Диагноз экономике
Инициатором и модератором слушаний выступил парламентский комитет по экономической политике, бюджету и финансам. Задача слушаний – диагностировать нынешнее состояние экономики Приднестровья и попытаться найти рецепты по ее оздоровлению.
Участниками открытых парламентских слушаний на тему «Оценка текущего состояния экономики ПМР, угрозы и перспективы развития» стали законодатели, представители ведущих отраслей экономики, бизнесмены, эксперты-экономисты. Инициатором и модератором слушаний выступил парламентский комитет по экономической политике, бюджету и финансам. Задача слушаний – диагностировать нынешнее состояние экономики Приднестровья и попытаться найти рецепты по ее оздоровлению.
Со вступительным словом к участникам дискуссий выступил зам. председателя профильного комитета Верховного Совета Александр Коршунов. В нем он говорил о важности экономики для любого государства, о том, что экономическая безопасность – основа безопасности национальной. Эти факторы как никогда актуальны, учитывая происходящие в мировой экономике кризисные процессы, а также геополитические устремления различных государств. Одним из последних подтверждений этого является соперничество за влияние на Украину и Молдову Евросоюза и России. Кстати, последствия Вильнюсского саммита для нашей экономики оказались одной из приоритетных тем общественных дебатов, проведенных в парламенте. Они могут усугубить и без того перманентный кризис, в котором уже долгие годы находится приднестровская экономика. И хотя у нас есть определенный временной зазор (режим преференций для экономических агентов ПМР в торговле со странами ЕС будет действовать еще два года), вряд ли это может служить успокоительным фактором. Наоборот, «вчера было поздно» думать о том, как противостоять современным вызовам. И в этом отношении определяющим должна стать консолидация ветвей и органов власти, всего общества в противостоянии новым вызовам. Однако странным было то, что на официальные приглашения на посвященные экономической тематике слушания правительство и не откликнулось. В связи с этим депутат Верховного Совета Петр Пасат заметил: «Пока не будет налажено рабочее взаимодействие между различными органами власти, не будет консолидации, перспективы нашего экономического развития будут оставаться мрачными».
Тон диалогу о судьбе экономики республики задал спикер парламента Михаил Бурла. Он очертил круг ее характерных проблем – дефицит бюджета, трудовая миграция, отрицательное сальдо внешней торговли и др. В докладе он особо остановился на такой важной сфере, как налоговая и тарифная политика. Существующая ныне в республике налоговая нагрузка не характерна для развивающихся экономик, к которой относится и наша. За последние два года она выросла до 41% от ВВП. Мощность «фискального пресса» должна быть снижена, считает глава законодательного органа. Усилия необходимо сконцентрировать на поисках путей расширения налогооблагаемой базы. В связи с этим Михаил Бурла обратил внимание на желательность перенаправления финансовых потоков российской гуманитарной и технической помощи с социальных объектов на производственные, на создание новых рабочих мест. В перспективе это приведет к увеличению собираемости налогов, а как следствие, к решению социальных вопросов.
Проводимую правительством тарифную политику также нельзя назвать удачной. Резкое, на 68%, повышение в текущем году стоимости основного энергоносителя (природный газ) и к желаемым инвестициям в модернизацию производственной базы не привело, и обескровило как бюджет, так и специальный газовый счет. Как известно, депутаты предрекали такое развитие событий и предлагали постепенное повышение цены на газ (на 17%). Сценарий сбылся: бюджетообразующие предприятия (ММЗ, Рыбницкий цементно-шиферный) приостановили работу (позже, правда, возобновили), а Молдавская МГРЭС снизила объемы производства и реализации нашего стратегического товара – электрической энергии. Но возобновили-то предприятия работу только после того, как сумели договориться с правительством об установлении более низких цен на газ в индивидуальном порядке. Тем самым правительство, по сути, признало ошибочность предпринятых действий, которые привели к несправедливой дифференциации тарифной нагрузки на различные субъекты хозяйственной деятельности. Подобного рода ущербная дифференциация при установлении цен на газ распространилась также на экономических агентов различных форм собственности – предприятия с государственной долей собственности оказались в привилегированном положении в сравнении с частными предприятиями. Это противоречит конституционным нормам. О какой честной конкурентной среде в этой ситуации можно вести речь?
Гостья из Кишинева, исполнительный директор Центра стратегических исследований и реформ Галина Шаларь обращала внимание на открытость приднестровской экономики, на то, что от любых интеграционных событий в первую очередь выигрывают экономически более мощные государства, к каковым мы, к сожалению, не относимся, на необходимость диверсификации экспортных поставок. При этом она привела статистические данные о том, что поступления в Приднестровье денежных средств от трудовых мигрантов в три раза превышают инвестиционные вложения в республику. По ее мнению, инвестиции к нам не придут до тех пор, пока не будет политической стабильности и оптимальной деловой среды.
Вице-президент СПАПП Юрий Чебан в своем монологе, обращенном к участникам открытых слушаний, в большей части говорил о российско-приднестровском сотрудничестве, о том, что подписанный протокол «Рогозин – Шевчук» нуждается в наполнении конкретными делами. Он также акцентировал внимание на возможностях приднестровских экономических агентов по выполнению государственных заказов РФ, в том числе и в оборонном секторе. Наряду с этим Юрий Чебан призвал решать и внутренние проблемы, под которыми подразумевал в первую очередь оптимизацию налоговой и тарифной политики. Для сведения: стоимость природного газа в России для местных потребителей «заморожена» на уровне 130-140 долларов за тысячу кубов.
О значимости реального сектора экономики, который по-прежнему несет на себе основную нагрузку по социальному содержанию государства, говорил исполнительный директор СПАПП Владимир Беркович. Картина в промышленном секторе на сегодняшний день такова: уменьшается объем производства, растет количество предприятий, работающих с убытками, в уплату налогов уходят уже не только прибыль, но и оборотные средства хозяйствующих субъектов, что делает бессмысленным ведение бизнеса, инвестиции в него. Свидетельством кризисных явлений в промышленности является и то, что в сфере материального производства на фоне роста числа получателей социальных выплат в настоящее время занято всего 29 тыс. человек.
Лаконичными, емкими были доклады, с которыми выступили представители ведущих отраслей приднестровской экономики: строительной (директор ЗАО «СУ-28» Юрий Глемба), транспортной (представитель Ассоциации транспортников и дорожников Приднестровья Михаил Кройтман), легкой промышленности (директор ОАО «Флоаре» Борис Кичук).
Все, что было высказано в ходе открытых слушаний в парламенте, нашло отражение в принятой его участниками резолюции.
РЕЗОЛЮЦИЯ
по итогам проведения открытых парламентских слушаний
Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики на тему
«Оценка текущего состояния экономики Приднестровской Молдавской Республики, угрозы и перспективы её развития»
Участники открытых парламентских слушаний Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики на тему «Оценка текущего состояния экономики Приднестровской Молдавской Республики, угрозы и перспективы её развития», рассмотрев текущую ситуацию в экономике Приднестровской Молдавской Республики, возможности и риски её развития, отмечают следующее.
1. Экономика Приднестровья находится в глубоком кризисе, который сопровождается спадом объемов промышленного производства (согласно текущим данным – на 19,6%), сокращением объема внешнеэкономической деятельности (согласно текущим данным – на 13,6%), высоким уровнем бюджетного дефицита, увеличением отрицательного сальдо платежного баланса, сокращением рабочих мест и миграцией населения (в том числе высококвалифицированных кадров), сокращением валютных резервов.
В условиях неблагоприятной внешней конъюнктуры для приднестровских производителей, государством реализуются меры, не способствующие развитию экономики, в частности:
а) проводится политика максимальных налогов, приводящая к устойчивому снижению эффективности деятельности производственного сектора экономики, вымыванию оборотных средств, потере конкурентоспособности и снижению инвестиционной привлекательности промышленности республики в целом;
б) реализуемая тарифная политика создает дискриминационные условия для развития предприятий негосударственной формы собственности, что негативным образом сказывается на их конкурентоспособности и не создает предпосылок для улучшения инвестиционного климата в республике, а значит открытия новых производств и создания дополнительных рабочих мест;
в) реализуемая концепция форсированного роста тарифов на газ в условиях высокой энергоемкости производственного сектора приводит к резкому росту издержек производства, потере конкурентоспособности производственных предприятий (в том числе предприятий-экспортеров), что создает огромные риски для экономики в целом, в том числе для системы государственных финансов.
В ближайшее время к факторам, ухудшающим условия ведения хозяйственной деятельности в Приднестровье, может добавиться сокращение объемов экспорта в связи с распространением на приднестровских производителей норм DCFTA по итогам соглашения между Европейским союзом и Республикой Молдова.
2. В сложившейся ситуации государству необходимо незамедлительно принять антикризисные меры, которые должны быть направлены на минимизацию негативных процессов и создание предпосылок для роста экономики и повышения общего уровня жизни населения. В частности:
а) в среднесрочной перспективе осуществить переход к стратегическому планированию экономики и разработать концепцию экономической безопасности государства;
б) осуществлять экономическую политику государства (включая фискальную и монетарную политику, тарифную политику) в строгом соответствии со стратегическими целями в экономике;
в) предпринять меры по структурной перестройке экономики посредством создания импортозамещающих производств, развития малого и среднего бизнеса, высокотехнологичного и высокопроизводительного сельского хозяйства, в том числе переработки сельскохозяйственной продукции, учитывая при этом необходимость повышения эффективности деятельности государственной структуры управления;
г) рассмотреть вопрос о введении моратория на рост налоговых ставок и тарифов на энергетические ресурсы в реальном секторе экономики в период кризиса;
д) рассмотреть вопрос о переходе к регулирующему типу налоговой политики, направленному на развитие реального сектора экономики и создание предпосылок для активизации инвестиционной деятельности, сопровождающейся ростом количества рабочих мест, заработных плат и поступлений в бюджет;
е) подвергнуть тщательному анализу принятую концепцию роста тарифов на газ с точки зрения ее влияния на экономический рост с учетом необходимости снижения энергоемкости в производственном секторе экономики;
ж) сконцентрировать усилия государства на облегчении доступа предприятий республики на международные рынки сбыта, в особенности на рынок Российской Федерации;
з) разработать программу по улучшению инвестиционного климата;
и) рекомендовать органам государственной власти создать объединённую рабочую группу, включающую в себя представителей государственных органов, бизнеса, экспертного сообщества, для анализа соответствующих обнародованных документов, подписанных (или парафированных) в рамках проведения Вильнюсского саммита «Восточное партнерство», и представить свои предложения в Верховный Совет, заинтересованным структурам исполнительной ветви власти и общественным структурам;
к) рекомендовать Верховному Совету рассмотреть вопрос о расширении своего присутствия в составе координационных структур, ответственных за двустороннее сотрудничество с Российской Федерацией.
Резолюция принята большинством голосов участников слушаний
27 ноября 2013 года
г. Тирасполь