"Там, где стабильность важнее правды,

и законность уместнее справедливости,  достаточно судей профессионалов.

Но если общество не может, самоустранившись,

доверить решение государству – тут поле деятельности присяжных".

(Из Концепции судебной реформы РФ).

 

nb

Важное событие произошло в минувшее воскресенье в Тирасполе. Начала работать общественная коллегия присяжных.  Она приняла Положение, регламентирующее порядок работы, цели и задачи. И рассмотрела первое дело.

Это явилось ответом приднестровского общества на давнюю застарелую проблему, которую можно назвать "подкаблучностью" приднестровских судов. Эта проблема существовала и существует во всех странах. Однако в ПМР в силу специфики – международной непризнанности  государства – она приобрела особую остроту и нетерпимость. Отстаивание прав и интересов приднестровцев заканчивается на границах ПМР. Приднестровцы лишены возможности, которыми обладают  граждане признанных государств, напрямую обратиться в наднациональные суды. В силу этого судебная система Приднестровья оказалась замкнутой и легко управляемой властями в своих интересах.

Приднестровское общество давно знакомо с этой "болячкой" и давно искало какие-то средства для ее преодоления. Можно вспомнить многолетние попытки известного   политического и общественного деятеля ПМР (ныне покойного) А.Радченко в бытность его депутатом Верховного Совета ПМР внести изменения в Конституцию ПМР и "протолкнуть"  выборность судей.

Значительным шагом вперед стала работа Совещательного собрания первых приднестровских депутатов при Председателе Верховного Совета ПМР в 2016 – 2017 гг. Это был буквально прорыв в направлении контроля и влияния общества на решение важнейших вопросов  жизни республики. Это было наше, приднестровское,  пока неоцененное в полной мере "ноу-хау", настоящий  Народный трибунал. Однако как только его деятельность стала мешать властям, особенно  в критике  позиции властей  по вопросу так называемого "черного передела земли", деятельность Совещательного собрания  была тут же обнулена и приобрела чисто декоративные функции. Общество получило еще один урок  и доказательство того, что решение проблемы  поддержания законности и справедливости, прямого участия народа и общества в защите прав и интересов граждан не может находиться в зависимости от благосклонности или неблагосклонности властей.

Интересное предложение было высказано в процессе обсуждения "Белой книги ПМР" о том, что в качестве временного решения (до международного признания ПМР) явился бы внешний (со стороны пока  только России) надзор  за постановлениями судов ПМР.  Аргументы в пользу такого предложения значительны. Оно не затрагивает пересмотр  международных  отношений по ПМР, основываясь на договорных отношениях соответствующих структур ПМР и России. Оно направлено в русле  уже давно заявленной гармонизации  правовых систем ПМР и России. Основано на признании того факта, что  уже более 220 тыс. приднестровцев (а сегодня это, наверное, половина населения страны)  является гражданами РФ, они имеют право, могут  и должны иметь правовую защиту со стороны РФ.

Одно из интересных предложений было также высказано недавно на Фейсбуке политическим обозревателем нашего интернет-журнала "ПМРФ – Приднестровье и Россия" И. Богдановым (мы публикуем его в приложении к сегодняшнему выпуску). Развитием этого предложения и стало создание общественной коллегии присяжных ПМР.

Сегодня "ПМРФ" начинает публикацию первых документов этой новой общественной структуры.

В добрый час!

 Админ ПМРФ.


sud_vesyг. Тирасполь

14 октября 2018 г.

ПРОТОКОЛ №1

заседания общественной коллегии присяжных

Закрытое заседание.

Присутствуют: председатель и члены организационного комитета, кандидаты в присяжные заседатели, секретарь заседания.

Первый вопрос. Принятие Положения об общественной коллегии присяжных.

Во вступительном слове председатель оргкомитета обратил внимание на сходство и отличие деятельности общественной коллегии присяжных ПМР, руководствующейся Положением об общественной коллегии присяжных ПМР, от суда присяжных РФ, руководствующегося гл.42 УПК РФ.

Суд присяжных РФ состоит из двух составляющих: суда факта и суда права. Суд факта является прерогативой присяжных (жюри из представителей народа), его задача разрешить вопрос  только о  виновности подсудимого. Суд права является прерогативой профессиональных судей, его задача  - применить нормы права на основе вердикта присяжных. Таким образом, сущность суда  присяжных состоит в том, что разрешение вопроса о виновности является исключительной прерогативой народных представителей, а не профессиональных судей.

В отличие от российского суда присяжных, деятельность общественной коллегии присяжных ПМР является только судом факта, не содержит вообще признаков суда права. Нет судей, не выносится обязательного для исполнения решения, не применяются меры, обеспечивающие принудительный характер суда и исполнения его постановлений.

Отсюда вытекает несколько важных принципов и последствий  деятельности общественной коллегии присяжных ПМР.

1.  Эта деятельность не является исполнением властных полномочий, не влечет никаких обязательно-принудительных действий, является лишь выражением мнения представителей народа по рассматриваемому вопросу в условиях максимально демократического и всестороннего его рассмотрения в особой состязательной форме, присущей судопроизводству.

2. Эта деятельность не подменяет деятельность аналогичного органа власти ПМР (в силу хотя бы отсутствия в ПМР судов присяжных). Не пытается воздействовать на судей и судебные постановления, поскольку рассматривает вступившие в законную силу постановления судов. В связи с чем и не носит признаков узурпации власти.  

3. Являясь шагом вперед на пути заявленной в ПМР гармонизации правовых систем Приднестровья и Россия, побуждая власти ПМР активнее внедрять прямое народное участие в разрешении судебных споров,  деятельность общественной коллегии присяжных основана на Конституции ПМР и законах ПМР, с учетом  процессуальных норм, изложенных в главе 42 УПК РФ "Производство по уголовным делам, рассматриваемым судом  с участием присяжных заседателей".

4. В условиях международной непризнанности ПМР и невозможности для приднестровцев обратиться в наднациональные суды  за вердиктом о законности и обоснованности постановлений судов ПМР,  деятельность коллегии присяжных направлена на обращение за последним словом в этом вопросе к единственному источнику власти в ПМР – народу.

5.  Общественная коллегия присяжных ПМР рассматривает только вступившие в законную силу судебные постановления с общим  для всех судов ПМР подходом. Поэтому ее прерогативой являются не только вступившие в законную силу постановления по уголовным делам, но и по гражданским и арбитражным делам.

6.  Общественная коллегия присяжных выносит вердикты: 1) по поводу сути судебного постановления (обосновано – не обосновано)  и 2) в случае вердикта о необоснованности судебного постановления дает оценку причинам, послужившим принятию необоснованного постановления (судебная ошибка – судебная кривда).

7. Председатель общественной коллегии присяжных ведет судебное следствие с привлечением защитника рассматриваемого судебного постановления и оппонента рассматриваемого судебного постановления. Председатель коллегии присяжных не участвует в  выработке вердикта. Избирается по большинству голосов коллегией присяжных на оговоренный срок. Полномочия председателя могут быть досрочно прекращены по предложению старшины присяжных и при поддержке большинства присяжных

8. Принятием вердиктов и иной деятельностью присяжных руководит старшина присяжных заседателей, избираемый большинством голосов присяжных.

9. Присяжными заседателями могут быть граждане старше 25 лет, мужчины и женщины, разных национальностей, профессий, социального положения религиозных или атеистических убеждений, не имеющие противопоказаний. Количество присяжных выражается нечетным числом, не менее семи.  Вердикт выносится каждым из присяжных в отдельности. В итоге принимается вердикт по большинству голосов.  Вердикт выносится на основании здравого смысла,  безмотивности вердикта и безответственности за его содержание.

10. Кандидаты в присяжные единожды дают присягу следующего содержания: "Приступая к исполнению ответственных обязанностей присяжного заседателя, торжественно клянусь исполнять их честно и беспристрастно, принимать во внимание все рассмотренные в суде доказательства, выносить вердикт  по своему внутреннему убеждению и совести, не оправдывая судебную кривду и не осуждая судебную ошибку, как подобает свободному гражданину и справедливому человеку". После принятия присяги кандидаты в присяжные переходят в категорию присяжных заседателей и имеют право неоднократного участия в рассмотрении дел до их замены или освобождению от обязанностей в связи с нарушением клятвы, по недоверию или в связи с появлением препятствующих условий.

Председатель оргкомитета ответил на вопросы кандидатов в присяжные.

Вопрос: Почему заседание закрытое?

Ответ: Коллегия присяжных начинает работу в крайне сложной и непредсказуемой обстановке с соблюдением прав человека в ПМР. Если бы это было не так, не было  бы потребности в нашем начинании. Даже депутатам Верховного Совета ПМР, высшего законодательного органа республики, сегодня не дают возможности работать в открытом для народа режиме. Прямые видеотрансляции заседаний ВС ПМР прекращены. Идет постоянно нарастающая  атака на доступ к информации, доступ ограничивается уже на официальных сайтах президента ПМР, судов.

С другой стороны, нет уверенности в  том, что ряд правозащитных действий последнего времени и их оценка судами ПМР  проходит в безопасном, защищенном законом режиме. Есть данные о похищении людей, их пытках и избиениях, о подтасовке доказательств, свидетельских показаний, двойных стандартов в подходах к привлекаемым к ответственности гражданам со стороны правоохранительных органов и судов. Все это вызывает законную озабоченность в отсутствии гарантий даже для конституционно разрешенной деятельности, провозглашенных в Конституции ПМР свобод собраний, шествий, митингов, слова, информации и т.д. Так что некоторое время для  вашей же безопасности заседания коллегии предлагается проводить в закрытом режиме. Мы вернемся к этому вопросу не раньше, чем  будет восстановлена прямая видеотрансляция для заседаний депутатов ВС ПМР.

Вопрос: Как будет пополняться состав коллегии, формироваться резерв? Люди болеют, уезжают, устают.

Ответ: Прежде всего, это дело добровольное и на общественных началах (т.е. без оплаты). Требования к кандидатам в присяжные изложены в главе 42 УПК РФ. В ближайшее время будут обнародованы контактные данные, по которым можно будет подать заявку. Она будет рассмотрена в порядке, предусмотренном российским законодательством о суде присяжных. Вы сами уже прошли этот пусть, узнав о предложении в Фейсбуке начать прямое  народное участие в надзоре за деятельностью и постановлениями судов ПМР и связавшись с оргкомитетом.

Выносится на голосование вопрос о принятии Положения об общественной коллегии присяжных заседателей.

Принято открытым голосованием  единогласно.

Второй вопрос. Принятие  клятвы народными заседателями.

Кандидаты в присяжные заседатели каждый в отдельности  приняли клятву присяжного заседателя.

Третий вопрос. Выборы старшины коллегии присяжных.

По предложению председателя оргкомитета старшиной избран старший по возрасту  член коллегии присяжных, который был избран единогласно открытым голосованием присяжных.

Четвертый вопрос. Выборы председателя коллегии присяжных.

По предложению старейшины коллегии присяжных, единогласным голосованием присяжных заседателей председателем  коллегии избран председатель оргкомитета.

На этом первая часть заседания общественной коллегии присяжных ПМР от 14 октября 2018 г. была завершена.

 

Секретарь  заседания  (подпись).


ПРИЛОЖЕНИЕ

 

С судами надо что-то делать. Предложение на Фейсбуке.

 

my_grajdane_kvadrДа, с судами надо что-то делать. И немедленно. Это по важности становится задачей номер один на ближайшее время. Понятно, что власти НИКОГДА не пойдут на какие-то изменения этого инструмента их власти. Нужно выработать что-то альтернативное.

Я предлагаю для начала организовать ОБЩЕСТВЕННЫЙ НАРОДНЫЙ ТРИБУНАЛ. По такому типу, как тут прозвучало: выборными судьями, с народными заседателями, присяжными и т.д. Этот Трибунал будет рассматривать вот такие громкие дела, типа ДТП Шкильнюк или случай с Хоржаном и т.п., имеющие существенную политическую или кумовскую составляющие. Благо никто не запретит правомочным лицам знакомиться с заведенными в судах ПМР делами и делать их копии, которые (дела) потом будет рассматривать НАРОДНЫЙ ТРИБУНАЛ. Хоржан может предоставить такую полную копию своего дела. А это 90% затрат времени и сил, останется только рассмотреть и вынести решение. НАШЕ РЕШЕНИЕ.

К работе в качестве судей можно привлечь еще оставшихся порядочными местных судей-отставников (возможен вариант на анонимной основе). Можно привлечь судей со стороны, в т.ч. из России, на договорных началах (раскошеливаться надо, ребята, а для этого надо создать ФОНД ПРАВОСУДИЯ и собирать народные копейки, а как иначе?) Участие Российского судейства в контроле за решениями судов ПМР возможно на договорных началах, если не удастся провести законом через ВС ПМР – через два года выборы и новым кандидатам в депутаты надо вбить в голову, что их выбирают для наведения порядка в судах, Этот вопрос уже поднимался в "Белой книге ПМР" (Материалы Совещательного собрания первых приднестровских депутатов). Посмотрите итоги голосования по земельной проблеме. http://pmrf2.ru/0100_all-articles/l-leonov-chisla-itogi-golosovaniya-po-zemelnomu-voprosu

Конечно, обязательного к исполнению характера решения Народного Трибунала пока иметь не будут. Но ныть не стоит. Большое значение будет иметь уже само существование этой структуры, информация о ее деятельности, в том числе, не только в ПМР, но и, например, в России, информировании ее соответствующих кураторских органов за рубежом (Посольство РФ в МД) и т.д. Решения Трибунала сильно пригодятся при смене власти как документы для надлежащего реагирования по зафиксированным кривдам официальных судей, а также по преступлениям властей. Вообще, уже надо иметь ДОСЬЕ Государственных  преступлений, АРХИВ соответствующих документов. Все фиксировать, сохранять. Это обязательно сработает в нужное время. Иначе, вот оно пришло – счастливое время победы, победители ликуют, обычное всепрощенчество (никаких же следов издевательств над народом не сохранилось, только пузыри из носа) – и пошла по новой писать губерния.

Многие слышали про Нюрнбергский процесс – суд над военными преступниками Третьего Рейха. Но мало кто знает, что было два Нюрнбергских процесса. Второй состоялся вслед за первым – суд над нацистскими судьями. В результате сегодня мы имеем то, что имеем: Германия самая денацифицированная страна.

НАРОДНЫЙ ТРИБУНАЛ, ФОНД ПРАВОСУДИЯ, ДОСЬЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ (то есть преступлений ГОСУДАРСТВА против народа), АРХИВ – это серьезно, реально, интересно, результативно. И я готов в этом участвовать. Кто еще?

 

И. Богданов, политический обозреватель ПМРФ.

Источник

Поделиться ссылкой
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники