Не успел Верховный Совет провести слушания по ситуации в экономике, как последовала немедленная реакция Президента. Своим Указом он утвердил Государственную стратегию экономической безопасности Приднестровской Молдавской Республики.

(Справедливости ради надо отметить, что по хронологии эти процессы шли как бы параллельно. Указ президента датирован 26.11.2013 (когда он реально был подписан в наших условиях трудно сказать), а парламентские слушания по экономике прошли 27.11.28. При нынешнем уровне недоверия Президенту Шевчуку (согласно проходящему сейчас совместному опросу на шести интернет-площадках Приднестровья,  Шевчуку не доверяют устойчиво около 90 процентов приднестровцев!)  можно принять вывод комментаторов с Открытого форума ПМР о немедленной реакции Шевчука на парламентские слушания. Ведь как  признают сами функционеры Шевчука, у них там среднего размера законы ляпают за день. При таких скорострельностях экономическую "стратегию", нам представленную, можно было сваять за пару часов и "провести" указом задним числом. Такие случаи у нас уже бывали. Например, в начале своего "царствования", в январе 2012 г. великий экономист Шевчук объявил об экономических мерах послабления Молдове, грубо говоря, о снятии пошлин, до того как появился на свет соответствующий Указ – примечание ПМРФ)

Краткий анализ этого «шедевра».

1. Оказывается, экономике республики не позволяет приобрести характер устойчивого и поступательного роста неопределенность политико-правового статуса, нестабильная внешнеполитическая ситуация. О том, что именно команда «профессионалов», а не внешнеполитическая ситуация, поставила экономику ПМР в 2013 году на грань коллапса, в документе не говорится ничего.

2. Государственная стратегия должна обеспечить создание конкурентоспособной, социально ориентированной рыночной экономики и улучшение условий для привлечения инвестиционных вложений.
В документе даже указано как это сделать. Вот одна из мер:
— временный запрет на вывод за рубеж капитала, в исключительных случаях по особому разрешению, а также приостановка выплат дивидендов и процентов иностранным собственникам предприятий. Т.е. принцип такой – «вложи и забудь»! Интересно, какой иностранный инвестор после этого рискнет вкладывать хотя бы доллар в нашу экономику?

3. Чтобы облегчить положение предприятий для отдельных категорий потребителей на срок не более 3 (трех) месяцев законом, правовым актом Президента должно быть предусмотрено снижение предельных уровней цен (тарифов) на газ.
Интересно, как может облегчить положение крупного предприятия снижение тарифа на газ на целых 3 месяца?

4. Оказывается, соотношение всех налогов и сборов к ВВП в Приднестровье составляет 18,5% при норме 14%. И это при том, что реально отношение всех налогов и сборов к ВВП составляет в Приднестровье сегодня 41%. Проверить это может любой гражданин, подняв данные из закона о бюджете и пенсионном фонде.

5. Наиболее вероятными угрозами экономической безопасности во внутренней среде являются:
— моноструктурность промышленности (более 60% промышленного производства приходится на 4 предприятия: ОАО «Молдавский металлургический завод», ЗАО «Тиротекс», ЗАО «Рыбницкий цементный завод», ЗАО «Молдавская ГРЭС», что делает экономику государства уязвимой, поскольку остановка одного из ведущих предприятий повлечет значительные потери по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, потери экспортной прибыли государства).
Наверно именно этой уязвимостью экономики Правительство и воспользовалось в конце прошлого года, остановив или поставив на грань остановки все эти предприятия повышением тарифа на газ.

В общем, с такой стратегией порядок точно будет!

Источник: Открытый форум ПМР


 

ПРИЛОЖЕНИЕ

к Указу Президента

Приднестровской Молдавской

Республики

от 26 ноября 2013 года № 558

 

Государственная cтратегия экономической безопасности

Приднестровской Молдавской Республики

 

Глава 1. Общие положения

 

1. Социально-экономическое развитие Приднестровской Молдавской Республики происходило на фоне многих негативных факторов, характерных для всех государств СНГ в период перехода от директивных методов управления к рыночным отношениям.

За период становления в республике существенным образом трансформировались все сферы экономических и социальных отношений, в том числе в системе макроэкономического управления, отношениях собственности и организационно-правовых формах предпринимательства, финансовой
и валютно-кредитной сферах, воспроизводственной и отраслевой структуре хозяйствования, механизме стимулирования труда и системе внешнеэкономических связей. Также изменились функции управления
и условия деятельности на уровне организаций и предприятий.

Анализ экономики республики на протяжении всего времени существования свидетельствует о нестабильном характере ее развития. Неопределенность политико-правового статуса, нестабильная внешнеполитическая ситуация приводят к периодическим кризисам
и существенным экономическим потерям, вызванным различными формами внешнеэкономических ограничений, что во многом не позволяет экономике республики приобрести характер устойчивого и поступательного роста.

Разновекторные геополитические влияния на Приднестровскую Молдавскую Республику в условиях нестабильности гарантий безопасности,
а также критическая внешняя зависимость национальной экономики обуславливают уязвимость Приднестровья к различного рода внешнеэкономическим и политическим угрозам.

Ввиду экспортной ориентированности приднестровской экономики
и высокой ее зависимости от внешних сырьевых, энергетических и др. источников, мировые кризисные явления оказывают достаточно сильное влияние на социально-экономическое развитие Приднестровской Молдавской Республики.

Кроме того, существенные структурные диспропорции в экономике республики (преобладание в структуре материало- и энергоемких производств при недостаточно развитом высокотехнологическом секторе) на фоне усиления несбалансированности внешнеторговых операций и недостаточных объемов инвестиций, в том числе государственных, и привлечения в экономику прямых иностранных инвестиций обуславливают внутренние вызовы экономической безопасности республики. 

Все это делает особо актуальной целенаправленную деятельность
по обеспечению экономической безопасности республики и ее граждан
на основе единой Государственной стратегии экономической безопасности Приднестровской Молдавской Республики (далее – Государственная стратегия).

2. Государственная стратегия в соответствии с законодательством определяет общие принципы, приоритетные цели, задачи и механизмы защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних
и внутренних угроз.

Государственная стратегия включает:

а) характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности Приднестровской Молдавской Республики как совокупности условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства; определение
и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства, на краткосрочную и среднесрочную (три-пять лет) перспективу;

б) определение критериев и параметров, характеризующих национальные интересы в области экономики и отвечающих требованиям экономической безопасности Приднестровской Молдавской Республики;

в) формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействие факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики.

Реализация Государственной стратегии должна осуществляться
через систему конкретных мер, реализуемых на основе качественных индикаторов и количественных показателей – макроэкономических, социальных, внешнеэкономических, финансовых и других.

 

Глава 2. Цель и приоритеты Государственной стратегии экономической безопасности Приднестровской Молдавской Республики

 

3. Цель Государственной стратегии экономической безопасности Приднестровской Молдавской Республики – обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни
и развития личности, социально-экономической и политической стабильности общества и сохранения целостности республики, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

Без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед республикой как
во внутригосударственном, так и в международном плане. Реализация Государственной стратегии должна обеспечить:

а)  защиту гражданских прав населения, повышение уровня и качества его жизни, гарантирующих социальную стабильность и спокойствие в обществе;

б) эффективное решение внутренних политических, экономических
и социальных задач, исходя из национальных интересов;

в) создание конкурентоспособной, социально ориентированной рыночной экономики.

4. Основными приоритетами экономической безопасности республики являются:

а) повышение качества жизни населения путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения;

б) достижение экономического роста путем развития инновационных производств и инвестиций в человеческий капитал;

в) улучшение условий для привлечения инвестиционных вложений, содействие инвестиционным программам и структурной перестройке экономики республики;

г) устойчивое развитие малого и среднего предпринимательства, увеличения их вклада в экономику, а также увеличения числа занятого населения в данном секторе экономики;

д) обеспечение устойчивого функционирования аграрного сектора, создающего предпосылки для увеличения доли отечественных продовольственных товаров в общем объеме потребления, снижение зависимости от импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия, увеличение экспорта аграрной продукции;

е) стимулирование создания новых рабочих мест и подготовки, переподготовки профессиональных кадров по востребованным специальностям;

ж) содействие развитию экспортноориентированного
и импортозамещающего производства;

з)  создание условий для стабильной работы денежно-кредитной системы;

и) снижение дефицита бюджета, повышение эффективности бюджетных расходов;

к) интенсификация взаимодействия с государствами и регионами государств, входящими в Таможенный союз России, Республики Беларусь
и Казахстана, проведение работы по получению для приднестровских товаров
и производителей режимов, аналогичных предоставляемым в Таможенном союзе национальным товарам и поставщикам.

 

Глава 3. Угрозы экономической безопасности

Приднестровской Молдавской Республики

 

5. Во внешнем пространстве наблюдаются тенденции, которые являются источниками угроз экономической безопасности республики, в том числе:

а) дискриминационные меры со стороны Республики Молдова и других зарубежных стран или их сообществ во внешнеэкономических отношениях
с Приднестровской Молдавской Республикой:

1) введение новых искусственных барьеров со стороны Республики Молдова для осуществления внешнеторговых операций хозяйствующими субъектами республики;

2) возможное ограничение поставок приднестровских товаров на рынок Евросоюза, при заключении Республикой Молдова Соглашения об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли со странами Евросоюза и других соглашений;

3) прекращение расчетов по корреспондентским счетам приднестровских банков за рубежом;

4) блокирование внешнеторговых операций экономических агентов республики.

б) увеличение объемов импорта путем вытеснения отечественных производителей товаров и услуг (особенно потребительских товаров)
с внутреннего рынка зарубежными агентами;

в) развитие негативных процессов в мировой экономике, падение потребительского спроса на конечные товары и, как следствие, сокращение спроса на главные экспортные товары республики.

6. Наиболее вероятными угрозами экономической безопасности
во внутренней среде являются:

а) ухудшение ситуации на мировых рынках минерально-сырьевых ресурсов, на фоне острой зависимости промышленного сектора республики
от внешних сырьевых источников, приведет к кризисной ситуации
в индустриальной отрасли;

б) моноструктурность промышленности (более 60% промышленного производства приходится на 4 предприятия: ОАО «Молдавский металлургический завод», ЗАО «Тиротекс», ЗАО «Рыбницкий цементный завод», ЗАО «Молдавская ГРЭС», что делает экономику государства уязвимой, поскольку остановка одного из ведущих предприятий повлечет значительные потери по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, потери экспортной прибыли государства);

в) утечка финансовых активов за рубеж и, тем самым, снижение инвестиционной активности внутри страны;

г) преобладание в структуре промышленности отраслей с небольшой долей добавленной стоимости, техническое и технологическое отставание отечественной экономики от мирового уровня, обуславливающее низкую конкурентоспособность в большинстве отраслей реального сектора экономики;

д) чрезмерное влияние иностранного капитала на развитие отдельных стратегически важных отраслей приднестровской экономики (черная металлургия, электроэнергетика и др.);

е) высокий уровень ресурсоемкости производства и недостаточно эффективное применение ресурсо- и энергосберегающих технологий;

ж) увеличение оттока трудовых ресурсов за пределы республики, старение общества и снижение численности трудовых ресурсов;

з) снижение спроса на рабочую силу вследствие снижения конкурентоспособности производимой продукции (услуг)
и платежеспособности предприятий, увеличение уровня безработицы;

и) вымирание сел вследствие отсутствия занятости сельского населения
и необходимой инфраструктуры на селе.

 

Глава 4. Критерии и показатели состояния экономики,

отвечающие требованиям экономической безопасности

Приднестровской Молдавской Республики

 

7. Состояние экономики, отвечающее требованиям экономической безопасности Приднестровской Молдавской Республики, должно характеризоваться определенными качественными критериями и параметрами (пороговыми значениями), обеспечивающими приемлемые для большинства населения условия жизни и развития личности, устойчивость социально-экономической ситуации, целостность государства, возможность противостоять влиянию внутренних и внешних угроз.

В качестве критериев и показателей (пороговых значений), отвечающих требованиям экономической безопасности республики, применяется совокупность предельных параметров и характеристик социально-экономических процессов функционирования и развития республики в целом, выход за пределы которых вызывает негативные последствия вплоть
до разрушения социально-экономической системы и ее подсистем.

 

Индикаторы экономической безопасности

Приднестровской Молдавской Республики

 

 

№№
п/п

Наименование показателя

Пороговый уровень

Факт 2011 год

Факт 2012 год

 1.

Инвестиционная безопасность

 

 

 

1.1.1.

Отношение объема инвестиций
в основной капитал к ВВП республики
в анализируемом периоде
в действовавших ценах*, %

не менее 20,0

21,0

15,3

2 2.

Производственная безопасность

 

 

 

22.1.

Темпы снижения объемов промышленного производства в целом
по республике по итогам рассматриваемого периода к соответствующему уровню предыдущего периода и ожидаемой оценке по итогам финансового года

не более 15,0

-

-

22.2.

Доля ВДС сферы производства товаров
в ВВП республики в анализируемом периоде в действовавших ценах*, %

не менее 25,0

24,5

26,9

3 3.

Внешнеэкономическая безопасность

 

 

 

33.1.

Соотношение между объемами экспорта
и импорта продукции государства
в анализируемом периоде, %

не менее 40,0

39,8

38,8

4 4.

Продовольственная безопасность

 

 

 

44.1.

Степень обеспеченности основными продуктами питания собственного производства в республике
(по потребительской корзине), (%):

 

 

 

 

  – хлебные продукты

не менее 95,0

102,4

95,1

 

  – картофель

не менее 70,0

54,8

49,2

 

  – овощи и бахчевые

не менее 70,0

61,4

46,3

 

  – мясо (говядина, свинина, птица)

не менее 85,0

51,1

72,5

 

  – молоко и молокопродукты

не менее 85,0

67,6

70,1

 

  – яйца

не менее 90,0

38,1

19,7

5 5.

Финансовая безопасность

 

 

 

55.1.

Отношение дефицита консолидированного бюджета к ВВП республики в анализируемом периоде*, %

не более 10,0

16,0

14,2

55.2.

Сводный индекс потребительских цен (инфляция) (к декабрю предыдущего года), %

не более 15,00

15,98

10,43

55.3.

Объем золотовалютных резервов, %
к величине резервных денег** (на конец периода)

не менее 10,0%

-3,7

48,0

55.4.

Доля налогов и сборов в ВВП
в анализируемом периоде*, %

не менее 14,0

14,5

18,5

6 6.

Социальная безопасность

 

 

 

66.1.

Отношение среднемесячной начисленной заработной платы к прожиточному минимуму в государстве, отн. ед

не менее 2,5

2,6

2,9

66.2.

Уровень официально зарегистрированной безработицы в государстве, %

не более 6,0-7,0

3,5

3,4

* – ВВП скорректирован на сумму налога на доходы

** – расчет ЦБ ПМР

 

8. Важнейшими элементами в обеспечении экономической безопасности Приднестровской Молдавской Республики являются мониторинг
и прогнозирование факторов, определяющих угрозы экономической безопасности.

Мониторинг как оперативная информационно-аналитическая система наблюдений за динамикой показателей безопасности экономики имеет большое значение для экономики при наличии серьезных межотраслевых диспропорций и острой недостаточности ресурсов (прежде всего финансовых), сильной подвижности и неустойчивости социально-экономических индикаторов.

Объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества с точки зрения экономической безопасности Приднестровской Молдавской Республики должен проводиться на основе анализа конкретных количественных значений индикаторов экономической безопасности.

 

Глава 5. Меры и механизмы экономической политики,

направленные на обеспечение экономической безопасности

 

9. Значения пороговых параметров за 2011-2012 годы указывают
на критическое состояние экономической безопасности Приднестровской Молдавской Республики в целом и ее составляющих. Для оздоровления экономики необходимо разработать и реализовать ряд мероприятий.

В рамках Плана деятельности Правительства Приднестровской Молдавской Республики по ускоренной модернизации социально-экономической сферы «План-2500», утвержденного Постановлением Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 31 августа
2012 года № 90 (САЗ 12-36), разработан ряд мероприятий, направленных
на обеспечение гарантированного экономического роста и повышения на этой основе качественных характеристик уровня и качества жизни граждан. Данным документом предусмотрена структурная модернизация (реформирование управленческих функций государства), модернизация отраслей экономики
и гуманитарной сферы, а также модернизация территориального управления.

10. Вместе с тем, в случае ухудшения макроэкономической стабильности в республике, выраженной в превышении пороговых значений в качестве мер, направленных на обеспечение экономической безопасности Приднестровской Молдавской Республики, могут выступать:

а) в области государственного управленческого воздействия и бюджетной политики:

1) изменение формы и (или) объема государственного контроля
и государственных управленческих решений;

2) оптимизация бюджетной политики государства во всех сферах государственного управления, направленная на сокращение расходных обязательств государства. 

б) в области социальной защиты населения:

1) повышение уровня материального обеспечения социально незащищенных категорий граждан;

2) предоставление права на отсрочку по платежам за жилищно-коммунальные услуги сроком до 2 (двух) месяцев без начисления пени
и с сохранением льгот лицам, получающим доход из консолидированного бюджета и (или) внебюджетных фондов в виде выплаты заработной платы, пенсии, пособия в случае, если задержка по указанным выплатам составляет более 10 (десяти) рабочих дней;

3) обеспечение выплат государственной адресной социальной помощи наиболее незащищенным слоям населения;

4) создание государственного резерва, прежде всего жизненно важных  продовольственных и фармацевтических товаров путем направления части средств Фонда государственного резерва Приднестровской Молдавской Республики на их приобретение; регулярное обновление созданного резерва.

в) в области налогового и таможенного регулирования:

1) упрощение таможенных и иных процедур, установленных действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики;

2) варьирование ставками налогов в сторону их уменьшения и налогового льготирования в целях увеличения объемов производства и занятости населения на предприятиях;

3) для отдельных отраслей экономики Приднестровской Молдавской Республики на определенный период соответствующего финансового года снижение таможенных пошлин, пересмотр сроков уплаты таможенных пошлин;

4) определение перечня товаров «критического импорта», исключительно по которым должно применяться льготное обложение таможенными пошлинами и стимулироваться отечественное производство.

г) в области ценовой и тарифной политики:

1) оптимизация государственной тарифной политики;

2) для отдельных категорий потребителей Приднестровской Молдавской Республики на определенный период соответствующего финансового года
на срок не более 3 (трех) месяцев законом, правовым актом Президента Приднестровской Молдавской Республики снижение предельных уровней цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые (осуществляемые, оказываемые) в сфере естественных монополий.

д) в области денежно-кредитного и валютного регулирования:

1) разрешение экономическим агентам на открытие прямых счетов
в зарубежных банках;

2) использование в схеме расчетов возможности торговых домов
и представительств приднестровских предприятий за рубежом (прежде всего
в Российской Федерации);

3) разрешение на открытие в республике филиалов иностранных (прежде всего российских) банков;

4) введение количественных ограничений на объемы покупки наличной иностранной валюты;

5) введение налога на покупку наличной иностранной валюты. Данный налог может иметь целевой характер и направляться на финансирование дефицита, к примеру, пенсионного фонда;

6) ограничение покупки иностранной валюты банками в собственные портфели;

7) ограничение максимальной маржи по валютнообменным операциям
на наличном и/или безналичном сегментах;

8)  количественные ограничения на снятие вкладов физическими лицами;

9) беззалоговое кредитование банков, испытывающих временные проблемы с ликвидностью;

10) установление лимитов остатков кассы банков и предприятий;

11) введение жестких ограничений по предельному объему расчетов наличными;

12) сокращение сроков репатриации экспортной выручки;

13) увеличение норматива обязательной продажи части валютной выручки хозяйствующих субъектов;

14) продажа безналичной валюты только под импортные контракты
на поставку товаров, имеющих стратегическое значение (в случае блокирования только экспорта);

15) временный запрет на вывод за рубеж капитала, в исключительных случаях по особому разрешению, а также приостановка выплат дивидендов
и процентов иностранным собственникам предприятий;

16) создание достаточного запаса наличных денежных знаков, способного обеспечить потребности экономики в наличных деньгах на период действия чрезвычайного положения и устранения его последствий.

 

Глава 6. Организационные и нормативно-правовые основы реализации настоящей Государственной стратегии

 

11. Государственная политика Приднестровской Молдавской Республики в области экономической безопасности обеспечивается согласованными действиями всех элементов системы обеспечения экономической безопасности при координирующей роли Совета безопасности Приднестровской Молдавской Республики за счет реализации комплекса мер организационного, нормативно-правового и информационного характера.

12. Реализация настоящей Государственной стратегии обеспечивается
за счет консолидации усилий и ресурсов органов государственной власти, институтов гражданского общества, направленных на отстаивание национальных экономических интересов Приднестровской Молдавской Республики путем комплексного использования политических, организационных, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер, разработанных в рамках настоящей Государственной стратегии.

13. Корректировка настоящей Государственной стратегии осуществляется при координирующей роли Совета безопасности Приднестровской Молдавской Республики периодически – по результатам постоянного мониторинга социально-экономического развития республики с учетом изменений, оказывающих существенное влияние на состояние экономической безопасности.

14. Организационная поддержка реализации настоящей Государственной стратегии заключается в совершенствовании государственного управления Приднестровской Молдавской Республики, а также в развитии системы обеспечения экономической безопасности на основе совершенствования механизмов стратегического планирования устойчивого развития Приднестровской Молдавской Республики и обеспечения экономической безопасности под руководством Президента Приднестровской Молдавской Республики.

15. Комплексные проблемы обеспечения экономической безопасности могут рассматриваться на совместных заседаниях Совета безопасности Приднестровской Молдавской Республики, Общественной палаты Приднестровской Молдавской Республики с участием иных совещательных
и консультативных органов, созданных для обеспечения конституционных полномочий Президента Приднестровской Молдавской Республики.

16. Меры нормативной правовой поддержки реализации настоящей Государственной стратегии определяются на основании Конституции Приднестровской Молдавской Республики, Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики от 23 июля 2002 года №165-КЗ-III «Об особых правовых режимах» (САЗ -02-30), указов и распоряжений Президента Приднестровской Молдавской Республики, постановлений
и распоряжений Правительства Приднестровской Молдавской Республики.

17. Контроль  за ходом реализации настоящей Государственной стратегии осуществляется в рамках ежегодного доклада Совета безопасности Приднестровской Молдавской Республики Президенту Приднестровской Молдавской Республики о состоянии экономической безопасности и мерах
по ее укреплению.

Источник

Поделиться ссылкой
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники