Публикуем доклад директора института истории и государственного управления Приднестровского госуниверситета, руководителя Центра социальных и политических исследований "Перспектива" (Тирасполь, Приднестровье) Ильи Галинского на прошедшем 1-3 июля в Суздале первом съезде Российского общества политологов.
Политическая пертурбация Украины – реальная угроза приднестровской государственности и жизнеспособности переговорного формата "5+2"
Фактор политической географии Приднестровья всегда рассматривался политиками и экспертами как одна из сложнейших проблем в процессе утверждения приднестровского государства и молдавско-приднестровского урегулирования. Причина этой данности состоит в том, что Приднестровье, по периметру своей государственной границы с юго-запада граничит с Республикой Молдова, а с северо-востока – с Украиной. Иначе говоря, оно не имеет общей границы с Россией, воссоединение с которой рассматривается приднестровским народом и государством как воплощение национальной идеи. Другими словами, жизнеспособность Приднестровья во многом определяется наличием коммуникаций с внешним миром, прежде всего, с Россией, через территории Республики Молдова и Украины.
И если Республика Молдова, воспринимается населением Приднестровья как страна-агрессор, которая в 1992 году развязала войну на их территории и занимает враждебную позицию по отношению к Приднестровской Молдавской Республики, периодически подвергая его всевозможным угрозам, вызовам и блокадам, то Украина никогда не рассматривалась приднестровским народом и властями государства как недружественное государство. Более того, население Приднестровья, треть которого составляют украинцы, всегда воспринимало соседнее украинское государство как готовое прийти в экстремальных ситуациях на помощь Приднестровью. Что собственно и произошло в период вооруженных действий лета 1992 года.
При этом важно сделать одно уточнение, а именно, сама украинская власть при всех действующих президентах, выступая за мирное урегулирование молдавско-приднестровского конфликта, все же политически больше занимала сторону Республики Молдова, поддерживая ее переговорные максимы: территориальную целостность, "реинтеграцию" Приднестровья в состав РМ, предоставление Приднестровью в ее составе определенного автономного политического статуса.
Важно отметить и то обстоятельство что власти Украины в силу ряда политических причин во многих вопросах шли на поводу у молдавской правящей политической элиты и западных акторов, присоединяясь к отдельным санкциям против приднестровского государства. Например, поддержав введенную против него властями Республики Молдова в 2006 году экономическую блокаду.
Тем не менее, Украина в молдавско-приднестровском переговорном формате "5+2" де-юре имеет статус страны-гаранта и посредника урегулирования, высшие руководители Украины всегда поддерживали перманентные политические контакты с приднестровскими властями, в том числе и на высшем уровне. Представители Украины довольно часто инициировали проведение на украинской территории, в рамках молдавско-приднестровского переговорного процесса, прежде всего, в Одессе, политических встреч разного уровня. Важно также отметить, что украинская граница в качестве транзитного коридора, как для граждан, так и для экономических агентов из Приднестровья до последнего времени была более доступной и желательной, чем, собственно, молдавская. Скажем так, более массово ориентированной.
С возникновением же на Украине политического кризиса, cилового переформатирования украинского государства и его политического класса, рождающихся внутри- и внешнеполитических вызовов и коллизий, реальная политика нынешних украинских властей на приднестровском направлении начала претерпевать серьезные изменения.
По нашему мнению, в основе данных изменений лежит избранный в последнее время Украиной прозападный политический курс, геополитическая ориентация Украины на Евросоюз и США, на евроинтеграцию, а также конфронтационная составляющая нынешних отношений по линии Украина-Россия. В данном контексте Приднестровье, безусловно, воспринимается правящим украинским режимом как сателлит России, как политический актор, поддерживающий, в украинской трактовке, "агрессию России против Украины", как негативный пример для самоопределившегося Крыма, а тем более для борющихся за независимость Донбасса и Луганщины (Новороссии).
Об изменении тональности и содержательности в приднестровской тематике со стороны украинского политического класса можно судить по нескольким последним публичным заявлениям посла Украины в Республике Молдова Сергея Пирожкова и других высокопоставленных украинских политиков, в которых они обвиняют приднестровские власти чуть ли не в организации боевых отрядов для переброски их в Одессу, в подготовке вооруженной агрессии против Украины, совместно с российскими военнослужащими ОГРВ, которые находятся в Приднестровье, в противодействии голосованию приднестровских украинцев на недавних выборах президента Украины. Более того, один из духовных наставников Майдана открыто призвал нового украинского президента Петра Порошенко закрыть границу с Приднестровьем. Причем подобные заявления делаются вне всякого предъявления украинской стороной какой-либо аргументированной конкретики, скорее, как элемент психологической, информационной войны против России и Приднестровья.
Реальным результатом новой политики на приднестровском направлении стало фактическое блокирование украинской границы для многих сотен тысяч приднестровцев, прежде всего, граждан России, а таких в Приднестровье около 250 тысяч, которых не пропускают ни на Украину, ни транзитом в Россию. Сегодня, пожалуй, единственным транспортным каналом выезда в Россию и другие страны является аэропорт Кишинева, где приднестровцы, к сожалению, довольно часто подвергаются унизительной процедуре идентификации.
Также серьезные проблемы, связанные с задержкой грузов, в данном контексте возникают и у экономических агентов из Приднестровья, которые получают готовую продукцию и сырье для приднестровских промышленных предприятий, либо непосредственно с Украины, либо транзитом через территорию Украины. Приднестровская таможня уже не раз обращала внимание украинских властей на недопустимость многомесячной задержки грузов для Приднестровья, поступающих в Ильичевский порт, поскольку это самым негативным образом сказывается на экономической безопасности приднестровского государства. При этом совершенно очевидно, что страдают от этого, в том числе, и украинцы, проживающие в Приднестровье. В перспективе, если подобная деструктивная политика со стороны Украины будет продолжаться, а, возможно, и ужесточаться, это может привести Приднестровье к гуманитарной катастрофе.
В данном контексте серьезные опасения вызывают публичные заявления и озвученные планы украинских политиков о возможном вооруженном вторжении в Приднестровье, с целью его захвата, о чем недавно поведал миру сайт Ostkraft, о введении с Россией визового режима (который будет распространяться и на приднестровцев-граждан РФ), о вступлении Украины в НАТО. На этом фоне вполне закономерным является обращение, президента Украины Петра Порошенко к США за оказанием военной помощи. Надо полагать, за помощью, имея в виду конфронтацию с Россией. Если данные планы вступят в стадию реализации, Приднестровье может оказаться в жесточайшей политической, экономической и транспортной блокаде. Одновременно в блокаде окажутся 1,5 тысячи российских военнослужащих, которые охраняют военные склады, оставшиеся еще со времен СССР в селе Колбасна и 500 российских миротворцев, сохраняющих мир на берегах Днестра. Нельзя исключить и того, что в случае возникновения подобной критической ситуации, Россия будет вынуждена осуществить операцию по деблокированию своих воинских формирований, находящихся в данном регионе в соответствии с заключенными международными договорами. А это уже будет совершенно новый и непредсказуемый сценарий российско-украинского и приднестровско-украинского противостояния.
Ужесточение украинской политики в отношении Приднестровья может также самым негативным образом повлиять на ход и результаты молдавско-приднестровского переговорного процесса, проходящего в рамках переговорного формата "5+2", поскольку Украина, как уже отмечалось, является страной-гарантом и посредником, от позиции которой существенно зависит позитивная конкретика ведения переговоров. Как известно, основным гарантом и посредником молдавско-приднестровского урегулирования реально является Россия, официальная позиция которой состоит в том, что на Украине произошел государственный реакционный переворот, пришедшие к власти политические силы начали войну со своим народом, получая политическую и военную поддержку от США и НАТО. Возникает вопрос – смогут ли, и как, два гаранта и посредника – Россия и Украина – в лице своих полномочных представителей взаимодействовать в ходе молдавско-приднестровских переговоров в формате "5+2" в условиях сохраняющейся "холодной войны", которая в любой момент может перерасти в "горячую войну".
Наконец, на фоне подписания 27 июня 2014 года Украиной и Республикой Молдова ассоциации с Евросоюзом и фактического внешнего управления украинским государством со стороны США и Евросоюза (чего стоит только один государственный флаг США, демонстративно вывешенный у входа в здание СБУ в Киеве), постоянно декларируемой поддержки данными акторами только одной стороны молдавско-приднестровского конфликта, а именно Республики Молдова, не надо иметь "семь пядей во лбу", чтобы просчитать какова сегодня в реальности позиция нынешних властей Украины в молдавско-приднестровском урегулировании. На днях, сам того видимо не желая, президент Украины Петр Порошенко это продемонстрировал, а именно публично заявил, что не допустит превращения Донбасса в Приднестровье. Почему? А потому, что Приднестровье – это наглядный пример того, как народ, борющийся за свое самоопределение и независимость, добивается своего. И, конечно же, он боится, что нынешнее новое государственное образование Новороссия будет учиться жить дальше на примере Приднестровья.
Следовательно, если рассматривать сложившую на данный момент ситуацию в молдавско-приднестровском урегулировании совершенно беспристрастно, налицо явные элементы антагонистических противоречий между его сторонами, гарантами, посредниками и участниками в рамках переговорного формата "5+2", что, на наш взгляд, в перспективе может как взорвать сам этот формат, так и в очередной раз заморозить переговорный процесс на неопределенное время. Подтверждением чему служит перенос на осень, по инициативе России и Приднестровья, намеченного на июль очередного раунда молдавско-приднестровских переговоров в Вене.