Правительство ПМР: ваша свобода не должна нарушать нашу свободу. Но не наоборот! (адаптированное цитирование В. Тобуха)
16 июня 2014 г. в Верховном Совете ПМР прошли общественные слушания по законопроекту о средствах массовой информации, разработанному правительством ПМР. Сегодня ПМРФ публикует проект закона, сравнительную таблицу к нему в сравнении с аналогичным законом о СМИ ПМР в действующей редакции и пояснительную записку разработчиков. В ближайшее время ПМРФ опубликует репортаж о состоявшихся парламентских слушаниях.
Проект
Закон Приднестровской Молдавской Республики «О средствах массовой информации»
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Свобода массовой информации.
В Приднестровской Молдавской Республике поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Приднестровской Молдавской Республики о средствах массовой информации.
Статья 2. Средства массовой информации. Основные понятия.
Для целей настоящего Закона:
а) под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;
б) под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием);
в) под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;
г) под радиопрограммой, телепрограммой, видеопрограммой, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год;
д) под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск телеканала, радиоканала, радиопрограммы, телепрограммы, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы, отдельный выпуск либо обновление сетевого издания, отдельный выпуск иного средства массовой информации;
е) под распространением продукции средства массовой информации понимаются продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, демонстрация кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения;
ж) под специализированным средством массовой информации понимается такое средство массовой информации, для регистрации или распространения продукции которого настоящим Законом установлены специальные правила;
з) под редакцией средства массовой информации понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации;
и) под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации;
к) под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию;
л) под издателем понимается издательство, иное учреждение, предприятие (предприниматель), осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации, а также приравненное к издателю юридическое лицо или гражданин, для которого эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода;
м) под распространителем понимается лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях;
н) под телеканалом, радиоканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность теле-, радиопрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов. Правила, установленные настоящим Законом и другими законодательными актами Приднестровской Молдавской Республики для телепрограммы, радиопрограммы, применяются в отношении телеканала, радиоканала, если иное не установлено настоящим Законом;
о) под вещателем понимается юридическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке, осуществляющее формирование телеканала или радиоканала и его распространение в установленном порядке;
п) под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом.
Статья 3. Недопустимость цензуры.
1. Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, – не допускается.
2. Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, – не допускается.
Статья 4. Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации.
1. Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
2. Запрещается использование в радио-, теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок и иных технических приемов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье, а равно распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Законом Приднестровской Молдавской Республики «О противодействии экстремистской деятельности» (далее – Закон «О противодействии экстремистской деятельности»), без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.
3. Запрещается распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено законодательными актами.
4. Порядок сбора информации журналистами на территории (объекте) проведения контртеррористической операции определяется руководителем контртеррористической операции.
5. При освещении контртеррористической операции запрещается распространение в средствах массовой информации сведений о специальных средствах, технических приемах и тактике проведения такой операции, если их распространение может препятствовать проведению контртеррористической операции или поставить под угрозу жизнь и здоровье людей. Сведения о сотрудниках специальных подразделений, лицах, оказывающих содействие в проведении такой операции, выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористического акта, и о членах семей указанных лиц могут быть преданы огласке в соответствии с законодательными актами Приднестровской Молдавской Республики о государственной тайне и персональных данных.
6. Запрещается распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами «а» – «в» пункта 4 статьи 41 настоящего Закона.
Статья 5. Законодательство о средствах массовой информации.
1. Законодательство Приднестровской Молдавской Республики о средствах массовой информации состоит из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Приднестровской Молдавской Республики.
2. Если международным договором Приднестровской Молдавской Республикой установлены иные правила, чем те, которые установлены настоящим Законом, то он может быть ратифицирован Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики только после принятия (или одновременно с принятием) закона, вносящего изменения в действующее законодательство в соответствии с международным договором, подлежащим ратификации.
Статья 6. Применение Закона.
1. Настоящий Закон применяется в отношении средств массовой информации, учреждаемых в Приднестровской Молдавской Республике, а для создаваемых за ее пределами – лишь в части, касающейся распространения их продукции в Приднестровской Молдавской Республике.
2. Юридические лица и граждане других государств, лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные настоящим Законом, наравне с юридическими лицами и физическими лицами Приднестровской Молдавской Республики, если иное не установлено законом.
Статья 7. Собственность государства на радиочастоты.
1. Радиочастоты являются исключительной собственностью государства.
2. Совокупность радиочастот – радиочастотный спектр – является ограниченным природным ресурсом.
Статья 8. Государственная информационная система в области средств массовой информации.
1. В целях предоставления физическим лицам, организациям, органам государственной власти, органам местного самоуправления актуальной информации о зарегистрированных средствах массовой информации, о лицах, осуществляющих деятельность в области средств массовой информации (учредителях, редакциях, главных редакторах, издателях, вещателях, распространителях, информационных агентствах), обеспечения получения от заинтересованных лиц и направления им документов, предусмотренных настоящим Законом, в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных технологий (либо в форме документов на бумажном носителе), создается и функционирует государственная информационная система в области средств массовой информации.
2. Создание государственной информационной системы в области средств массовой информации осуществляется исполнительным органом государственной власти, в ведении которого находится выработка государственной политики в области массовых коммуникаций и средств массовой информации.
Порядок функционирования государственной информационной системы в области средств массовой информации, ее структура и условия предоставления содержащейся в ней информации устанавливаются Правительством Приднестровской Молдавской Республики.
3. Информация, содержащаяся в государственной информационной системе в области средств массовой информации, в обязательном порядке должна включать в себя:
а) сведения из реестра зарегистрированных средств массовой информации;
б) сведения о законодательстве Приднестровской Молдавской Республики о средствах массовой информации;
в) иные установленные Правительством Приднестровской Молдавской Республики сведения в области средств массовой информации.
Глава 2. Организация деятельности средств массовой информации
Статья 9. Учредитель.
1. Учредителем (соучредителем) средства массовой информации может быть гражданин, объединение граждан, организация, орган государственной власти.
2. Учредителем муниципальных средств массовой информации (телевидения, радиовещания, газет, журналов, информационных агентств) является местный представительный и (или) исполнительный орган государственной власти.
3. Не может выступать учредителем:
а) гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо душевнобольной, признанный судом недееспособным;
б) объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которых запрещена по закону;
в) гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Приднестровской Молдавской Республике.
4. Соучредители выступают в качестве учредителя совместно.
Статья 10. Регистрация средства массовой информации.
1. Редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации, за исключением случаев освобождения от регистрации, предусмотренных настоящим Законом.
2. Сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет может быть зарегистрирован как сетевое издание в соответствии с настоящим Законом. Сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, не зарегистрированный в качестве средства массовой информации, средством массовой информации не является.
3. Заявление о регистрации средства массовой информации подается учредителем либо лицом, действующим по его уполномочию, в соответствии с учредительными документами в уполномоченный орган государственной власти (регистрирующий орган).
Рассмотрение заявления о регистрации средства массовой информации и принятие соответствующего решения осуществляются регистрирующим органом в месячный срок с даты поступления такого заявления.
Средство массовой информации считается зарегистрированным со дня принятия регистрирующим органом решения о регистрации средства массовой информации.
4. На основании решения о регистрации средства массовой информации заявителю выдается свидетельство о регистрации средства массовой информации. Свидетельство о регистрации средства массовой информации оформляется на бланке, являющемся документом строгой отчетности и защищенной от подделок полиграфической продукцией, по форме, установленной уполномоченным органом государственной власти в сфере средств массовой информации.
5. Регистрирующий орган ведет реестр зарегистрированных средств массовой информации в порядке, установленном уполномоченным органом государственной власти в сфере средств массовой информации.
6. Информация, содержащаяся в реестре зарегистрированных средств массовой информации, является открытой и доступной для ознакомления с ней любых физических лиц и юридических лиц, за исключением случаев, если доступ к такой информации ограничен в соответствии с законами Приднестровской Молдавской Республики.
7. Сведения о конкретном средстве массовой информации предоставляются регистрирующим органом бесплатно в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня получения заявления о предоставлении таких сведений.
Сведения о конкретном средстве массовой информации направляются в виде выписки из реестра зарегистрированных средств массовой информации или справки об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается при отсутствии в данном реестре сведений о конкретном средстве массовой информации.
8. Учредитель сохраняет за собой право приступить к производству продукции средства массовой информации в течение одного года со дня выдачи свидетельства о регистрации. В случае пропуска этого срока свидетельство о регистрации средства массовой информации признается недействительным.
Статья 11. Недопустимость повторной регистрации.
Зарегистрированное средство массовой информации не может быть повторно зарегистрировано в том же или ином регистрирующем органе.
В случае установления судом факта повторной регистрации законной признается первая по дате регистрация.
Статья 12. Заявление о регистрации.
1. В заявлении о регистрации средства массовой информации должны быть указаны:
а) сведения об учредителе (соучредителях), обусловленные требованиями настоящего Закона;
б) наименование (название) средства массовой информации;
в) язык (языки);
г) адрес редакции;
д) форма периодического распространения массовой информации;
е) предполагаемая территория распространения продукции;
ж) примерная тематика и (или) специализация;
з) предполагаемые периодичность выпуска, максимальный объем средства массовой информации;
и) источники финансирования;
к) сведения о том, в отношении каких других средств массовой информации заявитель является учредителем, собственником, главным редактором (редакцией), издателем или распространителем;
л) доменное имя сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для сетевого издания.
2. К заявлению прилагается документ, удостоверяющий уплату государственной пошлины, а также документы, подтверждающие соблюдение заявителем при учреждении средства массовой информации требований, установленных настоящим Законом. Перечень таких документов утверждается Правительством Приднестровской Молдавской Республики.
Предъявление иных требований при регистрации средства массовой информации запрещается.
Статья 13. Перерегистрация средства массовой информации и уведомление об изменениях.
1. Смена учредителя, изменение состава соучредителей, а равно наименования (названия), языка, формы периодического распространения массовой информации, территории распространения его продукции допускается лишь при условии перерегистрации средства массовой информации.
2. Перерегистрация средств массовой информации осуществляется в том же порядке, что и их регистрация.
3. Перерегистрация средства массовой информации, деятельность которого прекращена судом, не допускается.
4. При изменении местонахождения редакции, доменного имени сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для сетевого издания, периодичности выпуска и максимального объема средства массовой информации учредитель обязан в месячный срок письменно уведомить об этом регистрирующий орган.
Статья 14. Освобождение от регистрации.
Не требуется регистрация:
а) средств массовой информации, учреждаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов;
б) периодических печатных изданий тиражом менее 300 (трехсот) экземпляров;
в) радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, одной образовательной организации или промышленного предприятия, либо имеющим не более десяти абонентов;
г) аудио- и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более десяти экземпляров.
Статья 15. Отказ в регистрации.
1. Отказ в регистрации средства массовой информации возможен только по следующим основаниям:
а) если заявление подано от имени гражданина, объединения граждан, предприятия, учреждения, организации, не обладающих правом на учреждение средств массовой информации в соответствии с настоящим Законом;
б) если указанные в заявлении сведения не соответствуют действительности;
в) если наименование (название), примерная тематика и (или) специализация средства массовой информации представляют злоупотребление свободой массовой информации в смысле пункта 1 статьи 4 настоящего Закона;
г) если регистрирующим органом ранее зарегистрировано средство массовой информации с теми же наименованием (названием) и формой распространения массовой информации.
2. Извещение об отказе в регистрации направляется заявителю в письменной форме с указанием оснований отказа, предусмотренных настоящим Законом.
3. Заявление о регистрации средства массовой информации возвращается заявителю без рассмотрения, с указанием основания возврата:
а) если заявление подано с нарушением требований пункта 2 статьи 8 или пункта 1 статьи 12 настоящего Закона;
б) если заявление от имени учредителя подано лицом, не имеющим на то полномочий;
в) если не уплачена государственная пошлина.
После устранения нарушений заявление принимается к рассмотрению.
Статья 16. Государственная пошлина.
За государственную регистрацию средства массовой информации, за выдачу дубликата свидетельства о государственной регистрации, за внесение изменений в свидетельство о регистрации уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 17. Признание свидетельства о регистрации недействительным.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации может быть признано недействительным исключительно судом в порядке гражданского судопроизводства по заявлению регистрирующего органа только в случаях:
а) если свидетельство о регистрации получено обманным путем;
б) если средство массовой информации не выходит в свет (в эфир) более одного года;
в) если устав редакции или заменяющий его договор не принят и (или) не утвержден в течение трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) данного средства массовой информации;
г) если имела место повторная регистрация данного средства массовой информации.
Статья 18. Прекращение и приостановление деятельности.
1. Деятельность средства массовой информации может быть прекращена или приостановлена только по решению учредителя либо судом в порядке гражданского судопроизводства по иску регистрирующего органа.
Учредитель имеет право прекратить или приостановить деятельность средства массовой информации исключительно в случаях и порядке, предусмотренных уставом редакции или договором между учредителем и редакцией (главным редактором).
2. Основанием для прекращения судом деятельности средства массовой информации являются:
а) неоднократное совершение редакцией средства массовой информации действий, предусмотренных статьей 4 настоящего Закона, в течение 1 (одного) календарного года;
б) неисполнение требований предписаний, вынесенных уполномоченными органами государственной власти и управления;
в) неисполнение судебного акта о приостановлении деятельности средства массовой информации.
3. Деятельность средства массовой информации может быть также прекращена в порядке и по основаниям, предусмотренным Законом Приднестровской Молдавской Республики «О противодействии экстремистской деятельности».
Приостановление деятельности средства массовой информации может быть произведено судом в качестве меры по обеспечению иска, предусмотренного частью первой настоящей статьи.
4. Прекращение деятельности средства массовой информации влечет недействительность свидетельства о его регистрации и устава редакции.
Статья 19. Приостановление выпуска средства массовой информации за нарушение законодательства о выборах и референдумах.
1. Если в период избирательной кампании, кампании референдума после вступления в силу решения суда о привлечении главного редактора или редакции радио- и телепрограммы, периодического печатного издания, иной организации, осуществляющей выпуск средства массовой информации (далее – организация, осуществляющая выпуск средства массовой информации), к административной ответственности за нарушение законодательства Приднестровской Молдавской Республики о выборах и референдумах этот главный редактор или эта организация допустит повторное нарушение законодательства Приднестровской Молдавской Республики о выборах и референдумах, Центральная избирательная комиссия Приднестровской Молдавской Республики вправе обратиться в уполномоченный орган государственной власти, осуществляющий регистрацию средств массовой информации, с представлением о приостановлении выпуска средства массовой информации, использованного в целях совершения указанных нарушений. Указанный орган государственной власти в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования немедленно осуществляет с привлечением заинтересованных лиц проверку фактов, изложенных в представлении, и обращается в суд с заявлением о приостановлении выпуска средства массовой информации, использованного в целях совершения указанных нарушений, либо направляет в соответствующую избирательную комиссию мотивированный отказ от обращения в суд с указанным заявлением. Мотивированный отказ от обращения в суд с заявлением о приостановлении выпуска средства массовой информации не препятствует применению к организации, осуществляющей выпуск указанного средства массовой информации, иных мер ответственности, предусмотренных законодательством Приднестровской Молдавской Республики, включая предупреждение.
2. Уполномоченный орган государственной власти, осуществляющий регистрацию средств массовой информации, не вправе отказаться от обращения в суд на основании представления соответствующей избирательной комиссии о приостановлении выпуска средства массовой информации, если главным редактором или организацией, осуществляющей выпуск средства массовой информации, в период одной избирательной кампании, кампании референдума совершено более двух нарушений законодательства Приднестровской Молдавской Республики о выборах и референдумах, повлекших назначение административного наказания на основании вступивших в силу решений суда.
3. Рассмотрение судом указанных в настоящей статье заявлений о приостановлении выпуска средства массовой информации осуществляется в порядке и сроки, которые установлены для производства по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Приднестровской Молдавской Республики.
4. Приостановление выпуска средства массовой информации по предусмотренным настоящей статьей основаниям осуществляется судом на срок до момента окончания голосования на выборах, референдуме, а в случае, если проводится повторное голосование, – до момента окончания повторного голосования.
5. В целях настоящей статьи нарушением главным редактором или организацией, осуществляющей выпуск средства массовой информации, законодательства Приднестровской Молдавской Республики о выборах и референдумах признается нарушение этим главным редактором или этой организацией установленного указанным законодательством порядка информирования избирателей, участников референдума, проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, предусмотренное законодательством об административных правонарушениях.
6. Для целей настоящей статьи не признается нарушением законодательства Приднестровской Молдавской Республики о выборах и референдумах распространение в средстве массовой информации материалов и сообщений, за содержание которых главный редактор или организация, осуществляющая выпуск средства массовой информации, не несет ответственности в соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики о средствах массовой информации.
Статья 20. Возникновение прав и обязанностей.
Права и обязанности учредителя и редакции, предусмотренные настоящим Законом, возникают с момента регистрации средства массовой информации, а предусмотренные уставом редакции – с момента его утверждения. Учредитель, редакция, издатель, распространитель могут дополнительно установить на договорной основе взаимные права и обязанности. Положения устава и договоров не должны противоречить настоящему Закону и иным актам законодательства Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 21. Статус учредителя.
1. Учредитель утверждает устав редакции и (или) заключает договор с редакцией средства массовой информации (главным редактором).
2. Учредитель вправе обязать редакцию поместить бесплатно и в указанный срок сообщение или материал от его имени (заявление учредителя). Максимальный объем заявления учредителя определяется в уставе редакции, ее договоре либо ином соглашении с учредителем. По претензиям и искам, связанным с заявлением учредителя, ответственность несет учредитель. Если принадлежность указанного сообщения или материала учредителю не оговорена редакцией, она выступает соответчиком.
3. Учредитель не вправе вмешиваться в деятельность средства массовой информации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, уставом редакции, договором между учредителем и редакцией (главным редактором).
4. Учредитель может передать свои права и обязанности третьему лицу с согласия редакции и соучредителей. В случае ликвидации или реорганизации учредителя – объединения граждан, предприятия, учреждения, организации, государственного органа его права и обязанности в полном объеме переходят к редакции, если иное не предусмотрено уставом редакции.
5. Учредитель может выступать в качестве редакции, издателя, распространителя, собственника имущества редакции.
Статья 22. Статус редакции.
1. Редакция осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности.
2. Редакция может быть юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом, организованным в любой допускаемой законом форме. Если редакция зарегистрированного средства массовой информации организуется в качестве предприятия, то она подлежит также регистрации в соответствии с законом о государственной регистрации юридических лиц и помимо производства и выпуска средства массовой информации вправе осуществлять в установленном порядке иную, не запрещенную законом деятельность.
3. Редакция может выступать в качестве учредителя средства массовой информации, издателя, распространителя, собственника имущества редакции.
4. Редакцией руководит главный редактор, который осуществляет свои полномочия на основе настоящего Закона, устава редакции, договора между учредителем и редакцией (главным редактором). Главный редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами, а также в суде. Он несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации настоящим Законом и другими законодательными актами Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 23. Ограничения, связанные с учреждением телеканалов, радиоканалов, теле-, радио-, видеопрограмм и организаций (юридических лиц), осуществляющих вещание.
1. Иностранное юридическое лицо, а равно юридическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке, с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которого составляет 50 процентов и более, не вправе выступать учредителями телеканалов, радиоканалов, теле-, радио-, видеопрограмм.
2. Иностранный гражданин, лицо без гражданства, иностранное юридическое лицо, а равно юридическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке, с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которого составляет 50 процентов и более, не вправе учреждать организации (юридические лица), осуществляющие вещание, зона уверенного приема передач которых охватывает территорию, на которой проживает половина и более половины численности населения Приднестровской Молдавской Республики.
3. Отчуждение акций (долей) учредителем телеканала, радиоканала, теле-, радио-, видеопрограммы, в том числе после их регистрации, организацией (юридическим лицом), осуществляющей (осуществляющим) вещание, зона уверенного приема передач которой (которого) охватывает территорию, на которой проживает половина и более половины численности населения Приднестровской Молдавской Республики, повлекшее появление в их уставном (складочном) капитале доли (вклада) иностранного участия, составляющей 50 процентов и более, не допускается.
Статья 24. Устав редакции.
1. Устав редакции средства массовой информации принимается на общем собрании коллектива журналистов – штатных сотрудников редакции большинством голосов при наличии не менее двух третей его состава и утверждается учредителем.
2. В уставе редакции должны быть определены:
а) взаимные права и обязанности учредителя, редакции, главного редактора;
б) полномочия коллектива журналистов – штатных сотрудников редакции;
в) порядок назначения (избрания) главного редактора, редакционной коллегии и (или) иных органов управления редакцией;
г) основания и порядок прекращения и приостановления деятельности средства массовой информации;
д) передача и (или) сохранение права на наименование (название), иные юридические последствия смены учредителя, изменения состава соучредителей, прекращения деятельности средства массовой информации, ликвидации или реорганизации редакции, изменения ее организационно-правовой формы;
е) порядок утверждения и изменения устава редакции, а также иные положения, предусмотренные настоящим Законом и другими законодательными актами.
До утверждения устава редакции, а также если редакция состоит менее чем из десяти человек, ее отношения с учредителем, включая вопросы, перечисленные в подпунктах «а» – «д» части первой настоящего пункта, могут определяться заменяющим устав договором между учредителем и редакцией (главным редактором).
4. Устав редакции, организуемой в качестве предприятия, может являться одновременно уставом данного предприятия. В этом случае устав редакции должен соответствовать также законодательству о предприятиях и предпринимательской деятельности.
5. Копия устава редакции или заменяющего его договора направляется в регистрирующий орган не позднее 3 (трех) месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) данного средства массовой информации. При этом редакция вправе оговорить, какие сведения, содержащиеся в ее уставе или заменяющем его договоре, составляют коммерческую тайну.
Статья 25. Статус издателя.
1. Издатель осуществляет свои права, несёт ответственность и исполняет обязанности на основе настоящего Закона, Гражданского кодекса Приднестровской Молдавской Республики, законодательного акта, регулирующего порядок освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации, законодательства об издательском деле, предприятиях и предпринимательской деятельности.
2. Издатель может выступать в качестве учредителя средства массовой информации, редакции, распространителя, собственника имущества редакции.
Статья 26. Договоры.
1. Договором между соучредителями средства массовой информации определяются их взаимные права, обязанности, ответственность, порядок, условия и юридические последствия изменения состава соучредителей, процедура разрешения споров между ними.
2. Договором между учредителем и редакцией (главным редактором) определяются производственные, имущественные и финансовые отношения между ними: порядок выделения и использования средств на содержание редакции, распределения прибыли, образования фондов и возмещения убытков, обязательства учредителя по обеспечению надлежащих производственных и социально-бытовых условий жизни и труда сотрудников редакции. Стороной в договоре с редакцией может быть каждый соучредитель в отдельности либо все соучредители вместе.
3. Договором между редакцией и издателем определяются производственные, имущественные и финансовые отношения между ними, взаимное распределение издательских прав, обязательства издателя по материально-техническому обеспечению производства продукции средства массовой информации и ответственность сторон.
4. Учредитель, редакция (главный редактор) и издатель могут заключать также иные договоры между собой, а также с распространителем.
Статья 27. Информационные агентства.
1. При применении настоящего Закона в отношении информационных агентств на них одновременно распространяются статус редакции, издателя, распространителя и правовой режим средства массовой информации.
2. Бюллетень, вестник, иное издание или программа с постоянным наименованием (названием), учреждаемые информационным агентством, регистрируются в порядке, установленном настоящим Законом.
3. При распространении сообщений и материалов информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на информационное агентство обязательна.
Глава 3. Распространение массовой информации
Статья 28. Порядок распространения.
1. Воспрепятствование осуществляемому на законном основании распространению продукции средств массовой информации со стороны граждан, объединений граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций, государственных органов не допускается.
2. Распространение продукции средства массовой информации считается коммерческим, если за нее взимается плата. Продукция, предназначенная для некоммерческого распространения, должна иметь пометку «Бесплатно» и не может быть предметом коммерческого распространения.
3. Демонстрация видеозаписей программ в жилых помещениях, а равно снятие единичных копий с них, если при этом не взимается плата прямо или косвенно, не считается распространением продукции средства массовой информации в смысле настоящего Закона.
4. Розничная продажа, в том числе с рук, тиража периодических печатных изданий не подлежит ограничениям, за исключением предусмотренных настоящим Законом. Розничная продажа тиража периодических печатных изданий в местах, не являющихся общедоступными, – помещениях и иных объектах, в отношении которых собственником или лицом, уполномоченным управлять его имуществом, установлен особый режим пользования, – допускается не иначе как с согласия указанных лиц.
5. В случае нарушения редакцией, издателем или распространителем имущественных либо личных неимущественных прав авторов и в иных случаях, предусмотренных Законом, распространение продукции средства массовой информации может быть прекращено по решению суда.
6. Распространение продукции средств массовой информации, осуществляемое с нарушением требований, установленных законом Приднестровской Молдавской Республики о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, может быть прекращено судом на основании заявления уполномоченного исполнительного органа государственной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль за соблюдением действующего законодательства Приднестровской Молдавской Республики о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. При этом распространение указанной продукции может быть приостановлено судом в целях необходимости обеспечения иска, предусмотренного настоящим пунктом.
Статья 29. Выход в свет (в эфир).
Распространение продукции средства массовой информации допускается только после того, как главным редактором дано разрешение на выход в свет (в эфир).
Статья 30. Выходные данные.
1. Каждый экземпляр периодического печатного издании должен оформляться выходными сведениями в соответствии с требованиями нормативных документов по стандартизации, а также иметь знак информационной продукции в случаях, предусмотренных законодательным актом Приднестровской Молдавской Республики о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
2. Вещание телеканала, радиоканала должно сопровождаться объявлением (не реже четырех раз в сутки при непрерывном вещании) наименования (названия) телеканала или радиоканала. Каждый выход в эфир телепрограммы, радиопрограммы должен сопровождаться объявлением наименования (названия) телепрограммы или радиопрограммы. При демонстрации кинохроникальных программ и при каждом выходе в эфир радиопрограмм, телепрограмм они должны сопровождаться сообщением об ограничении их распространения, телепрограммы, равно как и кинохроникальные программы, также знаком информационной продукции в случаях, предусмотренных законом Приднестровской Молдавской Республики о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
3. Каждая копия радио-, теле-, видео- или кинохроникальной программы должна содержать следующие сведения:
а) название программы;
б) дата выхода в свет (в эфир) и номер выпуска;
в) фамилия, инициалы главного редактора;
г) тираж;
д) редакция и ее адрес;
е) цена либо пометка «Свободная цена», либо пометка «Бесплатно»;
ж) знак информационной продукции в случаях, предусмотренных законом Приднестровской Молдавской Республики о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
4. Сообщения и материалы информационного агентства должны сопровождаться его названием.
5. Если средство массовой информации не освобождено от регистрации, то в выходных данных указывается также зарегистрировавший его орган и регистрационный номер, а также дата регистрации.
Статья 31. Тираж.
1. Тираж периодического печатного издания, копий аудио-, видео-, кинохроникальной программы определяется главным редактором по согласованию с издателем, но не более указанного в заявлении о регистрации средства массовой информации.
2. Изъятие, а равно уничтожение тиража или его части допускается не иначе как по вступившему в силу решению суда.
Статья 32. Телеканалы и радиоканалы, представляющие общественный и государственный интересы.
В целях сохранения и обеспечения единого информационного пространства Приднестровской Молдавской Республики, обеспечения населения социально значимой информацией исполнительным органом государственной власти, в ведении которого находится выработка государственной политики в области массовых коммуникаций и средств массовой информации, ежегодно формируется и размещается государственный заказ на ретрансляцию телевизионных и радиоканалов, представляющих общественный и государственный интересы, распространяемых для неопределенного круга лиц в открытом доступе без взимания платы с потребителей (телезрителей, радиослушателей) за право просмотра, прослушивания.
Покрытие расходов, связанных с наземным эфирным вещанием, определенных государственным заказом телевизионных и радиоканалов, осуществляется за счет средств республиканского бюджета.
Статья 33. Искусственные помехи.
1. Создание искусственных помех, препятствующих уверенному приему радио-, телепрограмм, то есть распространению радио-, теле- и иных технических сигналов в полосе частот, на которых осуществляется вещание, влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
2. Индустриальные помехи, то есть искусственные помехи, возникающие при эксплуатации технических устройств в процессе хозяйственной деятельности, подлежат устранению за счет лиц, в собственности (ведении) которых находятся источники этих помех.
Статья 34. Хранение материалов радио- и телепередач.
1. В целях обеспечения доказательств, имеющих значение для правильного разрешения споров, редакция радио-, телепрограммы обязана:
а) сохранять материалы собственных передач, вышедших в эфир;
б) фиксировать в регистрационном журнале передачи, вышедшие в эфир.
2. В регистрационном журнале указывается дата и время выхода в эфир, тема передачи, ее автор, ведущий и участники.
3. Сроки хранения материалов передач:
а) микрофонные папки – не менее десяти лет со дня выхода в эфир;
б) аудио-видео материалы – не менее одного года со дня выхода в эфир;
в) регистрационный журнал – не менее одного года с момента последней записи в нем в соответствии с законодательством об архивном деле.
Учредитель (учредители) обязаны обеспечить необходимые условия для хранения вышеуказанных материалов.
4. Аудио- и видеозаписи вышедших в эфир радио- и телепрограмм, содержащих предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, хранятся в соответствующей организации, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, не менее 12 месяцев со дня выхода указанных программ в эфир. Организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, обязаны бесплатно предоставлять копии указанных радио- и телепрограмм по требованию избирательных комиссий, комиссий референдума.
Статья 35. Обязательные сообщения.
1. Редакция обязана опубликовать бесплатно и в предписанный срок:
а) вступившее в законную силу решение суда, содержащее требование об опубликовании такого решения через данное средство массовой информации;
б) поступившее от органа, зарегистрировавшего данное средство массовой информации, сообщение, касающееся деятельности редакции.
2. Редакции средств массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны публиковать по требованию этих органов их официальные сообщения в порядке, регулируемом уставом редакции или заменяющим его договором, а равно иные материалы, публикация которых в данных средствах массовой информации предусмотрена законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
3. Государственные средства массовой информации обязаны публиковать сообщения и материалы органов государственной власти в соответствии с законом, регулирующим порядок освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации.
4. Редакции государственных средств массовой информации обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе выпускать в свет (в эфир) по требованию уполномоченного исполнительного органа государственной власти Приднестровской Молдавской Республики оперативную информацию об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Статья 36. Обязательные экземпляры.
1. Обязательные бесплатные экземпляры периодических печатных изданий, в том числе освобожденных от регистрации в силу настоящего Закона, тотчас по изготовлению начального выпуска тиража издатель направляет учредителю (соучредителям), органу, зарегистрировавшему данное средство массовой информации, а также иным органам и учреждениям в соответствии с перечнем, определяемым Правительством Приднестровской Молдавской Республики.
2. Исполнительный орган государственной власти, в ведении которого находится выработка государственной политики в области массовых коммуникаций и средств массовой информации, вправе обязать издателя (редакцию) направлять платные экземпляры также в другие учреждения и организации в порядке, предусмотренном действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 37. Распространение рекламы.
Распространение рекламы в средствах массовой информации осуществляется в порядке, установленном законодательством Приднестровской Молдавской Республики о рекламе.
Статья 38. Эротические издания.
1. Под средством массовой информации, специализирующемся на сообщениях и материалах эротического характера, для целей настоящего Закона понимается периодическое издание или программа, которые в целом и систематически эксплуатируют интерес к сексу.
2. Распространение выпусков специализированных радио- и телепрограмм эротического характера без кодирования сигнала допускается только с 1 часа до 4 часов по местному времени.
3. Розничная продажа продукции средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах эротического характера, допускается только в запечатанных прозрачных упаковках в специально предназначенных для этого помещениях, расположение которых определяется местным исполнительным органом государственной власти.
Глава 4. Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями
Статья 39. Право на получение информации.
1. Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений и их должностных лиц.
2. Органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения и их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.
3. Предоставление органами государственной власти, органами местного самоуправления информации о своей деятельности по запросам редакций, если такие отношения не урегулированы законодательством о средствах массовой информации, осуществляется в соответствии с законодательством, регулирующим вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе к информации о деятельности судов в Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 40. Запрос информации.
Редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию по письменному запросу обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции. По устному запросу информация предоставляется в обязательном порядке, если это является информацией об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Статья 41. Отказ и отсрочка в предоставлении информации.
1. Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен только если она содержит сведения, составляющие государственную или иную специально охраняемую законом тайну. Уведомление об отказе вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации. В уведомлении должны быть указаны:
а) причины, по которым запрашиваемая информация не может быть отделена от сведений, составляющих специально охраняемую законом тайну;
б) должностное лицо, отказывающее в предоставлении информации;
в) дата принятия решения об отказе.
2. Отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации допустима, если требуемые сведения не могут быть представлены в семидневный срок.
Уведомление об отсрочке вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации. В уведомлении должны быть указаны:
а) причины, по которым запрашиваемая информация не может быть представлена в семидневный срок;
б) дата, к которой будет представлена запрашиваемая информация;
в) должностное лицо, установившее отсрочку;
г) дата принятия решения об отсрочке.
Статья 42. Обеспечение конфиденциальности информации.
1. Редакции запрещается разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне.
2. Редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случаев, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом, или от уполномоченных органов в связи с необходимостью расследования преступления, установления лиц, причастных к совершению преступления, розыска пропавших лиц (в том числе несовершеннолетних) и иных случаях, установленных уголовно-процессуальным законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
3. Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, совершившего преступление либо подозреваемого в его совершении, а равно совершившего административное правонарушение или антиобщественное действие, без согласия самого несовершеннолетнего и его законного представителя.
4. Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах информацию, указанную в пункте 6 статьи 4 настоящего Закона, за исключением случаев, если распространение такой информации осуществляется в целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия). В этих случаях такая информация может распространяться в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях:
а) с согласия несовершеннолетнего, достигшего четырнадцатилетнего возраста и пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия), и его законного представителя;
б) с согласия законного представителя несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста и пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия);
в) без согласия несовершеннолетнего, достигшего четырнадцатилетнего возраста и пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия), и (или) законного представителя такого несовершеннолетнего, если получить это согласие невозможно, либо если законный представитель такого несовершеннолетнего является подозреваемым или обвиняемым в совершении данных противоправных действий.
5. Распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях указанной в пункте 6 статьи 4 настоящего Закона информации в части, относящейся к несовершеннолетнему, потерпевшему от преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, допускается в предусмотренных подпунктами «а»-«в» пункта 4 настоящей статьи случаях только в целях расследования преступления, установления лиц, причастных к совершению преступления, розыска пропавших несовершеннолетних в объеме, необходимом для достижения указанных целей, и с соблюдением требований, установленных уголовно-процессуальным законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 43. Авторские произведения и письма.
1. Редакция обязана соблюдать права на используемые произведения, включая авторские права, издательские права, иные права на интеллектуальную собственность. Автор либо иное лицо, обладающее правами на произведение, может особо оговорить условия и характер использования предоставляемого редакции произведения.
2. Письмо, адресованное в редакцию, может быть использовано в сообщениях и материалах данного средства массовой информации, если при этом не искажается смысл письма и не нарушаются положения настоящего Закона. Редакция не обязана отвечать на письма граждан и пересылать эти письма тем органам, организациям и должностным лицам, в чью компетенцию входит их рассмотрение.
3. Никто не вправе обязать редакцию опубликовать отклоненное ею произведение, письмо, другое сообщение или материал, если иное не предусмотрено законом или решением суда.
Статья 44. Право на опровержение.
1. Гражданин или организация вправе потребовать от редакции опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в данном средстве массовой информации. Такое право имеют также законные представители гражданина, если сам гражданин не имеет возможности потребовать опровержения. Если редакция средства массовой информации не располагает доказательствами того, что распространенные им сведения соответствуют действительности, она обязана опровергнуть их в том же средстве массовой информации.
2. Если гражданин или организация представили текст опровержения, то распространению подлежит данный текст при условии его соответствия требованиям настоящего Закона. Редакция радио-, телепрограммы, обязанная распространить опровержение, может предоставить гражданину или представителю организации, потребовавшему этого, возможность зачитать собственный текст и передать его в записи.
Статья 45. Порядок опровержения.
1. В опровержении должно быть указано, какие сведения не соответствуют действительности, когда и как они были распространены данным средством массовой информации.
2. Опровержение в периодическом печатном издании должно быть набрано тем же шрифтом и помещено под заголовком «Опровержение», как правило, на том же месте полосы, что и опровергаемое сообщение или материал. По радио и телевидению опровержение должно быть передано в то же время суток и, как правило, в той же передаче, что и опровергаемое сообщение или материал.
Объем опровержения не может более чем вдвое превышать объем опровергаемого фрагмента распространенного сообщения или материала. Нельзя требовать, чтобы текст опровержения был короче одной стандартной страницы машинописного текста.
3. Опровержение должно последовать:
а) в средствах массовой информации, выходящих в свет (в эфир) не реже одного раза в неделю, – в течение месяца со дня получения требования об опровержении или его текста;
б) в иных средствах массовой информации – в подготавливаемом или ближайшем планируемом выпуске.
4. В течение месяца со дня получения требования об опровержении либо его текста редакция обязана в письменной форме уведомить заинтересованных гражданина или организацию о предполагаемом сроке распространения опровержения либо об отказе в его распространении с указанием оснований отказа.
Статья 46. Основания отказа в опровержении и обжалования в суд.
1. В опровержении должно быть отказано, если данное требование либо представленный текст опровержения:
а) является злоупотреблением свободой массовой информации в смысле части первой статьи 4 настоящего Закона;
б) противоречит вступившему в законную силу решению суда;
в) является анонимным.
2. В опровержении может быть отказано:
а) если опровергаются сведения, которые уже опровергнуты в данном средстве массовой информации;
б) если требование об опровержении либо представленный текст его поступили в редакцию по истечении одного года со дня распространения опровергаемых сведений в данном средстве массовой информации.
3. Отказ в опровержении является основанием для обжалования в суд в соответствии с гражданским и гражданско-процессуальным законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 47. Право на ответ.
1. Гражданин или организация, в отношении которых в средстве массовой информации распространены сведения, не соответствующие действительности либо ущемляющие права и законные интересы гражданина, имеют право на ответ (комментарий, реплику) в том же средстве массовой информации.
2. В отношении ответа и отказа в таковом применяются правила статей 42-44 настоящего Закона.
3. Ответ на ответ помещается не ранее чем в следующем выпуске средства массовой информации. Данное правило не распространяется на редакционные комментарии.
Глава 5. Права и обязанности журналиста
Статья 48. Права журналиста.
1. Журналист имеет право:
а) искать, запрашивать, получать и распространять информацию;
б) посещать органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения либо их пресс-службы в порядке, предусмотренном действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики;
в) быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;
г) в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики, получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную или иную специально охраняемую законом тайну;
д) копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований пункта 1 статьи 43 настоящего Закона;
е) производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;
ж) посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;
з) отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона;
и) излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и публикациях, предназначенных для распространения за его подписью;
к) отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или публикации, противоречащего его убеждениям;
л) снять свою подпись под сообщением или публикацией, содержание которых, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала в соответствии с пунктом 1 статьи 43 настоящего Закона;
м) распространять подготовленные им сообщения и публикации за своей подписью, под псевдонимом или без подписи.
2. Журналист пользуется также иными правами, предоставленными ему законодательством Приднестровской Молдавской Республики о средствах массовой информации.
Статья 49. Аккредитация.
1. Редакция имеет право подать заявку в орган государственной власти, организацию, учреждение, орган общественного объединения на аккредитацию при них своих журналистов.
2. Органы государственной власти, организации, учреждения, органы общественных объединений аккредитуют заявленных журналистов при условии соблюдения редакциями правил аккредитации, установленных этими органами, организациями, учреждениями.
3. Аккредитованный журналист имеет право присутствовать на заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых аккредитовавшими его органами, организациями, учреждениями, за исключением случаев, когда приняты решения о проведении закрытого мероприятия.
4. Журналист может быть лишен аккредитации, если им или редакцией нарушены установленные правила аккредитации либо распространены не соответствующие действительности сведения, порочащие честь и достоинство организации, аккредитовавшей журналиста, что подтверждено вступившим в законную силу решением суда.
5. Государственные средства массовой информации имеют право беспрепятственного участия в освещении мероприятий, проводимых органами государственной власти. Аккредитация государственных средств массовой информации для освещения деятельности органов государственной власти не требуется, за исключением случаев, когда приняты решения о проведении закрытого мероприятия.
6. Аккредитация зарубежных журналистов при органах государственной власти, организациях, учреждениях, органах общественных объединений осуществляется после получения аккредитации, предусмотренной статьей 56 настоящего Закона.
Статья 50. Обязанности журналиста.
1. Журналист обязан:
а) соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях;
б) проверять достоверность сообщаемой им информации;
в) удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые;
г) сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника;
д) получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей;
е) при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки;
ж) ставить в известность главного редактора (редактора) о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала;
з) предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста;
и) отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона;
к) соблюдать запрет на проведение им предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума при осуществлении профессиональной деятельности.
Журналист также несет иные обязанности, установленные законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
2. При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций, соблюдать морально-этические нормы при осуществлении профессиональной деятельности.
3. Государство гарантирует журналисту в связи с осуществлением им профессиональной деятельности защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг.
Статья 51. Скрытая запись.
Распространение сообщений и материалов, подготовленных с использованием скрытой аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки, допускается:
а) если это не нарушает конституционных прав и свобод человека и гражданина;
б) если это необходимо для защиты общественных интересов и приняты меры против возможной идентификации посторонних лиц;
в) если демонстрация записи производится по решению суда.
Статья 52. Недопустимость злоупотребления правами журналиста.
1. Не допускается использование установленных настоящим Законом прав журналиста в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений, сбора информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся средством массовой информации.
2. Запрещается использовать право журналиста на распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой и национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.
Статья 53. Профессиональный статус.
Профессиональный статус журналиста, установленный настоящим Законом, распространяется:
а) на штатных сотрудников редакций, занимающихся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для многотиражных газет и других средств массовой информации, продукция которых не распространяется исключительно в пределах одного предприятия (объединения), организации, учреждения;
б) на авторов, не связанных с редакцией средства массовой информации трудовыми договорными отношениями, но признаваемых ею своими внештатными авторами или корреспондентами, при выполнении ими поручений редакции.
Глава 6. Международное сотрудничество в области массовой информации
Статья 54. Международные договоры и соглашения.
1. Международное сотрудничество в области массовой информации осуществляется на основе международных договоров Приднестровской Молдавской Республики.
2. Редакции, профессиональные объединения журналистов участвуют в международном сотрудничестве в области массовой информации на основе соглашений с гражданами и юридическими лицами иностранных государств, а также международными организациями.
Статья 55. Распространение зарубежной информации.
1. Гражданам Приднестровской Молдавской Республики гарантируется беспрепятственный доступ к сообщениям и материалам зарубежных средств массовой информации.
2. Для распространения продукции зарубежного периодического печатного издания, то есть не зарегистрированного в Приднестровской Молдавской Республике и имеющего место постоянного пребывания учредителя или редакции вне ее пределов, а равно финансируемого иностранными государствами, юридическими лицами или гражданами, необходимо получить разрешение уполномоченного исполнительного органа государственной власти, в порядке установленном Правительством Приднестровской Молдавской Республики, если порядок распространения не установлен международными договорами Приднестровской Молдавской Республикой. Разрешение на распространение продукции зарубежного периодического печатного издания оформляется на бланке, являющемся документом строгой отчетности и защищенной от подделок полиграфической продукцией, по форме, установленной уполномоченным исполнительным органом государственной власти.
Статья 56. Зарубежные журналисты.
1. Представительства зарубежных средств массовой информации в Приднестровской Молдавской Республике создаются с разрешения исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы внешней политики, если иное не предусмотрено международным договором Приднестровской Молдавской Республикой.
2. Зарубежные представительства средств массовой информации, зарегистрированных в Приднестровской Молдавской Республики, создаются в порядке, установленном законодательными актами Приднестровской Молдавской Республики, если иное не предусмотрено международным договором Приднестровской Молдавской Республики.
3. Аккредитация зарубежных журналистов в Приднестровской Молдавской Республике производится исполнительным органом государственной власти, в ведении которого находится выработка государственной политики в области массовых коммуникаций и средств массовой информации в порядке, определяемом в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
Осуществление профессиональной деятельности зарубежных журналистов на территории Приднестровской Молдавской Республики без аккредитации, предусмотренной частью первой настоящего пункта, запрещается.
4. Порядок и виды аккредитации зарубежных журналистов, а также требования, предъявляемые к ним при проведении данной аккредитации в Приднестровской Молдавской Республики, основания для отказа в аккредитации определяются исполнительным органом государственной власти, в ведении которого находится выработка государственной политики в области массовых коммуникаций и средств массовой информации.
5.Зарубежные журналисты, не аккредитованные в Приднестровской Молдавской Республики в установленном порядке, пользуются правами и несут обязанности как представители иностранного юридического лица.
6. На журналистов, аккредитованных в Приднестровской Молдавской Республике, независимо от их гражданства распространяется профессиональный статус журналиста, установленный настоящим Законом.
7. Правительством Приднестровской Молдавской Республики могут быть установлены ответные ограничения в отношении журналистов средств массовой информации тех государств, в которых имеются специальные ограничения для осуществления профессиональной деятельности журналистов средств массовой информации, зарегистрированных в Приднестровской Молдавской Республике.
8. Зарубежные журналисты средств массовой информации, зарегистрированных в Приднестровской Молдавской Республике, независимо от их гражданства обладают установленными настоящим Законом правами и обязанностями журналиста, если это не противоречит законодательству страны пребывания.
Глава 7. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации
Статья 57. Возложение ответственности.
1.Учредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналисты, авторы распространенных сообщений и материалов несут ответственность за нарушения законодательства Приднестровской Молдавской Республики о средствах массовой информации.
2. Мероприятия по контролю (надзору) за соблюдением законодательства Приднестровской Молдавской Республики о средствах массовой информации осуществляются в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики уполномоченным органом государственной власти.
Статья 58. Освобождение от ответственности.
1. Редакция, главный редактор, журналист не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, либо ущемляющих права и законные интересы граждан, либо наносящих вред здоровью и (или) развитию детей, либо представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации и (или) правами журналиста:
а) если эти сведения присутствуют в обязательных сообщениях;
б) если они получены от информационных агентств, зарегистрированных на территории Приднестровской Молдавской Республики;
в) если они содержатся в ответе на запрос информации либо в материалах пресс-служб государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений;
г) если они являются дословным воспроизведением фрагментов выступлений депутатов, в том числе на съездах и сессиях представительных органов власти и местного самоуправления, делегатов съездов, конференций, пленумов общественных объединений, а также официальных выступлений должностных лиц государственных органов, организаций и общественных объединений;
д) если они содержатся в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию в соответствии с настоящим Законом;
е) если они являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим средством массовой информации, зарегистрированного на территории Приднестровской Молдавской Республики (за исключением случаев распространения информации, указанной в пункте 6 статьи 4 настоящего Закона) и которое может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение законодательства о средствах массовой информации.
2. Дословное воспроизведение в средстве массовой информации в период соответствующей избирательной кампании, кампании референдума агитационного материала, распространенного в другом средстве массовой информации, не является основанием для освобождения журналиста, главного редактора, редакции, иной организации, осуществляющей выпуск средства массовой информации, от ответственности за нарушение законодательства Приднестровской Молдавской Республики о выборах и референдумах, если при дословном воспроизведении такого материала не соблюдены требования указанного законодательства, предъявляемые к опубликованию (обнародованию) агитационных материалов.
Статья 59. Ответственность за ущемление свободы массовой информации.
1. Ущемление свободы массовой информации, то есть воспрепятствование в какой бы то ни было форме со стороны граждан, должностных лиц органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, законной деятельности учредителей, редакций, издателей и распространителей продукции средства массовой информации, а также журналистов, в том числе посредством:
а) осуществления цензуры;
б) вмешательства в деятельность и нарушение профессиональной самостоятельности редакции;
в) незаконного прекращения либо приостановления деятельности средства массовой информации;
г) нарушения права редакции на запрос и получение информации;
д) незаконного изъятия, а равно уничтожения тиража или его части;
е) принуждения журналиста к распространению или отказу от распространения информации;
ж) установления ограничений на контакты с журналистом и передачу ему информации, за исключением сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну;
з) нарушения прав журналиста, установленных настоящим Законом, влечет ответственность в соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
2. Обнаружение органов, организаций или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, влечет немедленное прекращение их финансирования и ликвидацию в порядке, предусмотренном законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 60. Ответственность за злоупотребление свободой массовой информации.
1. Злоупотребление свободой массовой информации, выразившееся в нарушении требований статьи 4 настоящего Закона, влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
2. Злоупотребление правами журналиста, выразившееся в нарушении требований статей 47 и 48 настоящего Закона, либо несоблюдение обязанностей журналиста, влечет уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 61. Ответственность за иные нарушения законодательства о средствах массовой информации.
Нарушения законодательства Приднестровской Молдавской Республики о средствах массовой информации, выразившиеся:
а) в учреждении средства массовой информации через подставное лицо, получении свидетельства о регистрации либо лицензии на вещание обманным путем, скрытой уступке лицензии, повышенной государственной пошлины или неправомерном получении льгот, установленных для специализированных средств массовой информации;
б) в незаконном изготовлении продукции средства массовой информации без его регистрации либо после решения о прекращении или приостановлении его деятельности, уклонении от перерегистрации, а также предъявлении при регистрации не предусмотренных настоящим Законом требований;
в) в воспрепятствовании осуществляемому на законном основании распространению продукции средства массовой информации, установлении незаконных ограничений на розничную продажу тиража, выпуск периодического печатного издания;
г) в незаконном распространении продукции средства массовой информации без его регистрации либо после решения о прекращении или приостановлении его деятельности или без разрешения на выход в свет (в эфир), осуществлении вещания без лицензии либо с нарушением лицензионных условий;
д) в нарушении правил распространения обязательных сообщений, рекламы, эротических изданий и программ;
е) в нарушении порядка объявления выходных данных, представления обязательных экземпляров, хранения материалов теле- и радиопередач;
ж) в нарушении требований, установленных законом Приднестровской Молдавской Республики о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию применительно к средствам массовой информации;
з) в создании искусственных помех, препятствующих уверенному приему радио- и телепрограмм, влечет ответственность в соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 62. Порядок обжалования.
1. В соответствии с гражданским и гражданско-процессуальным законодательством Приднестровской Молдавской Республики могут быть обжалованы в суд:
а) отказ в регистрации средства массовой информации, нарушение регистрирующим органом порядка и сроков регистрации, иные неправомерные действия регистрирующего органа;
б) отказ и отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации либо несоблюдение должностными лицами, работниками пресс-служб требований статьи 41 настоящего Закона;
в) отказ в аккредитации, лишении аккредитации, а равно нарушение прав аккредитованного журналиста.
2. Если суд признает обжалуемое решение или действие (бездействие) неправомерным, он выносит решение об обоснованности жалобы, обязанности устранить допущенное нарушение и возместить убытки, включая неполученные доходы, понесенные учредителем, редакцией, держателем лицензии.
Статья 63. Возмещение морального вреда.
Моральный (неимущественный) вред, причиненный гражданину в результате распространения средством массовой информации не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство гражданина либо причинивших ему иной неимущественный вред, возмещается по решению суда средством массовой информации, а также виновными должностными лицами и гражданами в размере, определяемом судом.
Глава 8. Заключительные положения
Статья 64. О вступлении в силу настоящего Закона.
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.
Сравнительная таблица к законопроекту
Пояснительная записка к проекту Закона Приднестровской Молдавской Республики «О средствах массовой информации»
а) Проект Закона Приднестровской Молдавской Республики «О средствах массовой информации» разработан с целью модернизации общественных отношений в области средств массовой информации.
Законопроект учитывает произошедшие за последние годы правовые, технические и экономические изменения в сфере производства и распространения средств массовой информации.
Так, в законопроекте по сравнению с действующим Законом Приднестровской Молдавской Республики «О средствах массовой информации» переработаны и отражены такие вопросы как: общие положения о средствах массовой информации, организация деятельности средств массовой информации, распространение средств массовой информации, обеспечение конфиденциальности информации и другие.
Законопроектом предлагается регулирование общественных отношений не закрепленных в действующем Законе, а именно:
- запрет на размещение в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационных сетях информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия);
- создание государственной информационной системы в области средств массовой информации;
- ведение реестра зарегистрированных средств массовой информации;
- ограничения, связанные с учреждением телеканалов, радиоканалов, теле-, радио-, видеопрограмм и организаций (юридических лиц), осуществляющих вещание;
- а также ряд других вопросов.
б) Настоящий законопроект направлен на гармонизацию действующего законодательства Приднестровской Молдавской Республики с законодательством Российской Федерации. Так, данный законопроект учитывает положения действующего ФЗ РФ «О средствах массовой информации».
в) реализация представленного проекта не потребует дополнительных материальных и иных затрат;
г) в связи с разработкой данного проекта Закона не требуется отмены каких-либо нормативных правовых актов;
д) принятие данного законопроекта потребует разработки законодательного акта регулирующего порядок освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации, а также ряда подзаконных актов.
е) для реализации данного законопроекта Приднестровской Молдавской Республики не требуется принятия отдельного законодательного акта.
Начальник Государственной службы связи,
информации и СМИ
Приднестровской Молдавской Республики Г. П. Чорба