См. Будет честно? А у нас выбора нет. Земля раздора.

См. Будет честно? А у нас выбора нет. Земля раздора (продолжение)

См. Будет честно? А у нас выбора нет. Земля раздора (окончание)

 

26 октября 2017 г. в зале пленарных заседаний Верховного Совета ПМР состоялось очредное 30-е заседание Совещательного собрания первых депутатов ПМР. Не в первый раз оно было посвящено земельным отношениям, точнее, поганому наследию бывшего президента ПМР Е.В. Шевчука и его правительства по  незаконному изъятию земли у одних (причем, успешных) землепользователей и передаче земли  другим, "приближенным к телу" землепользователям и на скорую руку  понаоткрывавшимся земельным фирмочкам.

К сожалению, у этого поганого наследства Шевчука оказались "достойные" наследники. В результате (как уже очевидно) сознательной земельной политики, а не ошибок этих наследников, вот уже почти  в течение года "после  Шевчука" уворованная земля так и не вернулась к тем, у кого была "отжата". Более того, наследники Шевчука пустили эту землю в новый передел-беспредел.   Потерпевшие землепользователи и поддерживающая их общественность (ОНФ, Совещательное собрание) неоднократно выносили земельный вопрос на обсуждение властей республики на самом высоком уровне – президента, Верховного Совета, правительства, министерства сельского хозяйства, прокуратуры,  однако  к их доводам никто не желает прислушаться. Гоняют по кругу раз за разом, не считаясь с потерей имиджа власти и нарастанием негатива в противостоянии власти и народа на фоне весьма скромных достижениий прошедшего года работы властей в основных показателях экономики и социалки.

За всем этим, если отбросить совершенно несостоятельную  словесную шелуху упертых управленцев про какую-то законность и справедливость при  решении ими земельного вопроса, стоит обыкновенная и понятная страстишка порулить в весьма прибыльных земельных отношениях, густо замешенная на амбициях, свойственных управленцам невысокого класса. Таким образом, они не только гоняют по кругу землепользователей и их поддерживающих ОНФ, Совещательное собрание, но и сами загнали себя в этот порочный круг, только наращивая ком проблем, отдаляя законное и справедливое решение земельного вопроса и все больше проматывая престиж власти и полученный  от народа кредит доверия. Совершенно ясно, если это будет продолжаться – честно в нашем государстве не будет, и управленцам можно будет забыть о поддержке народа.

Это еще раз подтвердило состоявшееся Совещательное собрание отцов-основателей нашей республики.

Напомним, накануне прошла встреча руководства Общенародного форума Приднестровья с Президентом ПМР В. Красносельским, в которой принял участие, в частности, и прокурор ПМР А. Гурецкий – один из основных, как ни странно, противников применения надлежащих последствий признания незаконными (ничтожными) действий и решений высшего должностного лица государства Е. Шевчука в земельном вопросе. В очередной раз и президент, и прокурор подтвердили свои принципиальные позиции.

1.  Споры по земле надо рассматривать только в судах (при том, что, как уже писал ПМРФ, никаких споров между старыми и новыми  землепользователями нет и быть не может, поскольку речь идет о последствиях незаконных (ничтожных) административных действий и решений по отношению и к старым, и к новым землепользователям, а не о гражданских правоотношениях между ними).

2. Земля, незаконно "отжатая" у старых землепользователей, должна быть возвращена не им, землепользователям  (что вытекает как последствие  из факта признания высшей судебной инстанцией  – Верховным судом ПМР не законными действий и решений Е.Шевчука и его правительства по переделу земельных участков), а  земля должна быть возвращена в фонд перераспределения земель, то есть тому же самому государству. 

 

ПРЕЗИДЕНТ В. КРАСНОСЕЛЬСКИЙ: ЗЕМЛЯ ПРИНАДЛЕЖИТ ГОСУДАРСТВУ, И НЕ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ ЕЕ ДЕЛИТЬ

 

 

ПРОКУРОР А. ГУРЕЦКИЙ: СЕЙЧАС ИДЕТ  ПОЗИТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

По вышеобозначенным двум пунктам и проходят основные диаметрально противоположные позиции сторон. 

Потерпевшие землепользователи   и поддерживающие их общественные силы (ОНФ, Совещательное собрание) считают, что в результате судебного решения о ничтожности действий президента должна быть применена норма закона  о последствиях ничтожных сделок, то есть должен быть восстановлен статус-кво по земле по состоянию на 1 января 2012 г., отнятая земля должна быть в общем порядке возвращена землепользователям, у которых была  незаконно  изъята из пользования. Все документы по незаконному перераспределению земли, принятые после 1 января 2012 г., в том числе,  и регистрация земельных прав землепользователей, получивших землю в результате неправомерных действий  президента и правительства, должны быть аннулированы как не имеющие юридической силы вследствие ничтожности породивших их обстоятельств. 

Позиция управленцев  о передаче вопроса на решение судам, между прочим, означает сохранение в правовом поле ПМР  как действующих полторы тысячи  незаконных (ничтожных) нормативных и ненормативных актов по земле президента Е. Шевчука и его правительства. 

Да,  земля у нас государственная. Но это означает, что перераспределение земель должно происходить не из хотелок чиновников, а на законных основаниях. И что последствия незаконных (ничтожных) действий должностных лиц с землей, также должны  соответствовать требованим закона, а не чьим-то хотелкам. 

Да, по конституционному закону о правительстве президент ПМР не вправе  распроряжаться землей (государственной собственностью). Но конституционные права и обязанности президента быть гарантом конституции и законов, то есть  удалять из  правового поля  противоречащие закону правовые акты, предусматривают лишь один критерий удаления таких актов – их незаконность.  При этом конкретика отменяемого незаконного правового акта (о передаче там земельных участков или об орошении в Нижнем Египте) не имеет значения и не может являться обоснованием отказа президента от выполнения его конституционных обязанностей гаранта конституции и законов. Однако, несмотря на вступившее в законную силу решение Верховного суда ПМР о незаконности распоряжений Е. Шевчука по земеле,  президент ПМР В. Красносельский своим бездействием в качестве гаранта конституции и законов ПМР на протяжении почти года сохраняет в правовом поле 1500 незаконных (ничтожных) правовых актов. А надзорная инстанция, прокуратура ПМР, на протяжении этого же периода почему-то не напоминает президенту ПМР о его конституционных обязанностях. Более того, прокурор А. Гурецкий, демонстрируя неполное служебное соответствие, считает, что текущий процесс урегулирования земельных проблем (то есть сохранение в правовом поле этих 1500 ничтожных  правовых актов и отказ от применения надлежащих последствий незаконных распоряжений Шевчука и его правительства) - процесс  положительный.

Да, споры должны решаться в судах. Но при наличии общего решения Верховного суда ПМР о ничтожности  указов и распоряжений Шевчука по перераспределению земли, суды не вправе рассматривать  эти уже рассмотренные в общем  правовые отношения, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда. Они обязаны разобраться в правильном применении последствий этих незаконных  действий должностных лиц, с учетом конретики того или иного потерпевшего землепользователя: его потери, убытки от этих незаконных действий, влияние на неисполнение обязательств этим землепользователем и т.п. При этом основное последствие ничтожной сделки (возврат сторонами друг другу всего, полученного по сделке, то есть возврат отобранной земли землепользователю, а не в фонд распределения земли, другими словами, государству) не может быть подвергнут сомнению ни при каких обстоятельствах (рачительно там земля обрабатывалась или нет, наличие-отсутствие регистрации прав на землю  и т.п. Эти претензии, если они под собой имеют основания, должны быть предметом особого судебного разбирательства после применения последствий ничтожной сделки). По факту же, суды отказывают потерпевшим землепользователям в применении надлежащих последствий ничтожной сделки – по основаниям, не имеющим никакого отношения к надлежащему применению последствий ничтожной сделки.

Да, воможно, спорная земля занимает всего один процент обрабатываемой земли в Приднестровье. Но разве ложка дегтя не портит бочку меда? И разве закон применяется только для больших процентов? И разве где-то установлен  размер, при котором закон перестает действовать?

Совещательное собрание снова рассмотрело этот клубок вопросов и снова поддержало позицию потерпевших землепользователей: президент ПМР должен освободить правовое поле ПМР от 1500 незаконных актов Е. Шевчука и его правительства; последствия признания незаконными действий и решений Е.Шевчука – означают возврат "отжатой" земли тем, кто ее обрабатывал, т.е. потерпевшим землепользователям.

Ниже публикуется Решение Совещательного собрания. 

В его работе приняли участие руководитель Администрации Президента С. Белоус, заместитель Председателя Правительства С. Касап, Прокурор Приднестровья А. Гурецкий, министр сельского хозяйства и природных ресурсов Е.Коваль, председатель парламентской фракции «Обновление» П.Пасат, Председатель Арбитражного суда А. Кийко, Председатель Верховного суда В. Рымарь. Выступили (в порядке предоставления слова): сопредседатель Координационного совета ОНФ А. Белитченко, министр сельского хозяйства и природных ресурсов Е. Коваль, Прокурор ПМР А. Гурецкий, Председатель Арбитражного суда А. Кийко, юрист А. Подгородецкий, представители потерпевших землепользователей  – сельхозфирмы "Палагрос" Н.Ананьева, "Строенцы" И. Паскарь, ДООО "Агро-Люкка" Ю. Кузьменко, предприниматель Г. Чорба.

В кулуарах Совещательного собрания или, как сейчас говорят, на его полях, состоялся обмен мнениями о необходимости создания общественной организации потерпевших землепользователей по защите их нарушенных законных прав и интересов,  если их в очередной раз не услышат.  Предлагается вырваться из порочного круга споров с управленцами,  объединить усилия на новом направлении. Прежде всего речь идет об обращении в Конституционный суд ПМР с запросом о проверке  конституционности почти годового  бездействия президента ПМР В. Красносельского в исполнении своих обязанностей как гаранта конституции и законов ПМР в случае с перераспределением земель в ПМР, в результате чего в правовом поле ПМР сохраняются 1500 незаконных нормативных и ненормативных актов.  А также в подготовке судебных исков к государству о возмещении ущерба  потерпевшим землепользователям от незаконных действий (бездействия) высших должностых лиц ПМР. Наряду с защитой в судах, организация предусматривает и другие законные  средства и методы в отстаивании нарушенных  законных прав и интересов землепользователей, например,  в виде разных форм обращения к общественности ПМР и России.

 

Соб. инф. ПМРФ


 

РЕШЕНИЕ

Совещательного собрания первых приднестровских депутатов при Председателе Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики

 

15 ноября 2016 года вступило в законную силу решение Верховного суда Приднестровской Молдавской Республики, которым признаны противоречащими пункту ж) статьи 14 и пункту а) статьи 19 Конституционного закона «О Правительстве Приднестровской Молдавской Республики» и недействующими с 30 декабря 2011 года пункты г) и к) статьи 11 Земельного кодекса Приднестровской Молдавской Республики, ранее определявшие полномочия Президента Приднестровской Молдавской Республики в области управления земельными участками и в области определения порядка распоряжения земельными участками.

Таким образом, все распоряжения Президента ПМР Шевчука Е. В., на основании которых осуществлялся рейдерский захват земельных участков у землепользователей, являются незаконными по определению.

В связи с указанными обстоятельствами, с целью попытки узаконивания заведомо незаконных распоряжений Шевчука Е. В. Правительство ПМР Прокудина П. Н. издает распоряжение от 4 августа 2016 года №588р «Об упорядочивании прав землепользователей на предоставленные земельные участки», которым, с приданием обратной силы, дублирует все распоряжения Президента ПМР Шевчука Е. В. в области управления земельными участками, изданные в период с 1 января 2012 года по 18 мая 2016 года.

Для проверки законности указанного распоряжения заместителем Председателя Верховного Совета Антюфеевой Г. М. 18 октября 2016 года был направлен в Прокуратуру Приднестровской Молдавской Республики запрос (исх. № 52-09/343).

В ответе, подписанном и.о. Прокурора Приднестровской Молдавской Республики Радченко А. А. (№ 5/184.2016 от 5 декабря 2016 года), указывается, что распоряжение Правительства от 4 августа 2016 года №588р противоречит статье 35 Закона «Об актах законодательства Приднестровской Молдавской Республики».

Кроме этого, в ноябре и декабре 2016 года Правительство и Министерство сельского хозяйства и природных ресурсов ПМР издают ряд распоряжений по распределению третьим лицам практически всех земельных участков ДООО «Агро-Люкка».

На основании указанных распоряжений, в период с конца ноября 2016 года по начало декабря 2016 года руководителем Рыбницкого регистрационного округа Государственной службы регистрации и нотариата Фроловым В. А. была проведена государственная регистрация прав третьих лиц на указанные земельные участки.

На момент проведения государственной регистрации прав на земельные участки, перечисленные в вышеуказанных распоряжениях Правительства Приднестровской Молдавской Республики, все эти распоряжения не вступили в силу, о чем Фролову В. А. было доподлинно известно.

Несмотря на совершенные незаконные действия, государственный регистратор Фролов В. А. не только не понес ответственности, но и был назначен Президентом ПМР Красносельским В. Н. на должность главы государственной администрации Рыбницкого района и города Рыбницы.

По поручению президента Красносельского В. Н. создается межведомственная ревизионная комиссия по землям сельскохозяйственного назначения, выделенным с 1 января 2012 года по 31 декабря 2016 года.

С учетом решения Верховного суда, установившего отсутствие у президента соответствующих полномочий, комиссией было решено рекомендовать президенту Красносельскому В. Н. отменить все незаконные правовые акты, изданные во время нахождения у власти Шевчука Е. В., однако затем было принято другое решение: рекомендовать решать спорные земельные вопросы по отдельности, через Арбитражный суд.

Арбитражный суд установил нарушение прав обратившихся землепользователей путем издания Шевчуком Е. В. распоряжений в области управления земельными участками и признал их недействительными.

Однако в удовлетворении заявлений о признании недействительными соответствующих пунктов распоряжения Правительства от 4 августа 2016 года № 588р «Об упорядочивании прав землепользователей на предоставленные земельные участки» Арбитражный суд отказал, в связи с якобы уже отсутствием нарушения их прав и пропуском большинством заявителей трехмесячного процессуального срока.

Таким образом, Арбитражный суд, вместо досконального рассмотрения дел по существу, фактически лишил землепользователей их неотъемлемого права на справедливое судебное разбирательство, при этом несоответствие распоряжения Правительства от 4 августа 2016 года №588р статье 35 Закона «Об актах законодательства Приднестровской Молдавской Республики» было вслед за Прокуратурой установлено и Арбитражным судом.

Также Арбитражный суд отказал ДООО «Агро-Люкка» в признании недействительными распоряжений Правительства от 3 октября 2016 года и Министерства сельского хозяйства по причине якобы отсутствия нарушения указанными правовыми актами прав ДООО «Агро-Люкка», при этом указав в решениях на незаконность издания указанных распоряжений.

Арбитражный суд не принял во внимание, что нарушение прав ДООО «Агро-Люкка» было уже установлено как решением Верховного суда, так и решениями самого Арбитражного суда по признанию недействительными распоряжений Президента ПМР Шевчука Е. В.

Необходимо отдельно подчеркнуть, что представители Правительства и Министерства сельского хозяйства и природных ресурсов в Арбитражном суде заняли однозначную позицию о непризнании требований обратившихся в Арбитражный суд землепользователей и всячески стремились доказать якобы законность происходившего при президенте Шевчуке Е. В.  «земельного беспредела». Разумеется, указанные представители вряд ли могли занять такую позицию без прямой санкции своего руководства.

В этой же связи необходимо отметить, что в период рассмотрения Арбитражным судом вышеуказанных заявлений экономических агентов был отозван на доработку в Министерство юстиции рекомендованный ответственным комитетом Верховного Совета к принятию проект толкования части 1 статьи 40 Земельного кодекса Приднестровской Молдавской Республики, в соответствии с которым права на земельные участки, возникшие до 1 января 2012 года, не влекли за собой необходимости осуществления обязательной государственной регистрации этих прав.

Необходимо подчеркнуть, что в случае принятия указанного толкования Арбитражный суд автоматически бы признал нарушение прав на землю у всех землепользователей, у которых земельные участки были рейдерски изъяты Шевчуком Е. В., и все вопросы давно уже были бы сняты.

В сложившейся ситуации Правительство пошло по пути изначально порочного «нулевого» варианта, когда Арбитражный суд по заявлениям Прокуратуры в интересах государства прекращает права на землю новых землепользователей, которым земельные участки предоставил президент Шевчук Е. В. и чьи земельные права были затем «узаконены» распоряжением Правительства от 4 августа 2016 года №588р, а затем указанные земли зачисляются в Фонд перераспределения земель.

Помимо того, что указанная схема вызывает огромные вопросы в части законности зачисления в Фонд перераспределения земель, по сути, Правительство запустило процесс нового перераспределения земель, еще более усугубляя и запутывая сложившуюся ситуацию.

При этом особое удивление вызывает позиция Прокуратуры, которая вместо инициирования отмены в полном объеме незаконного распоряжения Правительства от 4 августа 2016 года №588р «Об упорядочивании прав землепользователей на предоставленные земельные участки» обращается в Арбитражный суд с заявлениями о признании «в интересах государства» недействительными отдельных его пунктов.

Единственный, с точки зрения Совещательного собрания первых приднестровских депутатов, приемлемый выход из сложившейся практически тупиковой ситуации – это возврат земель прежним землепользователям, так как они были первыми после уже ликвидированных колхозов и КСП.

В связи с вышеизложенным, исходя из конституционных положений об обязанности органов государственной власти и управления соблюдать Конституцию и законы Приднестровской Молдавской Республики, с целью возврата ситуации, сложившейся в области земельных отношений, в правовое поле и приведения ее в соответствие с действующим законодательством, Совещательное собрание первых приднестровских депутатов приняло следующее решение:

 

1. Рекомендовать Президенту Приднестровской Молдавской Республики Красносельскому В. Н. на основании статьи 35 Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики «О Правительстве Приднестровской Молдавской Республики» отменить распоряжение Правительства от 4 августа 2016 года №588р «Об упорядочивании прав землепользователей на предоставленные земельные участки».

2.  Рекомендовать Президенту Приднестровской Молдавской Республики Красносельскому В. Н. и Правительству Приднестровской Молдавской Республики при возврате землепользователям земельных участков, изъятых у них в период с 1 января 2012 по 5 декабря 2016 года, руководствоваться решением Верховного суда, установившим отсутствие у Президента полномочий в сфере землепользования и, следовательно, установившим заведомую незаконность как изъятия Президентом земель у предыдущих землепользователей, так и их выделение новым землепользователям.

3.  Рекомендовать Верховному Совету:

а) вернуться к рассмотрению постановления о толковании и принять в редакции, одобренной на заседании Комитета, постановление о толковании части 1 статьи 40 Земельного кодекса (папка №264(VI) (речь идет о толковании условий возникновения прав пользователей на земельный участок, связанных с фактическим долговременным и рачительным использованием участка, а не только вследствие государственной регистрации права - примпечание ПМРФ);

б)  внести в Земельный кодекс               Приднестровской Молдавской Республики кадастровый номер земельного участка пайщика.

4. Рекомендовать Правительству          Приднестровской Молдавской Республики поручить Государственной службе по информации осуществлять в СМИ освещение процесса возврата земельных участков землепользователям.

5.  Рекомендовать Правительству          Приднестровской    Молдавской Республики и Министерству сельского хозяйства и природных ресурсов при решении вопросов о возврате земельных участков землепользователям, у которых они были незаконно изъяты в период с 1 января 2012 по 5 декабря 2016 года, руководствоваться имеющимися у указанных экономических агентов изданными до 30 декабря 2011 года действующими правовыми актами и/или договорами на право долгосрочного пользования земельными участками, из которых, в соответствии со статьей 40 Земельного кодекса, у них возникли земельные права.

6. Обратить внимание Председателя Арбитражного суда Приднестровской Молдавской Республики на необходимость внесения в порядке надзора протестов на вступившие в законную силу решения Арбитражного суда, которыми оставлены без удовлетворения заявления пострадавших землепользователей о признании недействительными соответствующих пунктов распоряжения Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 4 августа 2016 года №588р, и на решения Арбитражного суда, которыми оставлены без удовлетворения заявления ДООО «Агро-Люкка» о признании недействительными распоряжений Правительства от 3 ноября 2016 года и распоряжений Министерства сельского хозяйства и природных ресурсов от 2 декабря 2016 года.

7. Рекомендовать Прокуратуре Приднестровской Молдавской Республики и Следственному комитету Приднестровской Молдавской Республики провести проверку:

а)  действий органов исполнительной власти по оформлению прав на земельные участки, предоставленные на основании правовых актов, изданных в период с 1 января 2012 года по 5 декабря 2016 года;

б)  на соответствие Конституции Приднестровской Молдавской Республики действий исполнителей незаконных актов и указаний президента Шевчука Е. В. (чиновников) и принять соответствующие меры.

 

И. Смирнов,

Председатель Совещательного собрания первых приднестровских депутатов при Председателе Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики

26 октября 2017 года

(Продолжение следует)

 

Поделиться ссылкой
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники