и отчисления с зарплаты будут меньше, соответственно у человека остается больше заработанных денег. Это также решает вопрос всеобщей диспансеризации и в т.ч. выявления онкологических и иных заболеваний на ранней стадии. Если человек не будет проходить регулярную диспансеризацию стоимость его медицинской страховки будет выше, и наоборот. Это создаст дополнительные стимулы для населения вести здоровый образ жизни и следить за своим здоровьем. Не говоря уже о том, что создание страховой медицины создаст сотни, а то и тысячи хорошо оплачиваемых рабочих мест в страховой сфере.

Следующий шаг  – кардинальная реформа первичной медицинской помощи. Главным звеном в первичном медицинском приеме граждан должны стать семейные врачи, они же врачи общей практики. Причем. В идеале было бы вообще вывести это звено из системы государственного здравоохранения таким образом, чтобы врачи общей практики были самостоятельными индивидуальными предпринимателями, получающими деньги от страховой компании за каждого принятого пациента. И что очень важно – не должно быть никакой привязки конкретного пациента к конкретному семейному врачу. Люди сами должны иметь право выбора к какому врачу обратиться. Стоимость услуг, плательщиком которых будет страховая компания должна быть у всех одинаковой

Как будет это выглядеть в реальной жизни? У человека, например болит спина. И за медпомощью он обращается не к терапевту в поликлинику, к которому он прикреплен (как это происходит сейчас), а в кабинет семейного врача. Это кабинет вполне себе может располагаться в переделанной бывшей «однушке» на первом этаже той хрущевки, где живет наш пациент.

Семейный врач производит осмотр и выписывает лекарства, процедуры или направляет уже к узко-специализированному врачу-специалисту (к которому теперь можно попасть только по направлению семейного врача). Если данный семейный врач не устроил нашего пациента, например показался ему недостаточно профессиональным, или нахамил, то человеку не составит труда пройти еще 3-4 дома и обратиться в кабинет другого семейного врача который окажет ему медицинские услуги требуемого качества.

Именно в этом и есть главная суть реформы – между семейными врачами должна быть конкуренция. Кто лучше – профессиональнее, умнее, вежливее. Тогда к бездарному и хамоватому семейному врачу просто никто не будет ходить – зачем, если можно обраться к нормальному? Соответственно такой врач-неряха будет без гроша в кармане, потому что его доход будет зависеть от количества обслуженных пациентов – за каждого из них платит страховая компания. И наоборот – у отличного врача не будет отбоя от посетителей. Если он работает, например в Бендерах, то к нему и из Тирасполя будут ездить, благо страна маленькая, где все всех знают. Будучи индивидуальным предпринимателем, хороший и популярный семейный врач сможет без проблем нанять себе помощников чтобы увеличить количество принимаемых пациентов.

Конкуренция – ключ к повышению качества в любой сфере. Приднестровцы хорошо знают это по нашей мобильной связи с её единственным монополистом. И слова всё того же Николая Семашко что «хорошего врача народ прокормит», которые он говорил о бытовой коррупции в медицине, которая, будем честными, процветала и при СССР, обретают новый смысл.

Просто тот врач, кто будет работать хорошо будет и хорошо зарабатывать, а люди сами будут выбирать у кого лечиться, по крайней мере на низовом, но самом важном уровне.

С первичной медицинской помощью разобрались, но как быть высоко-технологичной и узко-специализированной медициной? Как сделать так чтобы приднестровцы могли получать такие сложные виды помощи у себя дома? Ведь ситуация парадоксальна – спрос на такие услуги всегда есть, и немалый. И несмотря на низкий уровень жизни в ПМР люди все равно готовы выкладывать огромные суммы за сложное лечение себя и своих близких, особенно детей. И все эти деньги идут не в приднестровскую экономику, а в экономики соседних и не очень соседних государств.

Надо понимать, что сложная медицина – это бизнес. Везде – от России и Молдовы до США и Южной Кореи. И бизнес очень высокоприбыльный. Поэтому единственный способ привести такие услуги сюда в ПМР – гарантировать доходы таких клиник и таких врачей. Сделать это можно через систему гарантированного госзаказа. В таком случае можно будет открыть в ПМР подразделения и филиалы признанных мировых (да хотя бы российских на худой конец) медицинских центров, где будут работать действительно высококлассные специалисты на современном оборудовании. А собственники этих медцентров будут иметь гарантированный госзаказ на определенные объемы оказываемых услуг и по тем ценам (субсидируемые для граждан государством разумеется), которые будут обеспечивать им рентабельность.

Абстрактный пример как это будет работать в жизни. Численность приднестровцев, нуждающихся в сложном лечении, например сердечно-сосудистых заболеваний так или иначе известна. Известна и потребность в количестве таких операций и процедур. И приднестровское государство приглашает, например какую-нибудь израильскую или немецкую клинику открыть здесь филиал, где их врачи и на современном оборудовании с помощью приднестровских специалистов (у которых наконец-то появится возможность на практике повышать свою квалификацию и познакомиться с передовой медициной) будут оказывать такую помощь и проводить такие операции. А через госзаказ государство гарантирует такой клинике что в убытке они точно не останутся, даже если вдруг через год количество пациентов по той или иной причине будет меньше.

Безусловно – такой госзаказ потребует немалых вложений средств бюджета. Но может быть стоит лучше потратить такие большие деньги на здоровье и спасение жизней приднестровцев, чем на очередные бесконечные парки, фонтаны и плиточные тротуары?

Выбирать вам, дорогие приднестровцы, и выбирать уже скоро.

https://t.me/NashePMR/45

 

11. ПРИДНЕСТРОВЬЕ В ТРЕУГОЛЬНИКЕ БЕДНОСТИ

Как преодолеть главную проблему ПМР, объединяющую практически всех её жителей – бедность и низкий уровень жизни людей.

 

Часть первая.

 

Треугольник – самая прочная геометрическая фигура. Чтобы как-то изменить одну её сторону нужно менять и две других. Люди знали это с древнейших времен, именно поэтому самые прочные инженерные, строительные и иные конструкции имеют в своей структуре треугольники.

Непризнанная ПМР с самого момента своего основания оказалась узницей другого треугольника – треугольника бедности. Сверхпрочного и сверхжесткого – вырваться из которого не удалось ни одной из 3-х бывших во главе страны властей. И причина этих неудач как раз в том, что для победы над бедностью и преодоления постоянно низкого уровня жизни в Приднестровье надо радикально воздействовать на все три стороны этого треугольника бедности одновременно, которые есть -

1) Неэффективная экономика

2) Неэффективная бюджетная и налоговая политика

3) Внутренние социальные и ментальные проблемы общества

В нашем материале мы подробно расскажем про каждую из сторон этого порочного треугольника, в котором простые приднестровцы заперты уже 30 лет и из которого (до недавнего времени – об этом будет рассказано отдельно) был только один выход – эмиграция из страны.

А пока хотелось бы рассказать о некоторых прописных истинах, известных всем жителям развитых стран, но по-прежнему недоступных некоторым нашим соотечественникам.

 

Истина номер 1. Ничего бесплатного не бывает в принципе.

 

Когда вы посетили бесплатную поликлинику и за прием врача и обследование не заплатили ни копейки, кто-то же откуда-то же платит этому врачу зарплату, за какие-то деньги куплено оборудование, на котором вас обследовали, кто-то оплачивает поликлинике электричество, воду, уборку и ремонты и т.д.

Все, за что человеку здесь и сейчас не нужно платить деньги – либо оплачено им же самим, но в другое время и в другом месте, либо оплачено за него кем-то другим.

Наглядный пример. В столице Эстонии – Таллинне – уже несколько лет действует бесплатный общественный транспорт для жителей, имеющих постоянную регистрацию в городе. Даже во времена СССР проезд стоил какие-то копейки. А теперь – бесплатный. Как такое возможно, ведь современная Эстония – страна образцового капитализма, где за всё надо платить? Секрет прост. Как только ввели эту меру, десятки тысяч эстонцев из глубинки, кто временно жил и работал в столице, не имея столичной прописки тут же всеми правдами и неправдами стали получать столичную регистрацию и соответственно часть налогов с их зарплат стала поступать не в бюджеты их родных городков и поселков – а в бюджет Таллинна. Который в результате не потерял из-за отмены платы на проезд, а только выиграл т.к. общий денежный приток оказался гораздо больше чем возросшие дотации на городской транспорт.

 

Истина номер 2. Никаких "государственных" денег не бывает.

 

Есть небольшие исключения в виде, например, доходов от сдачи госимущества в аренду и (в признанных странах) доходов от размещения государственных облигаций и покупки чужого госдолга. Но, по большому счету -   все деньги государственных и местных бюджетов – это деньги самих граждан, которые они отдают государству в виде налогов и сборов.

 Деньги в виде налогов платят как обычные работающие граждане и индивидуальные предприниматели, так и бизнес – предприятия и компании. Но поскольку подавляющее большинство предприятий и организаций находятся в частных руках – что в США, что России, что в ПМР и Молдове – то налоги и взносы предприятий фактически платят из своего кармана собственники этих бизнесов. Вот и получается что весь госбюджет формируется за счет взносов всех граждан -  и бедных и богатых.

Когда любая власть с помпой празднует открытие отремонтированной дороги, построенного детского садика, проведенных столбов освещения – не сомневайтесь – это все сделано на деньги  из вашего кармана. Когда вы в магазине покупаете украинское подсолнечное масло, то именно вы, а не хозяин магазина оплачиваете все налоги и таможенные сборы за этот продукт, потому что стоимость всех этих налогов и сборов заложена в цене бутылки, и именно вы её заплатите. Поэтому налоги и сборы платят даже пенсионеры, дети и безработные, когда оплачивают любой товар или услугу.

Мы специально решили начать наш цикл именно с этой «основы основ», потому что без понимания элементарных принципов работы экономики и государственных бюджетов невозможно будет понять и все остальное, что мы будем рассказывать в наших следующих выпусках из цикла «Приднестровье в треугольнике бедности».

https://t.me/NashePMR/55

 

Часть вторая.

 

Когда речь заходит о бедности населения, надо понимать, что главный показатель этой бедности -  это именно низкие зарплаты, а не высокие цены. Почему так? Для тех, кто бывал в развитых странах – неважно Запада или Востока очевидна еще одна истина

 

Истина номер 3. В странах с высоким уровнем жизни всё стоит дорого.

 

Возьмем Финляндию – одну из самых благополучных стран мира, которая на протяжении уже почти 30 лет всегда в первых строчках мировых рейтингов по всем социально-экономическим показателям качества жизни. Во многом благодаря так называемому «скандинавскому социализму» – самой продвинутой в мире системе социального обеспечения граждан, благодаря которой даже безработный или инвалид могут позволить себе уровень жизни недостижимый для средних граждан большинства стран мира.

Если вы предпримете автобусную поездку в среднем, не-столичном финском городе размером с Тирасполь, вам придется заплатить 3 евро за разовый билет. В общем представьте себе поездку с Балки на Зеленый рынок по цене 54 рубля ПМР. И столько же обратно. Итого 108 рублей за одну поездку за покупками. Представили?

Верно – тут же каждый читатель скажет «так а какие там в Финляндии зарплаты и пенсии!!». И будет прав. Минимальная зарплата там – 1800 евро. Средняя зарплата – 3500 евро. Средняя пенсия – 1600 евро. Но как мы все прекрасно понимаем – в развитой стране товары, услуги, недвижимость и прочее не могут стоить дешево. Та же коммуналка в Финляндии зимой (которая там длится полгода) – порядка 500 евро в месяц.

В каждой стране вне зависимости от уровня жизни существует «вилка» между зарплатами и ценами – эта «вилка» и есть что человек может отложить на какие-то значимые покупки, именно она и определяет реальный уровень жизни. В странах с низким уровнем жизни – там, где низкие цены, но такие же низкие зарплаты – из-за низких абсолютных значений эта вилка получается мизерной. Например, условный индус получая зарплату в 50 долларов в месяц тратит на еду и минимальный набор выживания 40 долларов, и жалкие 10 долларов – всё что у него остается на что-либо более значимое. В то же время условный норвежец, получая 5000 долларов в месяц и тратя на необходимые расходы 4000 долларов имеет каждый месяц 1000 долларов которую может потратить на что-то другое. То есть с ростом абсолютных величин и зарплат и цен – увеличивается и абсолютный размер «вилки» которая остается человеку для реализации его желаний и возможностей.

Проблема сегодняшней ПМР – в том, что цены постоянно растут, а зарплаты совершенно не успевают за ростом цен.  В результате и без того маленькая «вилка» доходов простых приднестровцев сужается еще сильнее, порой до полного исчезновения, после чего люди уже начинают не жить, а выживать.

Единственный выход из этого –  увеличение зарплат. Рост цен все равно не остановить. Искусственные меры вроде государственного регулирования (за редчайшими исключениями вроде жизненно важных лекарств) не помогут, а лишь создадут дефицит этих товаров. Мы проходили это на закате СССР и тот, кто застал этот период пустых полок – вряд ли захочет вернуться в него.

Цены всё равно будут расти вместе с развитием страны и увеличением уровня жизни. Вопрос лишь в том что рост зарплат должен идти как минимум пропорционально, а как максимум – опережающими темпами. И единственный путь как можно этого достичь – реформированием неэффективной экономики. То есть воздействием на первую сторону «треугольника» приднестровской бедности. Об этом реформировании мы и расскажем вам в следующей, третьей части нашего цикла.

 

Часть третья.

 

Даже беглый взгляд на приднестровскую экономику выявит её огромные, порой чудовищные дисбалансы, в первую очередь в количестве занятого населения, проценте бюджетников и доле пенсионеров. Судите сами:

Численность официально трудоустроенных граждан в ПМР – примерно 132 тысячи человек. Это без учета «силовиков» – военных, милиции, ГТК, УИН, Прокуратуры и других, чья численность официально не публикуется. Но оценочно можно считать их количество примерно в 15-18 тыс. человек. Итого грубо порядка 150 тысяч официально трудоустроенных. Из них 92 тысячи – работники реального сектора экономики. Сюда входят люди, чья трудовая деятельность ведет к производству товаров или услуг вне зависимости от формы собственности предприятия. То есть рабочие государственного ММЗ, которые льют металл, являются работниками этого самого реального сектора. Остальные 58 тысяч – бюджетники. То есть люди, получающие зарплату напрямую из казны государства.

В итоге получается, что доля бюджетников в Приднестровье достигает 39%. Это шокирующая цифра, учитывая тот факт, что бюджетники не производят никакого продукта – и зарплаты им платятся из налогов работников реального, производительного сектора экономики. В Молдове доля бюджетников составляет 28% от числа работающих, в России – примерно 18%.

Помимо этого работники реального сектора экономики содержат также и пенсионеров. Сегодня, благодаря переходу приднестровцев на российские пенсии численность получателей пенсии ПМР составляет около 100 тыс. человек. А еще недавно она составляла 140 тыс. человек. Таким образом, 92 тысячи работников реального сектора «кормили» 140 тыс. пенсионеров и 58 тысяч бюджетников, то есть один работающий на заводе или продавцом в магазине приднестровец содержал на своих плечах 2,15 человек – пенсионеров, военных, учителей, врачей и т.д. Сегодня эта пропорция составляет 1/1,72 что всё равно совершенно не прибавляет оптимизма. В той же Молдове это соотношение гораздо меньше -  1/1,3 .

И ладно бы, если Приднестровье было крошечной нефтедобывающей страной типа Кувейта или Катара, или производителем высокотехнологичных микрочипов, компьютеров или космических спутников. Продуктов с высокой добавленной стоимостью, что позволяло бы небольшому числу работников содержать огромный груз иждивенцев.

Увы, Приднестровская экономика остается очень слаборазвитой. Основная продукция приднестровского экспорта – товары с очень низкой степени обработки с низкой добавленной стоимостью. В до-пандемийном 2019-м примерно треть экспорта ПМР составляла продукция ММЗ весьма невысокой степени обработки – стальной пруток, строительная арматура, канаты и проволока. Чрезвычайно востребованный на мировом рынке и дорогой стальной лист ММЗ не производит – для этого нужен листопрокатный стан – целый отдельный цех.

Хоть сколь-нибудь технологичная продукция – детали авиационных турбин, электродвигатели с Электромаша, продукция Молдавизолита – производятся в слишком мизерных даже для маленького Приднестровья объемах. Стоит ли говорить, что один лишь экспорт пшеницы, при весьма ограниченной площади пахотных земель в ПМР в деньгах превосходит экспорт вышеуказанной продукции. А экспорт гравия и щебня в полтора раза превосходит экспорт обуви.

Получается экономическая западня. Недоразвитая, экспортирующая преимущественно дешевую продукцию низкой степени обработки и сельскохозяйственное сырье экономика и колоссальный дисбаланс рынка труда в сторону большого количества не-производящих слоев населения – бюджетников и пенсионеров держит а тисках бедности Республику все эти 30 лет. Такая экономика просто не в состоянии нормально прокормить такую страну.

Как быть?

Пути выхода из этой экономической западни насколько очевидны, настолько же и трудны.

Ясно, что нужно менять структуру экономики, и увеличивать сложность производимой в ПМР продукции. Ни у кого из нас нет иллюзий, что завтра в голубом вертолете в ПМР прилетят ведущие мировые инвесторы, которые откроют тут производства компьютеров, роботов-пылесосов и систем нагревания табака.

Начинать нужно с простого. Например, перестать гнать на экспорт по 40 с лишним миллионов долларов в год семян подсолнечника (это третья статья экспорта ПМР после металла ММЗ и электроэнергии МГРЭС), а восстановить из руин Бендерский маслоэкстракционный завод и начать продавать не семечку, а хотя бы подсолнечное масло, тонна которого стоит втрое дороже тонны семян. Та же история с рапсом, кукурузой и другими культурами. Более подробно об аграрном секторе ПМР мы будем рассказывать в отдельных выпусках.

Или перестать гнать почти необработанный металл с ММЗ, а начать производить из этого металла хоть что-то более дорогостоящее, благо есть отличные мощности таких металлообрабатывающих предприятий как Литмаш, Бендерский машиностроительный завод и другие.

Или тратить дармовое электричество не только на майнинг биткоинов, но и на другие гораздо более высокотехнологичные, но при этом очень энергозатратные производственные задачи.

Это одна сторона проблемы. Другая сторона проблемы состоит в том, что неизбежно придется менять дисбаланс рынка труда и производить «переселение» работников из бюджетного сектора в сектор реальной производящей экономики. Потому что с таким дисбалансом, когда один производящий кормит двух не-производящих Приднестровью не выбраться из бедности еще очень долго.

Как это сделать? Нельзя ведь просто повыкидывать бюджетников на улицу. Процесс перехода людей в реальную экономику должен быть естественным. А таковым он будет только тогда, когда в реальной экономике будет создано достаточное количество высокооплачиваемых рабочих мест. Но откуда их там взять? В развитых странах главным работодателем для большинства населения является малый и средний бизнес. В ПМР же, как известно, воцарилась олигархическая монополия крупного бизнеса, планомерно уничтожающая ту самую – самую нужную прослойку бизнеса и общества.

Просто пример. Даже по официальной статистике самые высокие в ПМР зарплаты – в сфере мобильной связи. Но в ПМР только один оператор мобильной связи, создающий весьма ограниченное количество «хлебных» мест в этой отрасли. И так же с банковской сферой, розничной торговлей и остальными. Самые высокооплачиваемые рабочие места в ПМР находятся в структурах монополистического Холдинга, что создает огромный дефицит этих самых высокооплачиваемых мест на рынке труда.

И только та самая демонополизация, за которую мы обеими руками и ногами, вопреки всем обвинениям в наш адрес, и может решительно помочь в развитии сектора реальной экономики и преодолении огромного перекоса на рынке труда.

Но кроме самой демонополизации реальному сектору нужна также и радикальная реформа налоговой и бюджетной политики. Без неё предпринимателям будет просто невыгодно создавать высокооплачиваемые рабочие места в реальном секторе.

А это уже вторая сторона «треугольника бедности ПМР». О том как надо на неё воздействовать мы поговорим в следующей, четвертой части нашего цикла.

 

Небольшое лирическое отступление.

 

На него мы случайно натолкнулись в процессе работы над 4-й частью нашего цикла "Приднестровье в треугольнике бедности".

Как вы думаете – за счет каких денег существует Фонд Капитальных Вложений (ФКВ)?

Мы, а наверное, и большинство из вас тоже думали, что в него поступают средства из т.н. "газового счета ПМР", куда стекаются платежи предприятий и физических лиц за газ.

Ничего подобного. Мы смотрели исполнение бюджета ПМР на 2018 год и с удивлением обнаружили, что ФКВ финансируется за счет – отчислений от ввозной таможенной пошлины. А еще – из отчислений от единого социального налога, который каждый и вас платит каждый месяц из своей зарплаты.

 

fkv

 

 

 

 

 

Вот это поворот!

Хотя – чему тут удивляться. Мы ведь еще в самом начале говорили: все деньги в государстве – ваши, из ваших кошельков.  Не имеет государственная машина и бюрократия морального права выставлять себя благодетелем для народа, поскольку существует за деньги народа и управляя деньгами народа обязана улучшать его жизнь.

https://t.me/NashePMR/59

 

Часть четвертая

 

Вторая сторона приднестровского «треугольника бедности» – крайне неэффективная бюджетная, финансовая и налоговая политика.

Не будем тысячу раз перемывать уже набившую оскомину тему про бесконечные налоговые, таможенные и иные льготы для холдинга «Шериф». Тут нечего обсуждать – все эти бесконечные «специмпортерские» статусы должны быть отменены еще раз (как уже было 2012), и теперь уже навсегда. Одну лишь цифру упомянем. В 2014 году республиканский бюджет ПМР получил  доходов от таможенных пошлин на сумму 696 млн. руб, а в 2018 году – на сумму 350 млн. руб. Разница – 346 миллионов рублей.  При том что в 2019 на всё здравоохранение было потрачено 538 млн. рублей республиканского бюджета.

Проблема неправильной налоговой и бюджетной политики гораздо глубже и сложнее. И начнем, пожалуй, с проблем бюджетной политики, то есть с того, как расходуются те средства госбюджета, которые уже есть. Источник данных – бюджет ПМР 2019 года.

Начать можно с малого. Непонятно зачем в 2019 году было тратить почти 1,5 миллиона рублей на «уполномоченного по правам человека ПМР». Само существование такого должностного лица в стране, где сейчас власть попрала все возможные права человека вызывает только недоумение. Лучше бы не занимались этим позорным лицемерием и отдали бы эти 1,5 миллиона, например, Республиканскому центру ортопедии и протезирования, которому из республиканского бюджета было выделено всего 0,68 млн. Хоть какой-то толк был бы.  Или, например, за какой титанический труд в аппарате Министерства Иностранных дел ПМР в год уходит 3,9 млн. рублей на зарплаты? Может быть, нас уже признали или признали наши автомобильные номера хотя бы? Туда же и 2 миллиона рублей в год на бессмысленное «Представительство ПМР в Москве», или 3,7 млн. руб. ушедшие на строительство «бельведера» на въезде в Тирасполь.

Но это всё мелочи. Дальше – больше.

На выплаты «гигантских» (порядка 5000 руб единоразово) пособий по рождению ребенка и «колоссальных» (порядка 1000 руб/мес) пособий по уходу за ребенком возрасте до 1,5 лет было потрачено 42 млн. руб. В то время как только на зарплаты в Министерстве Госбезопасности ПМР ушло 69 млн. руб. Это как? Ладно там огромная Россия с её мощной во все времена разведкой и контрразведкой. А у нас что – полстраны работает «Джеймсами Бондами»? Что за порядок цифр, когда на все станции скорой помощи ушло всего 21 млн. руб? Еще 76 миллионов в год уходит на содержание Службы исполнения наказаний с её штатом в 1250 человек (при численности заключенных порядка 3000 человек) , что больше чем все затраты на поликлиники и амбулатории (74 млн. руб.) Это что касается тех, весьма скромных денег, которые уже есть в бюджете.

А вот с наполнением этого бюджета всё еще сложнее. Про таможенные пошлины мы уже упоминали. Но главные поступления в бюджет -  не от таможенных пошлин, а от налогов на доходы граждан и организаций. И вот тут самое интересное. Кто самый крупный налогоплательщик в ПМР, который так любит кичиться этим своим статусом и отвечать на все обвинения «зато мы крупнейший налогоплательщик ПМР!». Шериф? Нет – не угадали! Это вы – дорогие друзья. Вы – приднестровцы и есть крупнейший налогоплательщик ПМР. Именно обычные работающие граждане ПМР (это без учета ИП-шников, о них чуть дальше ) уплатили подоходного налога на 454 млн. рублей, в то время как само ООО «Шериф» уплатило подоходных налогов (их два) на сумму 152 млн. рублей (весь Холдинг включая АПБ, КВИНТ, ИДК, Тиротекс, Молдавизолит и др. – на сумму порядка 360 млн.).

Причем налоговая система ПМР устроена так, что наше «любимое» ООО «Шериф» имея в 2019 году чистую прибыль в 401 млн. руб (сравните с 181 млн. руб чистой прибыли в 2016г. ) уплатила подоходных налогов на 152 млн. рублей, а Молдавская ГРЭС, получившая 240 млн. рублей чистой прибыли уплатило подоходных налогов на 157 млн. рублей. При том что выручка у МГРЭС вдвое ниже, чем у Шерифа.

И это касается не только Шерифа. Например Бендерский машиностроительный завод имея чистую прибыль в 98 млн. рублей уплатил подоходных налогов всего на 16 млн. руб. Здесь имеет место быть именно неэффективная налоговая система. Рост доходов компаний и организаций не ведет к заметному увеличению их налоговых отчислений. И ладно бы если эти компании реинвестировали свои доходы в новые производства и высокооплачиваемые рабочие места на территории ПМР. Так нет же. Львиная доля заработанных в ПМР средств просто выводится за пределы Республики.

Вот можно сказать «во всей красе» вторая сторона «Приднестровского треугольника бедности». Налоговая и таможенная система построены таким образом, что хозяйствующие субъекты богатеют не ВМЕСТЕ со страной, а ВМЕСТО неё. А неэффективное расходование бюджетных средств ведет лишь к обогащению отдельных ведомств и личностей, управляющих этими ведомствами. Как это изменить?

В первую очередь нужна реформа налогового законодательства. И направлена она должна быть не на максимальное изъятие чистой прибыли (как некоторые могли подумать, что мы хотим) – иначе компаниям просто невыгодно будет развиваться, а на реализацию принципа «богатейте ВМЕСТЕ со страной». Ключевыми факторами для оценки налоговой нагрузки на предприятие должны быть следующие показатели

- Инвестиции в основной капитал (то есть расширение, модернизация, закупка нового оборудования)

- Количество высокооплачиваемых рабочих мест

- Инвестиции в образование и повышение квалификации сотрудников, то есть вложения в человеческий капитал

- Вывод средств за рубеж

По поводу высокооплачиваемых мест – отдельный важный разговор. Это должно стать одним из ключевых факторов преодоления бедности в Приднестровье. Суть подхода в том, что новый налоговый режим должен быть построен так, что компании должно быть выгодно платить достойные зарплаты своим сотрудникам, иначе те же самые деньги им всё равно придется отдать в виде налогов государству. А платить деньги сразу людям выгоднее самому бизнесу – потому что на высокооплачиваемую работу гораздо проще найти сотрудников, и гораздо проще найти именно квалифицированных, подходящих сотрудников. Возникает конкуренция за такое рабочее место.

Этот подход о зависимости налогов от зарплат сотрудников должен стать одним из важнейших для «второго рождения» малого и среднего бизнеса в ПМР, который и должен дать стране десятки тысяч хорошо оплачиваемых рабочих мест, которые должны занять не только те, кто сейчас вынужден работать за границей, но и тех, кто будет переходить в реальный сектор экономики из бюджетной сферы (о чем мы говорили во третьей части нашего цикла).

После реформы малого предпринимательства, которая состоялась в ПМР в 2019 году, за этот самый 2019-й год субъекты малого бизнеса (самозанятые, патентщики, УСН-щики) заплатили налогов примерно на 50 млн. руб. Что в масштабах бюджета – капля в море. Это примерно равно годовому поступлению денег от акциза на сигареты (53 млн. руб). Рассчитывать на малый бизнес как источник налоговых поступлений – бессмысленно. У малого бизнеса другая роль в государстве. Эту роль в абсолютно «кривокосой» приднестровской системе сейчас выполняет бюджетный сектор – роль трудоустройства населения.

Чтобы поставить систему с головы на ноги, можно было бы вообще освобождать малых предпринимателей от налогов, при условии опять же создания ими определенного количества хорошо оплачиваемых рабочих мест. Бюджет справится и без этих 50 млн – пусть отдают их сразу людям в виде зарплат. И бюрократизма меньше, и для простого народа польза.

Как и в случае с медицинской реформой, о которой мы уже вам рассказывали, Приднестровью необходимые большие, решительные  реформы во всех сферах жизни. И это реформы не просто в замене фамилии Президента с одной на другую. Эти реформы – кардинальное изменение ПОДХОДОВ к организации экономики и жизни общества в ПМР. Именно неправильные походы и привели нас за 30 лет к нынешней, весьма неприглядной экономической и общественно-политической картине.

 

Часть пятая.

 

Третья, и возможно самая проблемная сторона приднестровского «треугольника бедности» – общество. Внутренние социальные проблемы, привычки и менталитет людей. И это тоже огромная проблема, о которой нельзя молчать. Но перед тем, как говорить вещи малоприятные, и для кого-то возможно даже обидные, начнем с хорошего.

Что такое вообще Приднестровье 2.0 за которое мы выступаем? Реформы, новая экономика? Да.

Но это не главное. Приднестровье 2.0 – это люди. Это новые приднестровцы. «Новые» – в данном случае – люди с новой психологией, поведением, взглядами на жизнь. И такое «Приднестровье 2.0» в ПМР уже существует! Причем возникли эти люди в основном в последние 5 лет, когда почти по всех остальных сферах жизнь страны или замерзла в застое, или заметно ухудшилась.

Это новые приднестровцы. Что же в них такого необычного?

Они умеют много и интенсивно работать и хорошо зарабатывают. Чтобы хорошо зарабатывать им не нужно продавать одежду в бутике в Москве, паковать коробки на заводе в Польше или собирать клубнику. Они живут у себя дома – в Тирасполе, Бендерах, Рыбнице. Они зарабатывают 1000, 1500, 2000 долларов в месяц. И этого они добились сами. Не благодаря «дяде в Шерифе», «тёте в горадминистрации» и «сыну соседки на таможне». Им не нужны связи, блат, взятки и прочее. Они живут в хороших домах и квартирах, ездят на хороших машинах и никогда не были в «пяти карманах». Их не загонишь голосовать на выборах за кого-то или творить по прихоти власти какие-то непотребства, им глубоко пофиг на власть – они от неё вообще никак не зависят.

Кто они? Программисты, айтишники, SMM-щики, преподаватели онлайн-школ. Люди, работающие удаленно. Удивительным образом технический прогресс вопреки всем внешним и внутренним напастям Приднестровья создал и создаёт на наших глазах в ПМР новый слой людей, которого здесь никогда не было – молодых, успешных, зажиточных граждан никак не связанных с властью, с Шерифом и никак от них не зависящих. Сколько их сегодня? Несколько тысяч уж точно наберется на всю республику. Что, конечно, катастрофически мало, но…

Многие читатели возразят – ну да. Айтишники на удалёнке сейчас везде есть – их хватает и в Молдове, и в Украине и в других бедных странах. И погоды они нигде не делают – не может же всё население пойти в программисты. Кто будет водить автобусы, учить, лечить, печь хлеб и отливать металл?  Это верно. Но сам факт появления пусть пока узкой прослойки «новых приднестровцев» в ПМР даёт надежду, что те социальные проблемы, о которых мы сейчас будем говорить, могут быть преодолены.

А социальные проблемы есть. Пожалуй, главная из них – общественная инфантильность. Сразу небольшой «дисклеймер» . В нашей стране живет свыше 400 тысяч человек. И все эти люди совершенно разные, с разными характерами, привычками, судьбами и поведением. Мы ни в коем случае не пытаемся всех «стричь под одну гребенку». Но мы – не политическая организация. Политики всегда говорят народу то, что народ хочет от них услышать. А мы говорим о Приднестровье вещи в том числе малоприятные. Но не для уничижения страны или её народа. А потому что реально желаем ей успеха и процветания. А озвученная проблема – это уже наполовину решенная проблема. Поэтому мы честно говорим об этом.

Общественная инфантильность – неспособность человека быть ответственным за свою жизнь. Уже 30 лет как не существует СССР и советской системы организации жизни, где государство опекало человека с колыбели и до самой смерти. Давало бесплатное образование, медицину, устраивало по распределению на работу, а потом эта работа выделяла человеку жильё. Можно было особо не думать, как жить – государство думало и делало всё за тебя. Но эта система рухнула, и люди оказались предоставлены сами себе. Оказалось, что теперь самому или самой предстоит «выкручиваться» чтобы как-то устроить свою жизнь. А в реалиях бедного, непризнанного Приднестровья это оказалось втройне труднее, чем где-либо. Десяткам тысяч людей предстояло приспосабливаться под реалии современного мира и капиталистической экономики, одной из главных особенностей которой – нередкая смена профессии и рода деятельности человека. И постоянная необходимость в повышении своего профессионального уровня и уровня образования. А также – высокая индивидуальная производительность труда как главный источник нормального заработка. Со всем вышеперечисленным в нашем обществе по-прежнему серьезные проблемы.

Давайте скажем одну важную, но честную вещь. Не все жители Приднестровья тотально бедны. Скорее, в ПМР присутствует значительное расслоение общества. Основная масса, в основном люди старшего возраста, действительно живут в состоянии бедности. Но есть и другой слой людей, и он тоже немалый, которые могут обеспечить себе и своим семьям более-менее приемлемый уровень жизни.  Где-то треть от этого приднестровского «среднего класса» – это люди своим материальным благосостоянием обязанные приближенности к власти и олигархической монополии. Но другие две трети – это такие же обычные приднестровцы, просто лучше других своих соотечественников усвоившие реалии современного мира, где твоя жизнь зависит не от власти, мэров, погоды на дворе, а от тебя самого. От твоих усилий, которые тебе нужно предпринять чтобы жить достойно.

С одной стороны – зная реальный уровень зарплат в ПМР было бы аморально обвинять людей, живущих на нищенские зарплаты в том, что они сами виноваты в собственной бедности. Особенно бюджетников. Но есть и другая сторона медали.

Тысячи, десятки тысяч людей в нашей стране живут в бедности и не пытаются как-то выбраться из этого состояния. Им не хватает силы воли, самостоятельности, внутренней пассионарности чтобы изменить свою жизнь и пытаться найти другую работу, освоить новую специальность, вообще как-то реорганизовать себя. Сколько таких, кому морально комфортнее ходить на бессмысленную работу, получать мизерную зарплату, но зато особо «не напрягаться» по принципу «мы делаем вид, что работаем, а они делают вид, что нам платят». А есть еще и «ребро» этой медали в виде всякого рода «нетрудовых доходов» – взяток, воровства и тому подобного. Что опять-таки процветало и при СССР и благополучно перекочевало и в нашу эпоху. Скольким людям удобно работать в бюджетном секторе именно потому, что спроса мало, возможностей для «левых» доходов хватает, увольняют неохотно (особенно если устроился по блату) и можно спокойно «плыть по течению» не предпринимая никаких особенных усилий изменить свою жизнь?

А общественно-политическая инфантильность откуда берется? Да оттуда же! Если человека собственная жизнь особо не беспокоит, или даже по-своему устраивает (даже будучи жутко неустроенной, но морально комфортной от пребывания в «коконе» инфантильного бездействия) то о стране или хотя бы о собственном дворе такой человек будет заботиться в последнюю очередь.

Ныть, жаловаться на жизнь, при этом не предпринимая серьезных попыток эту жизнь изменить начав хотя бы с себя – это печальная, но повседневная реальность приднестровской жизни. И об этом надо говорить честно и открыто. Как изменить эту печальную практику?

Главное, что наш взгляд может изменить ситуацию – это четкая, обозначенная государственная политика, направленная на реформы и развитие страны, а не просто на эксплуатацию этого клочка земли и высасывание всех возможных ресурсов. Инфантильность в обществе не на пустом месте берется. Люди ведь видят, что власть ничего не хочет и не собирается менять. Вот сам народ действует также. Всё это приправляется изрядной долей «информационной отравы» о которой мы уже упоминали на нашем канале.

Как только страна начнет разительно меняться – неизбежно изменится и общество. На смену конформизму, инфантильности, трусливому соглашательтву и депрессивной апатии придут инициативность, предприимчивость, социальный оптимизм и уверенность в будущем. Кроме того – государство просто обязано со школьной скамьи воспитывать ответственного гражданина. Объяснять человеку его права и обязанности и самое главное – четко настраивать каждого, что успех всей страны складывается из тысяч личных успехов всех её граждан, каждый из которых – сам кузнец собственного счастья. А задача государства – создание равных условий и возможностей для самореализации для всех.

Ну и вторая мера, которая может изменить эту третью сторону «треугольника бедности» – прямая помощь гражданам в их личностном и профессиональном росте. Бесплатные образовательные курсы, курсы переподготовки, специальные программы материальной поддержки в первую очередь тех, кто уходит из бюджетного сектора в коммерческий (о том, что это придется делать мы уже рассказывали). Все это тоже крайне важно, особенно для людей старших возрастов, чьи возможности для самообразования крайне ограничены.

Жить по-старому уже нельзя. И если будет меняться страна – изменятся и люди. Эти перемены были явно видны по тому как менялось общество в России, Украине, Молдове и других странах бывшего СССР. Приднестровье отстало в этом процессе. Но никогда не поздно встать на правильный путь для движения вперед. И именно прокладкой этого пути мы и занимаемся на нашем канале.

 

(Продолжение следует) 

 

Поделиться ссылкой
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники