ИА REGNUM уже обращало внимание (см. "Молчание ягнят": На фоне событий на Украине власти Приднестровьяkolerov затаились) на отсутствие какой-либо позиции официального Тирасполя по поводу происходящих у него под носом событий, хотя раньше ПМР регулярно обращалась за признанием к России и в прочие инстанции и ссылалась на высказанную на референдуме о независимости 2006 года волю народа при каждом удобном случае. Даже приднестровский официоз, который ранее переплюнул телеканал "Россия 24" в поддержке "законного президента" Виктора Януковича, после его свержения не издает ни звука. Это при том, что Карабах, Абхазия и Южная Осетия выразили однозначную поддержку и самоопределению Крыма, и действиям РФ на Украине, а их экспертное сообщество вспомнило при этом и косовский прецедент и прочие подобающие случаю обстоятельства.

Кроме того, в Приднестровье в последние дни широко отмечалось 200-летие со дня рождения "великого украинского поэта" Тараса Шевченко. Официальные приднестровские лица на этих мероприятиях замечены не были, но сами события подробно освещались приднестровским государственным информагентством "Новости Приднестровья". В то же время запланированный на 9 марта митинг общественной организации "Народное единство" в поддержку "самоорганизации пророссийских сил Крыма и Юго-востока Украины и решения России защитить своих соотечественников" был запрещен приднестровскими властями.

Не исключено, что подобная линия поведения Тирасполя – результат "рекомендаций" самих московских кураторов, которые, как известно, за "укрепление мер доверия" и "цивилизованный диалог", шума не любят, а "форс-мажор" на Украине и в Крыму и так является для них источником непрекращающейся мигрени. Тем более что и Москва в последние месяцы забыла о ПМР. Обнародованное 3 марта письмо депутата Госдумы от ЛДПР, приднестровца Романа Худякова к замглавы МИД РФ Григорию Карасину с просьбой "рассмотреть вопрос о признании Приднестровья независимым государством с возможностью последующего вхождения его в состав России" так и осталось без ответа. И "грозный" окрик Дмитрия Рогозина в адрес Киева, усилившего вслед за Кишиневом блокаду ПМР, сделанный им 7 марта в "Фэйсбуке", который оставил равнодушными даже его приднестровских и бессарабских "хомячков", раньше реагировавших на любой рогозинский чих. Этим реакция РФ и ограничилась. Оно и неудивительно. Реальную цену угрозам Рогозина, сделанным им накануне саммита "Восточного партнерства" в Вильнюсе, в регионе узнали после парафирования Кишиневом соглашения об ассоциации с ЕС на этом мероприятии, – "страшные кары", обещанные российским вице-премьером непослушной Бессарабии, до сих пор не реализованы.

При других обстоятельствах можно было бы оставить без внимания все эти нелицеприятные подробности – фарс под названием "приднестровское урегулирование" длится, как было отмечено выше, уже третье десятилетие, и позорных страниц в его истории накопилось предостаточно. Однако сегодняшние украинские события дают серьезные основания говорить о том, что дело на сей раз идет к развязке. И развязка эта – не в пользу России и Приднестровья.

Следует обратить внимание Тирасполя и в особенности Москвы на следующие моменты. Первое. "Официализировавшийся" в 2012 году переговорный формат "5+2" по урегулированию на Днестре, приверженность которому до сих пор неизменно подтверждали все его участники, более нелегитимен. И сделала его таковым именно Москва, не признающая де-факто установившуюся в Киеве новую власть. Соответственно, и все его решения, даже если формально работа в этом формате будет продолжена, включая обязательство Кишинева не применять административные санкции к приднестровцам, запротоколированное на последней встрече переговорщиков в Вене 28 февраля уже с участием представителей новой киевской власти, – ни к чему не обязывают. И хотя отношение Москвы к де-факто властям в Киеве довольно противоречиво, на что также уже обращало внимание ИА REGNUM, – украинские власти "нелегитимны" или "не вполне легитимны" или даже "частично легитимны", но при этом, по поручению президента РФ Владимира Путина, правительство Дмитрия Медведева и спикер Госдумы Сергей Нарышкин с ними "в контакте", – так или иначе, юридическая полноценность второго гаранта и посредника в урегулировании – Украины – поставлена под сомнение первым гарантом и посредником – РФ. А, следовательно, и сама деятельность формата "5+2" (следующий раунд переговоров запланирован на 10-11 апреля) под вопросом, равно как и правомерность присутствия украинских военных наблюдателей при миротворческой операции, осуществляемой под мандатом России.

Саму по себе ликвидацию давно мертвого формата, абсолютное большинство участников которого, включая Москву,  можно было бы только приветствовать. В том случае, если бы Москва действительно была готова решить вопрос с Приднестровьем без оглядки на западных "друзей". На сегодняшний же день очевидно, что это не так. И формат "5+2" просто преобразуется в "5 против 2", а, точнее, – в "7 минус 1", т.е. минус РФ.

Второе. Текущее положение дел вокруг ПМР таково: экономическая блокада усилена, транспортное сообщение с Россией прервано, миграционный контроль вокруг Приднестровья ужесточен, новая власть в Киеве обсуждает с Бухарестом "скорейшее решение приднестровской проблемы" с учетом "прямого интереса Румынии", Кишинев 10 марта отправил военный контингент для участия в операции НАТО в Косово, опыт которого бессарабский президент Николай Тимофти пообещал потом использовать для "укрепления мира" с Приднестровьем, а на приднестровско-украинской границе концентрируются лояльные Киеву войска. Нельзя исключать, что декларирующая свою готовность воевать с Россией за Крым действующая украинская власть, вторгнется и в ПМР. Используя при этом тот же предлог, что и Россия в Крыму – защиту своих граждан и соотечественников, обеспокоенность судьбой которых уже высказал новый и.о. главы МИД Украины Андрей Дешица в беседе со своим румынским коллегой Титусом Корлэцяном. Аналогичный предлог плюс "наведение конституционного порядка" и "восстановление территориальной целостности" может использовать и Кишинев.

Противостоять им, помимо приднестровских силовиков, будут ОГРВ в количестве 1500 человек и российские миротворцы в количестве 400 человек, контингент которых так и не был увеличен до предусмотренных соглашениями 2000 человек и не был усилен вертолетной эскадрильей, несмотря на обращения Тирасполя к Москве, звучавшие на протяжении нескольких лет. Черноморский флот России вмешаться в ситуацию непосредственно в ПМР не сможет, транзит российских войск через территорию Украины в нынешних условиях тоже представляется маловероятным – для этого России необходимо контролировать всю Новороссию, а "Русская весна", более-менее состоявшаяся в Крыму, в остальных регионах Юго-Востока Украины, по сути, захлебнулась. И виновата в этом тоже Москва, годами пресекавшая на корню любые попытки создания русского движения не только в России, но и на постсоветском пространстве в целом.

Впрочем, военное вмешательство в нынешней ситуации может и вовсе не понадобиться. Учитывая "позицию" официального Тирасполя, невозможность оперативного вмешательства России, а также общий фон отношений Москвы с западными "партнерами", в т.ч. и крымско-украинский его контекст, вполне вероятно, что Кишинев и Киев при всемерной поддержке "международного сообщества" в лице США, ЕС, ОБСЕ и более мелких его представителей вроде Бухареста просто продиктуют властям ПМР условия капитуляции.

Что из всего сказанного следует? РФ готова обменять Приднестровье на Крым? Или же в Москве просто пока еще не думали о возможности подобного варианта развития событий? Олимпиада, Паралимпиада, ЧМ по футболу скоро. Да и, вообще, при таком всеобщем патриотическом подъеме разве до мелочей? Между тем, при всей циничности рассуждений о "равноценности" подобного рода обмена, в саму его возможность с трудом верится – т.е. в то, что Москва сдаст ПМР, но получит взамен Крым. Гораздо более вероятным представляется вариант, при котором РФ потеряет и то, и другое.

Возвращение Крыма хотя бы по приднестровскому варианту (т.е. не де-юре, но де-факто) лично у меня вызывает большие сомнения, несмотря на запланированный там референдум и присутствие "вежливых людей" в военной форме без знаков отличия. И дело не в его результатах. Какими они будут, если референдум состоится, – понятно заранее. Просто в том же Приднестровье прошло уже несколько референдумов, в Гагаузии в прошлом месяце тоже был референдум, да и в самом Крыму референдум уже проводили – первый в СССР, кстати, однако реализации волеизъявления граждан во всех упомянутых регионах не наблюдается. Исходя из довольно противоречивых заявлений российских официальных лиц, в частности их стремления вернуться к соглашению между Януковичем и оппозицией от 21 февраля, Крым и его самоопределение – пока лишь ставка в торге Москвы с западными "партнерами" относительно будущей конфигурации на Украине в целом. Впрочем, об этом позже и отдельно. А пока лишь одни вопросы – без ответов.

С.Колеров, ИА "Регнум"

Полный текст: http://www.regnum.ru/news/polit/1776526.html#ixzz2vfROwCBT
 

Поделиться ссылкой
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники