Последнюю неделю приднестровское бизнес-сообщество было взбудоражено новостью о том, что в отношении предприятий ПМР будет продлён режим автономных торговых преференций. Приятное удивление несколько тормозилось растерянностью и непониманием причин такого счастья.

Затем началась очередная ахинея пока ещё президента и правительства о каких-то там «резервных фондах», которые якобы были созданы под грядущий кризис из-за отмены преференций с 1 января 2016 года. Но не будем отвлекаться на очередные приступы лжи и маразма. Поговорим именно о подоплёке продления режима автономных торговых преференций для приднестровских предприятий.

dollar

«Евразийская интеграция» за четыре года правления Шевчука обернулась почти полным развалом российско-приднестровских экономических отношений, потерей российских рынков и свелась к пустому пропагандистскому жупелу, с помощью которого Шевчук и его девочки оболванивали собственный народ и Москву. Так, если в 2011 году – накануне случайного прихода Шевчука на пост президента – доля российского рынка в приднестровском экспорте занимала 23 процента (второе место в структуре экспорта, у Румынии – седьмое), то в 2015 году она скукожилась до жалких 7,5-8 процентов, и её место в структуре экспорта уверенно заняла Румыния – член якобы ненавистного ЕС. Такой вот итог «евразийской интеграции»по-шевчуковски, и эта тенденция сохраняется.

Апогеем такой разводки стала настойчивая информационная кампания группировки Шевчука по введению в Приднестровье налога на добавленную стоимость. Очень долго приднестровские эксперты ломали голову над истинными причинами такой непонятной «реформы» в то время, когда ответы лежали на поверхности. Ещё в 2013 году европейские эмиссары, прибывавшие в Приднестровье, настоятельно рекомендовали для сохранения беспошлинной торговли с ЕС отменить в ПМР импортные пошлины, заменив их налогом на добавленную стоимость. Нато этот режим и называется «беспошлинной торговлей». Сегодня приднестровские товары ввозятся в ЕС беспошлинно, но НДС с них уплачивается уже после реализации в самом ЕС. А Приднестровье, не имея НДС, облагает европейские (и не только европейские – все) товары импортными пошлинами на этапе таможенного ввоза. Евросоюз же потребовал от Тирасполя ввести в Приднестровье такие же фискальные правила, как в самом ЕС.

Не заметили приднестровские эксперты такого подвоха и после утечки в 2015 году в молдавские интернет-СМИ доклада европейской группы «Берлин Экономикс» под руководством Риккардо Джуччи, который впоследствии и вовсе был официально опубликован (http://www.berlin-economics.com/download/studien/RU.pdf). Общий лейтмотив доклада незамысловат: для сохранения беспошлинной торговли с ЕС Приднестровью следует внедрить НДС и реформировать налоговую систему. Информационная кампания группировки Шевчука по этому поводу волнообразно усиливалась после каждой встречи с эмиссарами ЕС, спектакль продолжался.

nds

И вот 11 декабря 2015 года маски окончательно сброшены. На одиозном приднестровском новостном портале опубликовано сообщение о деталях соглашения между Приднестровьем и ЕС (http://www.vestipmr.info/articles/2015/12/11/prezident-tpp-pmr-u-pridnestrovya-budet-osobyy-torgovyy):

 

Еврокомиссия подтвердила договоренности с представителями Приднестровья о том, что для предприятий республики и в 2016 году сохранится беспошлинный  доступ на европейский рынок. Исполнительный орган ЕС начал согласование этого со всеми членами Евросоюза. Согласование должно завершиться к 15 января. Но уже с 1 января предприятия ПМР смогут продолжать отправлять  свою продукцию в ЕС. Об этом на сегодняшнем совещании с руководителями ведущих предприятий-экспортеров сообщил президент Торгово-промышленной палаты ПМР Юрий Ганин.Он добавил, что Приднестровью со стороны ЕС предоставлен особый торговый режим. "Это не существовавшие до сих пор автономные торговые преференции, и это не зона свободной торговли  (DCFTA) в рамках Соглашения об ассоциации "РМ-ЕС".  Сохранится некий статус-кво. Со стороны ПМР мы никаких позиций не проиграли", – отметил Ганин, уточнив, что особый торговый режим "не является  временным". По его словам, в рамках достигнутой договоренности Евросоюз взял на себя своего рода гарантийное обязательство, что госорганы Молдовы не будут чинить препятствий для приднестровского экспорта и импорта. При этом ряд обязательств в торгово-экономических отношениях с ЕС будет и у Приднестровья.   

 

Однако вот что самое интересное! Изначально текст этого новостного сообщения был более полным, а впоследствии был подчищен. В оригинальном варианте он продолжался следующими словами:

 

Республике нужно провести гармонизацию системы товарной номенклатуры с современными стандартами ВТО, которые, кстати, используются сегодня не только в Европейском, но и в Евразийском экономическом союзе. Также к 2018 году необходимо в два этапа обнулить все пошлины в торговле с ЕС. Кроме того, нужны новое налоговое законодательство и  модернизация системы технического регулирования. "Решение этих задач надо начинать уже с 2016 года. Система технического регулирования должна быть гармонизирована с Евразийским союзом, и в то же время она должна содержать элементы директив и стандартов ЕС, чтобы мы могли сохранить два режима свободной торговли", – считает Ганин.

 

Эти слова были удалены с тем, чтобы не демонстрировать общественности и российским наблюдателям всю лживость шевчуковской внешней политики. Шевчуковская администрация, увидев такое «палево» в интернете, сразу же отдала новостному порталу соответствующие срочные распоряжения. Однако шила в мешке не утаить…

Теперь становится очевидным, что вся тема с введением НДС затевалась ради выполнения требований Европейского Союза, что вкупе с превращением, как справедливо пишет Р.Коноплев, Приднестровья в экономический придаток Румынии (http://dniester.ru/node/13701) полностью дезавуировало всю риторику приднестровского руководства о какой-то там "евразийской интеграции". Обманывая собственный народ и Москву по поводу якобы евразийских устремлений, власти Тирасполя всё это время проталкивали проевропейские реформы.

Шевчук под конец своего срока решил сделать эти реформы необратимыми, заключив кабальные для Приднестровья обязательства и дав согласие на проведение таких реформ. Будущим властям Приднестровья теперь будет очень сложно объясняться с Москвой по поводу искренности проевразийских намерений. И дать задний ход с Евросоюзом – значит стать ненадёжным партнёром по торговым переговорам и прервать договорённости, то есть получить ту самую отмену преференций и экономический кризис. Вот такую свинью решила подложить будущим приднестровским властям и Москве одна приднестровская особа под занавес своей подлой политической карьеры.

Согласие на такие реформы со стороны Тирасполя означает тактическую победу «проевропейской идеи» над «евразийской» в регионе, переход инициативы к европейской дипломатии. За выполнением этих требований Евросоюза последуют другие требования, которые окажутся значительно весомее допуска молдавских надзорных органов на территорию ПМР.

Например, следующим требованием может стать "энергетическая диверсификация и демонополизация" и "конкуренция на энергетическом рынке Приднестровья", что чёрным по белому прописано в требованиях ЕС к Молдове и всем остальным странам-членам и кандидатам Евросоюза. А это либо будет означать отмену "бесплатного" российского газа и рыночное ценообразование в этой сфере, либо перед Приднестровьем вновь покажут кулак антидемпинговых пошлин.

То есть после 2018 года возникнут новые требования. Кстати для Молдовы срок внедрения третьего энергетического пакета ЕС в Молдове – 2020 год. Дальше думайте сами.

Иными словами, на среднесрочную перспективу Евросоюз на приднестровском направлении явно захватил инициативу, благодаря «выверенным шагам команды профессионалов».

 

Экономический обозреватель ПМРФ

Поделиться ссылкой
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники