1. С точки зрения Верховного Совета ПМР

Законопроект «О СМИ»: полярные оценки
 
В соответствии с решением Верховного Совета Комитет по общественным объединениям, спорту, информационной и молодежной политике провел парламентские слушания на тему реформирования законодательства, регулирующего деятельность СМИ. Напомним, разработанный правительством новый законопроект «О СМИ» прошел обсуждение в профильном парламентском комитете, а в начале июня был вынесен на рассмотрение Верховного Совета в рамках первого чтения. Однако решением депутатов документ был снят с рассмотрения. Учитывая значимость законопроекта, парламентарии предложили в рамках «нулевого чтения» провести его открытое обсуждение с приглашением широкого круга представителей журналистского сообщества республики.

 

 

 

 

 

Сегодня помимо представителей масс-медиа в лице как государственных, так и негосударственных СМИ, интернет-ресурсов в прошедших слушаниях приняли участие депутаты Верховного Совета, представители общественных организаций, политических партий, Госслужбы связи, информации и СМИ.

 

Представивший проект закона «О СМИ» начальник Государственной службы связи, информации и СМИ Геннадий Чорба отметил, что в новой редакции предлагается не только обновить общие положения закона, нормы, связанные с организацией и распространением СМИ, обеспечением конфиденциальности информации, но и закрепить в правовом поле абсолютно новые положения. За основу разработанного правительством законопроекта взят аналогичный закон РФ.

 

Заявленная цель – модернизация общественных отношений в области средств массовой информации. Так, законопроектом предлагается закрепить положения, которыми устанавливаются запрет на размещение в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационных сетях информации о несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных действий (бездействия); создание государственной информационной системы в области средств массовой информации; ведение реестра зарегистрированных СМИ; ограничения, связанные с учреждением телеканалов, радиоканалов, теле-, радио-, видеопрограмм и организаций (юридических лиц), осуществляющих вещание; институт приостановления выпуска средства массовой информации за нарушение законодательства о выборах и референдумах и др. Изменения коснутся и отдельных глав закона, регулирующих, в частности, процедуры создания представительств зарубежных СМИ в Приднестровье, аккредитации иностранных журналистов.

 

В ходе дебатов звучали различные точки зрения, прежде всего, в отношении необходимости выработки нового закона, регулирующего деятельность СМИ, или же совершенствования действующего. «В России действует закон, принятый еще в 1991 г. За прошедшее время он не раз дополнялся новыми положениями, но при этом документ остается рабочим. У нас же в республике за двадцать с небольшим лет предпринимается уже третья попытка принятия новой редакции закона. Лучше дополнить действующий закон, приблизив его к реалиям сегодняшнего дня, и добиться исполнения всех его норм», – отметил разработчик закона «О СМИ» от 2003 г., депутат Верховного Совета 2-го созыва Александр Радченко. По мнению председателя социал-демократической партии Приднестровья, важно обеспечить равный и свободный доступ к информации, СМИ общественным объединениям и политическим партиям. Это предложение поддержал и председатель ОСТК ПМР Владимир Емельянов: «Редакциям средств массовой информации, учрежденным общественными объединениями, необходимо предоставить возможность освещать деятельность органов государственной власти без аккредитации».

 

Каков порядок освещения в СМИ деятельности органов государственной власти? Кто будет являться учредителями госСМИ? Эти вопросы вошли в число главных вопросов, интересовавших участников прошедших парламентских слушаний. «Верным было решение о том, что учредителями государственных СМИ выступали Президент и Верховный Совет, главные редакторы утверждались редакционным советом, куда на паритетной основе входили представители главы государства и парламента. Это было конкретной реализацией принципа сдержек и противовесов. На каком основании в представленном законопроекте были исключены статьи, регулирующие эти взаимоотношения?» – интересовался депутат Анатолий Дирун.

 

Он, а также другие участники слушаний обратили внимание на невыполнение ряда положений действующего закона, выражающееся в ограничениях народным избранникам доступа к государственным СМИ. Напомним, что в соответствии с действующим законодательством государственные средства массовой информации обязаны предоставлять депутату Верховного Совета ПМР по его письменной заявке ежемесячно в газетах до 300 (трёхсот) печатных строк и 10 (десяти) минут эфирного времени для освещения актуальных проблем общественно-политической и социально-экономической жизни государства.

 

В связи с этим общим было мнение о необходимости разработки законопроекта о порядке освещения в СМИ деятельности органов государственной власти и его обязательном рассмотрении в пакете с базовым законом.

 

Значительное место в ходе развернувшейся полемики было уделено вопросу регулирования деятельности интернет-ресурсов. По мнению представителя газеты «Правда» Льва Леонова (фамилия выступающего в отличии от других не выделена авторами репортажа, – примечание  ПМРФ), в законе важно более четко прописать статус незарегистрированных сайтов. «За распространение заведомо ложной информации, порочащей честь и достоинство человека, должны нести ответственность собственники как зарегистрированных, так и незарегистрированных сайтов», – также считает лидер ОСТК Владимир Емельянов.

 

О важности установления четкого, недвусмысленного механизма реализации всех предложенных новелл говорил вице-спикер парламента Сергей Чебан: «Законодатели будут призваны не только принять законопроект «О средствах массовой информации», но и толковать его нормы в процессе их применения. Например, какого рода нарушения законодательства о выборах и референдумах повлекут за собой приостановление выпуска средства массовой информации?»

 

Полемичной выдалась тема ответственности редакции за распространение публикаций других СМИ. В соответствии с правительственным законопроектом редакция не несет ответственности за содержание заимствованных материалов только в том случае, если СМИ зарегистрировано на территории Приднестровья. Это вызвало озабоченность журналистского сообщества, которое посчитало такую практику неприемлемой и расценило ее, как «связывание журналистам рук».

 

Высказанные в ходе дебатов характеристики законопроекта оказались полярными – от «более демократичного в сравнении с прежней редакцией» до «закона с репрессивным уклоном». Как бы то ни было, сошлись во мнении о необходимости более детальной проработки новой редакции закона представителями журналистского сообщества, по необходимости, проведения тематического круглого стола или повторных слушаний. На это представителям масс-медиа отведено две недели. «За это время документ будет рассмотрен в редакциях. Все предложения изучит профильный парламентский комитет и учтет их в ходе дальнейшей работы над законопроектом», – подвел итоги острого и заинтересованного диалога председатель профильного парламентского комитета Вячеслав Тобух.

 

Планируется также по аналогии с Россией разработка законопроекта «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных СМИ» для его рассмотрения в пакете с проектом закона «О средствах массовой информации».

 
 
2. С точки зрения президентско-правительственного властного блока

В Приднестровье обсуждают новый закон о СМИ

В Приднестровье обсуждают новый закон о средствах массовой информации. На одном из заседаний Верховного Совета было принято решение организовать по данному документу общественные слушания. Сегодня закон о СМИ был представлен общественности и журналистскому сообществу. В обсуждении также приняли участие парламентарии и руководители профильной Госслужбы.  

Журналисты, представители общественных организаций, депутаты Верховного Совета. Все они в зале заседаний обсуждают новый закон о средствах массовой информации. В ближайшем будущем этот документ должны будут рассмотреть парламентарии.

Геннадий Чорба, начальник Госслужбы связи, информации и СМИ: «Мы хотим этим законом, проектом закона урегулировать четко взаимоотношения между государством и средствами массовой информации и как впоследствии, в том числе и журналистами».

В ходе обсуждения были заданы различные вопросы. Они касались норм нового закона и деятельности СМИ Приднестровья.

Александр Коршунов, депутат Верховного Совета ПМР: «В случае принятия этого законопроекта будет ли являться интернет-ресурсом интернет-ресурс или сайт интернет-сообщества средствами массовой информации и будет ли необходимо его регистрировать в органах государственной власти?

Геннадий Чорба, начальник Госслужбы связи, информации и СМИ: «Руководитель того или иного ресурса имеет желание официально работать по освещению жизни Приднестровья. Человек, который официально высказывает свою точку зрения или какое-то мнение, должен отвечать за свои слова. Поэтому, что касается регистрации, проблем нет. И соответственно, как только тот или иной ресурс зарегистрирован, на него возлагаются как права, так и обязанности». 

Сейчас ограничение свободы слова или неосторожная информация в журналистских материалах могут привести к тяжелым последствиям, – отмечают эксперты. Это может отразиться на развитии общества. Поэтому участники слушаний выступили с рядом предложений, которые, по их мнению, должны быть отражены в новом законе. 

Владимир Емельянов, председатель городского объединенного совета трудовых коллективов. Пусть закон так регулирует отношения, чтобы заведомо ложную информацию человек независимо от того, зарегистрирован он или не зарегистрирован, вылез на сайт, дал в массы порочащее человеческое достоинство, неверное, или нечестное определение, будь добр отвечай».

Новый закон содержит запрет на распространение определенной информации о несовершеннолетних. Кроме того, оговаривается процедура создания зарубежных СМИ на территории Приднестровья и другие моменты, которые действующим законодательством не регулируются.

Вячеслав Тобух, председатель Комитета по общественным объединениям, спорту, информационной и молодежной политике ВС ПМР: «Мы видим на территориях стран бывшего Советского Союза, какую серьезную роль имеет СМИ для формирования общественного мнения в обществе. Здесь очень сложно найти грань, но мы обязаны ее найти, между нарушением свободы слова и чужой свободы».

Все предложения участников слушаний будут рассмотрены и приняты к сведению. На это выделили две недели. После планируется провести еще одно обсуждение нового закона о СМИ.

(http://youtu.be/YCCl9lbScRA)

Источник

KOMMENT-PMRF3Зеркало государственных СМИ ПМР оказалось, так сказать, нормально кривым. Другим оно и быть не могло.

Разумеется, в процитированных высказываниях люди говорили и то, что там написано. Но это составляло не основную, не главную часть их выступлений. Из высказываний участников одно зеркало выбрало то, что ей было выгодно отразить, а другое – свое. В более тяжелом положении оказался, конечно, президентско-правительственный властный блок, поскольку все, буквально все участники слушаний более или менее резко критиковали представленный законопроект, прямо скажем, забодали, даже те из них, кто тяготеет к президентско-правительственному блоку, работает в той команде. Поэтому из всего спектра прозвучавших оценок ТВ ПМР смогло наскрести только кусочек из высказываний В. Емельянова  обще-теоретического содержания да самый безобидный вопрос А. Коршунова.

Полностью репортаж о парламентских слушаниях будет опубликован на ПМРФ. Это было действительно очень интересное, не рядовое мероприятие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться ссылкой
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники