Как и ожидалось, президент ПМР Е. Шевчук, крупно проиграв Верховному Совету в проталкивании закона обратной силы, карающего за убийство, закон об отмене сроков давности за убийство не подписал
Распоряжение Президента ПМР «Об отклонении Президентом ПМР Закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений в Уголовный кодекс ПМР», принятого Верховным Советом ПМР 9 октября 2013 года»
В соответствии с пунктом 2 статьи 73 Конституции Приднестровской Молдавской Республики:
1. Отклонить Закон Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений в Уголовный кодекс Приднестровской Молдавской Республики», принятый Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики 9 октября 2013 года, и направить его в Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики на повторное рассмотрение (основания для отклонения прилагаются).
2. Назначить официальным представителем Президента Приднестровской Молдавской Республики при повторном рассмотрении отклоненного Закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений в Уголовный кодекс Приднестровской Молдавской Республики» министра юстиции Приднестровской Молдавской Республики – Полномочного представителя Президента Приднестровской Молдавской Республики в Верховном Совете Приднестровской Молдавской Республики Кисничан А.А.
ПРЕЗИДЕНТ Е.ШЕВЧУК
г. Тирасполь
23 октября 2013 г.
№ 555рп
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Распоряжению Президента
Приднестровской Молдавской
Республики
от 23 октября 2013 года № 555рп
ОСНОВАНИЯ
для отклонения Закона Приднестровской Молдавской Республики
«О внесении изменений в Уголовный кодекс
Приднестровской Молдавской Республики»,
принятого Верховным Советом
Приднестровской Молдавской Республики
9 октября 2013 года
В соответствии с пунктом 2 статьи 73 Конституции Приднестровской Молдавской Республики Президент Приднестровской Молдавской Республики отклоняет и направляет на повторное рассмотрение в Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики Закон Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений в Уголовный кодекс Приднестровской Молдавской Республики», принятый Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики 9 октября 2013 года, по следующим основаниям.
Согласно статье 16 Конституции Приднестровской Молдавской Республики человек, его права и свободы являются высшей ценностью общества и государства (везде подчеркнуто и даны гиперссылки автором – ПМРФ). Право на жизнь является основополагающим правом, предусмотренным в международных документах и статье 19 Конституции Приднестровской Молдавской Республики, гарантирующей каждому человеку право на жизнь и защиту данного права от любых противоправных посягательств.
Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Государство защищает право на жизнь человека от любых противоправных посягательств.
Защита нарушенного права на жизнь и определенная необходимость для государственных органов реализовать базовый принцип неотвратимости наказания как инструмента частичного восстановления нарушенного права является определяющим.
Президент Приднестровской Молдавской Республики отмечает, прежде всего, что вся система уголовного преследования и привлечения к уголовной ответственности базируется на трех основных принципах: законность, справедливость, неотвратимость наступления ответственности за преступные деяния. Принцип неотвратимости наступления ответственности за совершенные виновные деяния является краеугольным в этой триаде. Без уважения к любому принципу из трех составляющих, в том числе неотвратимости, не может быть достигнута основная идея уголовного законодательства – охрана прав и свобод человека, гражданина, государства. Справедливость, объективность, законность уголовного наказания недостижимы без принципа неотвратимости наказания, который, в свою очередь, по таким преступлениям, как убийство, по мнению Президента, не должен зависеть от фактора прошедшего времени.
Неотвратимость наступления ответственности проявляется как в целом, в принципах уголовного права, так и, в частности, в нормах, закрепляющих нераспространение сроков давности по уголовному преследованию по ряду составов преступлений. Действующий Уголовный кодекс Приднестровской Молдавской Республики определяет, что такими преступлениями являются планирование, подготовка, развязывание агрессии или ведение войны, применение запрещенных средств и методов ведения войны, геноцид и экоцид. Принятым 9 октября 2013 года Законом этот перечень дополняется таким составом преступления против жизни и здоровья, как убийство (статья 104)
придания принятой норме обратной силы (так в оригинале – ПМРФ).
Статья 19 Конституции Приднестровской Молдавской Республики гласит: «Каждый имеет право на жизнь. Государство защищает право на жизнь человека от любых противоправных посягательств» (часть первая).
В случае принятия депутатами решения о непридании обратной силы нормам, отменяющим срок давности в отношении таких преступлений, как убийство, совершенных в 90-е годы, возникает закономерный вопрос: как гарантировано право на жизнь граждан Приднестровской Молдавской Республики и как государство сможет исполнить свою обязанность защищать право на жизнь человека от любых противоправных посягательств в случае применения к убийствам сроков давности согласно принятому решению Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики?
Президент подчеркивает, что неотвратимость, как базис справедливости ответственности, как гарантия неизбежности справедливого наказания, должна найти полноценное, а не условное отражение в нормах Уголовного кодекса. В контексте данного подхода Законом, отменяющим давностные сроки для привлечения к ответственности по убийству, должны быть созданы условия, при которых расследование по уголовным делам и привлечения к ответственности за убийство будет осуществлено рано или поздно, но в обязательном порядке во всех случаях.
Жизнь человека, отнятая, например, умышленным причинением смерти в начале 90-х годов, не менее ценна, чем жизнь людей, живущих в настоящее время, и через десятки лет она не становится менее ценной. Поскольку жизнь является высшей ценностью не только в правовом, но и в моральном смысле, ее защита для государства не должна зависеть от времени совершенного посягательства. Убийство же относится к особо тяжким преступлениям против жизни, его объектом является сама жизнь человека, а жизнь любого человека, больного и здорового, новорожденного и престарелого, в равной степени охраняется действующей Конституцией.
Если об иных составах преступлений можно много дискутировать, то в отношении конкретной ситуации (убийство человека) наблюдается прямое нарушение действующей конституционной нормы, гарантирующей каждому право на жизнь и защиту этого права государством. Необходимо отметить, что такое конституционно-гарантированное право на жизнь получило свою законодательную регламентацию в Конституции, принятой 24 декабря 1995 года на референдуме, результатами которого 82% граждан высказались за принятие Конституции Приднестровской Молдавской Республики. Референдум, являясь высшей формой непосредственного выражения воли народа, определил в том числе, что положения вышеуказанных статей 16 и 19 действующей Конституции Приднестровской Молдавской Республики, гарантирующих каждому право на жизнь, являются аксиомой, закрепив в статье 1 Конституции Приднестровской Молдавской Республики, что единственным источником власти в Приднестровской Молдавской Республике является народ Приднестровской Молдавской Республики, а не органы государственной власти. Поэтому Президент Приднестровской Молдавской Республики считает необходимым исполнить волю народа в конкретных законах, направленных на исполнение вышеобозначенных статей Конституции Приднестровской Молдавской Республики в целях реализации обязанностей государства.
Жизнь – это основа для реализации потенциала человека как гражданина своей страны, потому среди основных прав человека Приднестровье провозглашает жизнь высшим благом общества и государства, для защиты которого создаются и функционируют государственные институты. Согласно статье 19 Конституции Приднестровской Молдавской Республики государство обеспечивает защиту права на жизнь человека от любых противоправных посягательств, а в случае грубого его нарушения – убийства – должно предпринять все гарантированные Конституцией и законом усилия для того, чтобы виновное лицо понесло справедливое наказание исходя из того, что ответственность за столь тяжкое преступление должна являться безусловной и неминуемой, а значит – неотвратимой.
Президент напоминает ряду уважаемых депутатов, что в соответствии со статьей 16 действующей Конституции Приднестровской Молдавской Республики человек, его права и свободы являются высшей ценностью общества и государства. Реальное и демонстративное отношение к высшей ценности государства – жизни человека – наблюдается в ходе возникшей полемики непридания обратной силы уголовному закону, нормы которого по иерархии должны находиться в прямом соподчинении положений по отношению к Конституции Приднестровской Молдавской Республики. Более того, сама Конституция Приднестровской Молдавской Республики, в частности статья 71, не запрещает придание закону обратной силы, определяя, что «порядок и сроки введения в действие принятого законодательного акта устанавливаются только законом» (часть первая пункта 4 статьи 71).
Учитывая сложившуюся практику, когда Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики, обозначая периодически необходимость восстановления экономических, социальных и иных прав граждан, неоднократно принимает законы, придавая им обратную силу, возникает вопрос: почему для обеспечения ряда экономических прав депутатский корпус допускает придание обратной силы закону, а для обеспечения священного права на жизнь и защиту данного права от любых противоправных посягательств нет? Здесь прослеживается очевидная разница подходов уважаемых коллег, которые не обращают внимание на обязанность государства, а значит любого государственного представителя, исполнять требования статей 16 и 19 Конституции Приднестровской Молдавской Республики.
В данной связи, по мнению Президента, напрашивается справедливый вопрос, на какой стороне позиция ряда коллег: на стороне защиты права на жизнь, предписанной Конституцией Приднестровской Молдавской Республики, или на стороне механизмов, не позволяющих призвать к ответу реальных, а не мнимых убийц, не дав государству право реализовать механизм защиты права на жизнь посредством выявления, установления, задержания и придания суду подозреваемых лиц.
Да, безусловно, время не даст возможности привлечь всех убийц по ранее совершенным преступлениям, но если есть вероятность привлечь заслуженно одного или десяток убийц, то это необходимо, по мнению Президента, делать, демонстрируя преступникам и добропорядочным гражданам, как в стране относятся к фундаментальному праву на жизнь, в том числе и органы власти.
Не выдерживают критики подходы к праву на жизнь и к защите данного права, предложенные в законе, принятом Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики. Так, нормы принятого закона не достигают, но, напротив, отрицают принцип неотвратимости наказаний в случае, если убийства совершены более пятнадцати лет назад, что означает распространение сроков давности в отношении преступлений, совершенных до его вступления в силу, и неприменение сроков давности в отношении преступлений (убийство человека), совершенных после принятия закона. В таком случае государство автоматически лишается инструмента защиты нарушенного права на жизнь. А где же тогда обязанность государства, уважаемых коллег-депутатов защищать право на жизнь убитых, а не только преступников? Или те, кто был убит в 1990 годах, не имели такого права на жизнь, как те, на чьи жизни возможны посягательства, например, в 2020 году?
Принятием такого решения ущемлено право сотен лишенных жизни граждан Приднестровской Молдавской Республики (более чем 300 человеческих жизней, за отнятие которых виновные лица до сих пор не понесли заслуженного наказания и – в случае введения в действие принятого закона без придания ему обратной силы – никогда не понесут), а также права их родных и близких требовать реальной и реализуемой защиты нарушенного права на жизнь. В ходе проведения в 2011 году выборов Президента Приднестровской Молдавской Республики, кандидату в Президенты Приднестровской Молдавской Республики Шевчуку Е.В. избирателями был заявлен наказ – защитить нарушенное право на жизнь, содействовать привлечению преступников к ответственности. И это требование не формально, оно основано на краеугольном камне нашей государственности – Конституции Приднестровской Молдавской Республики.
И потому подписание такого закона Президентом будет означать неспособность государства защитить своих граждан, а также тот факт, что убийцы получили официальную индульгенцию и справедливое наказание для них никогда не наступит из-за неаргументированной позиции и мотивов ряда коллег.
Как гарант соблюдения прав и свобод человека, для целей защиты основополагающего права человека – права на жизнь, Президент настаивает на неприменении сроков давности в отношении лиц, совершивших убийство, начиная с 1993 года.
Что предполагают или могут ответить сторонники позиции относительно нераспространения обратной силы принятой нормы закона непосредственно матерям, родным и близким, которые сегодня видят и знают подозреваемых в убийстве? Пусть не все, уважаемые коллеги, внимательно прочли и осознали свою обязанность, возложенную на всех нас в вышеприведенных статьях Конституции Приднестровской Молдавской Республики, но Президент Приднестровской Молдавской Республики при этом выражает надежду, что неоднократное рассмотрение инициатив Президента Приднестровской Молдавской Республики, изложенные основания отклонения принятого Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики закона создало предпосылки дополнительно детально изучить положения статей 16 и 19 Конституции Приднестровской Молдавской Республики, обратить внимание на аргументы для последующего принятия справедливого, а не избирательного решения, направленного на защиту жизни любого приднестровца, поскольку избирательность ответственности в вопросах права на жизнь – это, по мнению Президента, несправедливо как по отношению к убитым и их родственникам, так и по отношению к обществу и государству в целом, в первую очередь, к самим себе, каждому из Вас.
Президент выражает мнение, что непринятие справедливого конституционного решения рядом депутатов Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики может поставить некоторых из Вас в положение явного или латентного (скрытого) соучастия в нарушении принципа справедливости и неотвратимости наказания, защищающего право на жизнь, обозначенное в действующих статьях 16 и 19 Конституции Приднестровской Молдавской Республики.
Немаловажным также является приведение в ходе дискуссий в Верховном Совете Приднестровской Молдавской Республики некоторых сомнений в отношении института привлечения преступников к ответственности по убийствам, сроки давности по которым истекли либо подходят к завершению: ненадлежащий подход к сбору доказательств, проведение следственными органами следственных мероприятий, принятие судами якобы неверных решений. Высказывание «таких сомнений», практически ничем не обоснованных или основанных на единичных ошибках, что, увы, происходит во всех странах мира, является, по мнению Президента Приднестровской Молдавской Республики, не чем иным, как попыткой дискредитации всех правоохранительных и судебных органов и попыткой содействия к созданию условий по фактической «амнистии» убийц. В таких вопросах ответственные лица в органах власти, по мнению Президента, должны руководствоваться не только мнением и слабо подкрепленной аргументацией, а знаниями как правовой системы, так и иных реальных аргументов. Напомню: мнение и знание Конституции, реальной ситуации, механизмов привлечения к ответственности далеко не всегда одно и то же.
Дальнейшие сомнения относительно обоснованной законности деятельности правоохранительных органов, органов Прокуратуры Приднестровской Молдавской Республики, судов Президент предлагает излагать на базе конкретных фактов с приданием гласности результатов расследования и судебных решений, иначе не основанное на фактах недоверие к инструментам государственной защиты прав граждан может явиться не чем иным, как попыткой оказать на правоохранительные и судебные органы морально-психологическое воздействие в целях понижения их наступательного потенциала, где по ряду уголовных дел, находящихся на рассмотрении, некоторые уважаемые и высокие представители депутатского корпуса, порой прикрываясь необоснованными аргументами неприкосновенности, не содействуют раскрытию ряда преступлений, демонстрируя тем самым или недостаточность значимости высокой гражданской позиции избранника в органы власти, истинности и справедливости, или, возможно, тем самым пытаются уйти от справедливого наказания.
По мнению Президента, практическая значимость принятого закона может быть достигнута только при распространении юридической силы предлагаемой нормы на правоотношения, возникшие с 1993 года, и в результативности такого подхода нет сомнений, поскольку практика не только Приднестровья, но и многих стран знает случаи, когда реальная возможность привлечь лицо к ответственности за убийство появляется спустя 10 лет и более.
Все вышеизложенное дает основание для дополнительного внимательного осмысления целей и задач как органов власти, так и каждого, кто на данный момент находится в органах власти и должен демонстрировать обществу не узкий, личностный подход, а государственный, включающий перспективу развития страны с однозначным ориентиром по отношению к лицам, совершившим преступление (убийство). Жизнь – самое святое у наших сограждан. По мнению Президента Приднестровской Молдавской Республики, об этом надо не только помнить и говорить, но и принимать однозначные решения.
Президент выражает уверенность, что взвешенное, а не эмоциональное; вдумчивое изучение вышеизложенного будет содействовать ряду депутатов в поиске и принятии единственного, верного, справедливого и мудрого решения.
На основании изложенного Президент Приднестровской Молдавской Республики отклоняет и предлагает статью 2 Закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений в Уголовный кодекс Приднестровской Молдавской Республики», принятого Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики 9 октября 2013 года, изложить в следующей редакции:
«Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня, следующего за днем официального опубликования, и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 1993 года».
Такая редакция в полном объеме будет соответствовать как Конституции, так и принципам законности, справедливости и неотвратимости наказания за совершенные в Приднестровье убийства, создаст предпосылки для судебного рассмотрения около 300 уголовных дел по убийствам, большая часть из которых умышленных и заказных, а также повысит ресурсы государства в розыске преступников, которые, порой используя ситуацию международно-правового непризнания Приднестровской Молдавской Республики и отсутствия соглашений о правовой взаимопомощи между правоохранительными органами Приднестровской Молдавской Республики и иными странами, скрывают тем самым или вещественные доказательства, или свидетелей в иных государствах. Президент выражает уверенность на позитивно-справедливое решение по данному вопросу во имя защиты права на жизнь граждан Приднестровской Молдавской Республики.
Точная редакция части первой статьи 19 Конституции Приднестровской Молдавской Республики гласит: «Каждый имеет право на жизнь. Государство защищает право на жизнь человека от любых противоправных посягательств».
Руководствуясь пунктом 2 статьи 73 Конституции Приднестровской Молдавской Республики, статьей 78 Закона Приднестровской Молдавской Республики «О Регламенте Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики», Президент Приднестровской Молдавской Республики отклоняет и направляет на повторное рассмотрение статью 2 Закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений в Уголовный кодекс Приднестровской Молдавской Республики», принятого Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики 9 октября 2013 года, в связи с тем что право на жизнь и защита права на жизнь, по мнению Президента Приднестровской Молдавской Республики, не могут быть ограничены
во времени.
Читаем, плачем, смеемся, ужасаемся…
Возможно, я «недогоняющий» юрист, но обратная сила уголовного закона четко закреплена в ст. 9 УК ПМР:
«Статья 9. Обратная сила уголовного закона
1. Уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
2. Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом.»
Так объясните же мне — ЕВШ совсем двинулся??? Как можно перевернуть смысл уголовного права? Какой из него юрист? Помнится, принцип обратной силы закона изучали ещё на 1 курсе университета. Быть может, Президент просто прогулял пары, на которых читалась лекция по данной теме?
ПМРФ: Стоит обратить внимание на гиперссылки на … Википедию, данные в обоснование юридических размышлизмов. Уже САЗы ПМР не нужны. Скоро начнут ссылаться на "Фейсбук", на "Одноклассников" и в "В контакте"… Приехали!
После такого обилия слов в обоснование "защиты права на жизнь" президент Шевчук … не подписал закон как раз направленный на "защиту права на жизнь" путем отмены срока давности за убийство. Логики никакой. Более того, не подписал закон, основанный на его же собственном законопроекте. Ведь это был его закон об отмене сроков давности за убийство, только депутаты не согласились, чтобы закон действовал задним числом и отклонили законопроект Шевчука, приняв свой, такой же, только без действия обратной силы. Но Шевчуку как раз и надо было, чтобы закон вступал в действие задним числом, что давало ему основание расправиться с депутатом Д. Соиным. Факт Соина, пожалуй, единственный из всех известных, требовал придать закону об отмене срока давности обратную силу, все остальные случаи, связанные с ненаказанными убийствами, могли быть рассмотрены в рамках действующего законодательства (и это убедительно подтвердили дебаты по отклоненному законопроекту Шевчука в ВС ПМР).
Подтвердилось то, что и так стало ясно уже, кажется, всем: охваченный своей патологической мстительностью Шевчук хочет использовать государственный аппарат в соответствии со своим лилипутским человеческим уровнем низкого класса. Что становится уже опасным для общества.
отзывов (2)
Anonymous пишет:
24 Окт 2013
Сплошная демагогия и театр абсурда!
Это ж сколько времени нужно было потратить спичрайтерам на этот "шедевр"?! У меня даже не хватило выдержки дочитать до конца. Суть и так понятна, хотя многие положения легко можно поставить под сомнение и опровергнуть.
Столь навязчивое желание нарушить нормы международного права и поставить под удар правовую систему Приднестровья я бы назвал паталогически нездоровым. Хорошо, что система сдержек и противовесов работает, иначе беда была бы. Я считаю, что поведение избалованного ребёнка, который не смотря ни на что хочет вот ту игрушку, не достойно Президента! То ли ещё будет, когда этот "ребёнок" захочет оставить себе свою самую главную игрушку на второй срок.
Иван Ильич О. пишет:
24 Окт 2013
Типичное Тараканище.
С такими депутатами остается только ждать воробья. Только вот детей жалко…