Стенограмма запрещенной к выпуску 29 мая 2013 г. на ТВ Центр передачи Русский вопрос" №25
К. Затулин: Здравствуйте. В эфире программа «Русский вопрос» и я, Константин Затулин, ее автор и ведущий. В нашем выпуске:
«Игра престолов» (Президент Путин и премьер Медведев: к итогам первого года полномочий);
«Язык мой – друг мой» (1150 лет славянской письменности на фоне вызовов современности).
Но прежде о важных для России и русских событиях за неделю:
Эхо выстрела в Соборе Парижской Богоматери (Франция против геев: чтобы не вымереть – приходится умереть).
Во вторник на прошлой неделе на глазах полутора тысяч прихожан и туристов у алтаря Собора Парижской Богоматери застрелился французский писатель и историк Доминик Веннер. Как явствует из предсмертного письма, 78-летний противник исламизации и однополых союзов покончил самоубийством в знак протеста против подписания накануне Президентом Франции Олландом закона о легализации гомосексуальных браков.
Цитата (Доминик Веннер, французский писатель, редактор «Нового журнала истории»):«Отвратительный закон будет иметь катастрофические последствия… Необходимо… отвоевать французскую и европейскую память, возродить идентичность, потребность в которой еще не воспринимается ясно. Разумеется, это потребует новых жестов… чтобы встряхнуть людей ото сна, пробудить их от наркоза и напомнить им о наших истоках…
В этой жизни нам самим надо раскрыться полностью или быть никем».
Страх перед исчезновением французского народа привел Веннера к повторению поступка японского писателя Юкио Мисимы, совершившего в 1970 году харакири как «протест против бесчестия, в которое погрузилась его страна». Суток не прошло, как на том же месте в Соборе Нотр Дам раздетая по пояс лесбиянка из группы Femen попыталась спародировать самоубийство Веннера.
Однако 26 мая, в День матери, около миллиона французов вышли в Париже на демонстрацию в защиту традиционных семейных ценностей, к участию в которой призвал перед смертью Доминик Веннер. Манифестация совпала с присуждением главного приза Каннского фестиваля полупорнографическому фильму о лесбиянках «Жизнь Адели» Абделатифа Кешиша, французского режиссера тунисского происхождения. Как было замечено, в Каннах в этот день совсем не интересовались происходящим в Париже.
Московские геи, попытавшиеся было заявить о себе в прошлое воскресенье, были разогнаны агрессивно настроенными гражданами. Не мудрено: 85% россиян против однополых браков и гей-парадов, а 5% даже предлагает «ликвидировать гомосексуалистов».
* * *
Заставь дурака Богу молиться (заслужил ли терновый венец консул России в Крыму?)
Генеральный консул Российской Федерации в Симферополе Владимир Андреев, спровоцировавший уже не один скандал в Крыму, публично обвинил в беспринципности собственное Министерство и подал в отставку. Поводом стали извинения, которые МИД России был вынужден принести украинской стороне, в связи с размашистыми высказываниями консула о «предательстве крымских татар» накануне премьеры в Крыму фильма о дважды Герое Советского Союза, летчике Ахмет-хан Султане. Заявления Андреева стали настоящим подарком для русофобов из меджлиса крымско-татарского народа, сумевших сплотить соплеменников и подвигнуть их на акции протеста против России. Было бы счастье, да несчастье помогло: меджлис, уже сговаривающийся о взаимодействии с бандеровской партией «Свобода», о которой мы рассказывали в одной из прошлых передач, таким образом выступил за доброе имя крымских татар, как участников борьбы с фашистами в Великую Отечественную войну.
На самом деле, консул, уже предупрежденный о замене в июне, намерено спровоцировал конфликт, чтобы «громко хлопнуть дверью». На протяжении последних полутора лет Андреев остро критиковался за неумение вести работу с соотечественниками в Крыму и поддерживать Черноморский флот. Одна часть русской общины громко требовала его отставки, в то время как другая, прикормленная или прикормившая, извлекала из дружбы с консулом конкурентные преимущества. Горе-дипломату удалось даже расколоть традиционный автопробег «Наша великая Победа», организуемый активистами русского Крыма в преддверии 9 мая: в результате две группы направились по разным маршрутам.
История с консулом Андреевым, которого Министерство явно промедлило выгнать раньше, в очередной раз ставит в повестку дня вопрос об уровне и качестве работы наших представителей на Украине. В тот самый момент, когда, судя по воскресной встрече Путина с Януковичем, затянувшаяся пауза в российско-украинских отношениях должна, наконец, разрешиться.
«Игра престолов»
К.Затулин: Год назад в третий, а точнее во второй первый раз, на пост Президента Российской Федерации вступил Владимир Владимирович Путин. В соответствии с данным им словом, он назначил Председателем Правительства Российской Федерации экс-президента Дмитрия Анатольевича Медведева. Таким образом завершился очень своеобразный управленческий эксперимент в нашей новейшей истории, названный «тандемом», то есть период фактического двоевластия. Пришли ли другие времена? И какие? Хотят наши власти этого или не хотят, люди задают эти вопросы и подводят первые итоги.
Сюжет (Александр Проханов, писатель, публицист, глава Изборского клуба): «Путин это человек- проект, человек живущий проектом, это проект Россия. Не знаю, пришел ли он во власть с проектом, но с момента Второй Чеченской войны совершенно ясно было, что в нем рождается этот проект. Он поставил себе целью сберечь те остатки великой страны, которые на его глазах распадались, и он это сделал. Вернувшись во власть теперь он продолжает проектировать русское будущее, чувствует его евразийский концепт,…Это воля, это проект, и конечно традиция. Традиция не в комитете госбезопасности, а традиция русской государственности, которая легла на него бременем.
… Медведев был ему близок, потому что он был ему очень верен и он был абсолютно гражданским.
Четыре года его правления – это были декоративные годы. И мы все понимали, за Медведевым стоит Путин. Неожиданным эффектом было создание вокруг Медведева либеральной среды, в которой Медведев вдруг увидел полюс, магнит, и этот магнит стал собирать вокруг него высоколобых либералов. Вокруг Медведева эта среда стала собираться. Она видела в Медведеве своего защитника, м.б. своего кумира, и собираясь таким образом, она создавала для Медведева совершенно новое амплуа и может быть новую роль – Что касается Медведева, то он, по – видимому, сыграл свою историческую роль, он держался по отношению к своему суверену Путину честно, достойно, он не пошел на искушения, которые были перед ним, он оказался верным, но мне кажется, что политически он себя израсходовал.
Перепоручив Медведеву четыре года управлять страной, Путин очень многое потерял, он вернулся во власть ослабленным, ему приходится восстанавливать ту репутацию, которую он имел до ухода, это делать очень трудно, он по – прежнему не всесилен. Впереди очень много испытаний для страны, а значит и для президента».
Сюжет (Борис Макаренко, политолог, председатель Правления центра политических технологий): «Сегодня Медведев премьер и сегодня у него в политическом позиционировании немалые проблемы, немалые проблемы у кабинета, который он возглавляет, но на нем вот эта царская печать по- прежнему лежит, и он становится объектом атак со стороны всех конкурентов Путинского окружения.
Когда совершилась обратная рокировка это уже не тандем Россия возвращается к более привычной для себя модели отношений президента и премьера.
…Правительство это демпфер между президентом и всем остальным, парламентом, регионами, обществом, на него можно свалить ответственность. Пока первые два срока Путина страна шла вверх и экономика и многое другое правительство в этой роли не было нужно.
Сейчас это нужно опять».
Сюжет (Евгений Минченко, политолог, генеральный директор международного Института политической экспертизы): «В первую очередь Медведев это такой лояльный и доверенный представитель команды Путина.
Я думаю, что отношения Путина и Медведева после рокировки остались достаточно близкими, там конечно есть какое-то психологическое напряжение, но я не считаю его критичны. Я думаю, что Медведев все – таки входит в число доверенных людей Путина, он все равно является членом политбюро 2.0, ближайшего фактического окружения, которое практически управляет страной и по – прежнему самым влиятельным членом, потому что, кто бы что ни говорил, кресло председателя правительства- это кресло председателя правительства, и в случае, если, не дай Бог, с Путиным что- то происходит, исполняющим обязанности президента становится именно Медведев.
…Я думаю его консультанты сделали одну серьезную ошибку, они начали лепить из него Путина № 2. Он пытался говорить как Путин, ходить как Путин, использовать ту же лексику как Путин, но то, что органично для парня из рабочего района, дзюдоиста, потом сотрудника спецслужб, потом директора ФСБ, потом кандидата в президенты, который выиграл войну в Чечне – совершенно не органично для мальчика из профессорской- интеллигентной семьи, который работал корпоративным юристом, всегда был вторым номером был назначен, фактически, президентом.
Медведев превратился в технического премьер- министра и эта роль, на самом деле, повышает его шансы на политическое выживание».
Сюжет (Александр Севастьянов, эксперт по этнополитике): «Сегодняшний момент поставил на повестку дня русскую национальную антилиберальную революцию. И вот мне кажется, что Путин эту революцию начал, может быть не слишком последовательно, но он ее ведет, мы видим как происходит так называемая " национализация элит", мы видим, как меняются по ряду векторов внешней и внутренней политики Ельцинский курс, и не случайно его либералы упрекают в измене либералам, в отходе святых 90-ых, для них святых конечно.
…Народ что- то почувствовал в этом человеке, что соответствует моменту и соответствует русской ментальности. Вот мне кажется, что при Путина Россия стала возвращаться на круги своя, мы наблюдали то, что наблюдали при Иване Грозном, когда началась зачистка верхних эшелонов от сомнительных элементов, когда Иван Грозный вынужден был опираясь на новую элиту, на новое дворянство вести борьбу за пост с боярской средой, то же самое делал Петр, опираясь на новую элиту, на гвардейцев своих, – тоже продолжил борьбу с костной верхушкой. То же самое делал Сталин, у него было такое выражение – "проклятая каста" в отношении тех большевиков, которые изобразили себя новым господствующим слоем. То же самое происходит на наших глазах у Путина и это не может не находить поддержку. Я считаю, что Путин вызрел за годы своего правления у власти, он вызрел в правильного политика, который действует в соответствии с нашими национальными архетипами, который много сделал, чтобы Россия обрела реальный суверенитет и авторитет в мире».
К.Затулин: Древние утверждали, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. С этим не поспоришь. Мало кто сомневается, что новый президентский срок Владимира Путина не только не является продолжением президентства Дмитрия Медведева, но и существенно, в силу внутренней и внешней обстановки, отличается от его собственных прежних опытов хождения в президенты.
Сюжет: Появление работоспособного, уверенного в себе Владимира Путина на Олимпе российской власти в 1999–2000 годах было воспринято людьми как надежда на избавление от ельцинской эпохи, когда страна слабела вместе с президентом. Граждане России сразу оценили разницу между Путиным, готовым «мочить» наших врагов везде, где бы их не нашел, и его предшественником, который славился «крепким рукопожатием» и «работал с документами». Опросы свидетельствуют, что главным достижением Путина россияне до сих пор считают то, что ему удалось «вернуть России статус великой уважаемой державы».
Теперь Владимиру Путину приходится разбираться не с ельцинским наследством, а с проблемами и процессами, возникшими за время его собственного пребывания у власти. Возвращение Путина в Президенты в 2012 году не было прогулкой по Невскому проспекту. Лидер страны столкнулся с вызовом – кто-то назвал это даже изменой – со стороны обеспеченного класса, выросшего в путинские годы. Поддержанные, по традиции, на Западе, протесты на Болотной – неприятное открытие – явно пользовались симпатией влиятельных лиц во власти и бизнесе, желавших если не сорвать «путинский ренессанс», то обусловить его соблюдением своих интересов.
Путин победил на выборах и за год, можно сказать, справился с накатом уличной оппозиции, вожди которой вынуждены теперь давать объяснения – кто о связях с эмиссарами Саакашвили (в кадре Удальцов), кто о прогулках в «Кировлес» (в кадре Навальный), а кто и о сборе золотой пыльцы в Сколково (в кадре Понамарев). Но отныне с модой на Фронду приходится считаться. Власть пошла на изменение порядка регистрации партий, возвращение выборов губернаторов и депутатов по одномандатным округам. Путин сделал свой вывод не в пользу новой элиты, заставив парламент один за другим принимать законы, уже названные «национализацией кадров» (запрет на иностранные счета для чиновников и их семей). Рейтинг власти подпрыгнул в день отставки министра обороны Анатолия Сердюкова и начала громких коррупционных дел (в кадре Сердюков, Скрынник, председатель Росбанка Голубев).
Гораздо более опасной выглядит угроза второй волны мирового экономического кризиса, прежде уже заставившего отложить планы «удвоения ВВП». Премьер Дмитрий Медведев на прошлой неделе успокаивал читателей «Комсомольской правды», что «мыло, соль и спички к осени запасать не придется». Может и так. Но Путин явно стоит на распутье в выборе дальнейшего экономического курса: вновь довериться либеральным экономистам, вроде Алексея Кудрина, или все же рискнуть поддержать Сергея Глазьева и сторонников государства в экономике?
Наконец, внешняя политика. Хотя переизбрание Барака Обамы – не худшая для России новость, было бы легкомысленным считать, что противоречия в отношениях с мировой сверхдержавой, желающей кроить мир по-своему, легко устраняемы. Россия выдерживает растущее давление со стороны США и Запада и в вопросе о противоракетной обороны и в Сирии, ставшей камнем преткновения не только с Западом, но и с Турцией, делающей заявку на восстановление Османской империи. Президенту Путину приходится использовать весь свой опыт в международных делах, чтобы, не обостряя накануне Олимпиады в Сочи отношения, удержать от новых катаклизмов на уязвимом Юге, Ближнем востоке и Средиземноморье. Украина уклоняется от объятий Таможенного союза, а состоящий в нем Казахстан намекает, что у тюркского государства могут быть и другие союзы и ориентиры.
Шапка Мономаха не потеряла своей тяжести ни за сотни лет, ни начиная с мая 2012 года.
К.Затулин: На когоопирается Президент Путин сегодня, в начале «новых славных дел»? Можно ли говорить о правительстве, о «Единой России»? Или союзников и сотрудников Путину уже сейчас приходится искать в других местах?
Сюжет: За год Правительством Дмитрия Медведева было выпущено 3 906 актов и внесено в Госдуму 269 законопроектов, принято 40 госпрограмм. Отвечая на вопросы «прямой линии» с населением России, Президент Путин поддержал Правительство, итоги работы которого, по его мнению, еще рано подводить,
Однако 17 апреля, в день отчета Правительства в Государственной Думе, в сетях появилось видео с закрытой части совещания в Элисте, с резкой критикой Путина в адрес исполнительной власти.
Сюжет (Владимир Путин, Президент РФ, 16 апреля, г.Элиста, на совещании по проблемам жилья): «Как мы работаем?! Качество работы ничтожное. Все поверхностно сделаем. Если будет работать так, то ни хрена не сделаем! Надо будет признать, что либо я работаю неэффективно, либо вы все плохо работаете и вам надо уйти! Обращаю ваше внимание на то, что на сегодняшний день я склоняюсь ко второму варианту!»
Накануне Дня Победы, Президент Путин, собрав министров, дал оценку году совместной работы.
Сюжет (Владимир Путин, Президент РФ, 7 мая, Кремль): «В указах, принятых в мае 2012 года, были намечены планы на шесть лет. Год прошел, осталось только пять лет. Многое действительно начато, но, скажем прямо, конкретных изменений пока еще очень мало. Сразу хочу вам сказать: это ненормально. Считаю, что нужна публичная, политическая, персональная ответственность каждого из нас, в том числе каждого члена Правительства Российской Федерации».
Сюжет: Атмосфера слухов об отставке, сгустившихся вокруг Правительства и отдельных министров, вроде бы разрядилась с последовавшим за совещанием уходом Владислава Суркова, второго человека в Правительстве, известного как идеолог и организатор «управляемой демократии» в России. Отставка была сопряжена по времени с разоблачениями коррупции в курируемом Сурковым Фонде «Сколково», финансировавшем, в частности, депутата Пономарева, члена Координационного совета оппозиции. Вполне в стиле «управляемой демократии».
Более серьезной жертвой отказа от «управляемой демократии» может стать сама «Единая Россия», возглавляемая теперь, по должности, Дмитрием Медведевым. Подвергшаяся беспощадной критике, «Единая Россия» может уступить свою ролевую функцию «партии власти» Объединенному Народному Фронту, который готовится к съезду в июне. Между прочим, первым публичным свидетельством расхождения между Владимиром Путиным и Владиславом Сурковым, прежним куратором «Единой России» в Администрации Президента, стало прохладное отношение Суркова к инициативе создания Фронта в 2011 году.
Президент Путин пытается обрести новую социальную и политическую опору в «молчаливом большинстве», в рабочих «Уралвагонзавода» и других выживших промышленных предприятий, в людях и Героях труда. Его естественным союзником является Русская Православная Церковь и те русские патриоты-государственники, которые долгое время не приветствовались в коридорах власти. Особняком можно считать поднимающееся русское националистическое движение, лидеры и приоритеты которого еще не до конца определились – поддержать Путина против либералов или встать «в хвост» либеральной Болотной площади.
Резюме К.Затулина: Вопреки законам математики, от перемены мест слагаемых сумма в политике может разительно меняться. Недавние жесткие оценки результатов работы Правительства Дмитрия Медведева, отставки отдельных его представителей, такое впечатление – не достигают цели. При том, конечно, понимании, что общей целью нашей власти является провести Россию между Сциллой и Харибдой экономического кризиса и социально-политической нестабильности. Да при том еще сохранить амбиции на скорейшее возвращение к положению державы, без разрешения которой, даже в XVIII веке, «ни одна пушка в Европе не стреляла».
У верховной власти всегда есть соблазн – мы хорошо помним об этом по ельцинским временам – в трудный период укрыться за пресловутым «царь хороший – бояре плохие». Президент, желавший царствовать, но не способный управлять государством, добился в 1993 году принятия такой Конституции, которая позволяла ему в удобный момент перекладывать на премьеров ответственность за ухудшение дел. Даже тогда это была всего лишь иллюзия: в самом далеком уголке России самые далекие от политики люди понимали, кто есть кто.
Время, которое уходит на все эти «игры престолов», в конечном счете, засчитывается в срок одному человеку – Президенту Российской Федерации. В благодарной исторической памяти остаются те, кто, как Петр Первый и Екатерина Вторая, не случайно названные Великими, умели царствовать и управлять в одном лице. Мне кажется, что Владимир Путин, не нуждающийся в том, чтобы прятаться за чужую спину, постепенно приходит к необходимости внести изменения не просто в персоналии, а в саму структуру власти в России, в ткань которой в прежние времена заложено это порочное сосуществование Администрации Президента и Правительства Российской Федерации. Прямое подчинение министров Президенту, их назначение с учетом мнения парламента – все это вполне может оказаться скоро в повестке дня. Поживем – увидим.
«Язык мой – друг мой»
К.Затулин: На прошлой неделе Россия, Белоруссия, Украина, Болгария и Македония, весь православный славянский мир отметили 1150-летие славянской письменности – кириллицы, созданной в 863 году святыми братьями Кириллом и Мефодием.
Сюжет: Из житийной литературы известно, что святой равноапостольный Кирилл происходил из города Солунь (современные Фессалоники), который находился на границе между греческим и славянским мирами: здесь жили славяне-македонцы и греки. В городе обычным явлением были смешанные семьи. Именно в такой семье родились братья Константин-Кирилл и Мефодий, которым суждено было стать христианскими православными просветителями славян. Св. Кирилл и Мефодий создали славянскую грамматику и богословско-философскую терминологию, ставшие основой церковно-славянского и русского языков и всего гуманитарного корпуса русской науки, породили русское богословие и литературу.
Сюжет (Валентин Асмус, протоиерей. Настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе): «Есть славянские народы, которые традиционно пользуются латиницей, но у них при этом возникают трудности. Потому что многие звуки их языков нельзя передать одной латинской буквой. В латинском алфавите букв не хватает для передачи звуков славянских языков, также как их не хватает для передачи современных германских, даже романских языков.
Одна единственная русская буква «Щ» по-немецки выражается семью буквами. Это очень неудобно, конечно».
Святой Кирилл для каждого звука изобрел особую отдельную букву, иногда заимствуя эти экзотические для него – грека, буквы из достаточно экзотических алфавитов: еврейского, коптского. Поэтому его дело гениально. Он предвосхитил, то, что начали делать в девятнадцатом века, когда, наконец, пришли через столько веков после солунских братье, пришли к фонетическому принципу алфавита.
«Роль церкви в становлении и в жизни культуры была несравнимо больше, чем в Византии, от которой мы эту культуру и приняли через посредство южных славя – болгар. Потому что в Византии традиционным хранителем культуры было государство, церковь параллельно с государством участвовала в созидательной культурной деятельности. У нас же церковь оказалась , можно сказать, монополистом в этой области, хотя совсем не нужно приуменьшать культурный уровень светской верхушки Киевской Руси. Там были люди не просто грамотные, а, иногда очень высокой культуры и серьезного образования».
Сюжет: В России история празднования Дня славянской письменности восходит к 1883 году, когда Священный Синод в связи с тысячелетием просветительской миссии солунских братьев постановил ежегодно праздновать их память 11 мая по старому стилю или 24 по-новому. В Советском Союзе в 1986 году 24 мая было объявлено «Днем славянской культуры и письменности», а 30 января 1991 года вышло постановление Президиума Верховного Совета РСФСР о ежегодном праздновании Дней славянской письменности и культуры.
Восстановление праздника – в первую очередь заслуга выдающегося русского скульптора Вячеслава Клыкова, первого президента Международного фонда славянской письменности и культуры, созданного по благословению Святейшего Патриарха Алексия Второго. Клыкову принадлежит авторство памятника Кириллу и Мефодию на Славянской площади, бывшей площади Ногина, переименования которой добился опять-таки Клыков.
Сюжет (Николай Бурляев, народный артист России, вице-президент Фонда славянской письменности и культуры): «Клыков Вячеслав он был мой друг, именно ему я обязан, что появился «Золотой витязь» 92-м году, потому что он тогда был членом оргкомитета славянской письменности и культуры праздника, который тогда чуть ли не шепотом праздновался. Вообще начали, чуть ли не подпольно, где-то в Вологде так полуподпольно провели первый праздник славянской письменности и культуры, второй в Великом Новгороде был уже вечевым колоколом! Был праздник уже в полный голос! Дрожали мостовые и мосты ходили вот так от тысяч людей, которые поднимали голову! И Россия стала просыпаться, и в этом огромная заслуга Вячеслава Клыкова, который успел поставить памятники- зарубки по всей Руси нашим подвижникам и героям. Он один из тех, кто грудью прокладывал дорогу нашей славянской культуре.
Мы все дети одной матери, просто нас разделили так умело через века, и отдалили от нас там сербы, болгары, стали западные границы православия и славянства – их так , так сказать, уничтожают. И это мы видим в Сербии, где на Косово что делается с нашими братьями. Это душа, это сердца – язык, и поэтому нет ничего более важного, чтобы сохранить кириллицу, сохранить русский язык. 47.35 Потому что пока будут они живы и не размыты, а попыток очень много, будет жива наша душа славянская.
…Счастье наше в том, что русский народ – не шовинист, он и беды переживет, ибо высоко небо этого народа….
В конце съемки – памятник Кириллу и Мефодию на Китай-городе.
К.Затулин: Юбилейные торжества, посвященные Дню славянской письменности и культуры прошли в этом году с особым размахом.
Славянская письменность, кириллический алфавит – это не только вопрос культуры. Это и вопрос политики, причем самой что ни на есть современной.
Сюжет: Алфавит, система письма глубочайшим образом связаны с народным архетипом и неотделимы от него. Поэтому алфавит был и остается в центре борьбы за души людей, за цивилизационный выбор народов. Противники православной русской цивилизации прекрасно осознают значение св. Кирилла и Мефодия и «кириллицы». Так, власти Австро- Венгрии, осуществляя политику денационализации русских Австро- Венгрии, не просто создавали по сути новый дерусифицированный язык, но фабриковали его на «латинице», чтобы подчеркнуть необратимость выхода Галиции из православной русской цивилизации. Это же самое пытались осуществить в самой России ленинские большевики в 20-е годы в борьбе со своим главным врагом – православным русским самосознанием. Была развернута целая программа перевода языков народов СССР на латинскую графику. Разработан был латинский алфавит и для русского языка. После распада СССР вновь начинаются попытки сделать процесс дезинтеграции необратимым с помощью отказа от кириллицы.
Президент Ющенко издал специальный декрет, предусматривавший постепенный перевод Украины на латиницу. Его план не удался. Но дело его не умерло.
Цитата (Николай Жулинский, руководитель Института литературы в Киеве, экс-вице-премьер): «Латиница была бы выгодна Украине прежде всего в свете европейских устремлений Киева, и я не исключаю, что мы еще вернемся к этому вопросу».
Сюжет: Уже в этом году в Верховной раде был зарегистрирован законопроект о введении латиницы. Естественно, ради приобщения к европейским ценностям и необратимости европейского выбора.
В Молдове, Азербайджане и Узбекистане с кириллицей уже покончено. В конце прошлого года с инициативой перевести на латинскую графику казахский язык выступил и Президент Казахстана Назарбаев.
Цитата (Нурсултан Назарбаев, Президент Республики Казахстан): «Необходимо уже сейчас начать подготовительную работу по переводу в 2025 году казахского алфавита на латинскую графику… Это послужит не только развитию казахского языка, но и превратит его в язык современной информации»
Сюжет: Об отказе от кириллицы мечтает и антирусская оппозиция в Белоруссии. Так писатель-оппозиционер Николай Орлов убеждает своих читателей, что латиница – это исконно белорусский алфавит, в отличие от кириллицы русских оккупантов.
Цитата (Николай Орлов, член Союза белорусских писателей): «Мне очень хочется, чтобы белорусы не забыли свою латиницу, на которой были созданы многие великие произведения искусства нашими известными предками».
К.Затулин: В нашей студии директор института славяноведения Российской академии наук Константин Никифоров. Константин Владимирович, какую роль в жизни славянских народов сыграла азбука Кирилла и Мефодия?
К.Никифоров: Ну вы знаете, это конечно, огромное событие, если выражаться так, немножко фигурально, это как человек, который был безграмотный, овладел письменностью.
К.Затулин: Системообразующее такое начало.
К.Никифоров: Конечно. Славянские народы вообще много спорят, критерии цивилизации какие есть. Один из критериев – это письменность. То есть славянские народы стали цивилизованным народом после того, как овладели письменностью. Это колоссальный, конечно, сдвиг, который оказал влияние на все дальнейшее развитие, славянскую культуру и так далее. Я думаю, вот мы в прошлом году отмечали 1150 создания древнерусского государства, вот это точно такая же дата сопоставима вполне с той датой.
К.Затулин: А православие? Идет это рука об руку?
К.Никифоров: Как бы тут немножко шире.
И Кирилл, и Мефодий, которые славянские первоучители, они одинаково чтутся и в западном христианстве и в восточном, поэтому они более объединяющие фигуры. Но, конечно, православие, поскольку мы собственно пользуемся этой азбукой.
К.Затулин: Понятно. А вот славянская идея, это вообще миф, вчерашний день или это какая-то перспектива. Насколько в самом деле нас объединяет и объединяло общая письменность, культура, православие?
К.Никифоров: Славянская идея понятно, она возникла в XIX веке, когда единственным независимым славянским государством была России и другие славянские народы с надеждой глядели в сторону России.
К.Затулин: Или в XVIII?
К.Никифоров: Ну, в общем, считается в первой половине XIX все-таки.
К.Затулин: Вот нам политикам на этой почве, на этом основании есть, что строить в славянском мире?
К.Никифоров: Ну, а как же. Вообще вы знаете. Россия так устроена интересно, Россия в принципе ищет себя на таких трех плоскостях. Россия – Запад, Россия – Восток, Россия – Славянский мир, о чем мы сегодня говорим. Отсюда наше и общественное мнение, общественные мысли. Всегда были славянофилы, западники, чуть позже евразийцы…
К.Затулин: Почему западники всегда, с одной стороны западники, с другой стороны не восточники, а славянофилы?
К.Никифоров: Евразийцы все-таки появились потом, которые больше в сторону востока глядели.
К.Затулин: То есть теперь получается, что вместо славянофилов в этом споре с западниками заняли евразийцы.
К.Никифоров: В какой-то степени, может быть. Хотя…
К.Затулин: Это что умирание славянской идеи получается?
К.Никифоров: Я думаю, что все-таки славянская идея базируется на более прочном основании, чем евразийская идея. Хотя евразийцы, кстати говорили, что в отрицании западного вектора развития, они тут немножко все-таки смыкались со славянофилами. Но, славянофилы, мне кажется, все-таки более прочная основа. У нас все-таки у всех двойное…
К.Затулин: Благодаря Кириллу и Мефодию.
К.Никифоров: В какой-то степени да. У нас двойное самосознание. У нас есть и более широкое самосознание, мы понимаем, что мы еще славяне помимо всего прочего. То, что мы евразийцы я не знаю, насколько все мы понимаем это.
К.Затулин: Это немножко искусственно, тем более, что каждый вкладывает в понятие евразийство свое.
К.Никифоров: Абсолютно верно. И часто оно возникало на…
К.Затулин: Евразийство Назарбаева это не евразийство Устрялова и Трубецкого.
К.Никифоров: Вот в том то и дело, что евразийство скорее больше развивается как раз в Казахстане, где-то в среднеазиатских республиках, оно их делает больше европейцами. А для русских, мне кажется, евразийство, конечно, нам надо развивать отношения на востоке. Это абсолютно бесспорно, но…
К.Затулин: Вот вы недоговорили Константин Владимирович. Вы хотели, наверное, сказать, что для русских быть азиатами не очень почетно. Вы это хотели сказать?
К.Никифоров: Да я ничего не имею против. Просто вся русская культура, она конечно, христианская, она конечно, европейская. Славяне – это европейский народ. Но, хочу напомнить славяне занимают примерно одну треть всех европейских народов, 1/3 германцы, 1/3 франки, 1/3 славяне. И мы, конечно, европейский народ. Другое дело, что мы расселились потом до Тихого океана.
К.Затулин: А вот в создавшейся сейчас ситуации после распада Советского Союза, славянская идея может быть положена в основу какого-то более тесного сближения России с Белоруссией, Украины. Белоруссия, как известно, у нас союзное государство, с Украиной ничего похожего.
К.Никифоров: Вполне это естественно, особенно восточно-славянский союз. Конечно, это единый был массив, он сейчас в какой-то степени размывается. Он размывается, даже я бы сказал, на терминологическом таком уровне, называется сейчас такой термин – Центрально-Восточная Европа, бывает.
И даже наши иногда официальные…
К.Затулин: Все хотят быть центром.
К.Никифоров: Нет, это очень хитрая идея. Что такое Центрально-Восточная Европа – это Центральная Европа плюс Белоруссия и Украина, но минус Россия. Россия получается такой семя восточной, восточной Европы. То есть размывается этот единый восточнославянский мотив.
К.Затулин: Россия оказывается Украина и Европа.
К.Никифоров: Я однажды был в Киеве, мы подписывали договор о сотрудничестве с нашими коллегами, они мне дали подписать – сотрудничество Центральной Европы и северо-восточной Европы. Я спросил это кто, мы, наверное северо-восточная? Сказали да, Россия это северо-восточная.
К.Затулин: На Украине много разных теорий, мне вот например, украинские националисты часто пытались доказать, что на самом деле они и есть наследники Руси, которую у нас только в учебниках называли Киевской. В те время, когда Русь эта была, ее никто Киевской не называл.
К.Никифоров: Это известная болезнь новых государств. Хочется себя сделать более древними и более такими…
К.Затулин: Продлить свою историю.
К.Никифоров: Да.
К.Затулин: Но, каждый раз приходится напоминать о Новгороде, об Изборске, о Пскове. Выясняется, что князь Олег не из Киева в Новгород пришел, а все наоборот. Но, вернемся к письменности. Сейчас, мимо вас это конечно, не проходит, в Молдавии, Узбекистане, Азербайджане от кириллицы отказались, как основы для построения местных алфавитов. А вот Казахстан устами президента заявил, что готовит переход на латиницу к 2025 году. Вот такие попытки заговорить о переходе на латиницу, они характерны для Украины, для Белоруссии, хотя конкретных планов нет. Вот к каким последствием для наших народов здесь на бывшем советском пространстве может привести этот переход с кириллицы на латиницу?
К.Никифоров: Это есть такая тенденция, пытаются тюркские особенно наши новые государства брать в основу турецкий алфавит.
Я думаю, что касается тюркских народов, они наверное, перейдут рано или поздно на новый алфавит, хотя это процесс очень такой опасный.
К.Затулин: А чем он опасен для нас?
К.Никифоров: Да не для нас, он более опасен для этих народов, потому, что они лишаются пласта культуры, который был создан на кириллице. Они отделяют себя от русской культуры, в которую они все-таки попадали, в Европу и так далее. Это вы знаете, очень опасно. Я помню, после реформы, ну не я помню, я читал, что после реформы, которая была у нас с новым правописанием, когда отменили яти, р и так далее. Вот Бунин как раз писал после этого: «Не могу писать слово «хлеб» без твердого знака, не так пахнет». Как писатель, он чувствовал слово. Это одна буква. А если поменять все, это ментальные вещи.
К.Затулин: Вы знаете, по-моему, в нашей программе еще в прошлом году выступили в защиту буквы «ё», которую таким же образом пытаются кастрировать.
К.Никифоров: Абсолютно верно. Это очень опасно, мы же думаем словами, это очень вообще опасная вещь менять так резко весь алфавит.
К.Затулин: Во всяком случае, это какой-то цивилизационный разрыв, это расхождение.
К.Никифоров: Ну, в какой-то степени, конечно.
К.Затулин: И вдобавок это проблема, конечно, для русских, которые живут в этих странах, в Казахстане, например, да и в других тоже.
К.Никифоров: Знаете, как-то мой один коллега в Молдавии попросил в молдавской деревне, чтобы люди написали слово «Кишинев» на латинице. Все сделали ошибки в этом слове. Не так это все очень просто. Ну, наверное, перейдут, конечно, процессы разные бывают.
К.Затулин: Это мне кажется, в том числе и от нас зависит, перейдут или не перейдут, смотря, что мы им предложим.
К.Никифоров: Это тоже верно.
К.Затулин: Будем надеяться, что эти праздники, которые уже прошли, и которые будут продолжаться, как мы выяснили, до конца года, всколыхнут в исторической памяти и в сегодняшнем сознании наших народов как можно больше общего. И я прежде всего здесь говорю о украинцах, белорусах и русских. Спасибо вам.
Резюме К.Затулина: В прошлом году мы все: русские, белорусы и украинцы, отмечали 1150-летие нашей обшей государственности. Этот год – год 1150-летия нашей общей славянской письменности. А всего через несколько месяцев, в июле, 1025-летие Крещения Руси. Праздники, на которые в равной мере имеют право и в Киеве, и в Минске, и в Москве.
История настойчиво напоминает нам, разбежавшимся по новым государственным квартирам, о славянском цивилизационном, культурном и духовном единстве. Сможем ли, в состоянии ли преодолеть свой эгоизм и мелкие обиды, чтобы когда-нибудь вновь, по-настоящему, быть вместе? Это – русский вопрос.
С вами был Константин Затулин. До встречи на следующее неделе уже летом, 5 июня в то же время на канале ТВ-Центр.