В бездну бесправия брошен «единственный источник власти»
В Основном Законе ПМР – Конституции, ст.1 записано: "ПМР – суверенное, независимое, демократическое, правовое государство. Носителем суверенитета и единственным источником власти в ПМР является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Никто не может присваивать власть в Приднестровской Молдавской Республике. Захват власти или присвоение властных полномочий является тягчайшим преступлением против народа".
Ст.2: "Конституция ПМР имеет высшую юридическую силу и прямое действие. Органы государственной власти и управления, местного самоуправления, должностные лица, общественные объединения и граждане обязаны соблюдать Конституцию и законы ПМР".
Это на бумаге. А как на практике?
Возьмём историю создания и развития государством искусственной проблемы с земельными паями в ПМР с 2001 года по настоящее время. Эта проблема подтвердила мысль о государственном строительстве в Приднестровье капитализма «для своих» и возведения в закон бесправия, возникшего в начале 2000-х годов в связи с незаконной передачей земель бывших колхозов (совхозов) новым землепользователям. Прикрываясь правом государственной собственности, земля удерживается за новыми землепользователями, либо перераспределяется «своим» землепользователям. К сожалению, это продолжает по наследству и новая власть.
А как же бывшие колхозники? Отложим пока правовую сторону спора о правах на землю, поскольку никто из новых властей за истекшие почти 2 года оказался не в состоянии к открытым дебатам по данному вопросу. Наоборот, несогласные с действиями властей в разрешении проблемы земельных паёв подверглись административному и даже уголовному преследованию.
Хотелось бы остановиться на судьбе «маленького» человека, т.е. «маленьких» 143 людей из с.Ержово и с.Сарацея, не наделенных властью, не имеющих с ней родственных и дружеско-приятельских отношений. Эти люди и их предки «дружили» с землей, за что получили от государства сертификат на земельную долю без выдела из общего массива бывшего колхоза «Родина».
Волею судьбы именно с этого колхоза власть начала свой эксперимент с распаиванием земель. Помнят колхозники, как тогдашний Президент ПМР И.Смирнов лично, в открытом поле под объективом телекамер, вручал им сертификаты на право пользования землей, и говорил, что теперь они хозяева своей земли. Однако, на их земле отхозяйничала власть, раздав земли крестьян, в советское время объединенные (не национализированные, и не экспроприированные!) в колхоз, новым землепользователям, как правило, хорошо пригревшимся у власти.
Вот так, положившись на себя, после незаконного и варварского разграбления их коллективного хозяйства, бывшие члены бывшего колхоза «Родина» решили, объединившись работать на своей земле. Помнят они предвыборные обещания нового Президента ПМР Е.Шевчука: «Граждане, в соответствии с законом, должны получить право пользоваться этой землей в следующем порядке: или самостоятельно обрабатывать, или объединятся в новые хозяйства для обработки, или передавать в аренду только на основании письменного договора с определением конкретных взаимных обязательств сторон. И четвертое – в случае, если утерял связь с землей, должен иметь право продать это право пользования государству». Почти как в России и на Украине, не так ли!
Следуя данным обещаниям, бывшие члены колхоза «Родина» с Ержово на общем собрании избрали актив из 21 человека (выражаясь колхозной терминологией – «правление») для учреждения ЗАО «Родина-Агро», юридического оформления их земельных прав со «своим» ЗАО «Родина-Агро» и совместной обработки своей земли. Почему закрытое акционерное общество? А потому, чтобы «со стороны» никто не мог «влезть» в акционеры, как то может быть в случае создания открытого акционерного общества. ЗАО-то колхозники создали, а вот с землицей-то власть крестьян обманула. Однако все по-порядку, тогда и судить праведнее будет.
Обратился 01.06.13г. Председатель ЗАО «Родина-Агро» Рыбак Павел Семенович, как того требует п. «а» ст. 15 Земельного кодекса ПМР, п.1 ст. 38 Закона ПМР «Об органах местной власти и местном самоуправлении», к Главе государственной администрации Рыбницкого района с просьбой выделить 415 га земли бывшего колхоза «Родина», и приложил 143 заявления на имя Главы госадминистрации с указанием законом предусмотренной информации (размера земельного массива, его местоположение, цель использования и др. – п.1 ст. 61 Земельного кодекса ПМР). Но, не удосужилась в то время Врио Главы государственной администрации А.Ф. Демьянова рассматривать поданные в её адрес в соответствии с законом заявления от 143 владельцев земельных долей, передала этот вопрос на рассмотрение ГУ «Рыбницкое управление сельского хозяйства, природных ресурсов и экологии» А.Б.Кирсте. Хотя такой порядок передачи заявлений Земельным кодексом ПМР и Законом ПМР «Об органах местной власти и местном самоуправлении» не предусмотрен.
Впрочем, не удивительно, ведь с момента вступления нового Президента ПМР в должность органы местной власти оказались лишенными самостоятельности, которую им гарантировала ст. 79 Конституции ПМР, п.3 ст. 20 Земельного кодекса ПМР. Так, Указом Президента ПМР Е.Шевчука № 2 от 5.01.2012г. земли сельскохозяйственного назначения отнесены к ведению республиканских органов власти. То есть, «распорядителем» данных земель стало Министерство с/хозяйства ПМР, а «утвердителем» – Президент ПМР. Однако, данные положения Указа противоречат основополагающему в Приднестровье закону о земле – ст. 15 Земельного кодекса ПМР. Разве Президент ПМР Е.Шевчук не знает, что статья 79 Конституции ПМР предоставила местному самоуправлению государственные гарантии самостоятельности? Думаю, что знает, ведь Земельный кодекс принимался, когда нынешний Президент ПМР Е.Шевчук был депутатом Верховного Совета ПМР. Тогда к чему подчинять себе распределение земель сельхозназначения? Может, читатель знает…
Вернемся, однако, к нашим «маленьким человечкам» из с.Ержово и с.Сарацея. Понимая, что органы местной власти лишены самостоятельности в вопросе выделения земель, Председатель ЗАО «Родина-Агро» Рыбак П.С. 10.07.2013г., обратился в Министерство сельского хозяйства ПМР с просьбой выделить 415 га земель бывшего колхоза «Родина» бывшим членам данного колхоза, прошедшим перерегистрацию своих сертификатов (правда, не понятно, на основании какой статьи Земельного кодекса ПМР такая перерегистрация стала возможной! Это всё равно, что всех владельцев квартир сегодня заставить пройти перерегистрацию своих техпаспортов на квартиры для подтверждения их прав на квартиры – АБСУРД!).
10.07.2013 г. ЗАО «Родина-Агро» обратилось и к Президенту ПМР Е.Шевчуку с просьбой содействовать в предоставлении ему 415 га земель бывшего колхоза «Родина» с.Ержово. Сослались в этом письме крестьяне на предвыборное обещание Е.Шевчука: «…Многие жители села будут восстановлены в правах и паи будут розданы для конкретных жителей, для конкретных тружеников. Данные паи будут в пользовании тех, кто живёт на селе…».
Дождались владельцы земельных долей с.Ержово и с.Сарацея ответов от госорганов. Ответы достойны предвыборных обещаний! Что это значит? Что слова и дела расходятся в разные стороны. Вот она, «обещательная» практика в действии…
Сначала, 16.07.13г. ГУ «Рыбницкое УСХПРиЭ» запросило от ЗАО «Родина-Агро» перечень документов, не предусмотренный законом. Например, ст. 61 Земельного кодекса ПМР «Порядок предоставления (передачи) гражданам земельных участков» не предусматривает предоставление плана земельного участка и бизнес-плана. Но самым интересным в последующем письме ГУ «Рыбницкое УСХПРиЭ» от 26.07.2013г . был пункт 2: «Для предоставления земель ЗАО «Родина-Агро» необходимо прекратить право долгосрочного пользования землей ООО «Ержово» и ООО «Рист». Оснований и полномочий для изъятия земель у ГУ «РУСХПРиЭ» не имеется».
Во, здорово! Когда землю нужно было передать этим ООО, тогда ничего не помешало собрать сертификаты на земельные доли у их владельцев. А теперь, когда владельцы сертификатов на земельные доли хотят вернуть свою землю, чтобы самостоятельно её обрабатывать, – «оснований и полномочий для изъятия земель … не имеется». Могли ли тогда крестьяне предположить, что передавая свои сертификаты на землю новому землепользователю, государство отдаст последнему их землю во владение на 99 лет! Мошенничество чистой воды!
Ну а Министерство сельского хозяйства ПМР со вновь назначенным Министром Г. Евстратий оказалось более изобретательным. Оно попросило ЗАО «Родина-Агро» «рассмотреть реальную численность пайщиков, способных самостоятельно обрабатывать землю»! Только не понятно, откуда такое требование взято, из какого закона? Уже более одной трети пайщиков не дождалось своей земли – умерло. Я так понимаю, вместе с умершими министерство вычеркивает и пенсионеров, как не «способных самостоятельно обрабатывать землю».
Но и этого министерству оказалось мало, – оно предложило ЗАО «Родина-Агро» «рассмотреть реальные материальные, технические и финансовые возможности для осуществления сельскохозяйственных работ…». А это из какой «оперы»? Какой закон предписывает «заглядывать» в карман сельчанину? Ну, есть у них 6 тракторов, есть Рыбницкое МТС, которое готово предоставить в аренду любую технику. К тому же, Россия помогает приднестровским аграриям льготными кредитами. Или эти кредиты доступны только власть имущим, удерживающим в своем владении бывшую колхозную землю?!
Интересно, а как бы на проблему предоставления земли ЗАО «Родина-Агро» посмотрел бы бывший председатель колхоза «Путь Ленина» с.Хрустовая Евстратий Григорий Николаевич?
Получив от органов власти данные ответы на обращения о выделении владельцам земельных долей с.Ержово и с.Сарацея земельного массива в 415 га, ЗАО «Родина-Агро» в лице его председателя Рыбак П.С., решило собрать всех 143 человек на общее собрание. Предварительно, Рыбак П.С. попросил Врио Главы государственной администрации Рыбницкого района Демьянова А.Ф. о предоставлении помещения Ержовского дома культуры 21.09.2013г. Одновременно просьба была обращена и к Начальнику МУ «Рыбницкое управление культуры» Чебруленко А.В. 20.09.13 Рыбак П.С. был проинформирован о не предоставлении помещения Дома культуры с.Ержово для проведения собрания. В этот же вечер на Рыбак П.С. был составлен протокол об административном правонарушении за расклейку объявлений в неустановленных местах.
Действительно, в 10 часов утра 21.09.13 двери Дома культуры с.Ержово были закрыты. Тогда, получив от владельца кафе «Ликурич» устное согласие «попить чай-кофе» на террасе кафе, прошло собрание, на котором приняло участие 65 человек. Повестка дня включала один вопрос – ответы органов власти на обращения о выделении земельных долей ЗАО «Родина-Агро» согласно поданным заявлениям. Было решено провести митинг в защиту своих прав на землю. На собрание был приглашен председатель Республиканского общественного движения «Крестьянский союз», правозащитник Поповский С.Г.
По окончании собрания группа милиционеров увезла Рыбака П.С. и Поповского С.Г. в районное отделение милиции, где в отношении их были составлены протоколы об административном правонарушении за незаконное проведение собрания. Тут же, в субботу, состоялось первое, а в понедельник – второе заседание Рыбницкого районного суда. Постановлением данного суда Рыбак П.С. был привлечен к административной ответственности.
Вот так, участник 1 и 2 съезда депутатов всех уровней 1989 и 1990 гг., стал нарушителем спокойствия государственных вельмож. И в страшном сне в 1990 году ему не приснилось, что он создает Республику, чиновники которой будут нарушать его права.
Важно также отметить, что Дома культуры в селах построены за счет колхозников и их силами. Районные госадминистрации в лице управлений культуры выступают как управляющие компании, а не как собственники Домов культуры, поскольку приняв их «на баланс», колхозникам за эти здания не заплатили. Об этом власть «на минуточку» забыла. Не имеет власть ни законного, ни морального права препятствовать крестьянам проводить собрания по злободневным для них вопросам в их же Домах культуры. Открытая власть, наоборот, должна участвовать в обсуждении волнующих вопросов, доказывать законность своих действий. Пожалуй, власть до этого еще не «созрела»…
Хотелось бы отметить, что о проведении собраний в помещениях или на территориях, находящихся у кого-либо во владении/пользовании, уведомление властей не требуется (подпункт «б» п.1 ст.4 Закона ПМР «О порядке проведения собраний»). Однако, преследовать крестьянских активистов с приходом нового Президента ПМР стало нормой. Так, в 2012 году в отношении Поповского С.Г. четырежды составлялись протоколы об административном правонарушении в связи с нарушением порядка проведения собраний. Одно из них достигло своей цели – Поповский С.Г. был привлечен к административной ответственности; за повторное нарушение – -закон предусматривает 15 суток ареста.
9 января 2013 г. капитан милиции Кулибаба прервал юридические консультации с небольшой группой крестьян с Поповским С.Г. в офисе ЗАО «Родина-Агро» в г. Рыбница с вызовом следственной группы и проведением оперативных мероприятий. Попытка возбуждения уголовного дела провалилась. Однако, 18 января, когда Поповский С.Г. организовал встречу депутатов Верховного Совета ПМР от Слободзейского района со Слободзейским активом РОД «Крестьянский союз», в отношении него бывший зам.председателя Следственного комитета ПМР Дубровина О.В. возбудила уголовное дело по статье Уголовного кодекса ПМР «Самоуправство».
7 марта текущего года в дом Поповского С.Г., в момент, когда он выходил на встречу с Комиссаром Совета Европы по правам человека, вошла группа милиционеров; в доме Поповского С.Г. был проведен обыск. В этот же день Президенту ПМР Е.Шевчуку было вручено почти 5700 подписей об отзыве закона, нарушающего права крестьян и письмо избранных в 24 селах Республики представителей о прямой встрече с Президентом ПМР. Ответов по существу на эти обращения до сих пор нет.
В ситуацию с уголовным преследованием Поповского С.Г. вмешалось мировое сообщество, лично Томас Хаммарберг, главный эксперт ООН по правам человека в Приднестровье. Закончилось всё 18 июня прекращением уголовного дела за отсутствием состава преступления.
Хочется отметить, что такого реакционного отношения к крестьянскому движению в годы правления И.Смирнова не было. На открытом воздухе, на центральной площади проходили собрания в с.Воронково, в с.Ержово, с.Красногорка и др. селах. Свободно, без препятствий проходили собрания в с.Плоть, с. Глиное (Слободзейского района), в г.Слободзея и др.
Всё изложенное мною выше это истинная действительность повседневной жизни нашего общества. Она говорит о том, что реальная власть избранная единственным источником власти народом принадлежит чиновнику, а не народу и живут они в разных плоскостях оторванных друг от друга, каждая со своими интересами и ничего общего у них нет. У нас сегодня народ «единственный источник власти» практически полностью отчуждён от влияния на деятельность ветвей власти. В результате власть живёт в своём, далёком от реальности мире, который не связан с интересами общества и развитием демократического государства.
Сегодняшнее Приднестровье это власть чиновников не несущих ни за что ответственности, а закон что дышло, куда его чиновник поворачивает, туда он и выходит потому, что судебная система как одна из ветвей власти, которая в первую очередь должна стоять на страже закона – полностью зависима от президентско-исполнительной власти. Ныне действующая Конституция – это Конституция президентского самодержавия, когда от одного человека зависят судьбы всего общества.
Только путем утверждения народовластия, верховенства закона во всех сферах жизни общества и государства, равенства всех перед законом, ответственности руководства республики за порученный участок работы можно исправить такое положение и достигнуть взаимопонимания между властью и обществом.
Поэтому без Конституционной реформы политической системы власти в интересах народа, а не власти, как было до сих пор, нам не обойтись и чем раньше мы её проведем, тем будет лучше для общества, власти, государства и признания республики. Свои предложения по данному вопросу С-ДПП изложила в газете "Человек и его права" от 11.09.2013 года.
А теперь возвратимся снова к проблеме сельского хозяйства, как видит его разрешение С-ДПП.
Цена вопроса в сельском хозяйстве? Что мы хотим с ним сделать? Чтобы оно эффективно работало на благо общества, и владели землей те крестьяне, кто на ней работает. Или наоборот, чтобы землей владели толстосумы и банкиры, а крестьяне на них батрачили за понюх табака, как это сейчас происходит в некоторых агрофирмах.
В отличие от власти С-ДПП хочет первого, сделать крестьян владельцами земли и подлинными ее хозяевами, а не обманным путем отобрать у них землю. По моему глубокому убеждению, частную собственность на сельскохозяйственные земли, кроме приусадебных, дачных и промышленных участков сейчас вводить преждевременно. В противном случае крестьяне останутся без земли, батраками. Если бы политика руководства государства была направлена на закрепление земли за крестьянами, чтобы с них сделать подлинных хозяев, оно бы даже не пыталось в 2003 году навязывать избирателям референдум с целью введения частной собственности на сельхозземли, так как оно не создало для этого условия. Да чего тут скрывать и не стремилось руководство государства сделать крестьян хозяевами своей земли.
Разрешение сельскохозяйственной проблемы наша партия видит в следующем. Необходимо все сельское население, включая и работников инфраструктуры села, наделить землей. То есть в каждом селе разделить землю на количество жителей, наделив их паями в натуре. На выделенную землю в зависимости от членов семьи каждая семья получает свой сертификат, можно назвать акцией или паспорт на право владения землей. Это должен быть узаконенный государственный документ на землю, по которому можно получить кредит в банке, сдать землю в залог, в аренду на договорных условиях, передать по наследству, объединяться в кооператив для общего крупнотоварного сельхозпроизводства. Но ни в коем случае на данном этапе не предоставлять права продать акцию. Даже если земля сдана в залог и его вовремя не возвратили, ее не имеют право продать. Ею заемщик кредита может попользоваться, пока не выручит выданную сумму кредита, полученную у него пайщиком, потом земля возвращается пайщику. Пайщик опять может распоряжаться ею по своему усмотрению.
Если сейчас разделить землю на паи и разрешить их продажу, то 90-95% крестьян останутся без земли. Ведь руководство государства сделало все от него зависящее, чтобы у крестьян не было ни денег, ни техники, ни семян, а также удобрений для обработки земли. Это было сделано для того, чтобы при введении частной собственности на землю, банки и толстосумы, за копейки смогли скупить землю у крестьян. Этого допустить нельзя.
Мы знаем, что эффективное сельхозпроизводство может быть только при крупном товаропроизводстве. Поэтому государство обязано помочь крестьянам объединиться в кооперативы или акционерные сельскохозяйственные предприятия для совместного крупнотоварного производства сельхозпродукции и её переработки. Кооператоры или акционеры на открытом собрании изберут руководство сельхозпредприятия. В соответствии со своими акциями и вложенным трудом, пайщики ежегодно будут получать доходы. У каждого акционера появится заинтересованность в результатах своего труда, и развитии сельхозпредприятия. Он будет работать на себя. На своей земле. На свою семью, а не на дядю Васю, на чужой земле. Сельчане перестанут покидать родные края в поисках работы и куска хлеба.
Государство обязано оказать содействие и помощь на этом этапе преобразований, а именно:
1. В каждом районе создать машинотракторные станции (МТС) для обработки земли и уборки урожая по твердым государственным ценам, желательно в кредит. Это даст возможность крестьянам выжить в это трудное время и не попасть в зависимость от спекулятивных, не чистых на руку коммерческих структур.
2. Централизованно обеспечить горючесмазочными материалами, удобрениями и средствами защиты животных и растений по доступным ценам.
3. Оказать реальную помощь в рынках сбыта сельхозпродукции и сделать твердые госзаказы на сельхозпродукцию, на госнужды.
4.Для образованных сельхозпредприятий обеспечить льготное кредитование в рассрочку.
Таково видение нашей партии по проблемам сельского хозяйства, основной отрасли нашей экономики, по выводу ее из искусственного кризиса, созданного властью. Возродим сельскохозяйственную отрасль экономики, значит, обеспечим рабочими местами население республики. Ведь полноценная обеспеченность работой одного крестьянина, дает рабочие места 7-8 человекам в городе. Вот вам и ликвидация безработицы в ПМР. Без полноценного возрождения агропромышленного комплекса /АПК/ нам проблему безработицы никогда не разрешить. Лозунг бывшего Президента Смирнова промышленность нас накормит, оказался ошибочным. Промышленность, работающая на привозном сырье, всегда была и будет зависима от внешних факторов, что мы видим реально сегодня.
Для выполнения этой задачи, необходимы средства примерно 400-500 млн. долларов.
Знаю, многие госчиновники зададут вопрос. Где взять такие деньги? Отвечаю! Они у нас были и могут быть сейчас при политической воле и заинтересованности руководства Республики. За время существования нашей республики нам Россия оказала безвозмездную помощь на более четырех миллиардов долларов США. Если бы эти деньги не ушли на проедание и не расползлись по сусекам госчиновников, то можно было бы возродить не только АПК, а в целом всю экономику и инфраструктуру республики. Но этого уже не вернешь, мы сами виноваты в этом, что слепо верили в порядочность власти и не контролировали её действия.
Деньги в любом случае, необходимо найти на возрождение АПК основной отрасли экономики ПМР, без которой нам не выйти из экономического кризиса и не одолеть безработицу. При желании и политической воле руководства Республики, эти деньги можно найти в России, и чем быстрее, тем лучше. Проведем Конституционную реформу политической системы власти на принципах народовластия и возродим АПК – значить выживем в это смутное время.
Александр Радченко.
Председатель С-ДПП.
Источник: газета "Человек и его права", .№16 от 9.10.2013 года.