См. "Верховный Совет ПМР: что такое хорошо и что такое плохо?"

 

Внеочередная сессия Верховного Совета ПМР, которая состоялась 11 апреля 2016 г. – несомненно, как уже ясно всем, – большое историческое событие в жизни Приднестровской Молдавской Республики, новая точка отсчета. Точка во всем нам известном периоде дилетантских экспериментов над республикой, как теперь выясняется, еще и шкурно-умненьких.  А также многоточие перед непростым и во многом непредсказуемым новым этапом исправления ошибок и привлечения к ответу  ответственных.

И как всякое большое историческое событие это также  нуждается в некотором масштабе – "большое видится на расстоянии". К нему будут еще не раз возвращаться историки и публицисты. Я хочу только по горячим следам субъективно отметить несколько моментов события, которому я был не только свидетелем, но и в  известном смысле участником.

1. Экспромты тут не проходят.

Стоит отметить, что с самого начала и буквально до самого конца внеочередная сессия была, на мой взгляд, непредсказуемой, даже для ее участников и руководителей. Невозможно было предугадать, что произойдет  в следующую минуту, какой ход  и завершение получат события. Как в жизни. Она просто тут кипела.

Трудно сказать, возможно, у председателя ВС ПМР В. Красносельского был какой-то план на эту внеочередную сессию. Но спикер  отсутствовал в связи со смертью отца. А у А. Щербы, ведущего работу сессии в его отсутствие,  просматривалась по некоторым эпизодам явно своя линия. Например, он ни в какую не захотел и не допустил придания заявлению Г. Антюфеевой более высокого статуса – документа Верховного Совета ПМР. А на этом настаивали многие депутаты. Между прочим, такое изменение статуса заявления сильно затруднило бы (или бы сделало вообще невозможным) преследование Г. Антюфеевой со стороны подконтрольных Е.Шевчуку правоохранительных органов, последовавшее незамедлительно.   Вобщем,  впервые  стало заметно, как отсутствие председателя нашего парламента не совсем положительно  влияет на работу ВС ПМР. И это тоже интересный урок прошедшей сессии.

Просчитанной стратегии сессии  с учетом возможного  такого или иного развития событий не просматривается. Разумеется, попытка сорвать сессию неявкой первых лиц государства и чиновников, ответственных за ситуацию на валютном рынке, была не такая уж непредсказуемая. И должна была быть предусмотрена в стратегическом плане. Тем не менее, сессия чуть было не  остановилась   в связи с полным игнорированием  законодателей группировкой президента Е. Шевчука и им самим.  И вот первое, что хотелось бы отметить, как ОЧЕНЬ  хорошо, это проявленная нашими депутатами способность отмобилизоваться и  внести конструктивные предложения в такой непростой обстановке.  Они предложили  часовой перерыв, во время которого направить вторичное приглашение президенту, главе правительства и другим отсутствующим.

Конечно, нельзя приветствовать  начала  столь серьезного дела без четкого многовариантного плана последовательности шагов и на сессию, а самое главное,  на послесессионный период, плана поступков, как сказала в своем нашумевшем заявлении  Г. Антюфеева.  Экспромты тут не проходят. Нельзя поднимать волну на такую высоту, чтобы потом  она потихоньку ушла в песок. И уже по первым комментариям в соцсетях  перед нашими законодателями это "нельзя" выставлено.  Народ, мол, ждет не бла-бла-бла, даже пусть и самого хлесткого, а реального продолжения и завершения всей этой неприглядной истории с присвоением 100 млн. долларов бюджетных средств разными паразитами.

У меня сложилось убеждение, что этот состав депутатов сможет  добиться результата. Конечно, у них еще не все получается. Некоторые из них подкидывают и подкидывают  инициативы, которые можно оприходовать по категории "что такое ОЧЕНЬ плохо". Да, пока еще новый состав ВС ПМР во многом действует методом проб и ошибок. Но депутаты  показали, и особенно на внеочередной сессии, что могут в сложной обстановке находить нестандартные решения, в том числе и по собственным ошибкам. И что это вовсе не "голосовательная машина". И что это люди, озабоченные настоящим и будущем Родины, а не только  своего кошелька.

Но им нужен четкий план действий. С ним нельзя затягивать. Потому что война объявлена. Она объявлена депутатам неявкой  "друзей". И объявлена дважды в тот день. Рубеж проведен.   Вызов брошен.  С 11 апреля мы уже не в одной лодке.  Произнесены такие слова и совершены такие поступки, которые не прощаются.  И кто-то должен эту лодку покинуть. В самое ближайшее время.

2.  Удачный пример  вокруг СМИ

В качестве удачного примера правильного реагирования на допущенную ошибку и удачного ее исправления могу привести историю с нашумевшим решением ВС ПМР удалить из зала всех  теле- и фотожурналистов.

Это была не просто грубая ошибка депутатов. Запрет деятельности и преследования СМИ в любой форме в XXI веке – это свидетельство очевидного выпадания из времени, дурной тон, как ходить прилюдно без трусов. Многочисленные факты свидетельствуют, что попытка "прищемить" СМИ приводит к совершенно обратному результату:  к феномену запретного плода, который, как известно, сладок, к резкому усилению критики того органа, который ввел запрет, повышению доверия людей к этой критике, падению имиджа авторов запретов и т.д.  Кроме того и даже важнее того, гонения на СМИ всегда становятся знаковым событием, свидетельством не полной адекватности авторов гонений. Если уж они на таком элементарном ошибаются, как ограничение работы  СМИ, то как они могут принимать правильные решения по более сложным и неоднозначным  вопросам?  Если кто-то вводит цензуру,  вводит ограничение работы СМИ, то обязательно жди провалов во всей остальной деятельности этого органа или человека.

Все вышесказанное можно проиллюстрировать на примере блокады интернет-ресурсов в ПМР, введенной  группой президента ПМР Е. Шевчука в 2012-2013 г.  То, что вы читаете  сейчас эту статью на ПМРФ (а наш интернет-журнал был и остается одним из  объектов блокады), является убедительным свидетельством  абсолютной неэффективности блокадных мер.  С другой стороны, все мы  являемся свидетелями реализации  знаковых предсказаний, связанных с любой блокадой СМИ:  как год от года "маразм крепчал", предпринимались все более и более, мягко говоря, странные управленческие решения, которые привели нашу республику к предсмертному состоянию.

И вот Верховный Совет наступил на те же самые грабли.

Разумеется, начальный позыв к запретительным мерам имеет под собой все основания. Практика шевчуковского телевидения и других подконтрольных ему СМИ в части освещения (а точнее шельмования) деятельности депутатского корпуса (причем за деньги, которые этот депутатский корпус, урвав у других, направляет на финансирование этих  СМИ) не выдерживает никакой критики и должна была быть остановлена.  Однако для такого вмешательства существует целый набор средств.

Самое простое и фирменное для законодательного органа – это законодательно  отрегулировать подчиненность государственных  СМИ, вплоть до полного вывода их из подчинения президента Шевчука, и смена там руководящих кадров. Другой путь – сократить финансирование по факту не государственных, а шевчуковских СМИ до  1 (одного) рубля. Не оставлять же их  совсем без денег!  Ну, если будут плакать, добавить 23 копейки. Пусть Шевчук на свои деньги, из своего  Гуманитарного фонда и  финансирует свои газеты и свои телеканалы. Еще один путь – создать собственные СМИ. И наконец самый правильный, но и самый не простой путь (он требует элитных мозгов, горячих сердец и чистых рук): информационная борьба. Высмеивать эти  опусы шевчуковского телевидения, показывать ничтожность, примитивизм и ангажированность этих журналяков по поводу каждого их выступления, каждого их высовывания на свет белый. Сегодняшняя Россия встала именно на этот путь. Никто не приведет ни одного факта, как В. Путин бегал бы и закрывал  издания, где против него  разные гадости пишут и изображают. При этом рейтинг В. Путина в стране (это все признают) небывало высок.

Все эти способы были доступны и ВС ПМР. Ну, может, кроме последнего (нет у нас столько достойных мозгов, сердец и рук). Кроме того, все эти средства требуют времени на раскрутку. А тут – соблазн: 6 апреля запретил, и в тут же секунду выгнал этих гнид с телекамерами из зала заседания. Ну как тут не соблазниться?

Негативные последствия, и не только в ПМР, но и в странах наших "друзей"-соседей не заставили себя ждать. Все требовали отменить цензуру, отменить Постановление ВС ПМР. Задача заключалась в том, чтобы,  не потеряв лица, не отменяя принятого решения, снять обвинения в цензуре и ограничении доступа  приднестровцев к информации о деятельности депутатов.

И эта задача была решена блестяще!

Уже на следующем заседании ВС ПМР, 11 апреля, выходит на трибуну  руководитель пресс-службы ВС ПМР И. Кубанских  и делает короткое объявление о том, что начиная с этого заседания, трансляции сессий будут идти в режиме реального времени по радио, а потом дублироваться видеоблоком на официальном сайте ВС ПМР.

И проблемы как не бывало!  Остались только брюзжание "друзей" и сетования на то, что не сразу видеоблоки появляются в сети. Но, во-первых, это все со временем будет отрегулировано, а во-вторых, у вас есть прямая  трансляция, можете ее записать и тут же использовать в своих репортажах. Как один из авторов решения проблемы, и как журналист, я бы, конечно,  хотел (и предлагал),  чтобы в интернете была организована прямая видеотрансляция, тогда вообще все вопросы были бы сняты. Кроме того, я считаю (и предлагал), что  ВС ПМР должен уйти от разных  обвинений, мол, не то показываете, не так показываете и т.п. Для этого, считаю, стоит передать этот интернет-канал какому-нибудь неофициальному сайту. Как это сделано, например, в Молдове, где заседание парламента транслирует в интернете негосударственное мультимедийное  информагентство "Омега". Думаю, со временем к этому все и придет.

Главное сделано. И ведущий заседание А. Щерба мог с легким сердцем прокомментировать: нас обвиняли в  ограничение доступа к информации, а получилось наоборот – доступ не только расширился, он качественно стал другим, в реальном времени.

Благодаря этому, уже сегодня мы можем эту статью снабдить реальными информационным материалами, и каждый может сам сделать вывод о работе ВС ПМР и об обоснованности анализа этой работы, который мы тут делаем.

(В аудиозаписи есть пока не устраненные огрехи. Первую часть заседания нужно слушать с 57 мин. 20 сек. Вторую часть, после перерыва – с  1 час, 56 мин. 20 сек. Кстати, эти материалы уже просмотрело  за неполные сутки более 3500 человек. Отличная эффективность!)

Видеозапись первой части внеочередной сессии ВС ПМР

https://youtu.be/kEpNxNAjJ1I

Видеозапись второй части внеочередной сессии ВС ПМР

https://youtu.be/j4LXWWB81hE

Видеозапись окончания  внеочередной сессии ВС ПМР

https://youtu.be/cuki5CFyxmY

Аудиозапись прямой трансляции внеочередной сессии Верховного Совета ПМР

https://youtu.be/adVJj557fIo

3. Еще о некоторых важных особенностях внеочередной сессии ВС ПМР

На сессии получили статус официальных некоторые важные оценки, которые раньше звучали в оппозиционных СМИ, но от них власти отмахивались, как от несерьезного источника.  Теперь от них не отмахнешься.

Например, действия Шевчука по введению на территории ПМР молдавской таможни названы  откровенным предательством и изменой.

Большой период жизни республики под руководством Шевчука назван катастрофическим.

Нынешние действия группировки Шевчука по дестабилизации  ситуации на валютном рынке названы  управляемым хаосом, управляемым кризисом.

Фирмы-прокладки, созданные и действующие не без ведома Шевчука,-  "Энергокапитал", "Национальная экспедиторская компания" и др. названы паразитами, пылесосами, высасывающими бюджетные средства в пользу частных лиц.

Определен минимальный размер присвоенных этими частными лицами средств – 100 млн. долларов и выдвинуто требование по их возврату.

Названы преступными схемы увода бюджетных средств в разные частные фонды (типа Гуманитарного, Стабилизационного) с задействованием  государственных предприятий и фирм-прокладок.  

Так называемые антикризисные предложения группы Шевчука названы фейком, то есть прикрытием реального бездействия.

Вскрыта роль спецслужб (например, Службы безопасности президента) по развалу уголовных дел, возбужденных, например, против "Национальной экспедиторской кампании" и по кадровой "чистке" правозащитных органов, инициировавших такие дела.

Кризис в Приднестровье был назван не только историей ошибок, но и историей преступлений.

Вскрыта роль группировки Шевчука в поддержке антироссийского и антиприднестровского режима в Молдове.

Деградация и кризис устраивает  некоторых чиновников, являясь питательной средой их незаконных бизнесов.

Но китайские церемонии закончились.  Народ хочет получить ответ на серьезные вопросы.

4. Кое-что о китайских церемониях.

На мой взгляд, это самое слабое место внеочередной сессии  – принятые ею решения. Нет, сами по себе они не вызывают сомнения в их нужности или своевременности.  Проведение парламентского расследования, ряд поручений Счетной палате по проверке фирм-прокладок и счетов администрации, включая внебюджетные (а самое главное, о чем неоднократно писал ПМРФ – необходимость расширения полномочий Счетной палаты,  что позволит ей беспрепятственно отслеживать движение бюджетных средств в любом месте, невзирая на секретность и прочие преграды), изменение нормы продажи валютной выручки до 100% – все это дело нужное.

Но сегодня этого мало. Верховный Совет снова пытается взвалить на себя работу правоохранительных органов. Проводить какие-то расследования при наличии прокуратуры, Следственного комитета и очевидно вскрытых фактов, свидетельствующих о вполне вероятной преступной составляющей в деятельности иных  высших должностных лиц государства.

ПМРФ уже писал по поводу одного такого расследования, на которые возлагались большие надежды, результаты которого должны были быть обнародованы к концу марта (а они не обнародованы до сих пор) – об обоснованности 30% удержаний пенсий и зарплат бюджетников. ПМРФ писал: "Не парламентское расследование, а следственные действия в возбужденном деле по фактам грубого нарушения Пенсионного и Трудового законодательства ПМР".

Слабость парламентского расследования очевидна. Пригласили Т. Туранскую на заседание специальной депутатской комиссии. А она просто не пришла. И что? А попробовала бы она не явиться по повестке прокурора или следователя! Дожали бы, пришла бы как миленькая.

Сегодня с еще большим основанием мы должны призвать к необходимости иной формы расследования всех вскрытых фактов: не парламентской, а в порядке проведения следственных действий в возбужденных уголовных делах. Очевидно, стоит принять и ряд изменений в действующее законодательство, которые бы не позволили лицам, нанесшим существенный вред государству и народу, какие бы высшие должности они не занимали, скрыться с награбленным на подготовленные запасные аэродромы.

Хватит уже. Китайские церемонии, действительно,  закончились.

Лев Леонов.

Поделиться ссылкой
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники