Статья будет интересна и полезна всем, кто проходит государственную службу в ПМР по контракту.

 

KOMMENT-PMRF3 10 сентября 2020 года в правовой системе ПМР произошёл беспрецедентный случай.

Фактически произошла революция в нормативно-правовой  базе государства.

На протяжении многих лет в республике существовала порочная практика во всех министерствах, ведомствах, в том числе, в правоохранительных органах, принимать и увольнять сотрудников на основании подзаконных нормативных актов, утвержденных  в этих министерствах и ведомствах.

Уволенному со службы на основании подзаконного акта гражданину ПМР А.В. Штембуляку удалось невозможное – он развалил всю эту порочную практику и теперь любой, кто будет уволен после 10 сентября 2020 года на основании каких-либо подзаконных  нормативно-правовых актов, будет уволен незаконно.  Это признано Верховным судом ПМР в окончательном постановлении (ПМРФ его публикует сегодня). 

 

a-shtembulyak

 

А.В. Штембуляк после трёх лет судебных процессов, в упорной борьбе, добился громкой победы над Государственной службой исполнения наказаний, Прокуратурой ПМР, Министерством юстиции ПМР и Администрацией Президента ПМР.

Редакция ПМРФ внимательно следила за данным судебным процессом, освещала его в своих статьях и с удовлетворением отмечает, что гражданин ПМР таких успехов в приднестровских судах никогда ранее не достигал. Ситуация напоминает разве лишь подобную  сенсацию осени 2016 г., когда за несколько месяцев до перевыборов тогдашнего президента ПМР  Е. В. Шевчука, которые он проиграл, тогдашний Верховный суд ПМР  признал  незаконность махинаций Е. Шевчука с землей, которую тот у одних землепользователей отбирал и передавал другим, своим приближенным. Это замечательно, что наши суды особенно вспоминают о своем долге, когда понимают, что верховная власть в государстве в ее действующем персональном составе безнадежно и окончательно заваливается.

Фактически в правовой системе ПМР произошёл правовой коллапс, последствия которого многие должностные лица еще до конца не осознали.  Этот коллапс серьезной проблемой ляжет на плечи законодательной и исполнительной властей республики. Им придется переписывать многие, годами применяемые незаконные  документы. Речь идет также о возмещении значительного ущебра, понесенного гражданами вследствие незаконного увольнения.

Александру Владимировичу Штембуляку удалось достичь ошеломляющего успеха, несмотря на противодействие представителей  практически всех ветвей власти, которые вместо того, чтобы стоять на страже законности, оказывали сопротивление гражданину ПМР в устранении незаконности в отношении себя.

Тут уместно будет вспомнить недавнее открытое письмо президенту ПМР В. Н. Красносельскому и прокурору ПМР А. А. Гурецкому другого приднестровца, В.Н. Шемянского, опубликованное в социальных  сетях и на ПМРФ (ответа от адресатов ни в соцсетях, ни на ПМРФ так и не дождались, по поводу чего хочется сказать только: «Ну-ну!»).  В.Н. Шемянский писал, в частности: «Я верю и надеюсь, что впредь каждое обращение граждан будет читаться внимательно и каждый вопрос найдёт свой ответ, а это значит, что люди не должны будут добиваться справедливости, ибо Вы были избраны и назначены, чтобы законность и справедливость были в приоритете у государства… Это неправильно – работать должны те, кто получает зарплату за проведение проверок или иного вида контроля, а не я, который, не имея никакой материальной выгоды, пытается отстоять законность через СК ПМР, Прокуратуру, Суд или путём обращения к Президенту».

Как показывает история А.В. Штембуляка, наши верховные власти, кажется, по-другому понимают, зачем народ их содержит на свои кровные деньги.

Ну-ну!

Редактор.

 

* * *

Кратко напомним и обозначим развитие событий.

А.В. Штембуляк  в 2017 г. был уволен из Государственной службы исполнения наказаний (далее – ГСИН МЮ ПМР) на основании п.п.«в» п.93 «Положения о порядке прохождения службы» - по истечении срока контракта.

С ним попросту расправились за выявление им нарушений Закона в системе, в том числе, выявление схем незаконного освобождения осужденных с мест лишения свободы, где просматривалось участие представителей различных ветвей власти.

Фактически он вскрыл налаженный «бизнес» по освобождению осужденных, и ему этого не простили.

Депутаты Верховного Совета ПМР, Администрация Президента ПМР, Следственный комитет ПМР, Уполномоченный по правам человека, Общественная палата, Прокуратура ПМР, к которым обращался Александр Владимирович, в том числе, с предложением создать комиссию и проверить изложенные факты, проигнорировали нарушение Закона в ГСИН МЮ ПМР.

К сожалению, несмотря на возбуждённое уголовное дело по выявленному факту незаконного освобождения одного из осужденных на год раньше установленного срока, не сработал принцип неотвратимости наказания за совершённое преступление, и никто из должностных лиц не понёс наказания до сих пор.

 

Итак, А.В. Штембуляк  посчитал увольнение незаконным и обратился в суд с исковым заявлением. В ходе судебных процессов он обжаловал не только своё увольнение, но и неконституционность и незаконность самого «Положения о порядке прохождения службы» и «Дисциплинарного Устава» ГСИН МЮ ПМР, ограничивающих права граждан.

Первоначально суды общей юрисдикции полностью отказали в его требованиях.

Первые два года все судебные решения были основаны на позиции, что на сотрудников ГСИН МЮ ПМР Трудовое законодательство не распространяется, а распространяется только подзаконный циркуляр по исполнению наказаний Министерства юстиции

Таким категоричным утверждением, суды, Прокуратура и Министерство юстиции сами загнали себя в правовую ловушку.

 

При этом суды проигнорировали действующую ст.6 Трудового кодекса ПМР, разграничивающую полномочия между законодательным органом и исполнительными органами государственной власти, где прямо указано, что:

К ведению законодательного органа государственной власти в сфере трудовых отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории ПМР законодательных актов, устанавливающих:

г) порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;

л) виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;

 

Также, судебные органы, на тот момент, отказались применить к нему другой, обязательный к исполнению, конституционный Закон, а именно:

п.2 ст.11 Закона ПМР «О системе государственной службы ПМР»: условия контрактов, порядок их заключения, а также основания и порядок прекращения их действия устанавливаются в соответствии с Законами о видах государственной службы.

п.6 ст.11 Закона ПМР «О системе государственной службы ПМР»: основания прекращения государственной службы, в том числе основания увольнения в запас или выхода в отставку государственного служащего, устанавливаются Законами о видах государственной службы.

 

При этом вызывают недоумение и возмущение правовые метания  Прокуратуры ПМР, которая запуталась в своих выводах на предмет «распространения, либо не распространения Трудового законодательства на сотрудников ГСИН МЮ ПМР», и отказы Прокуратуры от своих же решений, в том числе, непосредственно в суде.

Хочется напомнить беспрецедентный факт отказа Прокуратуры ПМР непосредственно в суде от своих же оценок, зафиксированных в ответах А.В. Штембуляку -  начальника Главного Управления  прокуратуры Лешукова И.М. от 28.08.2017 г. и от первого заместителя прокурора ПМР Трояновского А.А. от 06.09.2017 г.

Прокуратура в лице данных должностных лиц первоначально письменно дала А.В. Штембуляку ответ, что он в соответствии с Трудовым кодексом ПМР вправе обратиться в суд в течении трёх месяцев на предмет обжалования дисциплинарных взысканий. А впоследствии, непосредственно в суде, отказалась от своих ответов и указала, что на основании «Дисциплинарного Устава» сотрудник обязан обратиться в суд в течении одного месяца, так как на сотрудников Трудовой Кодекс не распространяется, а в подзаконном акте указан срок обращения в суд не три, а только один месяц.  

 

После многочисленных, безуспешных попыток защитить свои права в судах общей юрисдикции А.В. Штембуляк обратился в Конституционный суд ПМР за защитой своих прав.

Не с первой попытки, но всё-таки ему удалось отстоять свои нарушенные права в Конституционном суде.

Хочется отметить, что к этому имеет непосредственное отношение и редакция  ПМРФ, которая обращала внимание в своих публикациях   на постоянные  отказы Конституционного суда от рассмотрения обращений  граждан на нарушение их конституциионных прав. Например, Конституционный суд ПМР за весь  2018 г. рассмотрел всего одно такое заявление.  

 

Итак, Конституционный суд в своём Постановлении от 02.07.2019 г. прямо указал, что на сотрудников ГСИН МЮ ПМР распространяется Трудовой Кодекс.

Фактически выводы судов общей юрисдикции были полностью опровергнуты Конституционным судом ПМР.

Суды общей юрисдикции, Прокуратура ПМР и Министерство юстиции ПМР обязаны были исполнить Постановление Конституционного суда.

01.07.2020г. Верховный суд ПМР признал недействующими п.28, 29 30, 31 и п.п. в) п.93 «Положения о порядке прохождения службы» с момента их издания.

Принятие на службу и увольнение со службы на основании подзаконных нормативно-правовых актов признано судом незаконным. Теперь принимать и увольнять со службы  работодатель имеет право только на основании Законов о видах Государственной службы, либо на основании Трудового Кодекса.

Прокуратура ПМР и Министерство юстиции ПМР посчитали данное постановление Верховного суда ПМР незаконным и подали в Верховный суд Кассационное представление и Кассационную жалобу.

10.09.2020 г. Кассационная Коллегия Верховного суда, отклонила Кассационное представление Прокуратуры и Кассационную жалобу Министерства юстиции и оставила Решение Верховного суда от 01.07.2020 г. без изменений и решение вступило в законную силу.

ГСИН МЮ ПМР теперь обязан восстановить А.В. Штембуляка  на службе, так как уволен он был именно по п.п. в) п.93 «Положения о порядке прохождения службы», который признан судом незаконным с момента издания.

 

Фактически А.В. Штембуляк  доказал, что бывший министр юстиции Шевченко А.А., издавший «Положение о порядке прохождения службы», в нарушение Конституции, присвоил себе полномочия законодательной власти, незаконно ограничив конституционные права гражданина на труд.  

При этом был нарушен основной принцип разделения власти, который отражён не только в Конституции ПМР, но и в международном праве, которое ПМР признает к исполнению на своей территории.

А.В. Штембуляк в суде доказал, что творчество Шевченко А.А. является прямым нарушением Конституции и Законов ПМР.

ГСИН МЮ ПМР лишила сотрудника конституционного права на труд и применила к нему подзаконный нормативный акт исполнительного органа власти, в нарушение Конституции и Законов ПМР.

Ограничения на труд возможны, согласно Конституции ПМР, только в рамках Закона, установленного законодательным органом власти, но никак не в рамках подзаконного нормативного акта исполнительного органа власти.

Были нарушены основные неотчуждаемые права и свободы, как человека и гражданина, записанные в Конституции ПМР.

Это означает, что к любому гражданину, согласно Конституции и Законов ПМР, при увольнении, должны применять именно Закон, а не подзаконный нормативный акт. И это должно быть отражено в Приказе об увольнении в любой Государственной службе.

Это теперь должны знать и этим руководствоваться все граждане ПМР при  увольнении.

 

* * * 

История А.В. Штембуляка стала настоящей историей  абсурда: гражданин должен был доказывать государству, его исполнительным, надзорным  и контрольным органам на протяжении нескольких лет, что Конституция, Законы и Постановление Конституционного суда – обязательны к исполнению всеми должностными лицами.

Право на судебную защиту – это не только право каждого гражданина обратиться в суд, но и возможность получить реальную судебную защиту, эффективное восстановление в правах, обеспеченное всеми надлежащими органами и должностными лицами государства. Однако противодействие гражданину Штембуляку как раз со стороны этих органов и лиц было достаточно серьёзным, о чём говорят хотя бы такие факты: отменить  решение суда, восстанавливающего законные права гражданина, требовали лично Прокурор ПМР А.А. Гурецкий  и Министр юстиции ПМР А.И. Тумба.

Но это не помогло. Верховный суд ПМР остался непреклонен и оставил своё ЗАКОННОЕ решение от 1 июля 2020 г. в силе.

 

Фактически А.В. Штембуляк нанёс сокрушительный удар по многолетнему беззаконию, и один сделал работу за Администрацию Президента ПМР, за Верховный Совет ПМР, за Прокуратуру ПМР, за Министерство юстиции ПМР. Он подорвал годами устоявшийся фундамент правового нигилизма и беззакония. Как писал В.Н. Шемянский,  это, конечно, не правильно – что на гражданина  вешают такие задачи, но вот такое мы с вами построили государство.

Возмущает бездействие Верховного Совета ПМР, который именно отвечает за законодательные акты и наделен соответствующими контрольными функциями.  Чем там занимаются депутаты, если  они "не замечали" десятилетиями нарушаемое право граждан на труд и судебную защиту? Красили скамейки? Строили детские площадки, туалеты и фонтаны? Стелили плитку? С ветеранами фоткались? Конкурсы на название новых парков проводили?

Уважаемые депутаты, как так произошло, что рядовому гражданину удалось то, что не в силах были сделать вы, а вернее, ему пришлось исправлять ваши ошибки? На своих ли вы местах?  

Теперь «большое спасибо» исполнительная власть должна сказать, как бывшему министру юстиции Шевченко А.А., ныне судье Арбитражного суда ПМР, издавшему «Положение о порядке прохождения службы», так и начальнику ГСИН МЮ ПМР Ищенко В.С., применившему данное Положение и уволившему А. В. Штембуляка по просьбам различных подстрекателей.

Теперь министерства должны менять свою правовую базу, инициировать изменения в Законы о своих государственных службах и вносить изменения в свои подзаконные нормативные акты. А это колоссальная работа и удар по имиджу правовой системы государства.

Интересно, понесёт ли кто-либо из должностных лиц наказание, подаст ли в отставку за свою правовую  безграмотность (и это еще самая выгодная  для него квалификация!).

Фактически А.В. Штембуляк  вскрыл  ужасную правовую некомпетентность некоторых высокопоставленных должностных лиц в республике.

В государстве на протяжении нескольких десятков лет применялись подзаконные нормативно-правовые акты, и людей увольняли со службы незаконно. Почему данный факт игнорировался Прокуратурой ПМР – большой вопрос даже с позиции самой выгодной для нее квалификации. Ведь прокуратура несет особую ответственность за точное и единообразное исполнение законов всеми и наделена всем необходимым, чтобы останавливать некомпетентных  администраторов. И замены ей в этом  деле нет. С такой дырой на самом важном участке работы по утверждению  справедливости и законности государства просто не могут существовать. 

 

Теперь граждане ПМР должны знать:  если в приказе об увольнении стоит ссылка на подзаконный нормативно-правовой акт, а не на Закон, значит, увольнение является незаконным, и гражданин вправе через суд требовать восстановления на службе, работе, вне зависимости, по какой статье он был уволен.

 

Редакция ПМРФ поздравляет А.В. Штембуляка с его победой в неравной, многолетней схватке с властями, который, защищая свои права, добился возможности  восстановления прав для всех граждан нашей республики.

В настоящее время Штембуляк А.В. выдвинул свою кандидатуру в депутаты Верховного Совета ПМР VII созыва по Избирательному округу № 32 «Комсомольский».

Редакция ПМРФ считает, что Александр имеет все основание стать депутатом Верховного Совета ПМР, так как он, будучи простым гражданином, внёс побольше вклада в законотворчество республики, чем некоторые депутаты за всё своё время депутатства. А если у него будут депутатские полномочия, то и работы в законотворчестве будет сделано им на порядок больше. Именно таким, как он, место в Верховном Совете. Желаем ему удачи в этом начинании.

Дважды упоминаемый в этой статье Валерий Николаевич Шемянский также подал заявление на регистрацию в качестве кандидата в депутаты Верховного Совета ПМР VII  созыва по округу №28 "Центральный". Пожелаем ему успеха!

 


ПРИЛОЖНИЕ.  Для юристов, адвокатов и простых граждан прилагаем Определение Верховного суда ПМР от 10 сентября 2020 г. для ознакомления и применения в своей деятельности и защите своих прав.

 

popps-kasatsiya-vs-1a-str

popps-kasatsiya-vs-2-str

popps-kasatsiya-vs-3-str

popps-kasatsiya-vs-4-str

popps-kasatsiya-vs-5-str

popps-kasatsiya-vs-6-str

popps-kasatsiya-vs-7-str

popps-kasatsiya-vs-8-str

Поделиться ссылкой
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники