Сегодня 17 декабря 2015 г. началось течение срока очередного нарушения Конституции ПМР президентом ПМР и Гарантом исполнения Конституции и законов ПМР Е. Шевчуком. Не первого и не последнего. Потому что наш президент считает допустимым для себя нарушать любой закон, любую статью Конституции. И не разу за это еще пока не ответил. В соответствии со ст. 76-2 Конституции ПМР, "Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Приднестровской Молдавской Республики вносится не позднее двухнедельного срока… после отставки Правительства Приднестровской Молдавской Республики. Оговоренный Конституцией срок истек вчера. Но кандидатура нового премьера Верховному Совету не представлена. И не может быть представлена до 23 декабря 2015г. – день, на который президентом назначено открытие первой сессии Верховного Совета нового созыва…
* * *
Одна основная из проблем кабинета министров в Приднестровье: здесь кабинета министров нет как такового. И кого бы на эту должность не сватали, даже гения эконо…мики и менеджмента: он может претендовать ни на что, кроме как на должность свадебного генерала. У Шевчука нет никаких реальных вторых людей. Все его премьер-министры отбирались по принципу "пустого места".
Конечно, правильнее всего было бы назначить технократа –промышленника премьером. Если назначить на какую-то второсортную должность, это ничего не изменит. А назначить его на содержательный пост Шевчуку, думаю, страшно. Потому что ситуация такова, что вокруг этого назначенного человека сразу все начнут объединяться. Даже его враги. Да и Друзья объединившись для него тоже враги. Он боится конкуренции с сильным премьером. Даже больше боится конкуренции чем с Парламентом и Холдингом. Боится до такой степени, что сейчас кабинет министров практически никем не управляется.
Эта ситуация очень плоха для экономики, можно сказать критична. Ситуация в экономике у нас зависит от конкретной личности, – от Шевчука.
Всё дело как раз в том, что у нас произошла полная деинституционализация государственной исполнительной власти. Фактически нет функционирующего кабинета министров. Нет премьер-министра – и деятельность министерств никак не координируется. Как следствие, в руководстве страны совершенно равновесие.
В развитой стране второй или третий человек в государстве – министр финансов. А у нас министр финансов очень далёк от высшего руководства. И это только один пример. Всё это относится ко всему экономическому блоку. К этой ситуации мы упорно и весело шли 4 года. Истоки были заложены во время высоких цен на нефть и газ, и устойчивого российского рубля и стабильности Донора. Когда денег было настолько много, что было неважно, как работает кабинет министров Приднестровья. И можно было фактически отказаться от роли парламента в контроле за исполнительной властью. И отказались. Кстати, Шевчук в этом участвовал на стороне сил деинституционализации. Я имею в виду период, когда у парламента было де юре отнято право распоряжаться бюджетом. Правда, сам парламент был таким, что ему как-то тогда это было не важно.
В итоге сложилась абсурдная ситуация: всё, что связано с бюджетом страны, всерьёз обсуждается только в администрации президента и в правительстве. Но вспомните историю возникновения парламента, скажем, в средневековой Англии: парламенты появляются тогда, когда становится необходимо собирать налоги с населения и определять бюджетные приоритеты. У нас это уже забыто. Сейчас вспомнили..лучше поздно, чем никогда.. Всё не только прошло ту стадию, когда парламент перестал играть отведённую ему роль, но все даже забыли, что он должен был играть эту роль.
Парламент должен быть представительным по отношению к населению. Отчасти благодаря такому парламенту мы прошли тяжёлые 1990-е и 2000-е и 2008-9-е. В парламенте доминировали конструктивная оппозиция по отношению к президенту, и, договариваясь с парламентом, Смирнов договаривался со всей страной (с промышленниками и предпринимателями). А сейчас у президентской администрации нет механизма разговаривать с реальными представителями республики, да им это как бы и не надо…
Там не понимают, что происходит в стране, и за основу берется то что они считают в стане должно как бы происходить . И в своих действиях ориентируются на это. Когда-нибудь мы за это расплатимся последствиями.
Стагнация уже длится 3 года. И нет никаких перспектив экономического развития. Из-за этого и во внешней политике принимаются дикие решения. И не существует никакого индивидуального рокового решения, есть хаотичные решения основанные на псевдомотивации.
Им в правительстве, по всей видимости, кажется, что они достигают успеха уже потому только, что принимают какие то решения. В надежде на то, что или ишак умрёт, или эмир.
Нет такой экономической Блокады. Экономической!. Любые блокадные санкции бьют по обеим сторонам Днестра. Наши санкции (пошлины, ограничения…) по нам бьют сильнее. А у нас не та ситуация, чтобы бить по самим себе. Поэтому про такой экономический инструмент нам надо забыть. И что делают другие страны – абсолютно неважно.
Ответственный премьер-министр, реальный премьер-министр отказался бы подписывать подобные постановления, сказав: нет, это вредит нашей стране.
Ничему они не научились за 25 лет .
Не нужно ничего считать, чтобы понять простой тезис: любые экономические санкции в отношении Молдовы – достаточно затратная вещь для тех, кто их накладывает. В отличие от Европы или России, у нас абсолютно не та экономическая ситуация, чтобы мы могли себе позволить хоть какие-то санкции.
Смотрите, как это должно было бы происходить в нормальной ситуации. В мирное время в стране министр обороны – это человек, который обращается к министру финансов с вопросом, есть ли деньги на то-то и то-то. Министр финансов взвешивает, что важнее, и может отказать.
В цивилизованных странах такое решение принимает парламент. В любом случае, институционально правильна та структура, где человек, отвечающий за деньги, то есть – за благосостояние граждан, стоит выше, чем тот, кто отвечает за внешнюю политику, за оборону, здравоохранение , образование … Любое министерство – такое же как все остальные. И с какой стати оборона должно получать больше денег, чем министерство здравоохранения или образования? А у нас даже не возникает вопроса, почему на оборону нам нужны такие расходы.
Сейчас ситуация уже настолько неприятная, что даже сама по себе смена премьер-министра на какую-то реальную фигуру технократа, смена всего экономического блока, это уже может быть сигналом, который значительно укрепит внутренний рынок, и изменит атмосферу в стране, а там смотри и инвесторы подтянутся ….. доверие строится годами….но первый шаг нужно делать.
Но… Вот не верят люди – и всё тут. Да не верят! Для того чтобы Властям поверили, нужно поделиться властью. Это происходило в очень большом количестве стран. Для этого где-то короли давали конституции, где-то проводились свободные выборы…
Вызвать доверие можно, уволив людей, замешанных в коррупции. Назначив на серьёзные должности с серьёзными полномочиями людей, которые ассоциируются с изменением курса. Которые, например, скажут: «Всё, мы перестаём делать звездные расходы, перестаём заниматься фигней в ущерб экономике» .
Нужен премьер-министр, который произнесёт такие слова. В каком-то смысле люди сейчас боятся, что нынешняя система Шевчука окажется достаточно устойчива для того, чтобы он дотянул до 2021г, а когда смена всё-таки произойдёт – будет поздно.
В нашем обществе есть условные единомышленники – силовики, и есть люди, которые никак между собой не объединены, но они сопротивляются всем безумным инициативам. То есть они объединяются каждый раз по поводу какой-то безумной инициативы – всего этого движения к автаркии, тотального контроля над прессой и так далее, чтобы что-то остановить. Из-за этого их принимают за подобие какого-то протестного движения. Мне кажется, никакого такого движения нет. – их ничто не объединяет.
Любой протест можно купить или подавить. И потенциал покупок и подавлений у нас ещё очень большой. Признаков "революционной ситуации" в Приднестровье нет, во всяком случае не видно. Даже при том, что правительство совершает поступки, способные эту революционную ситуацию разжечь, это может продолжаться ещё очень долго.
Для спасения государства , необходимо конкретное действие, которое можно проделать за один день.
Непонятно, как можно рассуждать о какой-то правильной политике, не говоря уж о каких-то реформах, пока не отменены конкретные неправильные действия. Даже если от отмены реальная инфляция замедлится всего на 0,5 процентных пункта, это будет означать, что у людей появится больше денег на еду, на поход к зубному врачу, на покупку одежды ребёнку.
Открыто рассказать гражданам какие средства есть в государстве и как и на что они расходуются, начиная от Главы государства и до поселкового Совета, и какой механизм государственной власти будит обеспечивать нормализацию …..то есть уже станет лучше.
А главное, постепенно оптимизм вернётся.
А. Темников.
1 отзыв
Аноним пишет:
20 Дек 2015
да