Еще один шаг на пути укрепления подлинного народовластия
Вопрос необходимости реформирования системы местного самоуправления уже который год занимает лидирующие позиции в рейтингах обсуждаемости. В Приднестровье его поднимают как минимум с 2007 года. Тему кардинальных перемен в этой сфере традиционно эксплуатируют на выборах. Не стал исключением и нынешний глава государства, одним из пунктов предвыборной кампании которого было заявление о замене устаревшего механизма назначения глав государственных администраций. В прошлом году инициативу взяли в свои руки парламентарии. Группой из 17 депутатов был разработан законопроект, призванный закрепить выборность городских и районных глав на высшем – конституционном – уровне. Прежде чем вынести документ на рассмотрение Верховного Совета, парламентарии-реформаторы обсудили предлагаемые изменения с общественностью. В городах и районах республики провели тематические круглые столы, выводы по итогам которых были сделаны однозначные: действующая модель назначения глав изжила себя, пришло время доверить выбор народу. Подавляющее большинство общественных организаций поддержало идею выборности глав.
Выяснив позицию гражданского большинства по вопросу реформирования местного самоуправления и удостоверившись в совпадении взглядов на эту проблему, инициаторы перемен представили вниманию коллег по депутатскому корпусу проект закона о внесении соответствующих изменений в Конституцию.
«Это наказ избирателей еще с 2011 года. Большинство граждан республики за выборность глав. Они не хотят быть безмолвными наблюдателями. Люди хотят быть полноценными участниками событий, происходящих у них в городе или районе», – отметил один из авторов документа Анатолий Дирун. Предваряя ожидаемую дискуссию, он выступил с докладом, в котором подробно и четко описал существующую ситуацию, ее предпосылки и вероятные последствия сохранения механизма назначения глав государственных администраций.
«Негативными последствиями являются существующая бесконтрольность глав государственных администраций, выхолащивание функций местных Советов, падение доверия к власти на местах», – отметил Анатолий Дирун.
Говоря о плюсах выборной модели, депутат подчеркнул, что выведение глав госадминистраций из числа назначаемых лиц позволит установить их прямую подотчетность населению, обеспечит консолидацию работы органов местного самоуправления и гарантирует конкуренцию среди кандидатов, которая, как известно, является залогом наилучшего выбора.
«Не должно быть выборов без выбора!» – считают Анатолий Дирун и его соавторы.
Депутаты, настаивая на необходимости коренных изменений, приводили примеры, когда безответственность городских администраций и их руководителей привела к плачевным последствиям. Олег Василатий, участвовавший в разработке столь необходимого сегодня документа, обрисовал ситуацию в селе Чобручи Слободзейского района: «Там практически уничтожена дорога на одной из улиц и система ЖКХ. Если бы глава администрации был избран народом и отчитывался перед ним, он бы не допустил такой ситуации». Депутат уверен, что сегодня назрела необходимость подконтрольности местной власти жителям города или района, которые должны иметь возможность достучаться до глав администраций и спросить с них за качество жизни.
Правительство и глава государства оказались единодушны в своем отрицании предложенного изменения Конституции. Не отвергая сути, оппоненты авторов законопроекта настаивали на ином подходе к процессу реформирования. Они уверены, что решать вопрос надо не на конституционном, а на законодательном уровне.
«Надо не вносить изменения в Конституцию, а разрабатывать закон о местном самоуправлении. Одной выборностью глав всех проблем не решить», – считает министр юстиции Александр Кисничан.
Правительство настоятельно рекомендовало законопроект не принимать, но работу над реформированием системы местного самоуправления продолжить. В качестве некоего центра управления процессом была названа комиссия, созданная еще два года назад, но по сей день к своим непосредственным обязанностям так и не приступившая. Верховный Совет все это время добивается от президента и правительства возобновления её работы.
«Одним из пунктов предвыборной программы президента была выборность глав администраций. Им даже была создана специальная комиссия. Почему она до сих пор не приступила к работе?» – задал оказавшийся риторическим вопрос Александр Коршунов.
С предложением повременить с рассмотрением законопроекта до времен, когда комиссия все-таки разработает комплекс поправок, направленных, в первую очередь, на изменение избирательной системы, выступил и депутат Хоржан, который, кстати, два года назад делал попытку сдвинуть решение вопроса реформирования системы местного самоуправления с мертвой точки. Но уже тогда парламентарии понимали необходимость кардинальных мер и комплексного подхода. Одной поправкой ситуацию было не изменить. Предложение лидера коммунистов, выразившего концептуальное согласие с изменением механизма наделения полномочиями глав, было поддержано только двумя парламентариями.
Введение института выборов глав администраций обеспечит прозрачность принимаемых ими решений, что в итоге должно привести к росту уровня ответственности руководителей перед народом, считают депутаты. Этот шаг – первый на ухабистом и извилистом пути реформирования – должен стать в перспективе одним из серьезнейших этапов эволюции политической системы государства. По мнению инициаторов нововведений, его принятие послужит точкой отсчета при запуске процесса модернизации всей системы местного самоуправления.
«Это первый, но необходимый шаг. Естественно, работа будет неоконченной, если мы в рамках второго чтения не разделим полномочия, не пропишем процедуру отзыва избранного главы. Но начинать с чего-то надо. Можно было бы разработать пакет инициатив, но мы бы тогда надолго погрязли в поправках», – уверен Анатолий Дирун.
Комитет по законодательству, члены которого участвовали в разработке законопроекта, естественно, рекомендовал его поддержать. Галина Антюфеева говорила о необоснованности такого довода против конституционных изменений, как необходимость дальнейшего приведения в соответствие других законодательных актов. В качестве контраргумента она провела параллель с введением института правительства. Последствия его появления в системе органов государственной власти тоже добавили работы законодателям, но это никого не остановило.
Депутатами было принято решение голосование по проекту закона «О внесении изменений в Конституцию ПМР» провести тайно. В итоге из 36 признанных действительными бюллетеней (один оказался незаполненным) 29 было отдано в поддержку инициативы, 7 депутатов проголосовали против ее принятия в первом чтении.
Работа над реформированием системы местного самоуправления будет продолжена.