См. Л. Леонов. Новогодний звездопад, или Предварительные итоги “мировой” в ПМР

См. Новогодний звездопад, или Предварительные итоги “мировой” в ПМР (2)

3. Новогодний звездопад (фрагмент)

Перед Новым годом президент ПМР Е. Шевчук серией своих указов произвел наиболее радикальное за все годы своего правления кадровые чистки и новые назначения в  правительстве ПМР. Тенденция  просматривалась явно: убирались лица, олицетворявшие до сих пор режим Шевчука. Так сказать, фундамент. Или  звезды правительства.  

Настоящий звездопад состоялся.

Формально это было проведено в рамках  формирования нового состава правительства ПМР после утверждения 23 декабря 2015 г. Верховным Советом ПМР кандидатуры нового председателя правительства П. Прокудина. Однако  трудно сказать насколько  сам глава правительства был инициаторам  подбора кадров по своему усмотрению, хотя в некоторых указах  Шевчука ссылка на учет предложений премьера  по поводу кадров имеется.  

Сомнения в участии председателя правительства в подборе своих кадров будут всегда, пока существует практика назначения кадров не приказом премьер-министра, несущего всю полноту ответственности за деятельность правительства, а указом президента, никакой ответственности за назначенных кадров и вообще за работу исполнительного органа власти не несущего, т.к. сам президент ПМР у нас не относится к исполнительным органам власти. Думается, Верховному Совету ПМР надо четче прописать права председателя правительства в части подбора и назначения кадров правительства.  

Итак, было прекращено  исполнение обязанностей, в частности:

- Первого заместителя Председателя Правительства Приднестровской Молдавской Республики Парнас Майей Ивановной;

- заместителя Председателя Правительства Приднестровской Молдавской Республики – председателя Комитета цен и антимонопольной деятельности Приднестровской Молдавской Республики Улиткой Виталием Павловичем;

- министра финансов Приднестровской Молдавской Республики Гиржул Еленой Георгиевной;

- министра по социальной защите и труду Приднестровской Молдавской Республики Булановой Оксаной Валерьевной;

- министра внутренних дел Кузьмичевым Геннадием Юрьевичем;

- министром обороны Лукьяненко Александром Алексеевичем

и некоторыми другими.

Произведены  новые назначения в правительстве, как утверждением исполняющих обязанностей – в должности министров, так и абсолютно новых, мало кому известных людей. Интересная гендерная новация: утверждены министрами и исполняющими обязанности министров  только три женщины на семь мужиков, раньше картина была обратная. Новация, кстати, четко просматривается и в дальнейших назначениях Шевчука. Есть мнение, что его немолодая молодая закрывает конкурирующий цветник.

То, что президенту, не несущему никакой ответственности за деятельность его назначенцев в правительстве, все эти назначения – по эти самые гогошары, и делает он их тяп-ляп,  свидетельствует такой веселенький факт.

29 декабря указом №444 президент постановляет: "Назначить Улитку Виталия Павловича на должность председателя Комитета цен и антимонопольной деятельности Приднестровской Молдавской Республики". И в этот же день следующим указом №447 постановляет: "Прекратить исполнение обязанностей… заместителя Председателя Правительства Приднестровской Молдавской Республики – председателя Комитета цен и антимонопольной деятельности Приднестровской Молдавской Республики Улиткой Виталием Павловичем". Если кто-то скажет, что указом 447 Улитка освобождается только от должности зама премьера, то замечу, тогда в указе 447 было бы постановлено: прекратить исполнение обязанностей заместителя Председателя Правительства ПМР председателем Комитета цен и т.д. Улиткой. Но в указе говорится другое: прекратить исполнение обязанностей председателя Комитета цен.

Что там Улитка делает в правительстве после всех этих указов, не понятно. Если он успел до исправления глупостей президентских указов наподписывать каких-то приказов-постановлений, так они все являются недействительными, т.к. никакого Улитки в правительстве после указа 447 нет.

Ехаем дальше.

Снятая с должности М. Парнас была назначена исполняющей обязанности главы администрации президента. Куда дели действующую главу администрации президента Н. Баранову не могу знать. Указа о ее освобождении  не видел, а на официальном сайте президента ПМР еще сегодня, 4 февраля 2016 г.  Н. Баранова   показана как глава администрации президента. Видимо, ей в помощь президент теперь назначил еще и исполняющую ее  обязанности М. Парнас.

Из этой же серии указ № 456, которым фактически исполняющий обязанности министра иностранных дел Игнатьев Виталий Викторович назначен … исполняющим обязанности министра иностранных дел.

В этом "Порядок будет!", разумеется, тоже виновато "ухудшение положения по периметрам ПМР", как любит в последнее время заявлять Шевчук.

На самом деле, по Игнатьеву все просто. Его не можно назначить министром иностранных дел, потому что таковым продолжает оставаться  всем известная Нина Штанская-и-Шевчук (см. официальный сайт МИД ПМР). Хотя, как было заявлено в конце августа прошлого года, она  стала исполнять обязанности "первой леди" и в этом качестве уже не могла служить  министром  иностранных дел, находясь  в прямой зависимости от "первого лорда". Не могла она также  сохранить свой пост, уйдя в положенный декретный отпуск, поскольку на  дату перехода в "леди" (август 2015 г.) Штанская не могла находиться в декретном отпуске со сроком родов в феврале 2016 г. , если не было какой-либо патологии. Таким образом, страна продолжает жить с незаменимым министром иностранных дел, очевидно, продолжащим получать двойную зарплату, введенную для МИДа  в 2014 г.,  я нигде не читал, что эти доплаты были отменены даже  при "минус 30%".

Указом № 452 прекращено исполнение обязанностей министра обороны ПМР с увольнением в запас Лукьяненко Александра Алексеевича . А указом № 453  его бывший заместитель Гоменюк Олег Владимирович назначен министром обороны. Тут вообще ничего не понятно. Меняют (в Армии!), грубо говоря, малого на старого. (Лукьяненко родился в 1961 г., а Гоменюк – в 1960 г.)

Ну и, конечно, одна из главных сенсаций. Указом №443 от обязанностей освобожден министр внутренних дел Кузьмичев Геннадий Юрьевич,  а министром указом № 449 назначается Романюк Станислав Вячеславович, бывший председатель Следственного комитета ПМР.

Как там у поэта? "Мы говорим "Ленин", подразумеваем "партия". И наоборот. Мы говорим "Шевчук", подразумеваем "Кузьмичев". И наоборот. Что вообще происходит?

Я не случайно некоторые номера указов сохранил. После того, как во главе Администрации президента оказались две головы – старая и исполняющая обязанности старой, началась прямо-таки чехарда. Как обычно и бывает при двух главнокомандующих. Так,  указ № 443 по Кузьмичеву имеет дату 30 декабря. А указ № 444 по Улитке датирован 29 декабря. Указ № 442 о Романюке датирован 30 декабря, а указ № 447 о некоторых кадровых назначениях датирован 29 декабря.

Или это свидетельствует, что над кое-какими указами наш президент все-таки думал некоторое время. Хотелось  бы знать, о чем он думал. Поскольку в СМИ уже просочились на этот счет некоторые предположения, я поделюсь своими.

Но сначала закончу обзор некоторых кадровых пролонгаций и новаций.

Ряд чиновников были переведены из разряда исполняющих обязанности в ранг министров: разумеется, Скрыпник Татьяна Сергеевна – на должность министра здравоохранения. Она ведь знает столько тайн о здравоохранении, что было бы опасно-неразумным ее от себя отдалять.

Помимо организации тендеров на закупку разного медицинского оборудования, которые, как сообщалось в интернете,  всегда выигрывает одна и та же фирма, которой потом бедное наше государство платит полторы, а то и три  рыночных цены за часто подержанное медоборудование, она ведь может проболтаться, например, за чей счет на старте ее карьеры лечились в Израиле мама с папой президента Шевчука.

Указом №445 президент произвел очередную перетряску системы и структуры исполнительных органов власти.  Выделил из Госслужбы дорожного хозяйства  самостоятельную госслужбу СМИ. Почему-то кадры асфальтоукладчиков, которым совсем недавно (как говорится, и года не прошло)  президент поручил заниматься еще и СМИ, объединив с газетчиками, не смогли обеспечить надлежащее редактирование и надзор за газетами, в результате чего наш президент крупно  проиграл на недавних  выборах.

4. Нулевой вариант

1. Вот как раз наказанием за провал на выборах некоторые обозреватели и обусловливают состоявшуюся кадровую перетряску.

Однако это объяснение не закрывает всех вопросов. Например,  некоторые руководители просто опозорившихся на выборах госструктур не только не были наказаны, но пошли на повышение. Тот же С. Романюк – бывший председатель Следственного комитета, а Следственный комитет у нас с телеэкранов не сходил, гоняясь два месяца за олигархами и их мифическими чемоданами баксов.

Например, не объясняет, почему снят Г. Кузьмичев или А. Лукьяненко, хотя  у МВД и МО было весьма  немного возможностей повлиять на исход голосования, кроме разве что прямого понуждения бойцов голосовать "за кого надо".  

С другой стороны, сохранили свои кресла министр просвещения Т. Цивинская и другие функционеры (оскандалившийся на выборах прокурор А.Дели, например) , которые в нарушение Избирательного кодекса впрямую были встроены в предвыборные и выборные события, но провалили порученное им Шевчуком дело.

Конечно, по моему мнению, наказание за провал присутствует среди причин  "звездопада", но скорее с назидательной целью только подстегнуть тех, кому предстоит в ближайшем будущем  усерднее землю рыть на следующих выборах – президента ПМР.

"Новогодний звездопад" несет другие нагрузки.

2. Для народа найдены стрелочники, которые якобы виноваты в таком ухудшении положения в стране, что привело к негодованию избирателя, и он провалил кандидатов Шевчука на выборах в Верховный Совет ПМР и местные советы. Народу как бы сказали: вот видите, виновники отстранены от управления, теперь все у нас пойдет  гораздо лучше.

И в этом смысле, отстраненные Парнас, Гиржул, Буланова являются звездами первой величины.

Если бы у нас в республике утвердился такой порядок, что провалившие порученное им дело чиновники  отвечали хотя бы отставкой, отлучением от власти-сласти, это б можно было бы только приветствовать. Потому что никто никогда у нас в Приднестровье ни разу не ответил за провал порученного направления работы.  Ни в одном документе об отставке вы не найдете этих важных слов: "..и в связи с провалом порученного ему направления государственной работы". Или что-то подобное. Ни один министр у нас не подал в отставку с формулировкой "прошу уволить, потому  что не справился с порученным делом". Как это сделал, например, глава полиции германского города Кельна после новогодней ночи насилий, потрясших город. Хотя он фактически не нес никакой ответственности за наводнение германских городов, в том числе и Кельна,  ордами  мигрантов.

Но если Шевчук новогодним звездопадом хочет показать, что он окончательно  встал на этот европейский путь (заметим ему в зачет, что он однажды  такую инициативу проявлял, в 2009 г, подав в отставку с должности председателя Верховного Совета, тем самым взяв на себя ответственность за провал затеянной тогда конституционной реформы), то он должен был бы после декабрьских выборов  подписать свое личное заявление об отставке. Поскольку он и только он лично несет ответственность за катастрофический  провал внутренней и внешней политики в нашей республике, что и явилось главной  причиной катастрофического поражения на выборах кандидатов Шевчука.

3.  Следующая  причина  новогоднего звездопада – попытка увести своих подельников от неминуемой расплаты за грубейшие нарушения конституции и законов ПМР, совершенные в годы правления Шевчука. Одно перечисление этих нарушений составило бы длинный список. На ПМРФ ведется (жалко, что не регулярно) такое "Досье государственных преступлений". Кому интересно, загляните в него. От действий Шевчука и его подельников пострадал буквально каждый приднестровец. Всему этому рано или поздно будет дана надлежащая оценка, и кто-то должен будет сесть.

Шевчук пытается по одному, потихонечку вывести подельников  с властного подиума, чтобы не мельтешили в глазах народа, чтобы о них поскорее забыли. На одной женился и вывел в "леди". Другую отправил в Верховный Совет под защиту депутатской неприкосновенности. Третью пристроил в своей администрации. Иных рассовал туда-сюда, главное – скрыть с глаз народа.

4. Особый разговор о Кузьмичеве и Лукьяненко. Несомненно, для их отстранения имеется  одна и та же причина. Только над их увольнением, как я писал выше, Шевчук думал сутки. И эта причина, как мне кажется,  не связана с выборным провалом.

Если Лукьяненко тут немного засветился (напомню историю с "секретными солдатами", которых никак не хотели закреплять за конкретными избирательными участками, что создавало возможность для  многократных голосований этих  подневольных избирателей-срочников. МО даже очень резко отреагировало на подобные обвинения, сделав специальное заявление).  Но МВД вообще никак в избирательной кампании не замаралось. 

У Кузьмичева есть явные  притязания на президентское кресло. Будущий конкурент. Но у Лукьяненко таких притязаний абсолютно не просматриваются.

Что же на самом деле вызвало реакцию Шевчука? Какая причина, одинаковая для обоих опальных силовиков?

Ответ приоткрывает одна публикация на ПМРФ. Из инсайдерских источников, говорится в этой публикации, стало известно, что после возвращения из Москвы, где Шевчуку в очередной раз отказали в финансировании, "в начале февраля 2015 г. у Шевчука состоялось совещание типа Совета безопасности. На нем присутствовали Гервазюк, Косовский, Кузьмичёв, министр обороны и другие высокопоставленные чиновники, члены правительства ПМР. Как сообщает источник, Шевчук забился в истерике и орал сплошным матом, что в гробу он видал эту Россию, я в ней жить не собираюсь, я в другую сторону поеду. Хyz я дам и что тут достроить…  я здесь дефолт устрою и их во всём обвиню, что это всё из-за действий России… Матом крыл и Путина, и Рогозина, и патриарха. По мнению источника, истерика была из-за того, что было слишком много свидетелей, когда на Шевчука в последний раз очень сильно наехали в Москве и дали ему полгода, чтобы навести порядок.  Все, кто был при этой истерике, Шевчука поддержали:  и насчёт Москвы, и насчёт устроить здесь дефолт. Особенно Косовский и Гервазюк (я так понимаю, сообщает источник, чтобы все концы своих делишек утопить). Молчали только Кузьмичёв и министр обороны. По поводу бабской истерики можно никаких комментариев уже и не делать. Но вот последнее замечание источника заставляет по-новому посмотреть на Кузьмичева. Возможно, он молчал, потому что уже начал свою президентскую кампанию в условиях, когда Шевчук все больше оттесняет от реальной власти этого реального конкурента на выборах. А может быть, Кузьмичев искренне был потрясен тем, что нес Шевчук. Дальнейшее развитие событий это прояснит".

И действительно дальнейшее развитие все прояснило. В декабре после провала на выборах, в ходе трехнедельного вялотекущего путча силового восстановления статус-кво не получилось. Инсайдерские источники сообщают, что ни армия, ни милиция не поддержали силовое решение. Отставка ключевых силовых министров вызвана пониманием того, что у Шевчука нет в руках инструментов силового решения внутренних проблем.

Отставка Кузьмичева и Лукьяненко, в должной мере не осмысленная обществом до сих пор – самая серьезная часть "новогоднего звездопада". Она косвенно подтверждает наличие планов силового решения внутриполитической проблемы в декабре 2015 г. Но, что еще более тревожно,  она косвенно подтверждает готовность в будущем применять такое силовое решение, для чего подбираются более надежные, не привередливые и исполнительные  кадры силовых министров.

5. И наконец, "новогодний звездопад" как комбинационный размен кадрами в так называемой "совместной работе" на благо Родины между президентом и новым Верховным Советом.

Мы уберем эти фамилии, а вы уберите те фамилии.

Шевчук как бы предложил: давайте начнем с нуля. Забудем прошлые обиды и ошибки, и с новой командой, с позитивом и конструктивом  - в светлое будущее! За обещанным порядком.

Разумеется, только ребенок мог купиться на  такую дешевку, зная неизменную конфронтационную и раскольническую суть нашего "великого кормчего". Верховный Совет образца декабря 2015 г. и отчасти  января 2016 г. можно рассматривать еще как такого ребенка. Но разумеется, все дети вырастают, а значит "мировая" не может длиться вечно.

Однажды Шевчук  уже начинал в нуля. Об этом у меня есть даже очерк в книге "Диктатура дилетантов". Начинал так, как будто до него в Приднестровье ничего не колыхалось. Он оказался даже большим "большевиком", чем большевики 1917 года, которые все-таки по возможности не трогали царских специалистов. Этот разогнал всех в высшем звене, и значительную часть в среднем и низшем звеньях государственного управления.

Сегодня Шевчук возвращает  старые (еще "смирновские") кадры (И. Молоканову, например). Иногда что-то такое говорит приблизительно даже не о  своем желании, а о своей готовности выслушивать вообще-то раздражающие его призывы к некоей "совместной", компромиссной работы всех ветвей власти Приднестровья. Однако его нынешний нулевой вариант, в отличие от варианта 2012 г., не содержит многих существенных элементов жизнеспособности и реальности. Прежде всего, отсутствует – и окончательно! – народное доверие, и лично Шевчуку, и вера в возможность, а главное, в желание его что-то изменить к лучшему в Приднестровье, имея ввиду народное представление о лучшем и желательном, исходя, например, из итогов референдума 2006 г.

Одновременно с тем, как, скрипя зубами,  Шевчук готов выслушивать мантры Верховного  Совета и разных политических романтиков по поводу  "жить дружно", начать с чистого листа, он продолжает практику,  свидетельствующую о том, что наш президент ничего не понял, ничему не научился и ничего не собирается менять.

 

Лев Леонов.

(Продолжение следует)

Поделиться ссылкой
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники