См. начало

 

12. "ОРУЖИЕ НЕИЗБИРАТЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ"

Как в Приднестровье была создана электоральная система, идеально подходящая для проведения нечестных выборов и недопуска до них любой оппозиции и что с этим делать.

 

Существующее законодательство о выборах вместо реализации права каждого человека выбирать власть и быть избранным превратилось в оружие в руках власти. Оружие – цель которого – недопуск на выборы и/или неизбираемость любого оппозиционного кандидата.

Вообще термин "оружие неизбирательного действия" – это про противопехотные мины, которые не различают наступившего на них человека -  ни военного, ни гражданского, и поэтому подлежат запрету во всем мире.

Парадоксально, что даже на войне есть правила и законы, за нарушение которых следует суровое наказание.

А абсолютно демократическая и гражданская процедура проведения выборов в ПМР превратилась в полный беспредел, где власть имеет возможность для почти любого произвола, и будет делать этот произвол в полном соответствии с действующим законодательством.

Как это изменить?

 

Часть 1. «У вас подпись отклеилась»

 

Нет более одиозной, архаичной и дающей почву для любого самого бесстыдного произвола предвыборной процедуры чем сбор подписей. Отсеивание ненужных кандидатов на этапе сбора подписей стало «классикой жанра» среди электоральных беззаконий на пространстве бывшего СССР.

Причем, что характерно, не только провластные, но и оппозиционные кандидаты не брезгуют различными нарушениями и махинациями со сбором подписей. К этому их подталкивает сама процедура, устаревшая лет на 60, когда сборщики подписей должны физически поквартирно обходить жителей городов и весей для получения в подписных листах заветных «закорючек». Не удивительно, что в наше время находятся многие, кто не занимается таким обходом, а получив тем или иным путем списки избирателей по конкретной территории просто «рисуют» необходимое количество подписей. Например, в России уже довольно давно существуют развитые «сервисы» в виде таких «рисовальщиков подписей» к услугам которых прибегают разные политики – как провластные, так и оппозиционные.

Ну а для любой власти, если она контролирует избирательные комиссии, нет более «приятной» процедуры чем сбор подписей для «отсева» на «дальних подступах» любых противников действующей власти, пытающихся бросить ей вызов на выборах. Ведь нет абсолютно никакого внятного и/или прозрачного механизма контроля за проверкой достоверности этих подписей, а любые дополнительные экспертизы, даже если проводятся – выполняются людьми полностью аффилированными с властью и зависящими от неё.

В итоге, сбор подписей в несвободных и недемократических странах бывшего СССР превращается из процедуры выдвижения кандидата или партии в процедуру «задвижения» его куда подальше, чтобы не высовывался и никогда не появился в избирательном бюллетене.

Как быть?

В условиях и реалиях Приднестровья есть один простой, недорогой и эффективный способ кардинальной реформы данной процедуры.  Сбор подписей должен производиться не сборщиками, работающими на кандидата, а в специально подготовленных для этого помещениях, на территории общественных учреждений со свободным доступом людей. И под контролем работников избирательных комиссий. Подписи должны собираться в специальные зарегистрированные, прошитые с пронумерованными страницами журналы. В конце каждого дня представители кандидатов совместно с дежурными работниками избирательных комиссий должны сверять и фиксировать количество подписей, поданных в данный конкретный день за данного конкретного кандидата.

Да, количество собираемых подписей нужно будет значительно сократить, ведь теперь сторонникам того или иного кандидата нужно будет самим приходить и ставить подпись за выдвижение своего кандидата.

Зато исчезнет главный инструмент «отсева» всех неугодных, применяемый в 95% случаев недопуска оппозиционеров – отказ из-за превышения допустимого количества недействительных подписей. Теперь недействительных подписей не будет вовсе! Когда человек приходит в установленное место, например в здание сельсовета чтобы поставить подпись за выдвижение своего кандидата, то дежурный работник избирательной комиссии будет обязан проверить его паспорт и заверить его подпись в подписном журнале. И отказать подписанту работник избиркома тоже не сможет. Каждой подписи будет присваиваться порядковый номер, и человек будет иметь право сфотографировать занесение своей подписи в журнал с присвоением ей номера.

Конечно, мы прекрасно понимаем, что в условиях тотально захваченного государства, где все институты власти работают на удержание этой самой власти правящей группой – для этой группы не составит большого труда «убрать с дороги» практически любого реального оппозиционера и без электоральных ухищрений. Обвинить в экстремизме и «оскорблении Президента», возбудить уголовное дело, вплоть до топорного подбрасывания наркотиков, оружия или «грязных» денег.

Между нашими читателями в комментариях было обсуждение о том, может ли предвыборный залог быть альтернативой сбору подписей.

Сама по себе идея внесения предвыборного залога – интересная.

Но – не для ПМР.

В приднестровских реалиях это приведет к тому, что на выборы массово "ломанутся" проплаченные представители как определенных олигархических кругов, причем не только приднестровских, так и откровенные агенты влияния соседних и не очень соседних стран.

Поэтому процедура подписей должна обязательно остаться. Человека должен поддерживать народ ПМР если он хочет куда-то баллотироваться. И наша идея состоит в том, чтобы вообще убрать понятие "недействительная подпись". Ведь если человек сам пришел в гос. орган и сам поставил подпись, то она не может быть недействительной – всё происходит на глазах уполномоченных работников избиркома.

Таким образом уберется главный на настоящий момент инструмент "зачистки" выборов от неугодных кандидатов – не регистрация под предлогом недействительных подписей. В следующих частях мы расскажем о как убрать другие инструменты  блокировки неугодных кандидатов.

 

Часть 2. Бумажные тигры предвыборной бюрократии

 

Сбор предвыборных "бумажек" – имеется ввиду не подписей, а справок, выписок и прочего – еще одна дорожка для "бега с препятствиями", особенно если ты оппозиционный кандидат.

Нужно подавать в ЦИК справку о несудимости, сведения об имуществе, сведения о подтверждении проживания в ПМР, сведения об образовании и месте работы. И на каждом этапе кандидата подстерегают в засаде "бумажные тигры", готовые "сожрать" неугодного кандидата под предлогом отсутствия у него нужной бумажки, либо содержащихся в этих бумажках ошибок и неточностей. Возможностей для произвола тут много.

Можно вспомнить, как в 2016 году до выборов Президента ПМР был не допущен один из основателей Республики – Григорий Степанович Маракуца. Под абсурдным предлогом о "невыполнении условия о постоянном проживании в ПМР в течение 10 лет перед выборами". Да, Маракуца действительно перед выборами жил в России, как и тысячи других приднестровцев, но до этого он на протяжении 14 лет был председателем Верховного Совета ПМР. Абсурд…

Очень большой простор для произвола создает и предоставление сведений об имуществе. Будем честными – большинство из кандидатов на какие-либо должности, особенно должность Президента ПМР – люди небедные. И обладающие определенной собственностью, которая не всегда бывает записана на них самих. И мы знаем почему. Да – это неправильно. И не приветствуется я думаю никем из читателей. Но это уже дело самих избирателей – голосовать за такого кандидата или нет. А вот снимать с выборов под предлогом тайного владения дедовским "запорожцем" – слишком большой соблазн для власти.

Что мы предлагаем?

Мы предлагаем пойти по пути, похожему на проблему недействительных подписей. Чтобы власть не могла признать подписи недействительными – она должна сама их собирать. Также и с предвыборными справками – пусть ЦИК и аффилированные гос. органы сами собирают справки и бумажки о будущем кандидате, который уже собрал необходимое для выдвижения количество подписей.

Пусть сами делают запросы в милицию, по месту официальной работы указанной в анкете и получают данные. И не могут отказать в регистрации из-за неполучения этих данных – сами собираете, сами отвечаете. Человек, кандидат, не причём. Это позволит убрать еще целый ряд барьеров которые для неугодных кандидатов заботливо выставляет власть и электоральное законодательство.

Вопрос собственности – очень простой. Пусть ЦИК публикует только то, что числится в официальных реестрах.  А народ посмотрит. Если кандидат в президенты, например, официально владеет однушкой в Днестровске и прицепом от отцовского "жигуля", а вся страна знает его виллу и "Геленваген" – то это опять же народу решать – отдавать ли голос за такого "бессребреника" или нет. Люди, народ, избиратели должны решать кому быть депутатом или Президентом. На дворе 21 век. Богатства и роскошь уже невозможно утаить нигде.

Также надо и радикально изменить требования о постоянном проживании в Республике. В реалиях ПМР когда десятки тысяч приднестровцев месяцами и годами пропадают на чужбине чтобы прокормить свои семьи – требовать от кандидата в Президенты непрерывного (кроме коротких поездок) 10-летнего сидения в пределах ПМР – лицемерие. Если достоверно известно что кандидат родился, вырос, жил в ПМР долгие годы – не должно быть препятствий для его участия в выборах.

В общем и целом – генеральная линия по реформированию предвыборных процедур остается той же как и в случае со сбором подписей. Если народ хочет видеть кого-то кандидатом – то ЦИК и гос. органы должны сами брать на себя ответственность за регистрацию такого человека на выборы, а не ставить ему бесконечные препятствия.

 

Часть 3. Время - назад!

 

Удивительно проводятся выборы в Приднестровье. До важнейших для страны выборов Президента ПМР осталось чуть больше месяца. Считанные недели.

А мы до сих пор не знаем кто будет в избирательных бюллетенях! И помимо этого мы не знаем всё-таки будет там графа "против всех" или нет, потому что никакой официальной информации подтверждающей её наличие или отсутствие в бюллетенях не имеется.

Официально зарегистрированных кандидатов пока всего один – Вадим Николаевич Красносельский. Но, как говорится, "кто бы сомневался".

 

А что касается остальных кандидатов то ЦИК ПМР имеет полное право по закону держать в неведении народ ПМР и самих кандидатов аж до 20 ноября (!!!). Иначе как безобразием такую систему и такое законодательство назвать нельзя.

Это надо в корне менять.

Касательно президентских выборов срок окончания регистрации кандидатов должен заканчиваться не позднее чем за ТРИ МЕСЯЦА до выборов. Чтобы все эти три месяца до выборов люди работающие на кандидатов, их штабы понимали что работают на реального кандидата, а не на сотрясание воздуха. Чтобы можно было вести нормальную полноценную предвыборную кампанию.

Да и люди будут понимать кто реально борется за главный государственный пост. А не сегодняшняя "битва призраков" когда реальные кандидаты определяются за 3 недели до дня голосования.

А начинаться регистрация должна за ШЕСТЬ месяцев до дня выборов. И если кто-то быстро подал свою заявку и собрал подписи в подписные журналы о которых мы рассказывали – то может быть зарегистрирован и за 5 месяцев до выборов. И уже начинать подготовку к кампании которая должна стартовать тогда когда все кандидаты зарегистрированы.

И да, когда все кандидаты зарегистрированы ЦИК должен официально опубликовать как будет выглядеть избирательный бюллетень, чтобы не было всей этой безумной эквилибристики с графой "против всех". Конечно такая графа обязательно должна быть.

Всё вышесказанное – ещё один наглядный пример того как само избирательное законодательство в ПМР построено таким образом, чтобы дать заинтересованным силам максимальный простор для произвола и манипуляций.

И только замена всего Приднестровья на Приднестровье 2.0 может покончить с этим беспределом.

 

Часть 4. Итоговая.

 

Какие темы мы ещё не затронули касательно выборов?

Формирование ЦИК-а и местных избиркомов. Это важный вопрос. Хотя, если провести все вышеуказанные нами реформы, то роль как Центральной избирательной комиссии, так и местных комиссий уже будет далека от нынешней. Фактически их роль сведётся к "механической" регистрации кандидатов, выполнивших необходимые условия для выдвижения. Без какой-либо самодеятельности и произвола.

Но в то же время всё равно важно, чтобы электоральные органы формировались на правильной, честной основе. Единственный путь как мы видим это можно сделать – формировать избирательные комиссии из числа членов всех зарегистрированных в стране партий.

Конечно, для этого надо будет радикально поменять законодательство о партиях и вообще полностью изменить принцип формирования Верховного совета – с одномандатных округов на выборы исключительно по партийным спискам. Об этом будет отдельный материал на нашем канале.

Но только так можно обеспечить независимость и беспристрастность избирательных комиссий.

Что, в свою очередь, полностью исключит любые попытки фальсификаций и махинаций уже непосредственно в ходе выборов.

О чем ещё хотелось бы рассказать. О предвыборных дебатах.

Мы считаем, что  участие в предвыборных дебатах на республиканском телевидении должно быть ОБЯЗАТЕЛЬНО для участвующих в выборах кандидатов и партий. За отказ от которых должно следовать снятие с выборов.

Мы думаем вам не нужно объяснять зачем все кандидаты обязательно должны участвовать в дебатах. Ни один кандидат или партия не должны иметь возможность уклониться от неудобных вопросов и необходимости на них отвечать.

Вот вкратце все основные направления реформирования приднестровской избирательной системы которые предстоит осуществить для построения в нашей стране Приднестровья 2.0.

Мы говорили много раз об одном и том же и повторим ещё раз.

Та ситуация в Приднестровье с экономикой, политикой, правами человека и всеми остальными сферами жизни сложилась только из-за того, что были выбраны неправильные шаги на пути развития страны, применялись непригодные методы и неработающие механизмы.

Приднестровье можно поднять на достойный уровень только за счёт изменения ВНУТРЕННИХ механизмов работы страны и её экономической и политической системы.

Поделиться ссылкой
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники