Говорят, что если посадить обезьяну за письменную машинку, и она начнет бацать по клавишам, подражая тому, как это делают люди, то она – теоретически, один шанс из миллиона – может напечатать "Я помню чудное мгновенье…", но потом у нее обязательно потекут странные слова, может быть, и непечатные.
В последнее время я сильно подозреваю, что в команде у Шевчука где-то сподобились достать такую обезьяну. Она им шлепает законопроекты и прочие Указы, ну почти как настоящие, если не вчитываться. Вот свежее доказательство.
Дай, себе думаю, прочитаю-таки Указ нашего президента Евгения Васильевича насчет концепции экономической безопасности. Скачал из первоисточника, с сайта президента, все-таки, сурьезный же документ, касается буквально каждого. Оно что означает, когда, например, в каком-нибудь государстве нет экономической безопасности? Я так полагаю, что такое государство и не государство вовсе, потому что не может само себя ничем обеспечить. И его в любой момент можно взять ну голыми же руками.
Начал я с самого главного в документе, а именно, что же у Шевчука считается уже не безопасным с экономической точки зрения. Есть ведь какие-то общепризнаные нормы, как мы тут соответствуем? А тут в документе сразу и таблица такая имеется показателей небезопасности, при достижении которых, то есть при не достижении которых, тьфу, запутался совсем, короче, когда, значит, надо считать, что государству кранты пришли. И сразу рядом написано, какое у нас положение по тем или иным показателям за 2011 год и за 2012 год. Тут у Шевчука не додумали и позволили нам сделать сравнение: как было, будем считать, в самый плохой, последний год правления старого президента И.Н.Смирнова (за какую плохоту его и не избрали на очередной срок) и что себе наворотили молодцы из команды Шевчука за первый год деятельности. В смысле достижения экономической безопасности.
Индикаторы экономической безопасности
Приднестровской Молдавской Республики
№№ |
Наименование показателя |
Пороговый уровень |
Факт 2011 год |
Факт 2012 год |
1. |
Инвестиционная безопасность |
|
|
|
1.1.1. |
Отношение объема инвестиций |
не менее 20,0 |
21,0 |
15,3 |
2 2. |
Производственная безопасность |
|
|
|
22.1. |
Темпы снижения объемов промышленного производства в целом |
не более 15,0 |
- |
- |
22.2. |
Доля ВДС сферы производства товаров |
не менее 25,0 |
24,5 |
26,9 |
3 3. |
Внешнеэкономическая безопасность |
|
|
|
33.1. |
Соотношение между объемами экспорта |
не менее 40,0 |
39,8 |
38,8 |
4 4. |
Продовольственная безопасность |
|
|
|
44.1. |
Степень обеспеченности основными продуктами питания собственного производства в республике |
|
|
|
|
– хлебные продукты |
не менее 95,0 |
102,4 |
95,1 |
|
– картофель |
не менее 70,0 |
54,8 |
49,2 |
|
– овощи и бахчевые |
не менее 70,0 |
61,4 |
46,3 |
|
– мясо (говядина, свинина, птица) |
не менее 85,0 |
51,1 |
72,5 |
|
– молоко и молокопродукты |
не менее 85,0 |
67,6 |
70,1 |
|
– яйца |
не менее 90,0 |
38,1 |
19,7 |
5 5. |
Финансовая безопасность |
|
|
|
55.1. |
Отношение дефицита консолидированного бюджета к ВВП республики в анализируемом периоде*, % |
не более 10,0 |
16,0 |
14,2 |
55.2. |
Сводный индекс потребительских цен (инфляция) (к декабрю предыдущего года), % |
не более 15,00 |
15,98 |
10,43 |
55.3. |
Объем золотовалютных резервов, % |
не менее 10,0% |
-3,7 |
48,0 |
55.4. |
Доля налогов и сборов в ВВП |
не менее 14,0 |
14,5 |
18,5 |
6 6. |
Социальная безопасность |
|
|
|
66.1. |
Отношение среднемесячной начисленной заработной платы к прожиточному минимуму в государстве, отн. ед |
не менее 2,5 |
2,6 |
2,9 |
66.2. |
Уровень официально зарегистрированной безработицы в государстве, % |
не более 6,0-7,0 |
3,5 |
3,4 |
* – ВВП скорректирован на сумму налога на доходы
** – расчет ЦБ ПМР
И сразу я напоролся на следы той обезьяны.
Ну сразу видно, что это кусок из какой-то другой таблицы, и чо тама написано мы не знаем. Потому что у наших грамотеев в первой колонке, где указаны номера по порядку, после п.1.1.1 следует сразу п. 22. Дальше у них такая нумерация следует: 22.1, 22.2, потом сразу п. 33 (с подпунктами) потом (вы уже догадались!) 44, 55, 66.
Да бог с ним, с пунктами, у каждого свои пункты в голове. У них вот – такие.
По существу. п.55.4 "Доля налогов и сборов в ВВП в анализируемом периоде, %". Указано – не менее 14%. Наверное, должно быть – не более 14%
По существу. Конечно, дело каждого правителя избирать критерии экономической безопасности. У Шевчука, например, степень обеспеченности населения яйцами собственного производства жутко важна для экономической безопасности. Он это дело отдельной строкой провел. Яйца важны, а сахар нет. Мясо важно, а рыба нет. Овощи важны, а фрукты нет. А иначе как понять, что всегда имевшее вдосталь сахара Приднестровье сегодня продает сахар, завезенный из Украины или даже Белоруссии. Или яблоки из Польши, а виноград- из Италии.
По существу. Конечно, важно сколько там у нас в казне золотовалютных резервов в процентах к резервным деньгам. Особенно золотишка. Но ведь это показатель из разряда "как посмотреть". Если мы, допустим, обнулим наши резервные деньги в сувориках (вообще, интересно, откуда в государстве резервные суворики берутся при дефиците бюджета в 70 процентов?), то каждый доллар в кармане Шевчука превращается в ааафигенные золотовалютные резервы в процентном отношении. С другой стороны нигде не говорится, что этот доллар должен быть Шевчуком же и заработан. Мы же знаем. что беспрецедентный золотовалютный рывок с минуса 3,7 процента до 48 процентов произошел, когда нам Россия валюты подкинула на пополнение этих самых резервов. Наверное, у Шевчука считают, что для экономической безопасности неважно, откуда эта валюта взялась. Ну прям, как в банде!
А например, такие хрестоматийные показатели, как внешний долг в процентах к ВВП нашему государству не подходит. У нас его нет вообще. Внешнего долга. А то, что мы там за газ России не отдали 4 млрд долларов при годовом ВВП менее 100 млн долларов, так это к экономической безопасности никакого отношения не имеет.
Из разряда "как посчитать" и принятые индикаторы социальной безопасности. Ну это ведь просто насмешка, что в Приднестровье, оказывается всего 3,4 процента безработных. Видите ли у нас столько официально зарегистрированных. Так что мешает не регистрировать вообще? Тогда будет вообще нулевой процент безработицы. Как будто они не видят десятки тысяч людей, ежегодно бросающих свои семьи в поисках работы за рубежом. Просто этим людям в ПМР не хочется работать и не хочется официально регистрироваться, как безработные, им стыдно от такого статуса. Да?
А например, такие обобщенные хрестоматийные показатели экономической безопасности, как количество людей, проживающих за чертой бедности или уровень расслоения общества по доходам, нашему государству не подходит.
В остальном же – ну очень походит на всамделюшнюю концепцию экономической безопасности.
Однако оставим экономистам и депутатам разбираться в деталях (депутатам все равно придется разбираться – им же принимать эту обезьянью наработку). Отвлечемся от индикаторов и посмотрим на бесспорные факты. Что принесло правление Шевчука с точки зрения экономической безопасности (по его же принятым критериям!). Пробежимся по некоторым статьям таблицы.
1. Отношение объема инвестиций к ВВП. Норма – не менее 20%. При Смирнове – 21% (лучше нормы), При Шевчуке – 15,3% (хуже нормы, снижение за год почти на четверть).
2. Отношение объема ВДС (валовой добавленной стоимости, т.е. того, что реально произведено в Приднестровье) к ВВП. Норма – не менее 25%, При Смирнове – 24,5% (чуть хуже нормы), при Шевчуке – 26,9% (чуть выше нормы). Радоваться тут однако нечему. В концепции Шевчука проведена одна такая маленькая манипуляция: не учитывается один из базовых параметров экономической безопасности – динамика, т.е. рост или снижение объема ВВП. Хорошо, если "при Шевчуке" ВВП растет. Тогда рост ВДС к ВВП в абсолютном выражении имеет плюс по отношению к данным "при Смирнове". Но вся "химия" в том, что роста ВВП "при Шевчуке" нет (потому и скрыт важнейший показатель экономической безопасности), более того, ВВП непрерывно и с нарастанием падает. Поэтому "смирновские" 24, 5 процента могут быть в абсолютном выражении "весить" больше, чем шевчуковские 26,9%.
Это же замечание относится и к п.1. 25% инвестиций "при Смирнове" реально могут не на 5% превышать инвестиции "при Шевчуке"(15,3%), а в разы с учетом отрицательной динамики ВВП.
3. Соотношение между объемами экспорта и импорта. Норма – не менее 40%. Смирнов 39,8, Шевчук -38,8 (минус процент)
4. Продовольственная безопасность. Из шести позиций, четыре показателя "при Смирнове" лучше, чем "при Шевчуке". У Шевчука небольшой рост показателей по мясу и по молоку. По мясу понятно почему: люди скота больше стали резать: нечем кормить, а главное, некому ухаживать, народ ведь бежит на заработки из Приднестровья. По молоку вообще ситуация страшная, лучше бы и не хвастаться. Мало того, что один Рыбницкий молочный комбинат может переработать молока в 10 раз больше, чем его производится в ПМР, недавняя молочная война в Рыбнице, когда комбинату заблокировали импортное молоко, показала, каким путем достигнуты шевчуковские 2,5 процента роста по молоку.
5. Отношение дефицита бюджета к ВВП. Норма – не более 10%. При Смирное – 16%, при Шевчуке 14,2%. Шевчуковское "улучшение" достигнуто всем известно как: впервые при Шевчуке были отменены целый ряд льгот и дотаций отдельным категориям граждан и организациям, например, урезаны транспортные льготы пенсионерам, транспортные организации не получили компенсации за перевозку льготников, крестьянам отказано в компенсации потерь из-за засухи и т.п. А кто не помнит драконовскую реформу по сокращению 25% бюджетных мест. В ней реформаторам было отказано Верховным Советом, но ведь она тихой сапой во всю претворяется в жизнь.
6. Снижение уровня инфляции при Шевчуке с 15,98% "смирновских" до 10,43% также обусловлено в основном снижением покупательной способности населения.
7. Доля налогов и сборов в ВВП (так называемый налоговый гнет). Норма 14%. "При Смирнове" – 14,5%, "при Шевчуке" 18,5% (показатель ухудшился на 4%). Но реально налоговый гнет в ПМР гораздо выше. В некоторых источниках утверждается, что соотношение налогов и сборов к ВВП достигло при Шевчуке 41%!
В целом мы видим, что показатели экономической безопасности "при Шевчуке" в 2012 г. стали хуже, чем были в последний год "при Смирнове". Более того, ни одно улучшение показателей "при Шевчуке", не обусловлено здоровым процессом, т.е прибавлением чего-то – ВВП, зарплат, пенсий, пособий, натурального продукта, налогооблагаемой базы и т.п., а все исключительно за счет урезания, сокращений и отмен. По принципу: мы сегодня отложили больше денег, потому что меньше потратили. Здоровые улучшения беспредельны. Больные – возможны до известного предела, после которого наступает простой капец. Так в семье: можно не тратить ни копейки с зарплаты и положить все деньги в банк, но через пару месяцев эту семью придется похоронить на ими таким путем сэкономленные деньги.
Примерно то же самое происходит сегодня при Шевчуке Положение с экономической безопасностью в 2013 г. стало еще хуже, чем в 2012. Это можно смело утверждать, зная, что из четырех основных налогоплательщиков ПМР, два предприятия не работали по вине дилетантов Шевчука полгода вообще (ММЗ и Рыбницкий цементный комбинат), а третий (МГРЭС) – работал всего на 5 процентов своей мощности. В полную силу работал только "Шериф", которому тем не менее команда Шевчука постоянно вставляла палки в колеса разными проверками, налетами и угрозами.
Возвращаясь к Пушкину…
Я помню чудное мгновенье, когда сидел себе Шевчук в Верховном Совете простым депутатом с чубчиком. Иногда руку поднимал, голосовал. Вреда от этого было гораздо меньше, чем сегодня. Почти никакого…
Илья Богданов.