Как правительство ПМР через подконтрольное телевидение ПМР врет народу ПМР о деятельности депутатов Верховного Совета ПМР
На последнем пленарном заседании Верховного Совета ПМР 21 мая 2014 г. завязалась бурная дискуссия между парламентариями и представителями президентско-исполнительной власти, а также их лоббистами в Верховном Совете (прежде всего – депутат В. Тобух, депутат О. Хоржан) по поводу предложенных изменений в закон "О ценах, тарифах и ценообразовании". После эмоциональной дискуссии был принят в первой редакции для дальнейшей работы не вариант, предложенный правительством, а вариант, предложенный депутатом А. Коршуновым. Речь там пошла о регулировании цен на некоторые, социально значимые товары – хлеб, молоко, яйцо и т.д.
По сути между этими законами нет никакой разницы, кроме одной, но очень существенной. Вариант правительства предусматривает, что дело регулирования цен целиком отдается в руки правительства. Вариант А. Коршунова предусматривается, что укорот првительству в ценообразовании будет ставить закон.
Для дальнейшего разговора важно подчеркнуть конкуренцию двух предложений, одно из них исходило от правительства. Верховный Совет посчитал предложения правительства о его бесконтрольном и неограниченном вмешательстве в регулирование ценообразования опасным и отстаивал свой законопроект. Пережив уже неоднократный горький опыт тяжелых последствий, когда наши правительственные дилетанты брались за такого рода урегулирование.
Сначала они влезли в сферу налоговой политики, не мытьем, так катанием добились определенной бесконтрольной самодеятельности в этом вопросе. И сегодня в ПМР существует одна из самых тяжелых в мире налоговых нагрузок на бизнес и людей, которая буквально душит инициативу, заталкивает бизнес в тень.
Другой всем известный пример дилетантского вмешательства правительства в ценообразование – рост газовых тарифов на 70 процентов одномоментно, в результате чего в экономике Приднестровья в 2013 г. случился самый настоящий коллапс – два крупнейших предприятия-налогоплательщика ММЗ и Рыбницкий цементный комбинат остановили работу на полгода, а Молдавская ГРЭС чуть ноги не протянула.
Причем провела эти свои тарифы наша команда дилетантов-реформаторов просто уголовно наказуемым способом. Верховный Совет в принятом законе о бюджете на 2013 г. ограничил рост газовых тарифов в пределах 17 процентов. И вот, чтобы снять это ограничение (и другие подобные ограничения) правительство пошло на неисполнение важнейшего закона всякого государства – закона о бюджете. Путем дешевых крючкотворских правовых манипуляций закон был свергнут и исполнительная власть, покрываемая президентом Е. Шевчуком, фактически бесконтрольно со стороны народа пользовалась народными деньгами весь 2013 год. Да был бы, ладно, хоть какой-то положительный результат – победителей не судят. Но получилось горе. И отставка премьера П. Степанова стала мало утешительной компенсацией за это потрясение экономики.
Теперь эти ребята захотели поиграть с более существенным – с благополучием людей. Потребовали бесконтрольных манипуляций уже не с ценами для предприятий, а с ценами для простых людей – пенсионеров, учителей, врачей, детей. Волосы дыбом встают, как подумаешь, что им бы удалось и в эту сферу сунуться.
По сути, то что произошло вокруг спорных законопроектов, является отражением глубокого и все более устойчивого недоверия людей к президентско-исполнительной власти. И если тенденция не изменится, то вскоре мы будем наблюдать изначально отрицательную оценку всем инициативам, исходящим с той стороны. Даже если в них будет присутствовать положительное начало. Налицо глубокий кризис доверия этим властям, который может быть изменен лишь одним способом – сменой персоналий и целеполагания.
К тому же, ситуация усугубляется откровенным враньем, которое распространяется вокруг отклоненной правительственной инициативы. В этом нетрудно убедиться.
Вот фрагмент передачи Приднестровского ТВ "Точка отчета" за 25 мая 2014 г, посвященная законопроекту о государственном регулировании цен.
Ведущий: "Депутаты предлагают отказаться от государственного регулирования цен на социально значимые продукты".
В Приднестровье дешевый хлеб. Эксперты подсчитали – цены на этот социальный продукт в среднем на 20% ниже, чем в Украине и на 50, чем в России. Но такое положение дел может измениться. Дело в том, что хлеб, макароны, яйца, крупы, молоко являются социально значимыми продуктами. Цены на них регулирует государство. На неделе депутаты Верховного Совета решили внести изменения в этот механизм. Был разработан и принят в первом чтении соответствующий законопроект. В Правительстве предупреждают, если эта инициатива вступит в силу, то цены на социальные продукты могут повыситься и государство не сможет на это повлиять".
Источник http://tv.pgtrk.ru/news/20140525/19752)
Вранье! Депутаты не только не предлагают отказаться от госрегулирования, но в результате принятия закона А. Коршунова государственное регулирование цен в целом увеличится. Ведущим не сообщается, что была конкуренция двух законопроектов и почему был принят законопроект А. Коршунова. Подается так, что депутаты ни с того ни с сего взяли и решили прекратить государственное регулирование социально значимых товаров.
Запугивание грядущим повышением цен из-за принятия этого закона – вранье! Разница не в объеме охватываемой регулированием группы товаров, а только в механизме регулирования и в том, кто будет при этом принимать главные решения о ценах.
Механизм, предложенный правительством, таков: увеличить круг прямо регулируемых товаров, а другие из определенного перечня регулировать, если на них произойдет скачек более чем на 30 % за месяц.
Механизм, предложенный Верховным Советом, таков: устанавливается два списка товаров, постоянный и временный. Постоянный список короче, чем список правительства, работа с временным списком совпадала с предложением правительства.
Правительство ухватилось за сокращение постоянного списка товаров и его пропагандисты начали врать и передергивать, договорившись до того, что якобы Верховный Совет полностью предлагает отказаться от государственного регулирования. В чем смысл корректировки постоянного списка? Вот мнение председателя комитета по экономике ВС ПМР О. Василатия:
- Суть инициативы довольно проста.
Увеличить объем государственного регулирования тарифов. Но существует проблема, состоящая в неэффективности действующей методологии госрегулирования. Сегодня госрегулирование цен осуществляется сплошным методом. На практике это означает, что по каждому артикулу товара на всем его прохождении необходимо вести дополнительное документирование. В результате, многие предприниматели стоят перед дилеммой – заниматься делами своего предприятия или заниматься дополнительной бюрократией, с соответствующими финансовыми и времЕнными издержками. Избавиться от дополнительной бюрократии можно, сократив номенклатуру товаров путем исключения части госрегулируемых товаров из ассортимента – но соответствует ли это интересам граждан и этого ли добивается государство?
Простое увеличение номенклатуры товара, по которому осуществляется сплошное госрегулирование цен является непродуктивным действием. Поэтому предложено было дифференцировать способы вмешательства государства в ценообразование. Товары первой необходимости – тут продолжается сплошное госрегулирование. По остальным товарам государству предоставляется право вмешиваться только в случае роста цен сверх определенного уровня (в изначальной редакции – сверх 30 %).
Сегодня государство обязано регулировать цены на всю номенклатуру хлебобулочных изделий, на все виды яиц, включая страусиные, все виды макарон (включая итальянские премиум марки), все виды круп, включая какие-нибудь рисовые наборы для суши и т.д., и т.п.
Мы говорим – не надо регулировать товары премиум сегмента. Нужно обеспечить эффективное регулирование товаров первой необходимости, которые входят в повседневный рацион человека.
Самое смешное, что на практике именно так и происходит – регулируется цена только на часть хлебобулочных изделий, яйцо также регулируется только куриное.
Более того, на такие товары, как молоко и молочная продукция существует два рыночных сегмента – госрегулируемый (магазины) и полностью рыночный (базар). И рыночный сегмент дает более низкую цену чем ассортимент регулируемых товаров, по которым осуществляется государственное вмешательство.
Правительственный законопроект приводил (и по факту привел) к тому, что в наших магазинах кроме "батона тираспольского" и "булки славянской" ничего не было и не будет. Законопроект А. Коршунова обнадеживал, что появятся и другие сорта хлеба, и "яйцо страусиное", и премиум макароны и т.д. При этом, разумеется, не за счет государственно регулируемых продуктов, которые должны быть в магазинах всегда.
В справедливости вышеизложенного каждый может убедиться, познакомившись с видеофрагментом передачи "Точка отчета" и комментарием пресс-службы Верховного Совета ПМР о сути дебатов вокруг законопроектов о госрегулировании цен.
Экономический обозреватель ПМРФ.
Социально и значимо
Одной из дискуссионных тем, обсужденных в рамках очередного пленарного заседания, стал вопрос о государственном регулировании цен на социально значимые товары. Вниманию депутатского корпуса были представлены два альтернативных проекта закона, которыми предлагалось внести изменения в базовый документ «О ценах, тарифах и ценообразовании». Авторами изменений выступили правительство республики и парламентарий Александр Коршунов.
Проект закона, подготовленный исполнительным органом власти, содержит нормы, согласно которым полномочия устанавливать предельные уровни розничных цен на продовольственные товары должны принадлежать правительству.
«В документе прописан механизм оперативного реагирования правительства на изменение потребительских цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости в случае критического и экономически необоснованного роста цен», – пояснил позицию исполнительного органа власти законодателям начальник Государственной службы цен и антимонопольной деятельности Виталий Улитка.
Напомним, что в действующем законе прописано, что государственное регулирование цен (тарифов) на социально значимые товары (работы, услуги) на внутреннем рынке осуществляется исключительно по тем видам товаров, которые поименованы в перечне, утвержденном базовым законом. Правительство предложило расширить диапазон государственного регулирования цен. В частности, изменения подразумевали, что в случае если в течение 30 календарных дней подряд рост розничных цен на товары, не попавшие в перечень, составит 30% и более, правительство вправе установить предельный уровень и на них.
Альтернативный депутатский проект закона предлагал отразить в законе два перечня социально значимых товаров: постоянный и временный. Идея о введении последнего полностью совпадала с замыслом правительства. По мнению автора, «законопроект включает в себя две доминанты: во-первых, его принятие соответствует курсу на гармонизацию с российским законодательством, во-вторых, в нем представлен механизм более точной формулировки перечня социально значимых товаров, на которые распространяется государственное регулирование цен».
Он также добавил, что в России отсутствуют рычаги постоянного государственного регулирования цен, однако, учитывая особенности нашего государства, депутат предложил прописать схему объединенных инструментов, применяющихся в нашем государстве и соседних.
По итогам дебатов было принято решение взять за основу и продолжить работу над законопроектом, разработанным депутатом Александром Коршуновым.
«Данная папка учитывает предложение правительства, а также предлагает нововведения. Хочу уточнить, что объем государственного регулирования расширяется. Но инициатива не направлена на то, чтобы безгранично что-то увеличивать. Как только возникает вопрос с ростом цены более чем на 30%, государство будет вмешиваться», – отметил в ходе обсуждения документов председатель ответственного комитета Олег Василатий.
Небесспорным, как выяснилось, оказался момент, связанный с тем, какой орган государственной власти должен заниматься регулированием цен. Дело в том, что действующим законом государственная корректировка цен осуществляется на уровне закона.
«Перечень социально значимых товаров в варианте исполнительного органа должен устанавливаться правительством, не законом, вот в чем заключается отличие двух документов, вот почему мы так долго спорим», – расставил точки над i Александр Коршунов.
Как сказано в официальном заключении по обсуждаемым законопроектам, «Верховный Совет, являясь представительным и единственным законодательным органом государственной власти, устанавливает перечень социально значимых товаров на законодательном уровне на основе утвержденных законодательным органом республики концепций внутренней и внешней политики».
Сочтя аргументы депутатов профильного комитета убедительными, большинство – 22 парламентария – отдало свои голоса за принятие проекта закона коллеги Александра Коршунова в первом чтении.