Это действительно только принципы, а не программа. Своего рода Конституция, которой не должны противоречить разрабатываемые мероприятия.
Требовать или ждать от любого человека, органа или организации или партии, кроме правительства, что они подготовят антикризисную программу – нелепо и безответственно. И если кто-то, кроме правительства, берется сочинить такую программу, он или глупец или "свой человечек", которого решили "побаловать наличными" – премией в 50 тыс. баксов на объявленном нашим правительством конкурсе антикризисных программ.
Антикризисная программа не только прерогатива правительства (за что собственно министры зарплату получают), но только у правительства и все козыри на руках. Как можно браться за составление антикризисной программы или даже отдельных предложений к ней, не обладая базовой информацией о ресурсах, инвесторах, приоритетах, фактическом состоянии дел, резервах, проблемах и т.д. и. т.п. Это только наш героический Верховный Совет может храбро влипнуть в такую авантюру, чтобы потом, как минимум, разделить ответственность за провал ( а он неизбежен, скажу дальше почему. Кстати, не все депутаты попались на крючок. Комитет по экономической политике бюджету и финансам ВС ПМР, т.е. как раз профильный комитет по обсуждаемому вопросу, отказался принимать участие в авантюре).
Только что ВС ПМР перенес на год проведение переписи населения ПМР, чтобы сэкономить 500 тыс. долларов, необходимых на это мероприятие. При том, что правительство намеревалось использовать для переписи внебюджетные средства, а не деньги бюджета. Спрашивается откуда у правительства эти внебюджетные средства? Какие меры, какие меры, если правительство, как чертик из табакерки, может внезапно вытащить из откуда-то 500 тыс. неучтенных в бюджете долларов (что, кстати, как раз соответствует сумме 50-рублевых недоплат пенсионерам в январе 2015 г.)? Почему у нас такое возможно? А именно: в Рыбнице создается на внебюджетные средства Гуманитарного фонда Шевчука медицинский центр. Тратится десяток миллионов долларов. При этом Шевчук даже не берет себе труда посчитать, сколько у него в том Гуманитарном фонде денег остается, замечая только, что решена задача, которая даже государству не под силу была.
Только правительство может и обязано разрабатывать и осуществлять антикризисную программу. Хорошо если бы оно еще и не заводило нас в такой кризис, чтобы потом из него выводить.
1. Не играть с кризисом!
Поэтому первым антикризисным принципом будет: не дергать заведомо не компетентных людей и организации, не перекладывать свою работу на других (брать пример с российского правительства), конкурс прекратить, призовые 50 тыс. долларов вернуть в бюджет вместе с 500 тыс. долларов экономии на переписи. А также вернуть в бюджет и все средства подпольных фондов Шевчука – Гуманитарного и Стабилизационного. Тем более, что, как показывает анализ, взяться деньгам в этих фондах иначе как из бюджета неоткуда.
2. Шевчук – уходи!
Следующий принцип. Те, кто завел в кризис (или скажем мягче: не смог предотвратить заведение в кризис) не могут и принимать участие в разработке и (или) реализации антикризисных мероприятий. Достаточно недоверия, которое устойчиво и не первый год выражает приднестровское общество президенту и его правительству. А если к этому недоверию прибавить перечень всем известных погромных решений этих господ , типа повышения газовых тарифов в 2013 г., или взбесившихся таможенных пошлин на рыбу и другие социальные товары, продукты, тарифы ЖКХ в 2014 г., или назначение Ю. Мельника директором ММЗ в 2015 г. то совершенно ясно: если за дело опять возьмутся "буйствующие (не)профессионалы", ничего путного не получится. Вот еще почему бесполезно устраивать конкурсы антикризисных программ – а судьи кто? Слинченко? Парнас? Туранская и т.д. и т.п.? Таки Шевчук, в конечном счете? Который обманывает, что государству кто-то подарил активы ММЗ и что государство собирается поддерживать ММЗ в то время, как должно им управлять и нести прямую ответственность за судьбу тысяч людей на заводе и в городе.
Следуя этому принципу, Шевчуку и его правительству должно без промедления найти другое, посильное им, место работы. Верховный Совет ПМР должен утвердить нового Председателя Правительства из людей дела, производственников, а не из "приближенных к телу" фирмачей металлолома и бендерских рынкоприватизаторов.
3. Равные тяготы.
Новой команде при разработке и проведении антикризисных мероприятий исходить из того, что тяготы, связанные с преодолением кризиса должны быть если не равномерно распределены во всем обществе (равенство в потерях), то значительная, большая их часть должна лечь на фирмы, предприятия, фонды, структуры и аффилированных лиц, связанных с именами и делами обанкротившегося режима Шевчука.
4. Консолидировать общество.
Должна быть навсегда прекращена практика, раскалывающая наше небольшое общество по каким бы то ни было составляющим, прежде всего по "приближенности к телу". Слава Богу, что у нас нет пока ни национальных, ни религиозных распрей. Власти не должны делить общество на врагов и друзей, на своих и чужих, и не создавать преимуществ на этой основе. Также необходимо избегать действий и решений, проводящих пропасть между обществом и властью. Никаких незаконных привилегий одним или столь же незаконных избирательных наездов на других людей, слои общества, предприятия и организации.
5. Информационная открытость, финансовая прозрачность.
Этому должно способствовать прекращение всякого рода необоснованных засекречиваний информации, разных ДСП, и тайн, кроме необходимых, законом установленных по исчерпывающемуся списку. Должна произойти публикация (обнародование) всех не секретных по этому закону соглашений, балансов, схем, постановлений и т.д. Должны быть разблокированы оппозиционные и просто критические по отношению к группе Шевчука интернет сайты и форумы. Государственные СМИ общего направления должны стать общественными, а оставшиеся государственные СМИ должны сосредоточится только на публикации деловой, правовой, административной информации, связанной с функционированием властных органов.
6. Социальное государство. Разумные зарплаты.
Должна быть сохранена социальная направленность экономики и государства в целом. Это означает, в частности, замораживание цен и тарифов на уровне 2014 г. на основные социальные расходы – питание, лечение, лекарства, транспорт, тарифы ЖКХ, а также образование, содержание детей в школах и во внешкольных учреждениях. Новая политика в сфере оплаты труда должна предусматривать введения некоего коэффициента между минимальной и максимальной зарплатой. В социальном обществе не может быть такого безобразия, что зарплата банкиров одного только ПРБ была соизмерима с расходами по отдельным статьям всего госбюджета, и что экономия на зарплате только нескольких десятков работников ПРБ, или сокращение прибылей ПРБ влияет на состояние нашего государственного бюджета, существенно увеличивая его!
7. Поддержка людей, малого бизнеса, а не американского доллара.
Что означает разумную просчитанную девальвацию приднестровского рубля для достижения конкурентности приднестровских товаров на внешних рынках, устранения разбалансированности внешнеэкономических отношений (прежде всего с Россией) в связи с введением в ПМР ориентации не на российский рубль, а на американский доллар.
8. Синхронно с Россией.
Вообще – полная синхронизация всех наших антикризисных мер с российскими мерами и действиями.
9. Выбрать приоритеты.
Необходимо прибегнуть к практике, доказавшей свою эффективность в аналогичных случаях в других странах, когда избирается два-три направления, приоритета, две-три отрасли экономики, которые доводятся до уровня первых позиций в мировой экономике прежде всего по качественным составляющим. Так, Германия в 30-годы сделала ставку на электротехническую, химическую и машиностроительную продукцию и вывела ее на первые позиции в мире. Для Приднестровья эти приоритеты очевидны: 1. село плюс армия (как в Российской программе, почему армия – понятно). 2. Электрификация Приднестровья, развитие энергопотребляющих и сопутствующих электротехнических производств. 3. Консервная и сельхозперерабатывающая промышленность. 4. Легкая промышленность.
10. Структурная перестройка экономики.
Конверсия имеющихся производственных мощностей для обеспечения ускоренного развития избранных приоритетных направлений.
11. "Улучшательство" прекратить.
Остановить на время улучшение всего того, что не попадает в приоритетные сферы и что пока функционирует без дополнительных расходов (то есть не допускать затрат на всякие светящиеся мосты, раздвижные тротуары и евросветильники). Расходы, которые не обеспечат их погашения и дополнительные доходы или рост занятости в течение 3-6 месяцев, не финансировать.
12. Создавать рабочие места.
Непрерывный рост занятости. Работа с кадрами по их закреплению в Приднестровье, по возвращению в Приднестровье и по созданию новых рабочих мест. Правительство должно отчитываться о количестве занятых и безработных еженедельно.
13. Народный контроль.
Контроль снизу за ходом выполнения антикризисной программы. Возрождение народного контроля.
Разумеется, антикризисные принципы этим списком не исчерпываются. Антикризисные принципы, в отличие от антикризисных мер, могут быть, действительно, как говорится, "делом всенародным". Более того, чем больше мнений будет учтено, тем точнее и реальнее будет антикризисная программа. Хочется обратиться ко всем деятелям оппозиции, ко всем гражданам, неравнодушным к судьбе нашего пока еще народного Приднестровья, с просьбой высказаться по существу и предложить свое видение грядущих важных преобразований в стране и обществе.
ПМРФ гарантирует публикации.
Лев Леонов.