Что стоит за приватизацией стратегических предприятий Приднестровья, находящихся в госсобственности?
27 ноября 2014 года в Тирасполе состоялся круглый стол «Приватизация стратегических объектов в Приднестровье как угроза государственной безопасности республики». Организатором дискуссии выступило Общественное движение «Народное Единство». В мероприятии приняли участие депутаты Тираспольского и Рыбницкого горрайсовета, ВС ПМР, представители общественности, студенчества, работающей молодёжи, журналисты.
Как отметил модератор круглого стола депутат ВС ПМР, председатель ОД «Народное Единство»Анатолий Дирун цель проведения дискуссии – озвучить проблему, придать широкой огласке информацию о проведении разгосударствления и приватизации ряда объектов госсобственности стратегического характера, непопустить реализацию данного решения. Он напомнил о том, что 21 ноября 2014 года Правительство ПМР опубликовало Распоряжение №689р о включении стратегических предприятий в программу разгосударствления и приватизации. Речь идет о таких предприятиях как: Дубоcсарская ГЭС, ГУП «ЕРЭС», ГУП «Рыбницкое ДЭСУ», ГУП «Слободзейское ДЭСУ», ГУП «Почта Приднестровья», ГУП «Бендерская фабрика по производству технических носителей информации», ГУП «Приднестровская железная дорога», ОАО «СК Бендерыстрой».
Анатолий Дирун отметил, что решение о продаже указанных предприятий является угрозой для общественной, государственной безопасности нашего государства.
В ходе обсуждения темы были озвучены предположения, касающиеся причин, побудивших правительство принять решение о продаже предприятий стратегического значения.
А. Сафонов: Приватизация – это следствие провала экономической политики нынешних властей Приднестровья.
Хотел бы обратить внимание на опасность приватизации стратегически важных экономических объектов ПМР. Не буду повторять сказанное ранее, выделю главное.
Перед нами – провал экономической политики нынешних властей ПМР. Они не могут пополнить бюджет за счёт чего-то другого, не лишая Республику государственного контроля над энергетикой, транспортом и связью. Взять «Почту Приднестровья». У нас она ассоциируется подчас с письмами, написанными от руки в эпоху Интернета, и бандеролями для пенсионеров. Но если даже и так, всё равно почтовые услуги с циркуляцией всё ещё значительного числа писем, включая оживлённую переписку граждан с различными государственными инстанциями, а также самих инстанций между собой, не могут быть выведены из-под контроля государства. Это аксиома.
Теперь о Дубоссарской ГЭС. Когда противники ПМР стараются взять нас кольцо, такая ГЭС на компактной территории даёт нам возможность опираться на собственные силы и обеспечивать большую часть страны сравнительно дешёвой электроэнергией. Да, у нас есть ещё такой гигант, как Молдавская ГРЭС в Днестровске. Но она, в основном, рассчитана на экспорт электроэнергии за пределы ПМР; для неё нужен либо российский газ, либо донбасский уголь. Но на Украине полыхает война, и с газовой трубой может произойти всё, что угодно. С Донбасса же уголь не доставишь. ПМР должна держаться за Дубоссарскую ГЭС – ведь Днестр под боком! К тому же у нас растут цены и тарифы, а индексация не ведётся сейчас и не предвидится на 2015 год. А если неизвестный будущий собственник «поможет» сделать электроэнергию в Приднестровье вообще «золотой»? Дубоссарская электростанция должна остаться у государства.
Теперь энергосети. Сразу вопрос: кто приобретёт эту систему? Насколько прозрачно? Как планируется организовать тендеры или тендеров вообще не будет? Мне кажется, в нынешней ситуации нельзя полностью исключать, что противники ПМР попытаются овладеть стратегически важными отраслями нашей экономики как раз через механизм приватизации. Захват энергетики парализует всю работу и жизнедеятельность страны. Вспомним, как в России одно время отключали по прихоти частных компаний даже оборонные заводы!
Почему на сайте Правительства ПМР информация о предстоящей приватизации вначале появилась, а потом исчезла? Нет ли планов провести данную приватизацию в закрытом режиме? Полагаю, такие вещи, затрагивающие безопасность ПМР, должны широко обсуждаться, а решение должно приниматься на основе этого обсуждения.
Сейчас перед ПМР, напротив, стоит задача максимально сконцентрировать в руках государства все жизнеобеспечивающие объекты. Надо быть готовыми к тому, что из-за внешних затруднений и даже возможных полномасштабных блокад нам придётся выискивать буквально по крохам внутренние резервы для выживания.
Можно ли пополнить бюджет иным способом? По моему мнению, да. Как?
Во-первых, перенаправить российскую финансовую помощь с возведения социальных объектов на производственный сектор с целью создания новых рабочих мест и производства продукции.
Во-вторых, представить от имени ПМР российской стороне тщательно расписанную программу финансовой помощи нам под конкретные проекты использования таких средств.
Выход видится в том, чтобы решение о приватизации стратегически важных объектов было отменено. И для этого должны сделать всё от них зависящее Верховный и местные Советы, политические партии и общественные движения, все приднестровцы.
А. Дирун. Стратегические объекты республики легким движением руки превращаются в нехилый пенсион для обанкротившихся властей.
(http://youtu.be/M5IlaWBEoH4)