Неделю назад в Приднестровье произошло событие, которое почему-то не получило надлежащей оценки в обществе. Речь веду об освобождении от должности министра экономического развития Майи Парнас и о назначение ея же Первым заместителем Председателя правительства ПМР.
Тут, правда, произошла целая серия кадровых геймов нашего президента, да к тому же Шевчук настолько всех нас забабахал своими шизофреническими новациями, типа отодвинуть на второе место приднестровское законодательство, после российского, или вот слиянием МВД и ГТК, что история с Парнас как-то ушла на второй план.
А здря, как говорят у нас в Одессе.
Тут есть о чем поговорить и по форме, и по существу.
Начнем – по форме.
28 ноября Глава государства (подчеркиваю, это в дальнейшем очень важно: не Глава правительства, а Глава государства) подписал ряд документов о кадровых назначениях в правительстве. Освободить Парнас от министерства. Назначить Парнас Первым вице-премьером. Назначить некоего Артеменко министром экономического развития.
А где? А что? А почему?
А где у нас премьер Туранская? А что она себе думает, когда в ее правительство дяденька со стороны назначает кадры?
А почему у нас молчат эти сипченковые хоржаны, которые год орали, что прокурор-де Гурецкий ни к одной ветви власти не принадлежал и на этом основании Шевчук таки скинул строптивого Гурецкого ( и после этого их сразу перестало волновать, и год уже как не волнует, что прокуратура-то никуда на новое место в системе разделения властей не переехала). Что же они не взвились под потолок Верховного Совета по жуткому факту, когда у нас президент ведет кадровую политику исполнительной власти (уже просто противно от повторений говорить, что он ведет у нас кадровую политику и судебной власти). Это при разделении-то властей! Это после случая с Гурецким!
А не взвились они потому, что так у нас в Конституции прописано. Президент имеет право, а Верховный Совет ничего странного в этом праве не находит. Хотя оно противоречит принципу разделения власти (властей), и после опыта с прокуратурой нашему Конституционному суду тут работы на полчаса, чтобы признать неконституционным это право Президента, если бы ВС ПМР сделал соответствующий запрос. Но ситуация щекотливая. Ведь право президенту вмешиваться в деятельность исполнительной власти через кадровую политику предоставил именно Верховный Совет, изменив Конституцию в 2011 г., и именно этого же состава. А свои ошибки исправлять всегда трудно. Амбиции там и прочее… Проще было бы в ближайший понедельник внести соответствующее изменение в Конституцию. Сам дал – сам и назад взял.
Подпункт «д», п. 1 ст. 66 Конституции ПМР. Президент «по предложению Председателя Правительства Приднестровской Молдавской Республики назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Приднестровской Молдавской Республики, министров, глав государственных администраций городов и районов».
Вроде бы в Конституции предусмотрено участие Председателя Правительства в кадровой политике органа власти, за деятельность которого он несет полную ответственность (он, а не президент Шевчук!). Но так ли это?
Начнем с того, что это за документ такой, прости господи, – предложение Председателя Правительства по назначению кадров? Среди документов правительства нет такой категории (предложения Председателя по кадровым вопросам). Есть только «распоряжения правительства» и «постановления правительства».
В устной или письменной форме должно быть Предложение? Подписано Председателем или не подписано? Зарегистрировано где-то среди прочих документов или не зарегистрировано? Об этом закон молчит.
Мог Шевчук без всякого предложения Туранской в таких условиях назначить кого угодно ему на любую должность в правительстве? Мог. Потому что никаким надлежащим документом предложение премьера по кадрам не оформляется. «А вот за чашкой чая она предложила, я подумал и согласился».
Дальше. Мог Шевчук вопреки желанию Туранской (и даже, может быть ее несогласия) в таких условиях назначить кого угодно на любую должность в Правительстве? Мог. «Ты что, Танечка, забыла, как ты мне это предлагала, когда мы с тобой карандаши затачивали»?
Идем дальше. А какие есть рычаги у Председателя Правительства с тем, чтобы остановить назначение неподдерживаемого им человека на должность в Правительстве? Или другими словами, как он может добиваться своего в кадровых вопросах, если Шевчук не принимает и не назначает кандидатуру, предложенную премьером, а напротив, тянет своего человека? Никаких у премьера нет рычагов.
Он что, может оспорить назначение любимой Парнас или любимой кобылы Шевчука (по аналогии с конем Калигулы – сенатором) вице-премьером в каком-либо суде? Он не может этого сделать, потому что нынешнее законодательство никак подобные спорные случае не регулирует.
Так кто же у нас тогда является руководителем правительства (исполнительной власти) в таком случае? Если всю кадровую политику в Правительстве ведет Президент Шевчук, он и является у нас фактическим руководителем правительства, что, разумеется, является грубым нарушением конституционного принципа разделения власти (властей).
Можно ли себе представить какой-то орган управления, возглавляемый руководителем, который несет всю ответственность за деятельность этого органа, а в то же время кадровую политику в этом органе проводит совсем другой человек и даже не из этого органа? Такой орган управления невозможно себе представить. Кадровая политика всегда была, есть и будет важнейшей прерогативой любого руководителя, иначе он или дурак, или марионетка, или мальчик для битья.
Таких органов просто нет и не может быть – они не управляемы и не жизнеспособны. Кроме одного примера – Правительства Приднестровской Молдавской Республики, которое по этой самой причине и не управляемо и не жизнеспособно. .
Нет, так в демократических государствах не делается. Это порядки из банды, где пахану позволено все. Тогда давайте так и напишем в конституции: «ПМР – суверенное паханское государство…»
Теперь – по существу. Конечно, остается маленькая интрига: что это такое произошло?. Наказание Парнас? Или поощрение повышением?
И потом, это надо все увязывать с появлением во властных структурах нового пока никому не известного лица – В. Артеменко.
Что тут затевалось? Надо сдвинуть Парнас и подыскать подходящего человека вместо нее, или придвинуть Артеменко, бывшего директора «Эксимбанка», а для этого очистить место Парнас?
Разберемся.
Тут не обойтись без некоторых характеристик В. Артеменко.
Справка о нем из Википедии: родился в 1962 г. в г. Флорешты, МССР. Школу, разумеется, окончил. Служил в армии. Имеет два высших образования: военно-инженерное и финансово-кредитное, плюс дополнительное образование в Высшей школе бизнеса МГУ. К нашему разговору интересно, что он только однажды пытался поработать в реальном секторе экономики: предпринимательствовал в Крыму в 1992-1995 гг. И навсегда откатился на чисто банкирскую деятельность: управлял тираспольским банком «Ипотечный» в 1998 – 2003, лизинговой компанией «Ленд-Лиз» (страна не указана) в 2005-2012 гг и «Эксимбанком» в 2012 – 2013 гг.
И вот человека, который практически не имеет опыта работы в реальном секторе экономики, ставят руководить экономикой государства.
Более того, человек всю жизнь занимался делом, противоположным производству колбасы, ботинок, хлеба и другой реальной продукции. Он был банкиром.
Отличие банкира от промышленника известно, об этом еще Генри Форд писал. Если в пересказе: промышленник берет деньги, запускает производство и получает прибыль от продажи изготовленной продукции. Банкир берет деньги, дает под проценты и ему абсолютно все равно, будет ли в результате какой-то продукт выпущен или нет, хоть вообще ничего пусть не выпускается и никакой реальной экономики не будет, лишь бы он получил свой процент (а процент можно получить и с продажи имущества должника). Банкиры не хотят нести и не несут никаких рисков, связанных с реальным производством. Ввели "рабство процента", пользуясь тем что "деньги (т.е. банкиры) правят миром". И ведь что интересно. В современной истории известны по меньшей мере два блестящих случая преодоления этого рабства процента. Но академики-экономисты молчат, как дети, или прикидываются дурачками, что не знают этих фактов. Один факт относится к экономике гитлеровской Германии, а второй – к экономике послевоенной Японии. В обоих случаях преодоление рабства процента привело к колоссальному рывку экономики. А "секрет" заключался в том, что банкиры стали получать свой процент не вообще, а с прибыли предприятий реального сектора экономики, куда они вкладывали деньги. Есть у предприятия прибыль, хорошо идут дела – банки имеют свой процент. Плохо идут дела – страдают оба, и промышленник, и банкир. Эта штука называется "участие в прибылях" и может быть обеспечена разными инструментами (у Германии и Японии были существенные особенности применения политики "участия в прибылях"). Ясно, что банкиры всячески хотят уйти от таких рисков. И в подавляющем большинстве стран, да во в сем мире, пользуясь своей монополией на власть, обеспечили себе такую халяву: стригут себе купоны, а там хоть трава не расти, хоть и остановись вся экономика. Ясно, что весь этот экономический паразитизм банков порождает и особую паразитическую философию банкиров.
И вот у нас человек с философией банкира ставится руководить производством колбасы, ботинок и хлеба. Других людей, более близких производству, у Шевчука, разумеется, не нашлось. Но, видимо, новый назначенец чем-то очень заслужил такую перемену в своей деятельности. Вот интересно, чем?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны немного прояснить (хотя все тут до невозможности засекречено) что же такое «Эксимбанк».
Вот информация из «Новостей Приднестровья» от 5 ноября 2012 г. «В Приднестровье будет создан Экспортно-импортный банк»: «Соответствующий Указ сегодня подписал Президент ПМР Евгений Шевчук. Как сообщает пресс-служба Главы государства, Эксимбанк ПМР будет предоставлять и привлекать кредиты от имени и по поручению государства, осуществлять финансирование и гарантирование экспортно-импортных операций, а также страхование связанных с ними рисков. Основные функции данного кредитно-финансового института возложены на ОАО «БизнесИнвестБанк», который настоящим Указом поручено переименовать в ОАО «Экспортно-импортный банк».
Как это, как это «будет создан», «сегодня подписал (5.11.2012 г)»? Когда «Эксимбанк» существовал в Приднестровье с 1993 г. И более того, в 2008 г. (при И. Смирное) за большие трудовые победы был награжден орденом «Трудовая Слава».
Вот, например, как на сайте «Эксимбанка» поведано о его истории: «Открытое акционерное общество "Эксимбанк" (ОАО "Эксимбанк") работает на рынке банковских услуг с 11 ноября 1993 года. Имеет Генеральную банковскую лицензию ПРБ серия АЮ №0012755 от 18 сентября 2001 года. Сегодня Эксимбанк является одним из наиболее динамично развивающихся банков Приднестровья и входит по основным показателям в тройку ведущих банков ПМР. Эксимбанк является членом Ассоциации Российских Банков. В 2007 году Европейская бизнес – ассамблея присудила банку награду в номинации "Европейское качество". Указом Президента Приднестровской Молдавской Республики от 11 ноября 2008 года банк награжден орденом "Трудовая Слава".
Как это все понимать? Президент подписал Указ о создании того, что уже существовало, когда он еще едва ли не в школу ходил.
А за всем этим скрывается обыкновенная бандитская рейдерская операция по захвату чужой собственности.
Ведь что такое упоминаемый в Указе «БизнесИнвестБанк»? А это есть бывший «Газпромбанк», руководили которым сын и невестка И.Смирнова. Воспользовались политической конъюнктурой, что никто не будет защищать поверженного И. Смирнова и его родственников, о которых была пущена еще и воровская легенда с многими нулями похищенных денег (их, кстати, никто до сих пор не нашел и не предъявил ни И. Смирнову, ни его родственникам). И просто-напросто присвоили активы этого банка. А за одно – и активы «старого» «Эксимбанка». А иначе как можно было создать новый банк, третий по величине в ПМР с уставным капиталом более 80 млн. рублей ПМР, ни вложив в него ни копейки? Этих копеек сейчас (и в 2012 г.) просто неоткуда было взять, кроме как отнять у собственника.
Хрестоматийная операция шпаны по рейдерскому захвату чужого имущества.
Ниже мы помещаем скин с сайта «Эксимбанка», на котором можно увидеть фотографию здания, где расположен центральный офис нового банковского гиганта ПМР. Народ без труда узнает в этом полупомпезном полунебоскребе офис «Тираспольтрансгаза», где раньше размещался и покойный «Газпромбанк»
Кто-нибудь когда-нибудь в суверенном государстве ПМР, наверняка, займется этой аферой. А пока у нас, как говорит Бучка, «органов не хватает».
Интрига будет не полной, если не сказать, что в братской Молдове многие годы работает не самый хилый банк, который также называется «Эксимбанк».
Теперь о Парнас. Разумеется, ее надо было снимать. Более некомпетентного руководителя в этой должности трудно даже представить. Ну, может, только самого Шевчука в должности президента. (А кто еще, кроме Шевчука, может себе позволить менять главного экономиста страны на неизвестного банкира в период, когда идет утверждение трехлетнего бюджета в парламенте и встают новые серьезные задачи по переориентации нашей экономики после Вильнюсского саммита – и тут надо пахать и пахать?)
Огромный ущерб, который нанесла экономике Приднестровья деятельность М. Парнас, разумеется, также в свое время будет подсчитан. Остановившиеся государствообразующие предприятия, невероятное падение экспорта, переориентация его с России на братскую Молдову…Бредовые налоги и не менее бредовые тарифы (типа платежей за общую электроэнергию или за воду, едва не приведшие к бунту), работа весь год без утвержденного бюджета, блестяще проваленный Третий Инвестфорум… Этот список можно продолжать. В результате единый народно-хозяйственный комплекс был демонтирован и фрагментирован на куски, за которые снова открылась охота желающих поиметь, а наша экономика превратилась в экономику шпаны.
Все это заслуживало как-то быть отмеченным. Но у М. Парнас есть известный всем нам «дядя». ПМРФ как-то прозорливо заметил, что если после заявлений этого дяди, М. Бергмана по группе Илашку он останется на своем государственном приднестровском посту, то значит, именно он и является хозяином в нашем доме. Как видим, он остался, еще раз подтвердив, кто в нашем доме хозяин. Конечно, имея такого «дядю», можно рассчитывать, что если тебя скинут, то только наверх.
А поскольку у непризнанного Приднестровья почетных ссылок в виде должностей чрезвычайных и полномочных послов в разных государствах пока нет (кроме дяди Бергмана в Москве), то скинуть Парнас могли только вверх, на должность вице-премьера.
Эта должность уже давно у нас является чем-то вроде отстойника для старых дев. Правда, был там одно время некий Первый вице-премьер А. Свидерский, но что-то не удержался. Только один раз и засветился как Первый вице-премьер – на первомайской демонстрации Хоржана замещал Премьера П. Степанова.
Подведем итог. Что же произошло, сдвинули М. Парнас или придвинули В. Артеменко? Думаю, и то и другое.
Что из этого получится, скоро увидим. Думаю, ждать долго не придется.
Илья Богданов.
Редакция 10 декабря 2013 г 12:00