Свое видение проблематики информационного часа в Верховном совете ПМР изложило одно из двух информационных агентств Е.Шевчука, напомним, содержащихся на деньги налогоплательщиков.
См. "Рак. Что зарабатываем, то сразу и тратим"
См. "Лебедь. А этот улетел в Грецию – срочный вызов к Богу"
На Информационном часе был заслушан доклад первого заместителя Председателя Правительства ПМР Майи Парнас. Несмотря на то, что, как отметила первый зампред Правительства, письмо Верховным Советом было направлено с нарушением обозначенных в парламентском регламенте сроков, ответ на содержавшиеся там вопросы был подготовлен. Основными причинами сложившегося ныне сложного социально-экономического положения, по её словам, является мировая и региональная нестабильность. В частности, на внешнеторговые операции повлияли новые блокадные меры (например, отказ выдавать необходимые для экспорта сельхозпродукции документы) со стороны Молдовы, безосновательное задержание на украинской границе приднестровских грузов, срыв из-за обстановки на Украине контрактов на поставку туда приднестровских товаров.
По словам Майи Парнас, если бы не прибегли к непопулярным мерам (замораживание до стабилизации экономического положения 30% зарплат работников бюджетной сферы и пенсий), то девальвировал бы приднестровский рубль, а соответственно бы выросла инфляция. Девальвация национальной валюты Приднестровья, по оценкам специалистов, достигла бы 50%, а инфляция выросла бы на 80%. Напомним, что с целью компенсации депозитирования 30% зарплат и пенсий Правительством принято решение о замораживании роста жилищно-коммунальных тарифов и снижении на 7% стоимости большинства из них для социально незащищенных слоёв населения.
Спад внешнеэкономической деятельности был отмечен ещё год назад, что в свою очередь повлекло за собой падение объёмов производства. В декабре прошлого года оно достигло 14,1% к показателям конца 2013 года. Несмотря на это, удалось на 70% увеличить поступление доходов в бюджет, удержать курс приднестровского рубля к основным валютам. Рост инфляции в годовом выражении в 2014-м был рекордно низким – 0,98%. Для сравнения Майя Парнас привела рост индексов потребительских цен (инфляции) в близлежащих государствах. Так, в Молдове он составил 4,7%, на Украине – 24,9%, в России – 11,4%. Значительно девальвировали и национальные валюты этих стран. Девальвация рубля РФ, как подчеркнула Майя Парнас, не повлияла на размер российской доплаты к пенсиям.
При этом государство продолжило поддержку нескольких предприятий – «Литмаш», «Тиротекс», «Молдавизолит», «Совшуз». Последнее кроме преференций по оплате за энергоресурсы получило ещё и налоговые льготы.
С целью стабилизации экономической ситуации в республике, как напомнила Майя Парнас, Правительством был предложен переход на классическую налоговую систему, предполагавшую, в частности, замену налога с оборота налогом на прибыль, что должно было бы снизить налоговое бремя промышленных предприятий. Также предполагалось введение налога на имущество юридических лиц в размере 0,1% от остаточной его стоимости. Эти средства должны были пойти в фонд, из которого финансировалась бы модернизация системы жилищно-коммунального хозяйства. Согласно приведённым первым данным, на эти цели необходимо порядка 1 миллиарда долларов США. Однако Верховный Совет высказался против налоговой реформы. Также парламент, подчеркнула первый зампред Правительства, отказался принять законодательную инициативу, согласно которой, Правительство бы наделялось правом расширять перечень социально значимых товаров, цены на которые регулируются государством. Вместо этого парламентарии значительно сократили вышеозначенный список.
Говоря о нынешних макроэкономических показателях, Майя Парнас заметила, что в январе этого года отмечен спад промышленного производства на 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и на 25,4% по отношению к концу 2014-го. Наиболее сложное положение сложилось в чёрной металлургии, производстве стройматериалов, пищевой и лёгкой отраслях промышленности. За первые два месяца текущего года на 26% упали объёмы экспорта и на 20% импорта по сравнению с теми же месяцами 2014-го. При этом, как особо подчеркнула первый вице-премьер, прогноз на март месяц неоптимистичен.
Дефицит бюджета на 2015 год и плановый период 2016-2017 гг., принятый Верховным Советом, но частично ветированный главой государства, составляет порядка 1 миллиарда 103 миллионов приднестровских рублей. При этом в январе этого года налоговые доходы составили 160 миллионов 400 тысяч рублей, что на 69 миллионов меньше, чем за аналогичный период 2014-го. Как уже было сказано выше, резко упала внешнеторговая активность приднестровских хозяйствующих субъектов, а следовательно упали и таможенные платежи в бюджет. В первом месяце этого года они составили 37 миллионов рублей, что на 75 миллионов меньше, чем в январе 2014-го. При этом только на выплату зарплат работникам бюджетной сферы ежемесячно необходимо 110 миллионов рублей. В это же время Единый государственный фонд социального страхования получил 218, 3 миллиона рублей, что на 12 миллионов меньше, чем в январе 2014 года. На выплату пенсий и других социальных пособий необходимо на 191 миллион меньше. Из-за недопоступлений из бюджета финансировалась лишь выплата заработных плат. Остальные социально защищённые статьи временно остались без ассигнований.
Меж тем, даже с учётом замороженных на 30% бюджетных зарплат и пенсий, в Приднестровье средние заработные платы и пенсионные пособия всё равно остаются выше в долларовом выражении, чем в Молдове и Украине. Согласно данным, приведённым Майей Парнас, в Молдове средняя зарплата составляет 200 долларов США (пенсия 57 долларов), на Украине – 175 (74), в Приднестровье – 320 (123).
Первый заместитель Председателя Правительства особо подчеркнула, что замораживание не коснулось минимальных пенсий по возрасту и пенсионных пособий ветеранам Великой Отечественной войны.
Среди того, что предлагается Правительством, со слов Майи Парнас, для стабилизации ситуации – более тесное взаимодействие на межведомственном уровне (в рамках недавно подписанных меморандумов) с Россией; поддержка нацеленных на импортозамещение предприятий, финансовая амнистия с целью введения в оборот выведенных из «тени» денежных средств; введение инвестиционных соглашений с землепользователями – в ответ на предоставление определённых льгот предполагается модернизация производства и повышение объёмов выращиваемой (производимой) продукции; упрощение административных процедур в отношении юридических лиц.