Представляя сегодня читателям интервью агентству "Новороссия" депутата Верховного Совета ПМР О. Василатия, хотел бы обратить внимание на то, что в нем впервые зазвучала важнейшая для Приднестровья сегодня тема – о трагедии нереализованных уникальных возможностей нашей республики. Об упущенных преимуществах, грубых ошибках руководства и народа, отдавшего власть слабакам и ворам, в результате чего Приднестровье фактически самоликвидируется на наших глазах. Разговор этот только начат, но он, несомненно, будет продолжен. Потому что тем самым Приднестровье окажет действительно реальную помощь нашим братьям, вставшим на наш путь, – в Новороссии или где бы то ни было еще. Именно "разбором полетов" мы поможем новым свежим силам пройти их путь к победе, как и ответом на вопрос: почему в условиях потрясающей свободы выбора фактически любого варианта развития и предоставленного потрясающе длинного временного лага в четверть века Приднестровье так и не смогло найти свой путь, повторяло зады и в результате оказалась в сущности на задворках истории. Именно этим анализом опыт Приднестровья окажется незаменимо востребованным, а его история не останется для человечества никчемной. А не танками и другим арсеналом Колбасной, не толпами "вооруженных до зубов" "добровольцев" и разного рода "угрозами", якобы исходящими из Приднестровья и дестабилизирующими "мировую обстановку", как утверждают некоторые перегретые головы из мировых столиц и нашей приднестровской "пятой колонны".
Л. Леонов.
Депутат ВС Приднестровья: «Суверенитет не дают, его берут и удерживают политической силой»
«По трассам вошли колонны бронетранспортеров, артиллерии, несколько танков Т-55. В течение нескольких часов город был занят подразделениями и частями армии. Беспорядочная стрельба из всех видов оружия привела к огромному количеству жертв среди мирного населения. Массированные удары армейские части наносили по зданию горисполкома, казармам ополчения, горотделу милиции.
Огонь вели танки, САУ, БТРы, проводился минометный обстрел города. Несколько танков вооруженных сил республики пытались прорваться на помощь обороняющимся, но были остановлены огнем противотанковых пушек «Рапира».
В то же время женщины из так называемого «Забастовочного комитета» помогли казакам и ополченцам захватить несколько единиц боевой. Эта техника, смяв обе батареи артиллерии на мосту, пробилась к осажденному зданию горисполкома. Ополченцы стянули туда все что смогли: около двухсот человек пехоты, взвод танков Т-64БВ, две БМП-1, «Шилку», четыре МТЛБ, оккупационные войска стали отступать.В городе не было электроэнергии, не работала телефонная связь, был отключен газ».
Нет, это не очередная сводка боев в районе Донецка. Но читая историю становления Приднестровской Молдавской Республики постоянно ощущаешь с нынешними событиями. Есть и огромная разница – тогда 14-ая армия генерала Лебедя, которая остановила наступление Молдавской армии и до сих пор выступает гарантом мирной жизни Приднестровья.
Спустя 22 года тех ужасных событий ПМР находясь, по сути, в блокаде она так и осталась форпостом Русского мира, продолжая следовать сделанному народом выбору и преодолевая все трудности, регион живет и развивается.
Насколько похожи события 1992 года в ПМР и нынешние события на Донбассе, а также о необходимых в ближайшее время важных шагах для Новороссии и чем сегодня живут Бендеры и Тирасполь я поговорил с депутатом Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики Олегом Валерьевичем Василатий:
Олег Валерьевич, следите ли Вы за ситуацией на Донбассе?
В Приднестровье с ужасом и тревогой следят за ситуацией, как на Донбассе, так и на всей территории Украины. С ужасом, потому что богобоязненному человеку невозможно по иному воспринимать новости о ежедневной гибели людей в результате военных действий, о применении варварских методов войны, о насилии над гражданским населением. С тревогой, потому, что такие потрясения, какие сегодня сотрясают Украину просто и быстро не проходят. Из под контроля государства выведено значительное количество оружия, на территории Украины не прекращается рост общественной агрессии, в условиях войны всех против всех моральные скрепы, цементирующие человеческие отношения, разрываются. Эту негативную, черную пассионарность сегодняшние управители Украины будут пытаться канализировать. И как, мы уже говорили выше, по крайней мере, в украинских СМИ Приднестровье уже рассматривалось как одно из возможных направлений такой канализации.
Что Вы видите общего между становлением Приднестровской республики и республиками Новороссии?
Приднестровский суверенитет, как и государственность нарождающихся народных республик, изначально не был самоцелью. Вопрос о нашем суверенитете встал тогда, когда народ, населяющий территорию Приднестровья, в Кишиневе попросту перестали слушать и воспринимать как политического субъекта, с интересами которого нужно считаться. В случае с новыми народными республиками мы видим похожую ситуацию.
В обоих случаях суть конфликта составляют, во-первых, абсолютно противоположный цивилизационный выбор народов и, во-вторых, несамостоятельность элиты бывшей метрополии, её подчиненность оксидентальным политическим структурам. В результате власть предержащие ориентируются только на самую радикальную часть общества, следствием этого становится превращение общественного раскола в гражданскую войну и развал единого государственного организма.
В чем на Ваш взгляд их главные достижения и основные ошибки?
Главные достижения состоят в том, что и в Приднестровье и на Донбассе народ реализовал свою субъектность, расстроив планы кучки власть предержащих лиц решать судьбу миллионов людей по усмотрению зарубежных кураторов. То есть был реализован главный принцип существования любого государства, состоящий в том, что народ является источником власти и власть обязана быть проводником интересов этого народа. Отказ власти метрополии работать в рамках этой парадигмы привел тому, что данным лицам прямым волеизъявлением граждан в ходе референдума было отказано в праве представлять интересы наших народов и была сформирована по настоящему народная власть.
Основной ошибкой Приднестровья является отвлечение руководителей страны от разработки стратегических государственных направлений начиная с начала 2000-х годов и переориентация их на решение собственных меркантильных проблем, перераспределение собственности и сфер экономического влияния. В результате не были использованы возможности инкорпорации Приднестровья в систему мирохозяйственных связей, сформированную например в рамках СНГ. Утраченные в то время позиции до сих пор не удается восстановить, что весьма существенно ухудшает возможности реализации потенциала экономического развития Приднестровья.
Что касается государственных структур нарождающихся республик, в настоящее время очень мало информации об их работе, за исключением, конечно же, военных формирований. По тем обрывкам информации, которая мелькает в репортажах из Донецка и других районов очевидно наличие некоторых провалов в организации жизни в данных регионах. В частности, трудно понять организацию работы образовательных учреждений в зоне, находящейся под обстрелом. Провалов в организации жизни граждан должно быть как можно меньше.
Что бы Вы посоветовали или пожелали руководству республик и командирам армии Новороссии?
Исходя из объема доступной нам информации, напрашивается вывод о том, что время реагирования, работы в режиме «пожарной команды» подходит к концу. Государства выживают только тогда, когда их руководство ориентировано на государственное развитие, думает на шаг, на два вперед. Для реализации народного суверенитета определяющим является не только победа на поле брани, но и создание условий для обеспечения жизнедеятельности граждан, реализации их духовных и материальных потребностей. Для этого необходимо задействовать все институты и инструменты, которые доступны сегодня и могут стать доступны в обозримой перспективе. Суверенитет не дают, его берут и удерживают политической силой, разумными и взвешенными государственническими решениями.
Кстати, это касается и киевской власти то же.
Ваш прогноз дальнейшего развития ситуации на Донбассе.
На территории Украины, с политической точки зрения, не происходит ничего такого, чего не проходило уже ранее в других точках земного шара. Как показывает опыт развития взаимоотношений Приднестровья и Республики Молдова на ранней стадии конфликта, зарубцевать рану, возникшую в результате украинской трагедии 2014 года возможно было бы посредством переучреждения данного государства, предусматривающего формирование власти, государственной идеологии на основе компромиссных решений, учитывающих интересы всех регионов страны. Для подобного переучреждения необходимо наличие в государстве политической силы ориентированной на достижение и реализацию государственного суверенитета. Сегодня очевидно, что в украинском обществе, как и в случае с Республикой Молдова, отсутствует общественный запрос на государственный суверенитет, а несамостоятельность политической элиты делает невозможным в значимом для решения проблемы временном периоде появления политической силы, которая могла бы такой запрос сформировать.
Поэтому вероятнее всего ситуация будет развиваться по сценарию, написанному еще во времена «Бостонского чаепития». В этом случае все зависит от того, сумеют ли новорожденные республики сформировать систему институтов и инструментов, позволяющих решать насущные проблемы жителей своих регионов. Если эта задача будет решена, то государственность новых республик состоится. При этом надо понимать, что технически это далеко не самая сложная задача. Вопрос лишь в наличии целеустремленной политической силы с твердой волей и достаточным политическим весом. В противном случае республики останутся без собственной самовоспроизводящейся системы тылового обеспечения, что неминуемого приведет к их ликвидации. Ведь нужно четко осознавать для себя, что и конкиста, и инквизиция это тоже «европейские ценности» (причем, не из «пыльного чулана истории», а вполне актуальные) и есть веские основания полагать, что именно эти ценности в первую очередь будут восприняты и применены сегодняшним политическим бомондом Украины.
Олег Валерьевич, как сильно изменилась обстановка в самом Приднестровье с началом украинского кризиса?
После начала кризиса на территории Украины общая социально-экономическая обстановка в Приднестровье изменилась очень сильно и, к сожалению, в худшую сторону. Сначала это был экзистенциональный шок после февральского переворота. Этот шок связан с открытием того, что, с одной стороны – братское государство, вторая родина для трети приднестровских граждан, посчитало для себя приемлемым отказаться от собственного суверенитета и пойти на разлом общества на почве радикального национализма, с другой стороны – со сложностью восприятия не укладывающегося в голове факта масштабного обмана, который произошел при подписании международно-правовых договоренностей, достигнутых 19 февраля 2014 года.
Затем начались более приземленные, но при этом, наверное, более сложные проблемы, связанные с жизнью в соседстве со страной, на территории которой бушует гражданская война. Эти сложности состоят в сокращении (граничащем с прекращением) закупок приднестровских товаров украинскими потребителями, возникающих проблемах, с транзитом импортируемых и экспортируемых товаров через территорию Украины, в препонах, чинимых свободному перемещению жителей Приднестровья, обладающих гражданством Российской Федерации через украинско-приднестровскую границу.
Громом среди ясного неба для приднестровцев стало восприятие гражданами Украины Приднестровья в качестве военной угрозы. Это восприятие по неведомым для нас причинам активно разжигалось в украинских масс-медиа со второй половины лета. И, как не прискорбно об этом говорить, но Приднестровцы впервые со дня основания своего государства задумались о возможной военной угрозе на восточной границе государства. Причем, как говорится, «пришла беда, откуда не ждали». Ведь для Приднестровья Украина – это страна, выступающая гарантом в молдо-приднестровском конфликте, страна, чьи военные наблюдатели участвуют в миротворческой миссии в зоне безопасности, разделяющей стороны нашего конфликта.
Беседовал Руслан Ляпин.