В Приднестровье началась борьба не только со свободой слова, но и с гражданством своих граждан

Считая, что непризнанным, как и ещё одной категории людей, закон не писан, в нашей Республике грубо, топорно, попираются общепризнанные нормы и принципы права.

Наше общество проглотило акт вандализма над Прокуратурой и превращения важнейшего государственного органа в подобие службы добрых советов. Наше общество, с достойным лучшего применения  упорством,  толкают к придаче обратной силы (на двадцать лет!) нормам Уголовного кодекса. Наше общество привыкло, что, оказывается, в течение финансового года можно вводить подзаконными актами новые сборы и платежи, что десять месяцев можно жить без Закона о бюджете. Что можно в нарушение Конституции не подписывать десятки принятых Верховным Советом законов. Наше общество почти уже привыкло к тому, что в Приднестровье уже пол-года нарушается не только наше конституционное, но и общепризнанное, исключительной важности,  право на свободу слова и информации.

Значит можно подкинуть народу новую идею, авось и ее прроглотит.

Статья 3 Конституции Приднестровской Молдавской Республики устанавливает, что:

Гражданство Приднестровской Молдавской Республики приобретается и прекращается в соответствии с конституционным законом, является равным для всех граждан, независимо от оснований его приобретения.

Гражданин Приднестровской Молдавской Республики не может быть лишен гражданства или права его изменения. Гражданин Приднестровской Молдавской Республики может иметь гражданство другого государства – двойное гражданство.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и свободами граждан Приднестровской Молдавской Республики, если иное не установлено законом.

В настоящее время правоотношения, связанные с институтом гражданства в нашей Республике,  пока регулируются Конституционным законом ПМР от  2002 года «О гражданстве Приднестровской Молдавской Республики». Пока, потому что Президентом ПМР внесён в Верховный Совет ПМР проект нового Конституционного закона «О гражданстве Приднестровской Молдавской Республики».

В пояснительной записке к проекту Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики «О гражданстве Приднестровской Молдавской Республики» отмечается, что:

«Настоящий законопроект разработан в целях гармонизации законодательства Приднестровской Молдавской Республики с законодательством Российской Федерации, проект Конституционного закона  построен на основных положениях Федерального Закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» в части определения конституционных принципов гражданства Приднестровской Молдавской Республики, что в свою очередь соответствует и курсу сближения с европейскими нормами права в этой сфере. В числе основных принципов и правил  Европейской конвенции о гражданстве можно привести:

- принцип недискриминации;

- возможность приобретения гражданства по рождению и ходатайству;

- презумпция рождения ребенка, найденного на территории данного государства;

- допустимость установления требований к приобретению гражданства по возрасту (от 18), периода проживания (5 лет перед обращением или 10 лет в целом), отсутствие судимости по преступлениям против государственной безопасности, тюремного заключения, состояние без гражданства;

- возможность восстановления в гражданстве вследствие признания родственных связей;

- отказ от гражданства не должен влечь прекращение гражданства,
если соответствующее лицо не приобретет другого гражданства;

- ограничение возможности лишения гражданства.

Настоящий законопроект полностью соответствует духу и не противоречит основным европейским нормам.

Действующий Конституционный закон Приднестровской Молдавской Республики  «О гражданстве Приднестровской Молдавской Республики»  был разработан в 2002 году и не учитывает особенностей произошедшего развития Приднестровья и его правовой системы. Представленный проект является новой страницей в развитии отечественного института гражданства.

Проект Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики «О гражданстве Приднестровской Молдавской Республики» закрепляет принципы гражданства Приднестровской Молдавской Республики и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Приднестровской Молдавской Республики, определяет основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Приднестровской Молдавской Республики.

Позитивными сторонами предлагаемого к рассмотрению проекта от действующего Закона является его направленность на обеспечение  его адаптивности к практическому применению и исключение декларативности изложенных в нем норм. Важной составляющей успеха принимаемых государственных решений является их своевременная и комплексная регламентация в юридических документах, в частности, в законодательных актах.

Так, законопроектом вводится понятийный аппарат, что значительно упростит правоприменение и будет способствовать надлежащему пониманию порядка реализации норм Конституционного закона, применения его норм к общественным правоотношениям».

 

Я специально выделил один абзац из пояснительной записки, чтобы все, кто прочитает этот текст, прониклись чувством гордости за авторов законопроекта – как много «умных» слов они знают! Вот если бы ещё добавить «реорганизацию, «оптимизацию» и «инсинуацию», то вообще был бы шедевр!

Ещё я выделил  два принципа из упомянутой Европейской конвенции о гражданстве, так как именно эти два принципа полностью игнорируются в президентском законопроекте, а об остальных даже не упоминается.

Действительно, предлагаемый законопроект содержит ряд концептуальных отличий от Федерального Закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» и ныне действующего Конституционного закона ПМР «О гражданстве Приднестровской Молдавской Республики».

Так, в пояснительной записке отмечается, что «…настоящий Конституционный закон предусматривает возможность получения гражданства в упрощенном порядке на основании решения уполномоченного органа, в случае наличия гражданства бывшего СССР и постоянного проживания на территории Приднестровской Молдавской Республики с момента образования Приднестровской Молдавской Республики, подтвержденного документально и оформленного в государственных органах Приднестровской Молдавской Республики, и отсутствия у гражданина постоянного места проживания на территории иного государства. Тем самым, обеспечивая возможность лицам, преклонного возраста, не осуществившим замену паспорта гражданина СССР на паспорт гражданина Приднестровской Молдавской Республики, не оформившим надлежащим образом отметки о наличии гражданства ПМР  в паспорте гражданина СССР либо не получившим вкладыша о гражданстве Приднестровской Молдавской Республики, в упрощенном порядке подтвердить принадлежность к нашему государству».

Однако, по всей видимости, автор законопроекта не знает, что граждане  бывшего СССР, имеющие документальное подтверждение постоянного проживания на территории ПМР с момента образования ПМР, не нуждаются в упрощённом порядке подтверждения принадлежности к нашему государству, так как в соответствие с нормами статьи 1 ныне действующего Конституционного закона ПМР «О гражданстве Приднестровской Молдавской Республики» гражданами Приднестровской Молдавской Республики являются:

а) граждане бывшего СССР, которые на день образования Приднестровской Молдавской Республики (2 сентября 1990 года) имели постоянное место жительства на ее территории.

Главные подводные камни заложены в статье 20 законопроекта   «Основания отмены решений по вопросам гражданства Приднестровской Молдавской Республики», то есть, в данной статье речь идёт о лицах, принятых в гражданство или, как их ещё называют, натурализованных гражданах ПМР.

В настоящее время статья 18 действующего Конституционного закона ПМР «О гражданстве Приднестровской Молдавской Республики» устанавливает что:

1. Решение о приеме в гражданство Приднестровской Молдавской Республики отменяется в отношении лица, которое приобрело гражданство Приднестровской Молдавской Республики на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. Факт представления заведомо ложных и фальшивых документов устанавливается в судебном порядке. Отмена решения о приеме в гражданство не освобождает данное лицо от установленной законом ответственности.

2. Отмена решения о приеме в гражданство Приднестровской Молдавской Республики возможна в течение трех лет после приема.

Согласно пункту 1 статьи 20 законопроекта «Решение о приобретении или прекращении гражданства Приднестровской Молдавской Республики подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается органами внутренних дел».

Тут, действительно, «гармонизируемся» до определённого момента с нормами статьи 22 Федерального Закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

Так, решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Других оснований для отмены решения о приобретении гражданства в Российской Федерации нет.

Однако, если в законопроекте, представленном Президентом ПМР факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается органами внутренних дел, то есть, исполнительным органом государственной власти, то в настоящее время у нас, а также  и  в Российской Федерации, настоящий факт  устанавливается в судебном порядке.

А это – как говорят в Одессе, две большие разницы.

При всей предсказуемости многих судей, особо хотелось бы отметить процессы против И.В.Дудкевича и оппозиционных кандидатов в депутаты в Бендерах, моя заранее обречённая попытка добиться законного судебного решения в суде г. Тирасполя (об этом подробнее в следующих публикациях) очевидно, что ещё не всё там схвачено. А вот органы внутренних дел – это другое дело. Внутренним органам даже Бучка В.А. доверяет.

Но дальше следует «главная новелла» президентского законопроекта:

Пункт 2 статьи 20 законопроекта предусматривает, что:

«Решение о принятии в гражданство Приднестровской Молдавской Республики подлежит отмене, либо запись о регистрации гражданства Приднестровской Молдавской Республики подлежит аннулированию,
если будет установлено, что гражданин находится на военной службе,
на службе в правоохранительных органах, органах безопасности, юстиции,
и иных государственных органах иностранного государства, если иное
не предусмотрено законом или международным договором Приднестровской Молдавской Республики, по перечню, определенному Президентом Приднестровской Молдавской Республики».

Из изложенного следует, что, даже, если какое-либо лицо было принято в гражданство ПМР на основании действительных документов и правдивых сведений, то решение о принятии в гражданство подлежит отмене, заметьте, не может быть отменено, а императивно – подлежит отмене, если такое лицо устроится впоследствии на  военную службу, на службу в правоохранительных органах, органах безопасности, юстиции, и иных государственных органах иностранного государства.

Таким образом, фактически вводится институт лишения гражданства граждан ПМР, которым в своё время гражданство было предоставлено абсолютно правомерно.

Насколько это соответствует конституционным нормам о равенстве гражданства ПМР, независимо от оснований его приобретения?

Будьте добры, авторы законопроекта, вначале законодательно установите такие ограничения для граждан ПМР, что они не имеют права под угрозой утраты гражданства устроиться на  военную службу, на службу в правоохранительных органах, органах безопасности, юстиции, и иных государственных органах иностранного государства и, если уж они, будучи предупреждёнными, ослушаются, то, тогда рубите!

По-видимому, с точки зрения Президента, нам не нужны «перебежчики» и ненадёжные граждане.

Тем более, что первый шаг в этом направлении уже сделан.

Я имею в виду Постановление Правительства ПМР №23 от 12.02.2013

« О порядке расчётов за коммунальные услуги с лицами, работающими в правоохранительных органах Республики Молдова и проживающими на территории Приднестровской Молдавской Республики», в соответствие с нормами которого,  такие лица должны оплачивать коммунальные услуги по тарифам Республики Молдова.

Мы хотим на этом заработать или показать кто в доме хозяин?

Если заработать, то мы не используем огромный ресурс в лице работающих в России, Италии, Португалии, да ещё, чтобы они платили коммунальные платежи не только по тарифам России, Португалии, Италии, а ещё и в конвертируемой валюте!

А если без иронии, а  по праву? А если среди них есть граждане ПМР?

А ведь статья 17 Конституции ПМР устанавливает, что:

«Все имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения.

Преимущества и привиллегии могут быть установлены только законом и должны соответствовать принципам социальной справедливости».

Почему подзаконным актом, каким является Постановление Правительства, отменяются или изменяются нормы Конситуции?

Но,  тогда, следуя логике Президента, нам следует защититься от сотен «лазутчиков», то есть, граждан других государств, не будем указывать пальцем каких, которые проникли в наши  военную службу, службу в правоохранительных органах, органах безопасности, юстиции, и иных государственных органах (даже в МИД и Администрацию Президента!).

Позвольте только спросить, а где гармонизация? В российском законе таких оснований для отмены решения о приёме в гражданство нет.

И ещё интересует «перечень иностранных государств, определённый Президентом ПМР». А если завтра Президент ПМР обидится на Россию, что совсем не исключено?

Вон, на торжественном собрании по случаю Дня Республики, Президент даже не упомянул об уникальных программах по линии АНО «Евразийская интеграция», об увеличении в два раза, до 120 млн. долларов США, объёма этих программ. А на возложении венков и цветов 2 сентября  делегацию России вообще объявили последней, после делегаций Нагорного Карабаха и Гагаузии.  Да ещё, говорят, в ПГУ пути-дорожки Президента ПМР и Специального представителя Президента Росси по Приднестровью разошлись. Д.О.Рогозин встречался с преподавателями и студентами ПГУ в актовом зале, а Шевчук Е.В., вроде, в это время встречался с будущими юристами.

Это, вообще, похоже на демарш.

Но, в этом втором пункте статьи 20 законопроекта смущает ещё одна формулировка: «…  либо запись о регистрации гражданства Приднестровской Молдавской Республики подлежит аннулированию».

А это кого касается? Не урождённых  ли граждан ПМР?

А как быть тогда с частью второй статьи 3 Конституции ПМР и принципом из пункта 4 статьи 4 законопроекта в части того, что гражданин Приднестровской Молдавской Республики не может быть лишен гражданства Приднестровской Молдавской Республики?

В Конституции Приднестровской Молдавской Республики и в Федеральном Законе «О Гражданстве РФ»  говорится о том, что «никто не может быть лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство». Эта норма имеет для общества и его граждан принципиальное значение, ибо исключает из будущего возможность использования этой меры для борьбы с инакомыслием, в целях преследования политических противников, насаждения страха в обществе, что было характерно для СССР на протяжении всей его 70-летней истории. Антидемократическая практика лишения гражданства сопровождалась, к тому же, применением и такой репрессивной меры, как высылка собственных граждан. Между тем подобная практика несовместима со многими международными нормами о правах человека.

В пояснительной записке законопроекта отмечается, что настоящий законопроект соответствует и курсу сближения с европейскими нормами права в этой сфере и, что полностью соответствует духу и не противоречит основным европейским нормам.

Не знаю, что из европейского имеется в виду.  Может формулировку из пункта 1 статьи 14 законопроекта в части того, что  «…в гражданство Приднестровской Молдавской Республики в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных подпунктом «а» пункта 1 статьи 13 настоящего Конституционного закона принимаются граждане и лица, которые:

б) состоят в браке с гражданином Приднестровской Молдавской Республики не менее 2 (двух) лет»?

Почему-то не указали, что брак может быть и с гражданкой ПМР.

Можно же было написать «… в браке с лицом, состоящим в гражданстве ПМР» либо «…в браке с гражданином (гражданкой) ПМР»?

Институт лишения гражданства существует в немногих государствах. Лишение гражданства осуществляется уполномоченными на то органами государства вопреки желанию лица. В ряде стран разрешается лишать гражданства только натурализованных граждан за преступления, указанные в законе, но иногда в течение лишь определенного срока после натурализации. В отдельных странах закон предусматривает возможность лишения гражданства и урожденных граждан, но только на основании  решения суда за действия в пользу иностранного государства, которые причинили ущерб государству. В странах Латинской Америки лишение гражданства (в отношении как натурализованных, так и урожденных граждан) используется в качестве дополнительного наказания, назначаемого судом за некоторые преступления (шпионаж и др.). Новейшие конституции многих стран запрещают лишать гражданства. 

Более того, в рамках Организации Объединённых Наций предпринимаются значительные усилия по сокращению безгражданства.

Так, в Докладе Исполнительного комитета программы Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев за 2006 год  отмечается, что безгражданство может возникать в результате ограничений на передачу родителями своего гражданства своим детям; лишения женщин возможности передавать гражданство; отказа от одного гражданства без получения другого; автоматической утраты гражданства вследствие длительного проживания за границей; лишения гражданства из-за непрохождения военной или альтернативной гражданской службы; потери гражданства из-за брака с иностранцем или из-за перемены гражданства супругом в период пребывания в браке; и лишения гражданства в результате дискриминационной практики.

В Докладе «Безгражданство: Принципы анализа в целях предотвращения, сокращения и защиты» Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев за 2008 год отмечается:

«Наличие гражданства позволяет пользоваться всеми правами человека и является бесспорно обязательным для полноценного участия в жизни общества. Оно наделяет человека политическими правами, правом на получение национального паспорта и на использование его для поездок, а также неограниченным правом на въезд и проживание в своей стране. По этой причине многочисленные международные соглашения и резолюции повторяют основной принцип необходимости избежания безгражданства.

Лучшим способом решения проблемы безгражданства является его предотвращение. Государства – это основные действующие субъекты, отвечающие за предотвращение безгражданства, ибо на них лежит ответственность за определение того, каким образом гражданство может быть приобретено, изменено или утрачено. Тем не менее, в процессе определения лиц, являющихся их гражданами, государства должны действовать в пределах, установленных международным правом. Международные правовые нормы рекомендуют принятие в национальном законодательстве государств мер, гарантирующих предотвращение безгражданства как при рождении, так и в дальнейшей жизни человека. Соглашения о правах человека содержат ряд гарантий, однако наиболее полный набор стандартов в этой сфере содержится в Конвенции 1961 г. о сокращении безгражданства. Например, Конвенция устанавливает, что дети должны приобретать гражданство того государства, в котором они родились, если иначе они станут лицами без гражданства; а также, что лицо не может отказаться от своего гражданства, не приобретя другое, и оно не может быть лишено гражданства по дискриминационным причинам».

И, уж, если ссылаться на нормы международного права, то следует напомнить, что Всеобщая Декларация прав человека содержит следующие статьи:

Статья 2.

Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

Статья 15.

1. Каждый человек имеет право на гражданство.

2. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.

Аналогичные нормы содержатся в Международном Пакте о гражданских и политических правах:

Статья 2

1. Каждое участвующее в настоящем Пакте Государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.

Статья 26

Все люди равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона. В этом отношении всякого рода дискриминация должна быть запрещена законом, и закон должен гарантировать всем лицам равную и эффективную защиту против дискриминации по какому бы то ни было признаку, как-то расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.

Надеюсь, что у Прокурора ПМР А.Ф.Дели не будет возражений в части признания действия этих норм на территории ПМР, как он возражал против признания в ПМР   «Декларации о свободе общения в Интернете», несмотря на то, что Приднестровская Молдавская Республика  не является подписантом этих общепризнанных, основополагающих документов международного права в области прав и свобод человека?

 

Александр Караман.

Председатель Республиканской политической партии «Родина»           

Поделиться ссылкой
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники