В первом чтении  Верховный Совет ПМР принял Закон «О дополнительных мерах, направленных на стабилизацию экономики Приднестровской Молдавской Республики»"

Авторы законодательной инициативы, депутаты ВС ПМР:
КОРШУНОВ Александр Викторович
ПАСАТ Петр Семенович

Обоснование необходимости принятия законопроекта, его целей и основных положений, его места в системе действующего законодательства, а также прогноз социально-экономических и иных последствий его принятия

 

а) В настоящее время на экономику Приднестровской Молдавской Республики продолжают оказывать влияние ряд внутренних и внешних факторов, приводящих к циклическому спаду объемов промышленного производства, сокращению количества рабочих мест, снижению налоговых отчислений в государственный бюджет. Циклический спад экономики, вызванный преимущественно ситуацией на внешних рынках, протекает на фоне ярко выраженных структурных дисбалансов. Так, по итогам 2014 года налоговая нагрузка на экономику составила 34%, что превышает допустимые нормативные показатели для развивающихся стран в 1,3 раза. Расходы консолидированного бюджета по итогам 2014 года составили 32% от ВВП, что также существенно превышает допустимые для развивающихся стран нормативы. Кроме этого следует отметить, что практический каждый второй занятый в экономике Приднестровья является работником бюджетной сферы, а на каждого занятого в экономике приходится примерно один получатель пенсии. По масштабам данных диспропорций республика занимает лидирующее место среди стран СНГ.

Данные показатели отчетливо сигнализируют, что существующий размер реального сектора экономики Приднестровья не в состоянии в полном объеме финансировать существующий государственный сектор. Например, для финансирования фактических расходов консолидированного бюджета размер ВВП должен составлять около 16 млрд. рублей, т.е. в 1,3 раза больше, чем фактический показатель ВВП. А для финансирования планируемых расходов показатель ВВП должен составлять 20 млрд. рублей, что больше текущего значения в 1,6 раза.

 

Учитывая изложенное, можно сделать вывод о том, что сокращение бюджетного дефицита и сохранение стабильности социальных выплат возможно только за счет роста экономики, т.е. резерв роста налоговой нагрузки на экономику исчерпан.

В этой связи с целью смягчения продолжающего падения реального сектора экономики и недопущения на этом фоне усугубления имеющихся экономических дисбалансов и уровня жизни граждан, законопроектом предлагается:

1. В целях оперативного регулирования налоговой нагрузки на производственные предприятия, оказывающие услуги по переработке давальческого сырья, предоставить полномочия Правительству по регулированию повышающего коэффициента к базовой ставке по налогу на доходы. Указанная мера создаст предпосылки для снижения налоговой нагрузки на производственный сектор. Так, согласно проведенным на основании финансовой отчетности предприятий расчетам, налоговая нагрузка в швейной и обувной промышленности в несколько раз превышает среднюю налоговую нагрузку в промышленности.

2. Законопроектом предлагается установить, что вновь созданные производственные предприятия освобождаются от уплаты налога на доходы на пятилетний срок. В условиях значительных инвестиционных рисков, снижения покупательной способности, как на внутреннем рынке, так и на внешних рынках, необходимо создавать дополнительные стимулы для создания предприятий. Предлагаемая налоговая льгота направлена на повышение инвестиционной привлекательности потенциальных инвестиционных проектов за счет повышения их сроков окупаемости, а также внутренней доходности.

3. Блок представленных в законопроекте поправок направлен на поддержку предприятий малого бизнеса за счет снятия некоторых административных барьеров, а также снижения налоговой нагрузки. Так, законопроектом, помимо прочего, предлагается освободить от сдачи и ведения статистической отчетности предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения. Также для данных предприятий предлагается освобождение от уплаты платежей за загрязнение окружающей среды и пользование природными ресурсами, что существенно снизит административную нагрузку в части составления отчетности. При этом с целью недопущения снижения доходов экологических фондов предлагается перенаправить на эти цели часть налогов с выручки. Указанные предложения учтены в законопроекте по результатам проведения рабочих совещаний с представителями сферы малого бизнеса.

4. В условиях резкого снижения показателей деловой активности предприятий, негативной конъюнктуры на внешних рынках предлагается в период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2016 зафиксировать величину МРОТ. Указанная мера позволит смягчить негативное влияние на экономику предприятий внутренних и внешних факторов за счет недопущения роста налоговой нагрузки в части налогов на труд, на которые приходится основная часть налогового бремени. Следует отметить, что к настоящему времени налоговая нагрузка на производственный сектор экономики составляет около 50%, что превышает допустимые показатели почти в 2 раза.

5. С целью повышения стабильности законодательства предлагается установить, что нормативные акты, принятые в течение года и ухудшающие положение граждан и экономических агентов, обратной силы не имеют и применяются со следующего финансового года при условии их официального опубликования не позднее 1 октября текущего года. Указанная мера позволит улучшить качество делового климата, а создаст дополнительные гарантии для граждан в части не ухудшения материального положения в течение года.

6. С целью повышения прозрачности распределения прибыли от использования государственной собственности, создания предпосылок для роста доходов государственного бюджета, предлагается установить, что размер прибыли, подлежащий перечислению в консолидированный бюджет государственными и муниципальными унитарными предприятиями, а также иными организациями с государственным участием по итогам деятельности за 2014-2016 годы, устанавливается законом о республиканском бюджете. Следует отметить, что такой порядок уже успешно применялся до 2013 года. Наряду с этим, счетную палату Приднестровской Молдавской Республики предлагается наделить полномочиями по осуществлению проверок организаций, учредителями которых являются уполномоченные органы государственной власти, государственные учреждения, предприятия с государственным участием, а также предприятия, получающие государственную поддержку в рамках заключенных с Правительством Приднестровской Молдавской Республики соглашений. Это позволит повысить финансовую прозрачность, как государственных предприятий, так и предприятий частной формы собственности, получающих государственную поддержку.

7. В рамках снижения административных барьеров и фискальной нагрузки на реальный сектор экономики предлагается установить, что при наличии сертификата (декларации) соответствия из стран СНГ, стран Европейского Союза не требуется обязательное признание сертификата и знака соответствия (переоформления) уполномоченным на то органом государственной власти Приднестровской Молдавской Республики. Указанная норма уже успешно применялась в законодательстве Приднестровья в кризисные периоды функционирования экономики.

8. В рамках контроля над ростом цен дополнительно к существующим механизмам предлагается ввести временный механизм регулирования цен на говядину; свинину; куры; рыбу свежую; сельдь мороженую; сахар-песок; соль поваренная пищевая; чай черный байховый; картофель; капусту белокочанную свежую; лук репчатый; морковь; свекла; яблоки.

Государственное регулирование цен по данному перечню предлагается осуществлять на срок не более чем девяносто календарных дней в случае, если в течение тридцати календарных дней подряд рост розничных цен составит тридцать и более процентов. Исключение составляют случаи, когда рост цен связан с периодическим сезонными колебаниями, либо изменением ситуации на внешних рынках. Предлагаемая норма соответствует российскому аналогу.

9. В рамках совершенствования механизма налогового контроля предлагается закрепить за налоговой службой дополнительные полномочия по проведению внеплановых налоговых проверок организаций сферы торговли, у которых зафиксирована отрицательная стоимость чистых активов.

Прогноз социально-экономических последствий принятия законопроекта видится в сохранении производственного потенциала экономики Приднестровья и недопущения дальнейшего снижения благосостояния граждан.

б) Принятие настоящего законопроекта не потребует дополнительных материальных затрат.

в) Принятие настоящего законопроекта потребует внесения изменений и дополнений в подзаконные нормативные акты.

Источник

 

Поделиться ссылкой
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники