perekat

Это фото переката у Чобручей  – знак того, что материал опубликован и на зеркале сайта на Фейсбуке

 

Вдруг, как грибы после дождя, в ПМР стали открываться пачками так называемые "социальные магазины". Там продают по дешевке товары первой необходимости. Только объявили об этой акции, как уже заработали первые шесть магазинов -  в Рыбнице, Тирасполе, Бендерах и Дубоссарах. А всего их планируется открыть в ближайшее время несколько десятков.

Вот, что по этому поводу сообщает шевчуковский телеканал.

 

(https://youtu.be/wc_BiFh_u-c)

С одной стороны, дело, конечно, хорошее. Приднестровцы сегодня, особенно пенсионеры и бюджетники (благодаря известному нововведению нашего правительства, то есть незаконному 30-процентному налогу на зарплату и пенсии, который, правда, когда-нибудь обещают вернуть), обеспечены пенсиями и зарплатами на две-три недели каждого месяца. А в каждом месяце, как известно, четыре недели. На жизнь не хватает, некоторые уже голодают. И поддержать, особенно малоимущих, дешевыми макаронами – святое дело. Как наш президент говорит – позитивное.

Но вот, что интересно. Эти самые пенсионеры, как всем известно, являются наиболее активными избирателями. Это раз.

Им уже в октябре сократили размер вышеуказанного налога на 10 процентов. То есть им их же деньжат подбросили. Это два.

В приведенном выше видеосюжете, в начале его,  по ходу и в конце упоминается наш президент (как по известному закону рекламы – то, что хочешь всучить, надо повторять неоднократно). "Напомним, проект осуществляется по инициативе Президента", – это в начале.  Т.Байтазиев, директор ММЗ: «Есть поручение Президента оказать помощь пенсионерам, людям с ограниченными возможностями и для студентов", – в средине.  "Это на контроле у президента. Мы будем выполнять, в течение трех месяцев выполним это поручение», – в конце. Это три.

Прямым текстом воспроизведено в видеофрагменте то, что должны чувствовать малоимущие от этих благодеяний президента, чтоб не подумали чего-нибудь другого: "Большое спасибо. Для пожилых людей это забота. Радостно на душе. Я воспряла духом, когда услышала. Спасибо." Это четыре.

И наконец, напомним, что вышеназванный грабеж пенсионеров и бюджетников был сокращен на 10 процентов также "по инициативе президента". Это пять.

И вот с учетом этих пяти позиций (только пяти, а есть и еще кое-что) возникает вопрос: не является ли эта "забота" и "радость на душе" следствием действий определенной направленности, чтобы "электорат" в нужную минуту "отблагодарил" за радость? Грубо,  в терминах Избирательного кодекса говоря, не являются ли все эти  одновременно возникшие "заботы" за шесть-семь недель до стратегически важных выборов в Верховный Совет и местные Советы ПМР элементарным подкупом избирателей?

И не пора ли, как у нас в ПМР теперь принято говорить, "Одному самому молодому генералу",  обратить внимание на разворачивающуюся странную кампанию, которую можно предварительно  назвать подкупом избирателей в особо крупных размерах?

Представляю, каких собак после этих двух вопросов на меня спустят.

Народу! помогают! в тяжелейших условиях! выживать! И находятся же! такие гады! которые в интересах "Одной фирмы"! плюют! в святое! в позитивное!

А не спешите, братцы. Давайте вместе подумаем-порассуждаем.

Раз уж тут поминают "Одну фирму", так "Одна фирма", когда ей приписывают  продуктовые пайки, может сказать, что тоже ведь народу помогала. Но почему-то  эти действия упорно называют подкупом избирателей. А ведь разницы с "социальными магазинами" никакой:

- В канун выборов помогают людям – там и там.

- Продукты делают доступными – там и  там.

- Цель акции склонить мнение людей в свою пользу – там и там.

- Выгодоприобретатель не забывает о себе сказать -  там и там.

Но есть одна существенная разница в подходах к благотворительности "Одной фирмы" и "Одного кормчего".

"Одна фирма":

- 1) не несет ответственности за резкое ухудшение положения дел в экономике, за резкое обнищание народа и за грабеж пенсионеров с бюджетниками на минус 30 процентов;

- 2) если "Одна фирма" и давала когда-то пайки, и уже много лет дает в своих магазинах 10% скидку всем пенсионерам, поддерживает студентов специальными стипендиями и т.п., то она делает это все за свой счет, из своих, а не из чужих  средств, то есть в известной мере ущемляя себя. А это и есть главный признак помощи – когда деньги даешь из своего кармана, а не из чужого.

С другой стороны, "Один кормчий" и подконтрольное ему "Одно правительство":

 - 1) наворотили делов, в результате которых резко ухудшилось положение в экономике, произошло резкое обнищание народа, а пенсионеров с бюджетниками вот уже восьмой месяц грабят, недоплачивая пенсии и  зарплаты. Ты  ж не воруй  – и не надо будет никаких "социальных магазинов".

- 2) "помощь", которую эти "благодетели" оказывают ограбленным ими людям, они оказывают не из своего кармана, а из чужого. Какая же это помощь? Это называется "быть хорошим за чужой счет".

pensii_za_spasibo

 

Вот ведь приднестровцы не услышали ни одного слова о том, из каких источников финансируется работа "социальных магазинов". Огромные скидки, их ведь надо кем-то кому-то и как-то компенсировать.

Что, всем "фирмачам"-торговцам пригрозили тюрьмой, если такую скидку не будут делать?

На чем держится экономика этих магазинов, кто и за чей счет компенсирует потери от скидок?

Ничего об этом мы не знаем и в ближайшее время, скорее всего,  не узнаем. Будут крутиться и так и эдак, как уж под вилами, но не скажут.  Так же, как вот уже несколько лет ничего не говорят об источниках Гуманитарного фонда, благодетеля приднестровцев.

У Гуманитарного фонда есть "люди, которые нам помогают". И у новой акции социальных магазинов "есть такие люди, которым небезразлична судьба пенсионеров Приднестровья", – как заявил в вышеприведенном видеоклипе "Один друг степей".

И все-е!

А нет этих таинственных субъектов физически, с фамилиями, именами, суммами,  по той простой причине, что, как уже не раз и не мной было сказано, и в Гуманитарном фонде и  у финансистов "социальных магазинов" деньгам взяться неоткуда, кроме как, в конечном счете, из госбюджета ПМР.

Но некоторые скажут: но вот же  ММЗ. Завод богатый. Что бы ему не потратиться на социальные магазины? А что ММЗ? ММЗ – государственное предприятие. И каждая копейка на заводе должна быть  отражена в бюджете. Или в расходной, или в доходной части. И прибыли ММЗ, если таковые есть, это деньги государства, деньги бюджета. А если "Один друг степей" отстегивает эти деньги, как будто это деньги из его кармана, так это из-за плохого руководства делами в нашем государстве и из-за плохой работы "Одного молодого генерала".

Вот и получается, что через эти социальные магазины наших стариков и бюджетников обобрали вторично. Первый раз не выплатили полные пенсии и зарплаты, а второй раз – финансируя социальные магазины, в конечном счете, из бюджета же (то есть за счет кармана тех же стариков и бюджетников).

Это еще хорошо, если профинансировали социальные магазины из РАНЕЕ  выведенных  бюджетных  средств, которые для народа уже все равно были потеряны. То есть какой-нибудь "Один друг пенсионеров"  распечатал кубышку с надписью "Спасибо бюджету ПМР". А если социальные магазины финансируются авансом, под обещание будущего "Спасибо бюджету ПМР"? Значит, после выборов чего-то опять у народа отрежут.

Эту мысль можно отлично проиллюстрировать аналогией с "возвращенными" 10 процентами пенсий и зарплат бюджетников. Вот же, скажут мне, стали брать оффшорный сбор - и профинансировали те 10%. Но:

- 1) пенсии, как известно, выплачиваются с начала текущего месяца за текущий месяц. То есть вперед. Откуда у нашего  правительства взялись первоначальные средства на выплату пенсий, например, в первые две недели октября, если оффшорные средства обозначились только сегодня и то в мизерных размерах? Откуда вообще у нашего правительства, работающего в условиях бюджетного дефицита, вдруг в конце года появляются деньги на разные дополнительные неучтенные ранее расходы, на те же социальные магазины? Или деньги у правительства все-таки были и есть, но только не в бюджете, а в кубышках "Спасибо бюджету ПМР"?

- 2) совершенно ясно, что оффшорный сбор, взимаемый  с грубым нарушением Конституции и законов ПМР, рано или поздно подлежит возвращению. У нас "Один экономист" "Одного кормчего" оправдывается, мол, и в России и в Белоруссии оффшорные компании "стригут", у нас, мол, даже не 20% как в России и не 15% как в Белоруссии, а всего 10%. При этом он почему-то упустил одну мелочь в своем замечательном сравнении: Россия и Белоруссия признанные страны, а ПМР – не признанная. Такая вот деталька "несущественная": Россия и Белоруссия находятся как бы в списке живых стран, а ПМР – в списке мертвых, но людям-то и здесь жить как-то надо! Хорошо, если оффшорные кампании в Приднестровье после введения оффшорного сбора не загнутся, как загнулись бюджетообразующие предприятия ПМР после  вздрючивания газового тарифа в 2013 г. (говорили ведь "Одному кормчему", не поднимай газовый тариф на 70%, не послушался, тоже поперек запрета законодателей провел своим указом. Так что мы уже на эти грабли наступали). Хорошо если компенсация будет найдена вовремя, пока не загнутся оффшорные кампании, и найдена в тех же кубышках "Спасибо бюджету ПМР". А если кубышки  уже опорожнят на разные увеселительно-ознакомительные полеты на частных самолетах по дальним странам? Значит, возврат придется делать, отрезая все те же бюджетные деньги.

Так что и тут без бюджета – никуда.

Хочешь, чтобы "Одна фирма" прекратила завтра свою деятельность? Это  запросто, и в один день. А что ты послезавтра будешь делать? Чем будешь кормить 50 тысяч приднестровцев (потерявших работу и членов их семей)? И всех остальных приднестровцев? Ты об этом думал, когда с Луны падал?

Ну, и в конце хотелось бы осветить еще одну интересную сторону экономики и политики социальных магазинов.

"Сегодня МЫ думаем об открытии нескольких магазинов",- сказал "Один друг степей". Это ведь  он не о себе говорит во множественном числе. "Мы не торгуем креветками…" Ну не он же, действительно, торгует. Значит, там целая группа. Хотелось бы, чтобы, как говорится, огласили весь список.

Потому что хотелось бы верить, что ни сам "Один друг степей", ни его сотоварищи из группы не пойдут баллотироваться в депутаты. Если пойдут, то опять же все основания есть у "Одного молодого генерала" присмотреться к политической составляющей социальных магазинов.

Особенно, если учесть недавний сюжет по ТСВ, как пожилые  люди выходили из ММЗ с синенькими такими пакетами-маечками в руках, с продовольственными подарками.

И еще. Сегодня скидки в социальных магазинах, как нам сообщили, составляют не менее 30%.

"Мы берем от местных производителей, но ведем переговоры и с другими производителями, оптовиками. Мы не делаем наценку, а только транспортные расходы, заработная плата и аренда. Мы добавляем не более 10% от стоимости продукции. Даже, беря здесь у оптовых производителей, у некоторых продукция на 60% ниже, на 30-40%. Думаем брать у других производителей так же дешевле и в процентном соотношении ценовая политика будет около 70%".

Эту белиберду трудно перевести на русский язык (Наценок не делаем, но в цену включаем транспортные расходы, зарплату и аренду. Наценок не делаем, но добавляем 10%. Берем у местных производителей, у которых продукция на 60% ниже, но в магазине она ниже на 30-40%. И т.д.). Но можно все-таки понять, что МЫ (то есть они) рассчитывают  в перспективе брать у других производителей также дешевле, то есть на 60% ниже, чем обычная цена в магазинах, и тогда скидка в социальных магазинах будет около 70% от обычной цены в магазинах.

За точность перевода не ручаюсь (если кто-то понял по другому, дайте знать – интересно же!).

Но вот интересно: а кто это "другие производители", то есть "не наши" - о наших отдельно говорилось, с такой дешевой продукцией? Ими могут быть только украинские производители, где и сегодня, несмотря на гражданскую войну и распад  народно-хозяйственного комплекса, цены на товары первой необходимости остаются в полтора-два раза ниже, чем в ПМР.

И вот мучает меня пара вопросов.

1) Почему на Украине в нынешних тяжелых условиях можно производить продукцию в полтора-два раза дешевле, а в "благополучной" и мирной ПМР нельзя?

2) Если сегодня  можно покупать продукцию на Украине с тем, чтобы продавать в ПМР на 70% дешевле, чем продавали всегда (и это с плюсованием к цене приобретения транспортных расходов, зарплаты, аренды и 10% торговой наценки!), то почему нельзя было продавать  РАНЬШЕ на 70% дешевле и продавать повсеместно в ПМР, а не перед самыми выборами в Советы и только в социальных магазинах?

3) Если в ПМР есть производители, у которых продукция на 60% дешевле, то почему она до социальных магазинов продавалась на 60% дороже? И кто клал в карман эти 60%? И куда смотрел Комитет по ценам и антимонопольной политике?

4) Если прибыль магазинов (при поставках продукции местных производителей по "обычной" цене) составляет 30-40 процентов (нам же объяснили, что без прибыли торгуют в социальных магазинах, оттого и цены ниже), то как и какими экономическими или внеэкономическими средствами обеспечивались такие высокие рыночные цены и прибыли в магазинах ПМР при наличии под рукой Украины – поставщика огромного количества (в масштабах ПМР)  товаров по ценам в полтора-два раза ниже рыночных цен в ПМР? И где оседала и продолжает оседать эта практически 100-процентная маржа, т.е. разница между стоимостью товаров в Украине и рыночной ценой этих же товаров в Приднестровье?

 

Экономический обозреватель ПМРФ.

Поделиться ссылкой
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники